Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность творческих способностей и особенности их проявления у
детей младшего школьного возраста 9
1.2. Средства и методы развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста 21
1.3. Понятие индивидуального образовательного маршрута и условия его применения для развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста 31
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика творческих способностей детей младшего школьного
возраста 36
2.2. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов по
развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста 47
2.3. Анализ эффективности экспериментального исследования по
использованию индивидуального образовательного маршрута как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Индивидуальный образовательный маршрут является одним из инновационных образовательных средств, позволяющих раскрывать и развивать индивидуальные способности всех учащихся, учитывая особенности их личности, потребности и интересы. Кроме того, каждый индивидуальный маршрут отражает постепенный личностный рост ребенка, расширяет информационное поле учащихся. Его использование способствуй развитию практических умений и навыков, увеличивает спектр видов деятельности, помогает в накоплении определенного теоретического и практического опыта в индивидуальном темпе и объеме, в частности, взращивает в каждой личности творческую натуру. Это обстоятельство крайне важно для нас, так как одним из пунктов президентской инициативы, помимо требования индивидуализации образования, явилась задача в создании разветвленной системы поиска и поддержки творческих способных детей и реализации их возможностей.
Данное требование обусловлено научно-техническим прогрессом ХХХ века и заметным ускорением темпов развития общества, которое зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Иначе говоря, современный общественный заказ стимулирует формирование творчески активной личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования [24].
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес отечественной науки и практики к различным средствам и методам работы со способными детьми. Российская педагогическая и научная общественность, в соответствии с выше указанным, взяла ориентир на изучение уже имеющегося мирового опыта по организации целенаправленного образования способных людей и его обогащения. Так по заказу Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации в 1998 году в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» была разработана рабочая концепция одаренности под редакцией Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Она представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики по развитию способностей и одаренностей детей [38].
Однако, несмотря на старания ученых в обобщении накопленных знаний, опыт работы со способными детьми показывает, что в процессе деятельности зачастую возникают психолого-педагогические трудности. Они обусловлены: многообразием несистематизированного теоретического и практического материала по психологии способностей; множеством, порой противоречивых методов и средств их развития; недостаточно корректной постановкой целей работы со способными детьми; отсутствием необходимых условий, в частности неподготовленность педагогических кадров. В связи с этим практическим работникам и родителям трудно разобраться, как и при помощи чего увидеть и эффективно развивать творчество ребенка.
Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимся противоречием: между требованиями общества от человека не шаблонных действий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению проблем и недостаточной проработанностью психолого-педагогических средств и методов, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.
Существующие противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: является ли использование индивидуального
образовательного маршрута эффективными средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста?
Таким образом, сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых современных средств
Мы полагаем, что использование индивидуального образовательного маршрута как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является эффективным и вполне достаточным для реализации требований индивидуализации, эффективности и функциональности, предъявляемых к образованию со стороны государства в соответствии с современным социальным заказом общества.
Следовательно, перечисленные обстоятельства обусловливают актуальность темы нашей работы.
Цель исследования: выявить эффективность использования
индивидуального образовательного маршрута как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: творческие способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: использование индивидуального
образовательного маршрута является эффективным средством развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, если:
- изучены и учтены интересы, потребности и способности детей младшего школьного возраста, правильно определены цели работы с каждым учащимся;
- обеспечено многообразие видов деятельности творческой направленности в урочное и внеурочное время, предполагающих опережающее развитие детей младшего школьного возраста;
- обеспечен учет индивидуальных особенностей и возможностей младшего школьника посредством дифференциации предлагаемых творческих заданий, формы работы и отводимого времени работы над заданием;
1. Раскрыть сущность творческих способностей и особенности их проявления у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить средства и методы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть понятие индивидуального образовательного маршрута и условия его применения для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностику развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
5. Разработать, реализовать индивидуальные образовательные маршруты по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста и проанализировать эффективность их использования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и сравнение, тестирование, анкетирование, психолого - педагогический эксперимент, методы математической обработки данных, методы статистической обработки данных (критерий знаков G).
Методологической основой исследования являются идеи отечественных и зарубежных ученых-исследователей: деятельностный подход к исследованию способностей (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн); теория о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского; теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; индивидуальный и дифференцированный подход в обучении (И. Унт, А.А. Кирсанов, С.Д. Шевченко и другие).
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: применением исследовательских методов, адекватных
предмету, объекту, задачам исследования; репрезентативностью данных; подтверждением гипотезы исследования; результатами эксперимента, выразившимися в положительной динамике развития творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством реализации разработанных индивидуальных образовательных маршрутов.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение базовая начальная общеобразовательная школа г. Омутнинска Кировской области.
Теоретическая значимость исследования: систематизированы
теоретические знания и выделены ключевые идеи в работах авторов, занимавшихся проблемой развития творческих способностей детей; произведен теоретический анализ методов и средств развития творческих способностей младших школьников, выделен творческий потенциал каждого перечисленного средства:
- творческие задания, в частности, решаемые на основе методов ТРИЗ- технологии - способствуют накоплению творческого опыта учащихся в познании действительности, созданию новых объектов, ситуаций, явлений и их преобразованию, использованию в новом качестве;
- интеграция учебных предметов - способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет применять полученные знания в новых условиях, развивать системный, творческий подход к объекту познания;
- игра - способствует развитию компонентов творчества с позиции психологии: памяти, внимания, творческого мышления, воображения;
- исследовательская деятельность - способствует развитию
любознательности, творческого мышления учащихся, способности самостоятельно мыслить и переносить полученные знания в новую область деятельности;
- проблемное обучение - способствует формированию стремления к творческому максимально глубокому исследованию проблемы и формированию творческого мышления младших школьников;
- художественно-изобразительная деятельность - способствует
обогащению опыта младших школьников, развитию художественного восприятия действительности, творческого воображения;
- внеклассная работа - способствует накоплению творческого опыта учащихся, позволяет проявить свое творчество в практической деятельности.
Практическая значимость исследования: разработанные
индивидуальные образовательные маршруты могут быть полезны для практических работников образования (педагогов-психологов, учителей начальных классов, воспитателей); памятка «Советы по развитию творчества» разработана для использования учителями и родителями учащихся.
В процессе нашего исследования по данному вопросу мы подробно
проанализировали сущностные характеристики творческих способностей, их
теоретические аспекты, практическое руководство процессом развития
творческих способностей в условиях индивидуализации процесса обучения и
воспитания посредством использования индивидуального образовательного
маршрута и пришли к следующим выводам:
1. В результате экспериментальной работы мы подтвердили, что
способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их
быстрое приобретение, закрепление и использование на практике (согласно
взглядам Б.М. Теплова). Все учащиеся экспериментального класса за
довольно короткий период времени успешно овладели развиваемыми в
процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов
качествами: умением рассуждать и делать выводы, находчивостью и
сообразительностью, оригинальностью и нестандартностью мышления,
способностью порождать необычные идеи и другими качествами, которые в
целом и называют творчеством (креативностью), а перечисленные качества –
их составляющими. Индивидуальное сочетание данных качеств определило
успешность выполнения учащимися предлагаемой творческой деятельности
и, наоборот, целенаправленно спланированная эффективная творческая
деятельность в процессе нашей экспериментальной работы содействовала
развитию творческих способностей личности.
2. В связи с тем, что способности не просто проявляются в
деятельности, а также в ней формируются и развиваются, необходимо
продуманное ее планирование. В связи с полученным высоким результатом
нашей экспериментальной работы, мы правомерно можем утверждать, что
содержание, которым мы наполнили индивидуальные образовательные
маршруты, является эффективным. Привлечение таких средств и методов
развития творчества как: методы ТРИЗ-технологии, проблемный метод,65
система творческих заданий, игра, исследовательская деятельность,
художественно-изобразительная деятельность и использование
возможностей внеклассной работы являются вполне достаточным и
успешным для развития креативности учащихся, но в правильном их
сочетании и с учетом индивидуальных особенностей, способностей и
интересов личности.
3. Обеспечение индивидуализации образовательного пространства в
процессе развития творческих способностей детей наиболее эффективно
происходит благодаря использованию индивидуальных образовательных
маршрутов, поскольку, во-первых, они предполагают не отдельное
использование какого-то определенного метода или средства для развития
творческих способностей, а их совокупность в таком сочетании, в котором
они будут носить наибольший развивающий эффект для конкретного
ученика; во-вторых, в процессе использования индивидуальных маршрутов
предусматривается дифференциация деятельностной развивающей среды, а
также учет таких индивидуальных черт личности, как: особенности развития
психических процессов учащихся, особенности интересов, склонностей,
способностей, темперамента, характера личности. Для обеспечения
эффективности применения индивидуальных образовательных маршрутов
необходимо соблюдать перечисленные в теоретической части работы
условия.
4. Одним из условий применения индивидуальных образовательных
маршрутов является первоначальное изучение развития творческих
способностей учащихся адекватными методами, учитывающими возрастные
особенности изучаемого контингента учащихся. В нашей работе среди всего
многообразия предлагаемого диагностического инструментария по
выявлению уровня развития творчества детей младшего школьного возраста,
мы использовали оригинальную авторскую методику «Диагностика
творческих способностей ребенка», разработанную по заказу Ассоциации
российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ66
А.В. Кисловым и Е.Л. Пчелкиной. Обоснование выбора именно этой
методики привели в практической части работы. Методика позволила
успешно определить как актуальный уровень развития творческих
способностей, так и его последующую динамику.
5. Обеспечение совокупности всех ранее перечисленных условий
использования индивидуального образовательного маршрута как средства
развития творческих способностей младших школьников позволило их
дальнейшую реализацию, которая проходила на базе МОУ базовой НОШ
г. Омутнинска. Индивидуальность каждого маршрута состояла в учете
следующих критериев: 1) учет интересов и склонностей учащихся в выборе
тематики предлагаемой творческой деятельности и урока в рамках которой
она будет протекать; 2) учет интересов учащихся в интеграции с другими
специалистами; 3) учет времени, отводимого на подготовку и выполнение
творческого задания для каждого учащегося в соответствии с его
индивидуальными особенностями и способностями; 4) учет уровня
сложности предлагаемого творческого задания; 5) учет формы работы над
заданием.
6. Значимым результатом проведенной нами экспериментальной
работы по определению эффективности использования индивидуального
образовательного маршрута как средства развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста явилось успешное развитие творческих
способностей учащихся экспериментальной группы: общий средний
показатель развития творчества учащихся, как и его отдельных
составляющих, вырос практически в два раза. Данное развитие связано с тем
что, во-первых, оно осуществлялось в рамках сензитивного периода для
воображения и фантазии (младший школьный возраст), с которыми тесно
связано развитие творчества; во-вторых, развитие способностей происходило
не в спонтанно возникающих условиях зависимых от определенной
ситуации, а в целенаправленно организуемой деятельности, учитывающей
требования (по Р.С. Немову) творческого характера и оптимальной67
трудности для каждого учащегося; в-третьих, данная деятельность была
индивидуализированной, благодаря использованию индивидуального
образовательного маршрута как средства развития творческих способностей
учащихся. В соответствии с полученным результатом эффективность
применения индивидуальных маршрутов для развития творчества младших
школьников правомерно можем оценить как высокую.
Кроме того, в ходе экспериментальной работы нами были реализованы
все условия, обозначенные в гипотезе: первоначально изучены интересы,
потребности и способности детей совокупностью различных методов и в
соответствии с этим обеспечена четкая постановка целей работы с каждым
отдельным учащимся; обеспечено многообразие видов деятельности,
обусловленных применением различных методов и средств работы
творческой направленности; учет индивидуальных особенностей и
возможностей ребенка в определении продолжительности работы по ИОМ;
обеспечена готовность педагогов и предусмотрена роль родителей в
разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. При
анализе эмпирических данных была выявлена положительная динамика
развития творческих способностей в экспериментальной группе посредством
использования индивидуального образовательного маршрута. В контрольной
группе изменения незначительные. Данное обстоятельство позволяет нам
сделать вывод, что перечисленные условия являются необходимыми и
достаточными для обеспечения эффективности использования
индивидуального образовательного маршрута как средства развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста. Задачи,
поставленные нами в нашей работе, реализовались: индивидуальный
образовательный маршрут позволяет благоприятно воздействовать на
формирование творческой личности и подготовки ее к будущему,
осуществляя тем самым современный общественный заказ.68
В качестве рекомендаций по использованию разработанных нами
индивидуальных образовательных маршрутов как средства развития
творческих способностей младших школьников необходимо отметить:
1. Обязательное обеспечение условий их применения.
2. Учет того, что каждый разработанный нами индивидуальный
образовательный маршрут ориентирован на конкретного ребенка с его
индивидуальными особенностями и способностями, и соответственно,
применение данных маршрутов в уже готовом виде в новых условиях не
возможно без их адаптации под новый контингент учащихся.
3. Вполне возможна адаптация маршрутов к другим возрастным группам за
счет усложнения дифференцированных заданий, которыми наполняется
их содержание.
4. Возможно увеличение объема содержания индивидуальных маршрутов за
счет введения дополнительных занятий (для тех, кто располагает
дополнительным временем).
5. Перед составлением индивидуальных образовательных маршрутов
учителю главное увидеть возможности учебных предметов, на которых
можно внедрять дополнительные творческие задания для учащихся, и не
ссылаться на ограничительные рамки уроков. Разумная организация
времени на уроке раздвигает его рамки и высвобождает необходимое
время.
Перспективой дальнейшего исследования мы видим продление срока
работы по разработанным индивидуальным образовательным маршрутам в
экспериментальной группе до конца учебного года, а также начало работы по
индивидуальным образовательным маршрутам в контрольной группе
младших школьников, отслеживание динамики развития творческих
способностей в исследуемых классах.
. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.-
изд.2-е.-Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 608 с.
2. Активизация творческого мышления младших школьников / Л.С. Бушуева
// Начальная школа.-2010.-№4.-С.32-35.
3. Аршинова, И.Ю. Методические рекомендации педагогам
дополнительного образования по составлению и использованию
индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей
[Электронный ресурс] // URL: http://www/ festival@1september.ru
4. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / ред.-сост. И.В. Дубровина и др.- изд.3-е.- М.:
Академия, 2009.- 368 с.
5. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский //
Начальная школа.-2013.-№4.-С.55-56.
6. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / ред.-сост. В.С. Мухина.- Изд.5-е.- М: Академия, 2015.- 624 с.
7. Гущина, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство
сопровождения развития субъектности обучающихся // Воспитание
школьников.- 2011.- №9.- С. 32-38.
8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / М.: Академия, 2005.- 264 с.
9. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних
педагогических учебных заведений / изд.3-е.- М.: Академия, 2004.- 464 с.
10.Ильин, Е.П. Психология: учебник для студентов средних педагогических
учебных заведений /- СПб: Питер, 2014.- 560 с.
11.Каменский, А.М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях
общеобразовательной школы // Школьные технологии.- 2013.-№ 3.
12.Как развивать творческую индивидуальность младших школьников /
Л.Н. Азарова // Начальная школа.- 2009.-№4.-С.80-81.70
13. Кружковая работа по ТРИЗ-технологии в начальной школе / О.В. Попова
// Начальная школа.-2010.-№1.-С.66-68.
14.К проблеме развития творческих способностей младшего школьника /
Л.А. Васильева // Начальная школа.-2010.-№10.-С.16-17.
15.Кислов, А.В., Пчелкина, Е.Л. Диагностика творческих способностей
ребенка: оригинальная авторская методика /- СПб.: Речь, 2010.-64 с.
16.Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и
решения // Школьные технологии. – 2014.- №2. – С.34-41.
17. Куприянова, Г.В. Реализация индивидуально-образовательных
маршрутов [Электронный ресурс]. URL: http://www/
festival@1september.ru
18.Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный
образовательный маршрут [Электронный ресурс]. URL:
http://www/bestreferat.ru
19. Куликова, С.А. Индивидуальный образовательный маршрут как форма
индивидуализации образовательного процесса [Электронный ресурс].
URL: http://www/ festival@1september.ru
20.Лазарева, С.Ю., Фатеева, Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка
младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www/
festival@1september.ru
21.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для студентов высших
учебных заведений. - СПб: Питер, 2008.- 583 с.
22.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе : книга для
учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
23.Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под
ред. В.А. Сластенина.- М. Академия, 2013.
24.Новые подходы к организации образовательного процесса /
Н.М. Страхова // Завуч начальной школы.- 2013. - №3.- С.107-110.
25.Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений.- в 3 кн.-Изд.4-е.- М.: Владос, 2011.- 688 с.71
26.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная
школа. – 2011.- №10. – С.34-37.
27.Основные аспекты организации креативной образовательной среды /
Е.Г. Новолодская // Начальная школа.-2008.-№4.-С.3-6.
28.Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе /
Л.А. Платонова // Начальная школа.-2010.-№11.-С.4-7.
29.Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и
других : полное руководство / ред.-сост. Р. Римская, С. Римский.- М.: АстПресс, 2012.- 376 с.
30.Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / ред.-
сост. Б.А. Сосновский. - М.: Высшее образование, 2008.- 660 с.
31.Психологический справочник учителя / ред.-сост.
Л.М. Фридман, Кулагина И.Ю.- М.: Совершенство, 2008. - 432 с.
32.Психологический словарь / ред.-сост. В.П. Зинченко.- Изд.2-е.- М.:
Просвещение, 2013.-205 с.
33.Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа.-2014.-№5.-
С.6-12.
34.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
чтения и русского языка / Т.А. Кармакова // Начальная школа.-2003.-№3.-
С.48-51.
35.Развитие творческого потенциала личности млалшего школьника,
обучающегося по программе «Школа 2100» / А.Н. Федотова // Начальная
школа.-2013.-№8.-С.50-53.
36.Развитие творческого воображения в процессе обучения младших
школьников / Л.С. Бушуева, Л.П. Блощицина // Начальная школа.-2015.-
№12.-С.40-44.
37.Развитие творческого воображения детей / Л.М. Пакша // Начальная
школа.-2009.-№12.-С.40-44.
38.Рабочая концепция детской одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской,
В.Д. Шадрикова.- 2003.72
39.Роль и место интеграции в развитии творческих способностей младших
школьников по образовательной системе «Школа 2100» / С.С. Пичугин //
Начальная школа.-2003.-№1.-С.35-39.
40.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник.- СПб: Питер Ком,
2009.- 720 с.
41.Самоактуализация младших школьников в творческой деятельности /
Н.В. Уварина // Начальная школа.-2009.-№10.-С.75-79.
42.Способность и одаренность в младшем школьном возрасте /
Н.П. Миронов // Начальная школа.- 2014 г. - № 6.- C. 33-42.
43.Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: пособие для
родителей и педагогов / Р.С. Немов.- Ярославль: Академия развития,
2006.-192 с.
44.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебник.- Ростов на Дону: Феникс,
2011.- 672 с.
45.Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: пособие для родителей и
педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2009.-240 с.
46.Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.:
Педагогика, 2010. - 192 с.
47.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования // Приказ от 15.05.2015. – 4 с.
48.Ямшинина С.Н. Моделирование индивидуального образовательного
маршрута для младших школьников, испытывающих трудности в
обучении // М., 2012. – 223 с.
49.Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника // М.:
Просвещение, 2012.– 136 с.
50.Ярулов А.А. Индивидуально – ориентированный учебный план //
Школьные технологии.- 2014.- №6.- С.136-154.73