Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная политика как фактор экономического развития Республики Татарстан

Работа №55592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические и методические основы социальной политики 8
1.1. Сущность социальной политики и ее основы направления 8
1.2. Экономический рост и факторы его формирования 17
1.3. Современные инструменты социально-экономического развития
региона 22
2. Характеристика социальной политики и анализ экономического развития
Республики Т атарстан 31
2.1. Особенности социальной политики в современной России 31
2.2. Анализ основных социально-экономических показателей РТ 40
2.3. Особенности демографической ситуации в РТ 51
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию экономического
развития региона РТ 60
3.1. Проблемы социально-экономического развития РТ 60
3.2. Пути повышения и перспективы социально-экономического
развития РТ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность темы исследования обусловлена проблемой поиска современными государствами оптимальных моделей социальной политики, которые бы гарантировали им социальную и политическую стабильность и предсказуемость развития. В условиях экономического спада социальная сфера становится уязвимой, в результате чего возникший социальный кризис легко может перерасти в политический. В отечественных условиях перед государством встаёт дилемма - усиливать контроль над экономической и политической сферой для стабилизации социальной сферы или брать курс на либерализацию: оба варианта возможны, и ни один из них не гарантирует успех. Для зарубежных стран так же стоит проблема сохранения прежнего уровня социальных гарантий в условиях кризиса еврозоны и отсутствия экономического роста. В данном контексте ключевой точкой взаимодействия гражданского общества и государства является область социальной политики.
Социальная политика государства является одновременно основным содержанием и целью работы правительства. Политическая власть оказывается легитимной в том случае, если она способствует сохранению и повышению уровня жизни общества, решению социальных проблем. В связи с этим изучение моделей реализации социальной политики и их применения к социальным, экономическим и политическим реалиям представляется актуальной и значимой. Интерес автора к данной проблематике обусловлен тем фактом, что Российская Федерация по одному ряду показателей принадлежит к развитым странам, а по другому ряду - к развивающимся или не развитым государствам. К примеру, объём валового внутреннего продукта на душу населения, уровень образования населения, продолжительность жизни - свидетельствуют о развитости государства.
С другой стороны, уровень удовлетворённости жизнью (качество жизни), количество общественных организаций на душу населения указывают на отсталость Российской Федерации. Неоднородность показателей свидетельствует о том, что наше государство по многим социально-политическим вопросам занимает промежуточную позицию, а то и вовсе предлагает отличное от остальных решение проблем.
Одной из важных составляющих данного исследования является пересмотр и упорядочивание существующих моделей социальной политики. В значительной мере актуальность работы обусловлена рядом ранее разработанных сценариев развития отечественного государства в контексте реализации им социальной политики как показателя степени расслоения общества данной страны либо региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку государственной политики. Сценарий развития социальной политики государства даже на краткосрочный период - задача с большим количеством переменных. Тем не менее, анализ решений в области реализации социальной политики Российской Федерации, принимаемый политической элитой с осторожностью можно охарактеризовать как умеренную модернизацию. В её рамках, на наш взгляд, первостепенное значение в государстве будет отдаваться изменению «фасада» политических и общественных институтов, ориентированных в сторону либерализации.
Социальные институты и механизмы решения социальных проблем, в свою очередь, подвергнуться изменениям в сторону упорядочивания правил получения социальных гарантий, увеличения объёма адресной помощи и в образовании и здравоохранении. Предоставление государственных социальных услуг станет более открытым, но которые будут предоставляться в более точечном объёме, что повысит их эффективность и сделает ее более понятной и близкой людям. В работе представлены и альтернативные сценарии развития социальной политики, описывающие различные варианты реализации социальной политики государства как составляющей государственной политики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы для формирования социальной политики на региональном уровне, созданию ее нормативно-правовой базы.
Понятийный аппарат «социального государства» и государственной социальной политики разрабатывался западными исследователями, такими как Лоренцом фон Штайном, которым в 1850 году было введено понятие «социальная политика», В. Зомбартом, считающимся «отцом социальной политики», А. Вагнером, Т.Х. Маршаллом, Ф. Науманном, Р.М. Титмуссом, Р.Кастелем.
Степень научной разработки проблемы. Вопросы социального неравенства и обеспечения государством определённого уровня жизни населения, то есть некоторые аспекты современной социальной политики поднимались ещё античными философами, такими как Платон, Аристотель.
Проблематика современной отечественной социальной политики разрабатывалась такими авторами, как Ф.Э. Бурджалов, П.К. Гончаров, В.Гутник, Л.С. Мамут, М.И. Меланьин, Р. Нуреев, В.Д. Роик, С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина, А.Н. Аверин, Т.И. Заславская, А.Ю. Шевяков, И. Михалев, И.А. Григорьева, П. Романов и Е. Смирнова-Ярская, В.А. Торлопов, Н.А. Волгин, В.Н. Ярская, Л.И. Якобсон, А.Я. Рубинштейн, О.И. Шкаратан.
К современным зарубежным исследователям проблематики
социального вопроса, перераспределения и социального государства можно отнести Г. Бэкера, Й. Брехбюля, К. Буша, Х.Й. Буркхардта, Б. Грелля и К. Ламмерта, М. Хенкеля, С. Хилгера, М. Кнута, С. Лайбера, Р. Минас, С. Грос, Х. Нолль и С. Вайк, М. Опиелку, Ф. Ошмианскии Й. Кюля, Н. Потрафке, Т. Шустера.
Объектом исследования является социальная политика современного государства.
Предмет исследования: социальная политика как фактор
экономического развития Республики Татарстан.
Цель исследования: совершенствование социальной политики региона.
В соответствии со сформулированной целью были поставлены следующие основные задачи:
1. рассмотреть теоретические и методические основы социальной политики;
2. изучить экономический рост и социальные факторы его формирования;
3. раскрыть современные инструменты социально-экономического развития региона;
4. выявить особенности социальной политики в современной России;
5. проанализировать основные социально-экономические показатели РТ;
6. исследовать особенности демографической ситуации в РТ;
7. разработать рекомендации по развитию социальной политики в Татарстане.
Теоретико-методологические основы исследования. Используемой группой методов исследования являлась группа общенаучных методов. В рамках данной группы нами использовался, прежде всего, диалектический метод.
Функциональный метод дал возможность проследить взаимосвязь между уровнем экономического развития и развитием региона в частичности и государства в целом.
Институциональный метод дал возможность исследовать взаимоотношения государства и институтов гражданского общества в рамках различных моделей социальной политики.
Системно-структурный метод позволил выявить взаимосвязь в реализации социально-политических мер между государством, общественными структурами, бизнесом и определить ведущую роль государства в процессе формирования социальной политики.
Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно - правовые акты, официальные документы, государственные и региональные
программы в социальной сфере, статистические данные в области демографии и социально-экономических отношений, социологические опросы, статистические данные, а так же материалы, носящие справочный характер.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования была изучена социальная политика РФ, то есть политика государства, направленная на снижение дифференциации доходов и имущества граждан и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Республика Татарстан, как один из регионов РФ также имеет свои особенности в проведении социальной политики. Более подробное рассмотрение социальной политики РТ было осуществлено на цифровых значениях 2016 г. На основе проведенного анализа социальной политики РТ можно сделать вывод о том, что в РТ преобладающими в реализации являются масштабные социальные программы, которые охватывают большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.
Второстепенность социальной политики может грозить для государства потерей управляемости и социальным взрывом, в условиях которого у власти будет лишь два выхода - выстраивать тоталитарный политический режим или поставить социальную проблематику на первое место в ряду государственных задач. Проблема выбора подходящей для государства и его населения модели социальной политики так же является первостепенной для политических элит, поскольку ошибочный выбор направленности и механизмов реализации социальной политики может стоить власти имиджевыми потерями и, опять же, социальной нестабильностью.
В ходе проведенного опроса в РТ Центром социально-экономический исследований РТ при Кабинете министров РТ было выявлено, что большинство наших граждан недовольно работой органов и учреждений социальной защиты. Несмотря на то, что в республике есть Стандарт оказания услуг в социальной сфере, постоянно внедрятся ИТ в работу социальных учреждений. В качестве основных проблем опрошенные выделили: на первое место - большие очереди (38,2%), на второе - отсутствие возможности бесплатного копирования требуемых документов
(27,1%), на третьем месте - отсутствие удобств в ожидании приема (21,6%), отсутствие и недостаточность разъяснительной информации (20,8%), недостаточное количество специалистов (18,2%)
В результате можно определить следующие основные проблемы в системе социального обслуживания населения:
- унификация государственной стандартизации государственных услуг во всей системе социального обслуживания населения;
- формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения;
- усложнение управленческой деятельности в этой сфере;
- слабая информатизации населения о видах и порядке предоставляемых государственных услуг, включая информацию об административных регламентах и стандартах;
- недостаточно проработанная нормативно-правовая база, формируемая органами местного самоуправления.
Проанализировав современное социально-экономическое развитие Республики Татарстан в работе были предложены следующие мероприятия:
Развитие законодательства в сфере предоставления государственных услуг населению. Здесь необходимо внести изменения в закон РТ от 13.11.2006 N 69-ЗРТ «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан», которые предусматривают законодательное закрепление стандартов в сфере социального обслуживания населения, соответственно это обяжет Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ инициировать разработку стандартов для конкретных социальных учреждений, то есть в отдельности для Центров занятости, для Центров социального обслуживания. При этом в разработке должны участвовать специалисты соответствующих учреждений, представители общественных организаций. В Стандарт оказания государственных услуг должна быть четко прописаны критерии качества оказываемых услуг и также прописаны ситуации урегулирования конфликтной ситуации с потребителем услуги. То
есть в Стандарте должны быть конкретно прописаны: содержание и объем, качество и безопасность социальных услуг, их гарантии и способы предоставления, а также ответственность за их несоблюдение.
Вся оценочная деятельность должна строиться на мнении граждан, которые приходят получать эти услуги. Также в стандартах должна быть прописана система контроля качества за деятельностью учреждений, предоставляющих услуги в социальной сфере. Целесообразно предоставить определенному кругу общественных организаций, например, по защите прав граждан, осуществлять контролирующие мероприятия, помимо Прокуратуры. Общественные организации в таком случае должны предоставлять отчет по проверке во все контролирующие органы и учреждения: городскую Прокуратуру, Роспотребнадзор (в части
предоставления платных услуг), Росздравнадзор (реабилитационные услуги). Отчет также должен быть опубликован на официальном сайте общественной организации.
Решение организационных, кадровых, материально-технических проблем учреждений и органов социальной защиты РТ:
- необходимо разработать порядок информирования населения о деятельности учреждений и органов социальной защиты. Здесь можно предложить разработку социальной рекламы, предусмотреть в новостях на телеканалах «ГТРК «Татарстан», ТНВ, «RZN» предусмотреть рубрику, которую можно назвать «Социальная защита населения: горячие новости». Также можно предложить разработку PR-проекта, который бы проинформировал население о работе учреждений и органов социальной защиты, по каким вопросам и как к ним можно обратиться и др.;
- предусмотреть разработку собственных сайтов всех учреждений и органов социальной защиты РТ. Должны быть предусмотрены вкладки: расписание, перечень услуг, перечень платных услуг, регламент работы, порядок и время проведения консультаций, стандарт предоставления государственных услуг, работающий персонал, вкладка жалобы,
предложения. Все жалобы и предложения оставленные в сети Интернет должны проверяться соответствующими Прокуратурами;
- повышение профессиональной подготовки сотрудников учреждений и органов социальной защиты населения. Необходимо разработать порядок повышения квалификации сотрудников, но не реже, чем раз в год им необходимо улучшать свои знания;
- необходимо предусмотреть межведомственное взаимодействие в вопросах совершенствования работы персонала. Например, такой обмен опытом можно проводить в ходе круглых столов и заседаний;
- при трудоустройстве нового сотрудника необходимо прикрепить к нему наставника, который разъяснит, в чем заключается суть обязанностей. При этом наставнику будут оплачиваться его обязательства. Когда один из сотрудников выступает в качестве наставника его необходимо освобождать частично от его повседневной работы, это позволит ему сосредоточиться на обучении и подготовке нового кадра к работе. Также должен быть предусмотрен раздаточный материал для всех новичков, чтобы им было легче учить;
- необходимо обучать сотрудников работе с гражданами. Во-первых, при работе с гражданами нужно использовать раздаточный материал - брошюры, листовки, где будет коротко содержаться нужная им информация, также более тщательным образом проводить консультации. На каждого гражданина выделять 10-15 минут. Возможно, нужно выделить несколько специалистов, которые будут работать только в направлении предоставления консультаций. Или же поочередно в качестве дежурства назначать сотрудников, которые будут работать с населением;
Социальная политика должна быть ориентирована в большей степени на классы ниже среднего - подавляющее большинство населения. Целью политики социального государства в ближайшее время, помимо борьбы с абсолютной бедностью, станет подъем около 30% населения до уровня среднего класса.
Необходимо ввести полноценный мониторинг нуждающегося населения с учетом черты относительной бедности и показателем уровня медианного дохода, а также уровня социальной эксклюзии.
Требуется пересмотр потребительской корзины с учетом фактических потребностей и возможностей населения, выявление адекватных социальных стандартов в структуре потребления для современного населения страны и, как следствие, повышение прожиточного минимума. На этой основе в ближайшем будущем станет возможен выход бедных за пределы стандарта выживания, учитывая тот факт, что в последнее десятилетие в России уже наметилась тенденция движения к новой потребительской модели.
Увеличение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с целью сокращения бедности среди трудящегося населения.
Для выведения безработного населения из бедности необходимо повысить пособия для безработных до уровня прожиточного минимума.
Смена модели социальной политики в отношении бедных категорий населения. Традиционная борьба с бедностью предполагает политику поддержки доходов путем увеличения адресных программ, однако современная политика социального государства должна основываться на предоставлении социальных услуг, способствующих социальной интеграции, таких как образование и возможность трудиться.
Следует отказаться от немецкого шаблона социального страхования (высокие социальные пособия по безработице) во избежание проявления тенденции социального и государственного иждивенчества, возможно, несколько увеличить возраст выхода на пенсию; при увеличении зарплат в социальной сфере следует поднимать её уровень пропорционально всем категориям в данной области (например, в медицине - врачам, фельдшерам, санитарам и всему вспомогательному медперсоналу) с целью учёта корпоративных интересов в данной области.
Субсидирование региональных проектов должно происходить на равных, открытых и понятных для всех условиях, федеральная власть должна будет отказаться от фаворитизма региональных элит, произвести своего рода санацию региональных и федеральных элит. Создание равных финансовых возможностей для развития субъектов поможет федеральной власти расставить новые приоритеты в направлении развития регионов, увидеть специфику их развития.
Также необходимо решить вопрос с удаленностью социальных учреждений для некоторых наших граждан либо предусмотреть выделение средств на строительство учреждений там, где их не хватает или они далеко расположены от некоторого числа людей либо ввести маршрут автобуса, которые будет ездить специально в социальные учреждения, которые менее доступны для граждан.
На сегодняшний день социальная политика РТ активно разрабатывается, дополняется и модернизируется, а значит, она находится в стадии активного, позитивного становления и изменяется в лучшую сторону.
Социальная политика, сегодня, - это главная стратегическая цель. Это обеспечение социальной безопасности населения в регионе. Поэтому программа регионального социального обеспечения социальной безопасности должна найти свое достойное место в региональной и федеральной социальной политике.



1. Конституция Российской Федерации. - М., 2017.
2. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan2030.ru (дата обращения: 15.10.2016).
4. Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ (http://www.kremlin.ru).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Интернет-портал Правительства РФ (http://www.govemment.ru)
6. Положение о Министерстве труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: https://prav.tatar.ru/docs/post/post 1 .htm?page=151 &pub_id=48169 (дата
обращения: 13.03.2017).
Монографии:
1. Абросимова Т. С. Социально-правовая защита граждан в РФ:
монография / Т. С. Абросимова. - М.: Инфра-М, 2014. - С.19.
2. Абросимова Т. С. Социально-правовая защита граждан в РФ:
монография / Т. С. Абросимова. - М.: Инфра-М, 2014. - С. 89.
3. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения: монография / К. Н. Новикова. - Казань: КГТУ, 2015. - С. 64..
4. Михеев О. В. Социальная защита граждан: анализ и перспективы на будущее: монография / О. В. Михеев. - М.: А-Приор, 2016. - С. 90.
Учебники и учебные пособия:
1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2013. - С. 90.
2. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России / О.Е. Андрющенко // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2015. - № 3 (18) - С. 175.
3. Александрова М. А. Характеристика инфраструктуры социальной защиты населения в РФ / М. А. Александрова // Социологические исследования. - 2016. - №14. - С. 13.
4. Александрова М. А. Характеристика инфраструктуры социальной защиты населения в РФ / М. А. Александрова // Социологические исследования. - 2016. - №14. - С. 15.
9. Волгина Н. А. Социальная политика: Учебник / под ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2014. - С. 65.
10. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России: учебное пособие /Т.С. Гусева.- М.: РАГС, 2014. - С. 89.
11. Гуслякова Л.Г. Социальные службы, структура, кадры, особенности организации / Л.Г. Гуслякова, Л.М. Потолова. - Барнаул, 2014. - С. 109.
12. Гусева Т.С. Право социального обеспечения в России: учебное пособие /Т.С. Гусева.- М.: РАГС, 2014. - С. 96.
13. Ерусланова Р. И. Технология социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов: учебное пособие / Р. И. Ерусланова. - М.: Дашков и К,
2016. - С. 69.
14. Закомолдина Т.О. Проблема социального государства / Т.О. Закомолдина // Вестник СГА. - 2016. - №2. - С. 3.
15. Золотарева А. Б. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / А.Б. Золотарева. - М.: Ин-т Гайдара, 2015. -
С. 87.
20. Калов З.А. Особенности реализации моделей социальной политики / З.А. Калов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - С. 109.
21. Клементьев Д. С. Социология управления / Д. С. Клементьев. - М.: МГУ, 2014. - С. 43.
22. Нусратуллин И.В. Об уровне жизни и социальной защите населения в Республике Татарстан / И.В. Нусратуллин. - Казань, 2016. - 157 с.
23. Палехова П. В. Организация, управление и администрирование в социальной защите: Учебное пособие / под ред. П. В. Палехова. - М.: Инфра- М, 2014. - С. 65.
24. Павленок Н. Д. К вопросу об основных категориях социальной работы / Н. Д. Павленок // Университетские вести. Приложение к газете Вестник МГУ. - 2016. - Сентябрь.
25. Римашевская Н.М. Социальные нормативы как государственные гарантии в условиях финансово-экономического кризиса / Н.М. Римашевская // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - № 10. - С. 23.
26. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан / О.А. Снежко. - М.: Инфра, 2015.- С. 75.
27. Сидорина Т.Ю. История и теория социальной политики: учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. - М.: РГГУ, 2015. - С. 90.
28. Сотникова Я.Б. Управление социальной сферой на примере муниципального образования / Я.Б. Сотникова, М.С. Оборин, Ю.В. Власенков // Известия ПГТУ имени В.Г. Белинского. - 2016. - № 28. -С.56.
29. Смирнов Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника / Д.А. Смирнов // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 4. - С. 10 - 14.
30. Сигарева Е.П. Урбанизация // Социологическая энциклопедия: в 2-х томах / гл. редактор В.И.Иванов. -М.: Мысль, 2003
31. Урнов М. С. Современная Россия: вызовы и ответы / М. С. Урнов, В. Д. Касамара. - М.: Инфра-М, 2016. - 254 с.
32. Устинкин Сергей Васильевич, Алабин Дмитрий Викторович приоритетные национальные проекты в политическом процессе России // Власть. 2015.
33. Фахрутдинова Е. В. Приоритетные национальные проекты в социальной сфере Российской Федерации как фактор повышения качества жизни населения / Е.В. Фахрутдинова. - Казань: КГУ, 2015. - С. 54.
34. Фахрутдинова Е. В. Приоритетные национальные проекты в социальной сфере Российской Федерации как фактор повышения качества жизни населения / Е.В. Фахрутдинова. - Казань: КГУ, 2015. - С. 76.
35. Хуснутдинова С.Р., Сафонова М.В. Демографическая ситуация урбанизированных территорий Республики Татарстан// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-2. - С. 427-431.
Статьи в периодических изданиях:
1. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты
населения в условиях социальной модернизации России / О.Е. Андрющенко // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2015. - № 3 (18) - С. 173.
2. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты
населения в условиях социальной модернизации России / О.Е. Андрющенко // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2015. - № 3 (18) - С. 174.
3. Жолобова Е. В., Мухачева Е. А., Шипицына В. В., Березовская Л. Л. Проблемы кадрового обеспечения средним медицинским персоналом лечебно-профилактического учреждения в сельской местности // Вятский медицинский вестник. 2014- С. 173.
4. Закомолдина Т.О. Проблема социального государства / Т.О.
Закомолдина // Вестник СГА. - 2016. - №2. - С. 4.
5. Хуснутдинова С. р., Гайсин и. т., Биктимирову Н. М.,Гайсин Р. И., Сафонова М. В.// Средиземноморские журнал социальных наук. - 2015. - Т.
6. № 1 С2. - С. 122-125.
2. Козлова М.Ю. О системе социального обслуживания в РФ [Электронный ресурс] / М.Ю. Козлова. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.04.2017)
3. Карасик Е.А. Перспективные направления развития региональной системы социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / Е.А. Карасик. - URL:http://ecsocman.hse.ru//1267205197/43. pdf (дата обращения
21.03.2017) .
4. Материалы МТЗиСЗ РТ [Электронный ресурс]. - URL: http: //mtsz. tatarstan.ru/rus/inform. htm (дата обращения: 19. 03.2017) .
5. Оценка системы социальной защиты населением в РТ [Электронный ресурс]. - URL: http: //mtsz. tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_20364. doc (дата обращения 12.03.2017) .
6. Официальный сайт «Приоритетные национальные проекты»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rus-reform.ru/
7. Официальный портал «Официальный Татарстан» [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://tatarstan2030. ru/ (дата обращения:
12.10.2016).
8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/ (дата обращения: 11.05.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ