Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические подходы к анализу конкурентных отношений в банковском секторе 7
1.1. Эволюция представлений о сущности конкуренции и конкурентных
отношений 7
1.2. Развитие конкурентных отношений в банковском секторе 14
1.3. Особенности формирования конкурентных отношений в банковском
секторе современной экономики 23
Глава 2. Сравнительный анализ состояния конкурентных отношений в банковском секторе Российской Федерации и Республики Казахстан 31
2.1. Особенности конкурентных отношений и их институциональной
среды в банковском секторе российской экономики 31
2.2. Состояние конкурентных отношений в банковском секторе Республики Казахстан 43
2.3. Возможности использования зарубежного опыта для развития
конкурентных отношений в банковском секторе современной экономики 55 Глава 3. Направления развития конкурентных отношений в банковском секторе Российской Федерации и Республики Казахстан 61
3.1. Трансформация подходов к определению конкурентной среды
банковского сектора 61
3.2. Формирование факторов конкуренции на рынке банковских услуг в
современных экономических условиях 74
3.3. Перспективы развития конкуренции на современном банковском рынке 86
Заключение 95
Список использованных источников
В условиях современного мирового экономического кризиса, усиливающегося для России применением экономических санкций со стороны западных стран, положение российской банковской отрасли становится все более неоднозначным. Снижается уровень институционального доверия банковским институтам в связи с частыми банкротствами и отзывами лицензий. В свою очередь, состояние банковской системы влияет на развитие реального сектора экономики; кредитование банками расширенного воспроизводства возможно только при наличии крепкой капитальной базы, достаточного уровня капитализации банков для кредитования крупных клиентов, поддержания необходимого уровня ликвидности. Мировой кризис показал уязвимость финансово-банковской системы, её чувствительность к негативным внешним воздействиям, что потребовало переосмысливания её роли и места в экономике в условиях глобализации, в том числе институциональной модернизации.
За период экономических реформ банковская система Республики Казахстан претерпела кардинальные изменения. В результате проведенных реформ в республике сложилась банковская система, деятельность банковского сектора осуществляется на правовой базе, что благотворно сказывается на экономической ситуации в стране.
Наибольшее влияние на общий вектор развития банковского рынка оказывает уровень развития конкурентных отношений. В силу этого, создание условий для развития конкурентной среды в банковском секторе является одним из ключевых элементов государственной политики, направленной на обеспечение гармоничного и высокоэффективного экономического роста страны.
Банковский рынок, будучи, с одной стороны, ключевым элементом финансовой инфраструктуры национальной экономики, а с другой - фактором, во многом обусловливающим направления и параметры протекания экономических процессов в стране, представляет собой объект значительного научного интереса. Сущность конкуренции на данном рынке, проявляющаяся на поверхности в форме специфической конкурентной среды.
Недостаточная разработанность теоретических и методических основ формирования конкурентной среды в банковском секторе предопределили выбор темы исследования, его значимость в теоретическом и практическом аспектах.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных экономистов - представителей различных экономических школ и течений.
Основой теории и методологии межбанковской конкуренции выступают научные разработки теоретиков банковского дела. Поэтому методологической основой при разработке исследуемых проблем послужили труды в области конкуренции в банковском секторе таких экономистов, как Анисимова А.И., Базаева А.Р, Баграмян Т.С., Верников А.В., Гордеев В.А., Кладова А.А., Ермолаев К.Н., Карчагин С.П., Жук А.А., Заикин Н.Н., Зверькова Т.Н., Зеленская Ж.А., Коробова Г.Г., Матулин Ю.Н., Скворцова А.Н., Павлова Е.А., Роднина А.Ю., Соколов Ю.А., Тавасиев А.М., Тосунян Г.А., Хандруев А.А. и других.
Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к законам и закономерностям функционирования конкуренции в банковском секторе экономики, ряд вопросов, касающихся особенностей его развития в российской и казахстанской экономиках, направлений трансформации требуют дальнейшего изучения.
Цель диссертации состоит в научном обосновании представлений о конкуренции в банковском секторе экономики и в разработке практических рекомендаций по развития конкурентных отношений в банковском секторе Российской Федерации и Республики Казахстан.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Проанализировать эволюцию представлений о сущности конкуренции и конкурентных отношений.
2. Исследовать развитие конкурентных отношений в банковском секторе.
3. Выявить особенности формирования конкурентных отношений в банковском секторе современной экономики.
4. Рассмотреть особенности конкурентных отношений и их институциональной среды в банковском секторе российской экономики.
5. Проанализировать состояние конкурентных отношений в банковском секторе Республики Казахстан.
6. Оценить возможности использования зарубежного опыта для развития конкурентных отношений в банковском секторе современной экономики.
7. Раскрыть подходы к определению конкурентной среды банковского сектора.
8. Уточнить факторы конкуренции на рынке банковских услуг в современных экономических условиях.
9. Сформулировать перспективы развития конкуренции на современном банковском рынке
Объектом исследования выступают механизмы формирования конкуренции в банковском секторе экономики.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся по поводу функционирования и развития банковского сектора.
Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области изучения теории конкуренции, анализа и прогнозирования развития банковского сектора.
Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании содержания и особенностей механизма развития конкурентных отношений в банковском секторе экономики.
Представленные теоретические выводы и предложения, авторский подход к направлениям развития конкурентных отношений в банковском секторе экономики могут послужить теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования банковской системы Российской Федерации и Республики Казахстан. Приведенные в диссертации предложения и выводы могут найти применение при формировании программных мероприятий органами государственной власти по вопросам развития конкурентных отношений в банковском секторе.
Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы из 93 наименований. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что отражено в оглавлении диссертации.
Проведенное исследование конкуренция в банковском секторе экономики на примере российской Федерации и Республики Казахстан позволил сделать следующие выводы.
Конкурентная среда в самом общем виде может быть рассмотрена как совокупность внешних проявлений сущностных характеристик конкуренции, присущей тому или иному рынку в определенный период времени. Взгляд на внешнее проявление конкуренции через призму теоретической экономии предполагает органичное сочетание элементов неоклассического и институционального подходов, однако - и в этом его ключевая особенность - не является механическим их соединением, а имеет в своей основе трактовку сущности конкуренции с позиций политэкономии.
Банковская система является составной и очень важной частью экономики страны, она органично включена не только в финансовый, но и в производственный циклы. Банковская система и отрасли экономики оказывают взаимное влияние друг на друга, что проявляется как в формировании ресурсов банковской системы (в основной своей части это средства клиентов банка), так и в качестве банковских активов, которое зависит от финансового состояния его клиентов.
Банковская конкуренция представляет собой экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.
Банковскую конкуренцию можно определить как динамический процесс соперничества кредитных организаций за прочное положение на рынке ссуд, депозитов и других банковских услуг, а также на альтернативных финансовых рынках. Необходимо учитывать тот факт, что банковская конкуренция - понятие достаточно условное, потому что на рынке банковских услуг в конкурентной борьбе, кроме банков, участвуют другие кредитные организации, так называемые небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые организации (организации инкассации, инвестиционные, пенсионные фонды, финансовые, страховые компании и др.).
Важной характеристикой банковской конкуренции является конкурентная среда банка - совокупность субъектов и факторов вне и внутри банка, обусловливающих отношения на банковском рынке между кредитными организациями и потребителями банковских услуг при взаимном стремлении к увеличению количества сделок и величины прибыли.
Субъектами конкурентной среды в нашем случае выступают:
- государство и уполномоченные органы;
- кредитные организации, контролируемые со стороны органов государственной власти;
- частные кредитные организации, представленные на рынке;
- кредитные организации с участием иностранного капитала;
- кредитные организации, составляющие различные финансово-промышленные группы;
- небанковские кредитные организации;
- потребители банковских услуг.
Объектом конкурентной среды выступает экономическая выгода соперничающих субъектов.
Развитие конкурентной среды в современной России имеет ряд позитивных и негативных тенденций. Первые задают перспективу эффективного функционирования рыночного механизма конкуренции, сглаживают диспропорции, связанные с влиянием некоторых факторов, стимулируют появление новых хозяйствующих субъектов. Вторые снижают потенциалы развития отраслей экономики, оставляют неизменными монополизированную структуру экономики в некоторых отраслях, способствуют увеличению количества нарушения антимонопольного законодательства со стороны крупных предприятий.
Конкуренция является определяющей силой изменений в банковской сфере. В общем виде банковскую конкуренцию можно определить как экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.
Банковская конкуренция приводит к процессу соревновательности коммерческих и прочих кредитных институтов, в ходе чего они стремятся закрепить за собой прочное положение на рынке банковских услуг. Именно конкуренция способствует расширению ассортимента предоставляемых услуг, регулированию цены на них до приемлемого уровня, подталкивает банки к переходу на более эффективные способы оказания услуг, а следовательно, повышает уровень конкурентоспособности банка. Поэтому успех современного банка на рынке банковских услуг всецело зависит от его умения выявлять и удовлетворять потребности своих клиентов с наименьшими затратами.
Основными критериями группировки кредитных организаций в российской практике являются преобладающая форма собственности на банковский капитал и размер бизнеса, в связи с чем выделяют такие кластеры российского банковского сектора, как банки, контролируемые государством, банки, контролируемые иностранным капиталом, крупные частные банки, средние и малые банки Московского региона, региональные средние и малые банки, небанковские кредитные организации.
Падение объемов производства промышленности, снижение ликвидности, обесценение тенге, инфляция, рост безработицы вероятнее всего сократит перспективы развития банковского сектора Казахстана, уже ослабленного вследствие замедления экономического роста, вызванного недавним падением цен на нефть.
В целом, кризисные явления есть не что иное, как переломный момент для всех субъектов экономики пересмотреть существующую модель хозяйствования, интегрировать ее в меняющуюся макроэкономическую ситуацию, сделать более устойчивой к возможным негативным воздействиям макроэкономического или политического характера.
С этой целью Правительством Республики Казахстан разработан документ - Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года. Основной целью данной Концепции является создание конкурентоспособного финансового сектора и повышение его эффективности в перераспределении ресурсов в экономике на базе лучших международных стандартов, включая стандарты Организации экономического сотрудничества и развития. Для решения поставленной цели предусматривается реализация следующих задач:
1) снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков;
2) повышение эффективности финансового сектора в условиях экономической интеграции и глобализации;
3) совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы;
4) расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики;
5) поддержание сбалансированных экономических условий и снижение кредитных рисков в экономике.
В любом случае, осуществление данной Концепции - процесс достаточно ёмкий в плане временной реализации, а в краткосрочной перспективе для поддержания потенциала казахстанского финансового сектора, а в частности, банковского сектора, и повышения его конкурентоспособности, необходимы более жесткие меры по регулированию и проведению денежно-кредитной политики.
Также потребуется урегулирование вопроса качества активов, повышения устойчивости базы внешнего и внутреннего фондирования, ужесточение принципов корпоративного управления, усиление систем управления рисками, плавный переход к стандартам Базель III и другим международным стандартам на финансовом рынке.
Конкурентная среда банковского рынка России, очерченная, в первую очередь, экзогенными институциональными особенностями российской экономики, существенным образом отличается от предложенной общей модели конкурентной среды рынков банковских услуг. В частности, ключевой из указанных особенностей является унаследованная от изначально чрезвычайно монополизированной административно-командной экономики высокая доля государства в ведущих отраслях и сферах. Отечественный банковский сектор - не исключение, как ввиду исторических причин, так и ввиду текущей несбалансированной структуры национальной экономики и экономических последствий острой ситуации в сфере международных отношений нашей страны.
В современных условиях рынок банковских услуг является, с одной стороны, средством реализации проводимых экономических преобразований, а с другой стороны - их индикатором. Такая его двойственная роль связана с особым местом банков в экономике. Банковскую систему можно сравнить с «кровеносной системой», обеспечивающей жизнеспособность экономики. Пока происходит движение крови, организм живет, как только движение прекращается - умирает. От бесперебойности функционирования банков зависит воспроизводственный процесс в целом в силу того, что банки мобилизуют сбережения населения, предприятий, государства и трансформируют их в инвестиции. Они участвуют в инновационных процессах, являются проводниками денежно-кредитной политики государства. При посредничестве банков и их сотрудничестве с другими финансовыми посредниками государство реализует антициклические и антикризисные мероприятия. Кроме того, банки составляют ядро платежно-расчетного механизма: через них осуществляются расчеты между контрагентами и обеспечивается процесс непрерывного движения наличных и безналичных денег. Они перераспределяют денежные ресурсы, создают платежные средства, оказывают информационно-консультационные услуги и прочее. Таким образом, эффективное функционирование современной экономики без здоровой банковской системы невозможно. Более того, для нормального функционирования и тем более развития экономики одного только движения «крови» недостаточно, должна быть наполненность системы в необходимом объеме, а также выдержанность определенных структурных моментов (часть денег в расчетах, другая - на руках у населения, в кассах предприятия и резервах). И если различные звенья банковской системы сталкиваются с серьезными проблемами в своем функционировании, это может привести к кризису или даже параличу всей экономики. В данном контексте необходимо отметить, что по основным финансовым показателям, объему проводимых операций и разнообразию финансовых услуг, оказываемых клиентам, российский банковский сектор заметно уступает уровню развития банковского бизнеса за рубежом, особенно в промышленно развитых странах.
Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг в целом по России показал умеренный уровень его конкуренции. В борьбе за укрепление рыночных позиций банковским организациям нелегко, так как большинству из них приходится подстраиваться под правила игры лидеров или вырабатывать свою стратегию развития, а порой и стратегию выживания на рыночном поприще.
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от
02.12.1990г.№395-1.
URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения
03.02.2016) .
2. О банках и банковской деятельности: Закон Республики Казахстан от
31 августа 1995 года № 2444. URL: http://bank-ombudsman.kz/wpcontent/ uploads/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D0%BE%20%D0 %B1 %D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D 1 %85.pdf (дата обращения 04.11.2015) .
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 14.03.2013 г. № 29-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143373/ (дата обращения 26.03.2016).
4. О кредитных историях: Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _51043/ (дата обращения 29.03.2016).
5. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй: Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 г. № 501. URL: http: //www. pravo. gov. ru/proxy/ips/?doc_itself=&collection=1 &backlink= 1 &n d=201030303&page=1&rdk=0#I0 (дата обращения 01.04.2016).
6. Верников А. В. Структурно-институциональное сходство банковских систем России и Китая: препринт WP1/2014/04 / А. В. Верников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. - (Серия WP1 «Институциональные проблемы российской экономики»). - 53 с.
7. Гаджиев А.А. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / А.А. Гаджиев, А.А. Казимагомедов. - М.: Экзамен, 2007. - 506 с.
8. Головин И.В. Разработка конкурентных стратегий в условиях кризиса. - М.: МАРКЕТ, 2014. - 128 с.
9. Заикин Н.Н. Особенности развития конкурентной среды России в условиях глобальной нестабильности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Томск, 2015. - 22 с.
10. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 12 с.
11. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: пер. с англ.; под ред. проф.А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 239 с.
12. Павлова Е.А. Конкурентная среда и ее развитие на товарных рынках России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Воронеж, 2008. - 18 с..
13. Петрова Т.И. Институциональное развитие банковской системы России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2014. - 262 с.
14. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2010 - 592 с
15. Стародубровская И.В. Долгий пусть от монополизма к конкуренции.- М.: АЛЬТ, 2013. - 198 с.
16. Тавасиев А.М. Конкуренция в банковском секторе России: учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 304 с.
17. Тосунян Г.А. Банкизация России: монография. - М.: ЗАО «Олим- Бизнес», 2008. - 400 с.
18. Федорович Н.П. Конкурентоспособность банка - залог успеха на кредитном рынке. - М.: ЭКСМО, 2013. - 159 с.
19. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. - М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. - 403 с.
20. Алиев У.Ж. Понятийно-категориальный строй общей теории
конкуренции / У.Ж. Алиев, Ж.Е. Шимшиков // М74 Модификация современной конкуренции в зеркале теоретической экономии: Сборник статей
международной научной конференции в ЯГТУ 24.10.2013 / Под научной редакцией В.А. Гордеева и др. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - С. 26 - 37
21. Анисимова А.И., Верников А.В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию // Деньги и кредит: (научно-прикладные исследования). - 2011. - № 11. - С. 53-62.
22. Антонов М.И. Конкурентные процессы в современном строительстве // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2009.
- №2. - с. 89-92.
23. Базаева А.Р. Банковская конкуренция в российской экономике // Научный журнал. - 2016. - № 1(2). - с.31-33.
24. Бычкова Г.Н., Боровинских В.А. Сущность и роль ковенантов в современной банковской системе // XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19-20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - с. 2326-2331.
25. Гельмановский М., Жуковский М., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. - 1998. - №3. - с. 66-77.
26. Гордеев В.А., Кладова А.А. Модификация конкурентной среды банковского рынка в Российской Федерации // Теоретическая экономика. -
2015. - №4. - с. 49-57.
27. Ермолаев К.Н., Карчагин С.П. Конкуренция на рынке финансовых услуг: сущность, понятие, специфика // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - № 103. - С. 5-38.
28. Ефимова Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации // Банковское право. - 2007. - №2. - С.37-40.
29. Жук А.А. Конкурентная среда рынков: институционально - экономические характеристики // Современная конкуренция. - 2011. - №4(28).
- С. 15-22.
30. Кладова А.А. Об особенностях неструктурной оценки банковской конкуренции в России // Маркетинг и финансы. - 2013. - №3(03). - С. 184-199
31. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции // Банковские услуги. - 2012. - № 2. - С. 12-23.
32. Матулин Ю.Н., Скворцова А.Н. Конкуренция и конкурентоспособность коммерческих банков // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 7 (117). - с. 111114.
33. Роднина А.Ю. К вопросу о квазиобщественной природе банка Роднина / А.Ю. Роднина, Т.М. Корягина // Вестник Ивановского государственного университета. Серия. Экономика. - 2012. - Вып. 1. - С. 25
32.
34. Роднина А.Ю. Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект // Теоретическая экономика. - 2014. - №1 . - с. 40-47
35. Савенкова И.В., Коваленко С.Н. Состояние конкурентной среды в банковском секторе и ее развитие в региональном аспекте (на примере Белгородской области) // Экономические науки. - 2015. - №6 (233). - с. 51-57.
36. Сазонов В.В., Николаев Д.В. Анализ опыта европейского союза в области активизации стимулов к рыночной конкуренции // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 10. - с.53-57
37. Самсонова Е.К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит.
- 2007. - № 29. - с. 2-7.
38. Скворцова А.Н. Особенности обеспечения конкурентоспособности поставщиков телевизионной рекламы // Экономические науки. - 2010. - № 73. - с. 211-215.
39. Соколов Ю.А. Проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации //Управление в кредитной организации. - 2006.
- №6. - с.63.
40. Хандруев А.А. Конкуренция в банковской отрасли: тенденции, проблемы, прогнозы / А.А. Хандруев, А.А. Чумаченко // Банковское дело. - 2010. - № 11. - с. 6-12.
41. Анализ пяти сил Портера // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/211 (дата обращения: 24.03.2016).
42. Анализ рынка // Uchebnik.biz. URL:. http://uchebnik.biz/book/623- bankovskij-marketing/22-46-analiz-rynka-opredeleniyakonkurentnoj-pozicii-i- provedenie-segmentacii-rynka.html (дата обращения: 10.03.2016).
43. Баграмян Т.С. Анализ современных тенденций развития конкуренции
на банковском рынке в России // Международный студенческий научный вестник. - 2014. URL: http://eduherald.ru/121-11925 (дата обращения:
14.03.2016) .
44. Банковская конкуренция // Банковская конкуренция и маркетинг.
URL: http: //www. marketpages.ru/bankmark/28. htmlhttp: //ru.wikipedia. org/wiki/
Банковская_конкуренция (дата обращения: 24.04.2016).
45. Бюллетень банковской статистики. 2014. № 2(249) / Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1402r.pdf (дата обращения: 05.03.2016).
46. Ведение бизнеса в Казахстане // BMFgroup. URL: http://www. bmflegal.com/LinkClick.aspx?fileticket=jzaVJ9zzY8M= (дата обращения:
02.03.2016) .
47. Данные официального сайта Банка России, 2016. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/inform_13.htm&pid=pdko_ sub&sid=inr_licko (дата обращения: 14.04.2016).
48. Данные официального сайта Национальной фондовой ассоциации,
2016. URL: http://www.nfa.ru/?page=members (дата обращения 02.04.2016).
49. Дьяченко Оксана. Россия на распутье: «банкизация» или финансовая гангрена»: интервью с президентом Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном // Банковское обозрение. - 2006. URL: http://bosfera.ru/bo/2006/
04/rossiya-na-raspute-%C2%ABbankizatsiya%C2%BB-ilifinansovaya-gangrena (дата обращения: 04.03.2016).
50. Зеленская Ж.А. Теоретические аспекты конкуренции на банковском рынке // Экономика и социум. - 2015. - № 5(18). URL:. http://iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_18/Zelenskaya%20Zh.A.%20%28Osnovnoy%20razdel%2 0%29.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
51. Митрохин В.В., Ковалев А.Э. Эффективная продажа банковских услуг в условиях повышения конкурентной среды, 2016. URL: http://www. mrsu.ru/ru/i_activity/list.php?ID=26584 (дата обращения: 24.04.2016).
52. Обзор банковского сектора Республики Казахстан // АО «Рейтинговое агентство Регионального финансового центра города Алматы». URL: http://rfcaratings.kz/wp-content/uploads/Obzor-bankovskogo-sektora-RK.pdf (дата обращения: 24.02.2016).
53. Основные направления развития и обеспечения стабильности
функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 20162018 годов // Центральный Банк Российской Федерации. Проект от 02.12.2015. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/opr_1618.pdf (дата
обращения: 24.03.2016).
54. Попкова Л.А. Ковенанты в кредитных договорах: зарубежный опыт и российская практика/ Банковское право. - 2013. URL: URL:http://www.center- bereg.ru/b1261.htm (дата обращения: 18.03.2016).
55. Региональные банки: проблемы и перспективы // Bankir.ru. URL: http://bankir.ru/iconf/17#ixzz2gKHWunTB (дата обращения: 13.03.2016).
56. Рейтинг доверия российским банкам // SuperJob. URL: http://www. superjob.ru/research/articles/111423/rejting-doveriya-rossijskimbankam-sberbank- vtb24-i-gazprombank/ (дата обращения: 24.03.2016).
57. Рейтинг крупнейших банков России на 2014 год. // Рейтинги
TOPMIRA.COM. URL: http://topmira.com/economy/item/81-big-bank (дата
обращения: 24.03.2016).
58. Рейтинг надежности банков - 2015. URL: http://www.forbes.ru/rating/ 283591-reiting-nadezhnosti-bankov-2015 (дата обращения: 19.03.2016).
59. Рейтинги банков. - 2015. URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 24.03.2016).
60. Рейтинги банков. // banki.ru. URL: http://www.banki.ru/banks/
ratings/?PAGEN_1=11(дата обращения: 24.03.2016).
61. Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на
период до 2015 года: заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05 апреля 2011 г. URL: http://www.cbr.ru/today/
payment_system/P-sys/strategy.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
62. Черепанова Ю.О. Конкурентоспособность российских банков, 2016.
URL: http://www.bb.tpu.ru/funtext/c/2014/C40/V2/082.pdf (дата обращения:
25.03.2016) .
63. 2008 MIX Global 100 Composite Rankings of Microfinance Institutions // The Microfinance Information Exchange. December - 2008. - P.1- 4.
64. Case AT.39398 Visa MIF, Commission decision of 26 February 2014. URL:http://ec.europa.eu/competition/antitrust/cases/dec_docs/39398/39398_9728_3. pdf (дата обращения: 30.03.2016).
65. Case AT.39924 Swiss Franc Interest Rate Derivatives, Commission decision of 21 October 2014, IP/14/1189. URL: http://europa.eu/rapid/press- release_IP-14-1189_en.htm (дата обращения: 23.03.2016).
66. Commission Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on interchange fees for card-based payment transactions, COM(2013) 550 final, 2013/0265 (COD) of 24 July 2013. URL: http://eurlex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2013:0550:FIN:EN:HTML (дата обращения
26.03.2016) .
67. Directive 2014/65/EU of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Directive 2002/92/EC and Directive 2011/61/EU, OJ L 173, 12.6.2014. P. 349. URL: http://eurlex.europa.
eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014.173.01.0349.01.ENG (дата
обращения: 24.03.2016).
68. Regulation (EU) No 600/2014 of the European Parliament and of the Council of 15 May 2014 on markets in financial instruments and amending Regulation (EU) № 648/2012, OJ L 173, 12.6.2014. P. 84. URL: http://eurlex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0600 (дата обращения: 24.03.2016).