Введение 3
1. Теоретические основы патентной системы налогообложения 6
1.1. Экономическая сущность патентной системы налогообложения 6
1.2. Историческое развитие патентной системы налогообложения в России 13
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в России
2. Анализ практики применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации
2.1. Анализ сведений о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения
2.2. Анализ выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности
2.3. Анализ поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в доходы бюджетной системы Российской Федерации
3. Совершенствование патентной системы налогообложения в Российской Федерации
3.1. Зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения и возможности его использования в России
3.2. Пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации
Заключение 75
Список использованных источников 80
В настоящее время в нашей стране происходят значительные по своим масштабам социально-экономические и политические преобразования, имеющие исключительное значение для будущего развития российского государства и возвращения его на путь ускоренной интеграции в мировое экономическое пространство. Мировой опыт свидетельствует, что рыночная экономика возможна лишь при условии повышения предпринимательской активности, для стимулирования которой, в свою очередь, необходимо непрерывное ее государственное регулирование, в особенности налоговыми инструментами.
Необходимо отметить, что существующий порядок налогообложения, оказывая определенное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства, в значительной степени учитывает особенности функционирования его субъектов. В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства вправе применять либо традиционную (общепринятую) систему налогообложения, либо специальные налоговые режимы, одним из которых является патентная система налогообложения. Введение патентной системы налогообложения обусловлено не только стремлением со стороны государства увеличить собираемость налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, но и развитием малого бизнеса и предпринимательской активности граждан в субъектах и муниципалитетах. Новый самостоятельный специальный налоговый режим должен максимально учитывать экономические показатели развития бизнеса в зависимости от территории его осуществления, а также других факторов. Однако на сегодняшний день патентная система налогообложения не всегда соответствует требованиям, предъявляемым предпринимательским сообществом и социально-экономическим условиям.
При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития и государственной поддержки российского предпринимательства немаловажную роль играет опыт развитых стран. Изучение подобного опыта в немалой степени способствует правовому, организационному и институциональному оформлению российской политики в отношении предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо отметить, что налоговые системы большинства зарубежных стран представляют собой определенную комбинацию различных способов налогообложения. В развитых странах налогообложение происходит в соответствии с требованиями ведения надлежащего бухгалтерского учета, предоставления соответствующей отчетности и налогового администрирования, с целью обеспечения определенного баланса между различными целями налогообложения, в том числе его эффективностью и справедливостью. Единственным эффективным инструментом налоговой политики, позволяющим решать проблему налогообложения таких «проблемных» видов предпринимательской деятельности во всем мире признанно выступает конструкция вмененного налога, когда объектом налогообложения выступает не реально полученный, а презюмируемый государством доход налогоплательщика. В мировой практике разработано и успешно применяется несколько форм вмененного налогообложения, простейшей из которых можно назвать уплату вмененного налога в форме патента. Однако, в Российской Федерации патентная система налогообложения практически не получила распространения среди индивидуальных предпринимателей, в то время как именно патентная форма, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует принципам и целям применения вмененных налогов - простоте, прозрачности, удобства для налогоплательщиков.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ патентной системы налогообложения, выявление проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть необходимость введения и применения патентной системы налогообложения;
- изучить историческое развитие патентной системы налогообложения в России;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога в связи с применение патентной системы налогообложения;
- провести анализ практики применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения и рассмотреть возможности его использования в России;
- определить пути развития патентной системы налогообложения в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных ученых- экономистов, учебная литература, а также материалы, опубликованные в периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной налоговой службы, материалы, размещенные в сети Интернет.
Патентная система налогообложения имеет значительную историю в России. Перед системой патентного налогообложения ставились следующие задачи: упрощение налоговых расчетов с бюджетом, сокращение финансовой и налоговой отчетности, облегчение мероприятий налогового контроля со стороны налоговых органов, создание условий для вывода из тени доходов субъектов малого предпринимательства и легализации их деятельности. Однако в 2003 году данная система налогообложения была отменена. К понятию «патент» вновь вернулись в российском налоговом законодательстве с 1 января 2006 года, когда в составе упрощенной системы налогообложения начала действовать упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента. Потом с 1 января 2013 года патентная система налогообложения была выведена в самостоятельную главу Налогового кодекса Российской Федерации. Действующий в настоящее время механизм патентного налогообложения построен на принципе налогообложения вмененного дохода, чем принципиальным образом отличается от действовавшей ранее. Следует отметить, что возврат к патентной системы налогообложения свидетельствует о том, что данная система налогообложения способна разрешить множество проблем в области налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Действующая на сегодняшний день патентная система налогообложения имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести то, что переход на переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется предпринимателем добровольно и на необходимый ему срок, фиксированный потенциально возможный годовой доход, упрощенный порядок ведения учета, отсутствие необходимости сдавать декларацию, свободный выбор налоговой инспекции при осуществлении деятельности в регионе отличном от региона регистрации, а так же нет необходимости использовать контрольно-кассовую технику. К минусам патентной системы налогообложения можно отнести отсутствие возможности у индивидуального предпринимателя вычитать сумму страховых взносов из потенциально возможного годового дохода, получение нескольких патентов при ведении разных видов деятельности, установлены лимиты на совокупный доход и численность работников, порог годового дохода может быть увеличен субъектом в 3,5 и 10 раз, возможность применения патентной системы налогообложения только индивидуальными предпринимателями.
Анализируя данные по выдаче патентов и количеству зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, мы пришли к выводу, что патентная система налогообложения потихоньку достигает популярности, которая была достигнута упрощенной системой налогообложения на основе патента. Это объясняется тем, что данный режим существует сравнительно не долгое количество времени, и его популярность со временем возрастет. В 2014 году число индивидуальных предпринимателей выбравших для себя патентную систему сократилось на 0,08% в сравнении с 2012 годом. Далее за 2015-2016 гг. видим стабильный рост до 0,41%. Лидером по количеству выданных патентов является Центральный федеральный округ, следом за ним до 2015 года Приволжский федеральный округ, а с 2015 году после присоединения Крыма - Южный федеральный округ. Так же следует отметить, что далеко не во всех субъектах Российской Федерации данный специальный налоговый режим пользуется одинаковым спросом среди налогоплательщиков. Это связано с тем, что власти соответствующих регионов в федеральных округах приняли в своих законах «О патентной системе налогообложения» более рациональные размеры потенциально возможного годового дохода. Проведен анализ Приволжского федерального округа и субъектов Российской Федерации, входящих в него. Лидером по количеству зарегистрированных индивидуальных предпринимателей является Республика Татарстан, лидерами же по количеству выданных патентов в Приволжском федеральном округе являются Оренбургская область (за 2014-2016гг. свыше 20%), Республика Башкортостан и Удмуртская Республика (за 2014-2016гг. свыше 10%). Слишком высокие цены за патент в Татарстане, приводят к тому, что индивидуальные предприниматели не спешат его приобретать, а так же наличие альтернативных специальных налоговых режимов с более низкими налоговыми ставками и выгодными условиями не оставляют шансов «прижиться» патентной системе налогообложения в Республике Татарстан. Аналогичный вывод подтвердил анализ количества выданных патентов городов Республики Татарстан.
Кроме того отметим, что более половины из указанных видов предпринимательской деятельности по патентной системе налогообложения вряд ли когда-то будут массово использованы. Опыт рассматриваемых субъектов Российской Федерации подтверждают данный вывод. Целью введения указанного режима и являлось привлечение в ряды налогоплательщиков физических лиц, имеющих доходы от предпринимательской деятельности, но не уплачивающих налог на доходы физических лиц. С этих позиций, оплата стоимости патента - оптимальный налоговый режим для таких налогоплательщиков. Нужно только лишь быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и взять патент на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности.
Рассматривая поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в доходы бюджетов по всей России в целом, можно наблюдать положительную динамику. Это объясняется тем, что цены за «патент» существенно увеличились, по сравнению с 2012 годом, в силу того, что регионам предоставили возможность дифференцировать доход в 3, в 5 и даже в 10 раз. Поэтому сейчас мы наблюдаем тенденцию увеличения поступлений в бюджеты, но при этом наблюдается миграция индивидуальных предпринимателей от патентной системы налогообложения.
Если в 2012 году поступления составили 0,4 млрд. рублей, в 2013 году - 1,9 млрд. рублей, а за 2016 год увеличились до 7,6 млрд. рублей. Однако доля данного налога в доходах бюджетной системы Российской Федерации не значительная - менее 1%. Около 50% поступлений в бюджет Российской Федерации обеспечивается Центральным федеральным округом, далее около 10-12% Приволжский федеральный округ и в среднем 10% Уральский федеральный округ. Это объясняется более высоким уровнем социально-экономического развития данных федеральных округов.
Аналогичная ситуация наблюдается и в рассматриваемых нами субъектах Российской Федерации. Следует также отметить, что в субъектах Российской Федерации существует большая дифференциация по поступлениям налога, взимаемого связи с применением патентной системы налогообложения. Это объясняется тем, что стоимость патента в каждом регионе разная в силу того, что потенциально возможный годовой доход устанавливается региональными органами власти. Например, стоимость патента для предпринимателя из города Оренбурга практически в 2 раза дешевле, нежели для индивидуального предпринимателя из города Казани. Такая же ситуация и в менее крупных городах данных субъектов. Все это подтверждает, что патентная система налогообложения требует дальнейшего совершенствования.
Таким образом, за весь период своего существования, патентная система налогообложения выявила ряд присущих ей недостатков, создающих проблемы, связанные с ее применением на практике, снижающие эффективность данного специального налогового режима и привлекательность для субъектов малого предпринимательства.
На наш взгляд, причина заключается в слабой проработанности элементов патентной системы налогообложения и недостаточном учете всех факторов, оказывающих влияние на деятельность в рамках данного специального налогового режима. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости более полной проработки всех элементов данного специального налогового режима, обоснованности в их установлении, что будет способствовать совершенствованию применения патентной системы налогообложения на практике и сделает ее основной и единственной эффективной формой вмененного налогообложения деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
Интересен зарубежный опыт применения патентной системы налогообложения. Нами рассмотрены такие страны, как Литва, Болгария, Израиль, Киргизия и Казахстан. На наш взгляд, Российской Федерации можно было бы перенять опыт Израиля и Киргизии. От Израиля можно позаимствовать показатели, которые используются при исчислении потенциально возможного годового дохода, такие, как количество мест в ресторане, цена блюд в меню, размер магазина и т.д.
Из опыта Киргизии можно перенять возможность применения патентной системы налогообложения без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, что позволило бы вывести из тени ряд самозанятых лиц, таких как: репетиторы, повара на дому, услуги тренеров и охраны.
Таким образом, на основе проведенного исследования в целях совершенствования патентной системы налогообложения в Российской Федерации можно выделить следующие практические рекомендации:
1. Целесообразно ввести дифференцирующие показатели в соответствии со спецификой региона. Необходимо дифференцировать размер потенциально возможного годового дохода по размерам населенного пункта в субъектах Российской Федерации с неравномерной плотностью населения. Данная дифференциация присутствует и в настоящее время для городов с численностью населения до 1млн. человек и более 1 млн. человек. Однако, на наш взгляд, необходимо увеличить данную дифференциацию до 4 групп: до 0,5 млн., до 1 млн., до 1,5 млн., свыше 1,5 млн. человек, что позволит развивать патентную систему налогообложения в небольших городах.
2. Необходимо предоставить возможность налогоплательщикам уменьшать сумму налога, исчисленного в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов социального назначения. За основу целесообразно взять порядок уменьшения налога при примененной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не более чем на 50%.
3. Необходимо по некоторым видам деятельности исключить при исчислении потенциально возможного годового дохода такой физических показатель как численность наемных работников.
4. Рекомендуется ввести поправочные коэффициенты в отношении каждого вида предпринимательской деятельности. Целесообразно воспользоваться опытом Израиля, где спектр данных коэффициентов достаточно широк.
5. Для начинающих индивидуальных предпринимателей, которые планирую осуществлять свою деятельность в рамках патентной системы налогообложения, следует устанавливать минимальную стоимость патента для развития их деятельности, что позволит увеличить количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и как следствие, увеличатся поступления налога в доходы бюджетной системы Российской Федерации. Также рекомендуется предусмотреть возможность применения патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами без обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
6. Необходимо предусмотреть возможность снижения потенциально возможного годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности. В настоящее время установлены необоснованно завышенные размеры базовой доходности, что свидетельствует о сокращении количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. В связи с чем, считаем целесообразным производить анализ статистических данных в каждом регионе в отношении годовой выручки индивидуальных предпринимателей, который позволит установить реальные размеры доходов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.06.2012 №4-Ф3 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
5. О возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Татарстан [Электронный ресурс] Закон Республики Татарстан от 3 октября 2008 года №81-3РТ (утратил силу) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
6. О введение на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения [Электронный ресурс]: Закон от 28.02.2015 №65-3РТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление
07.05.2017.
7. О патентной системе налогообложения [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 29.10.2012 №592-з// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
8. О патентной системе налогообложения [Электронный ресурс]: Закон Оренбургской области от 12.11.2014 №2711/765-У-ОЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
9. О порядке применения патентной системы налогообложения [Электронный ресурс]: Письмо ФНС России от 30.04.2013 №ЕД-4-3/7971@ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 07.05.2017.
10. Аронов А.В..Налоги и налогообложение / Аронов А.В.., Кашин В.А. - М.: Экономистъ, 2012.
11. Алиев Б. Х. Развитие специальных налоговых режимов в экономике региона / Алиев Б. Х. // Налоги. - 2013. - № 18.
12. Андреев И.М. Новый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. - 2014. - № 1 .
13. Андреев И.М. Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. — 2014. № 2.
14. Андреев И.М. Перспективы в налогообложении малого бизнеса / И.М. Андреев // Налоговый вестник. - 2013. - № 7.
15. Васильев С. В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования малого бизнеса/ Васильев С. В. // Финансовое право. —2013. - № 9.
16. Власенкова Е. А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы/ Власенкова Е. А. // Налоговый вестник. - 2014. - №2.
17. Воробцова Е.Е. Патентная система налогообложения, как часть государственной политики поддержки малого бизнеса/ Воробцова Е.Е.//Аудитор. -2014. - №2.
18. Гребенщиков Э.С. Налогообложение - современный взгляд. Заметки со II Международной научно-практической конференции / Гребенщиков Э.С. // Финансы. - 2013. - №12.
19. Горовцова М. А. О патентной системе налогообложения: дискуссионные вопросы и возможные пути их разрешения научной редакцией/ / М.А. Го- ровцова / Право. - 2014. - №9.
20. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров / Г ончаренко Л. И. - М.: Инфра-М, 2009.
21. Давыдова JI.A. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства в России / Давыдова JI.A., Будовская JI. А. // Финансы и кредит. -2012. - № 9.
22. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо. - (Новое экономическое образование), 2013.
23. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права / Запольский С.В. - М.: Эксмо, 2008.
24. Зубарева Е. И. Налоговые новации как антикризисная мера: российский и зарубежный опыт/ Зубарева Е. И. // Ваш налоговый адвокат. - 2013. - № 5.
25. Иванов Ю.Б. Системы обложения России и Белоруссии: структура, проблемы, тенденции развития/ Иванов Ю.Б., Майбуров И.А.- М.:ХИД ИНЖЭК,2013.
26. Иловайский С.И. Учебник финансового права/ Иловайский С.И/ - О.: типо-хромо-литография А.Ф. Соколовского, 1904.
27. Исаев А. Очерк по теории и политики налогов./ Исаев А. - Я.:, 1887.
28. Калита Е.В. Из истории патентного налога/ Калита Е.В.//Финансы. - 2012. - №5.
29. Калита Е.В. Основные итоги применения патентной системы налогообложения в России и Республике Татарстан/ Калита Е.В.//Экономический вестник Республики Татарстан. - 2010. - №1.
30. Кашин В. А. Налоги и налогообложение: курс-минимум : учеб. пособие / В. А. Кашин - М.: Магистр, 2008.
31. Князев Ю. Справедливость и экономика / Князев Ю. // Общество и экономика. - 2012. - №1.
32. Костянян Р. К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот /Костянян Р. К. // Налоговые споры: теория и практика. — 2014. - № 7.
33. Кулешова Л.В. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Кулешова Л.В., Лапина Е.Н. - Ставрополь: Издательство «Седьмое небо», 2011.
34. Лермонтов Ю.В. Приминение ПСН спорные ситуации/ Лермонтов Ю.В.// Аудит и налогообложение. - 2014. - №9.
35. Майбуров, И. А. Теория и история налогообложения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / И. А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
36. Македонский С. Н. Применение специального налогового режима- зарубежный опыт/ Македонский С. Н. //Рынок ценных бумаг. — 2012. - № 11.
37. Малис Н. И. Об упрощенной системе налогообложения на основе патента/ Малис Н. И. // Налоговый вестник. - 2006. - № 8.
38. Матинов А. С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран/ Матинов А. С // Налоги. - 2012. - № 4.
39. Медведева О. В., Лебединская Т. Г. Налогообложение на основе патента: современное состояние и перспективы развития// Налоговая политика и практика. - 2010. - № 3.
40. Озеров И.Х. Очерки экономической и финансовой жизни России и Запада/ Озеров И.Х. - М.: Типо-литография И.Н. Кушнерева, 1904.
41. Парасоцкая Н.Н. «Особенности патентной системы налогообложения»/ Парасоцкая Н.Н. // «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет». - 2014. - №2.
42. Петрова В.Ю. Налоговые изменения для малого бизнеса// Петрова
В.Ю. /Бухгалтерский учет. - 2014. - №11.
43. Пероненко И.А. Единый налог на вмененный доход - явление позитивное // Пероненко И.А./ Российский налоговый курьер. - 2013. - № 8.
44. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX—XX вв./ Петухова Н.Е. - М.: Вузовский учебник, 2008.
45. Попонова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-методическое пособие/Л. В. Попонова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов - М.: Дело и сервис, 2012.
46. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь/ Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.:ИНФРА-М, 2006.
47. Рау К .Г. Основные начала финансовой науки. / Рау К.Г.. -С.: Санкт- Петербург, 1868.
48. Садков В.Г. Формирование модели эффективно-справедливого дифференцированного налогообложения малого бизнеса с учетом уровня его инновационности и общественной значимости/ Садков В.Г. // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - №9.
49. Садков В.Г. Обоснование цен патентов в модели налогообложения малого бизнеса с учетом его общественной значимости и инновационности/ Садков В.Г. // Финансы и кредит. - 2014. - №15.
50. Секунова Е. Ю. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах при использовании специальных налоговых режимов / Секунова Е. Ю. // Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып. 2. Р.: Издательство Южного федерального университета, 2015.
51. Соловьев К. А. Особенности систем налогообложения заподноевропейских стран и основные направления их совершенствования/ Соловьев К. А.// Финансы и кредит. - 2008. - № 41.
52. Соболев М. Н. Очерки финансовой науки/ Соболев М. Н. - Харьков, 1925.
53. Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Эксмо, 2010.
54. Толкушкин А.В. История налогов в России. / Толкушкин А.В.- М.: Юристъ, 2001.
55. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона - М. Юрайт, 2000.
56. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение./ Юткина Т.Ф. - М.: ИНФРА- М, 2001.
57. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:// www.nalog.ru
58. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности за период 2013 - 2016 гг. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2017. - Режим доступа: htpp:// www.nalog.ru