Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальная образовательная программа как способ организации непрерывного образования бакалавров - будущих педагогов

Работа №26330

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ понятия непрерывное образование и способов его
организации 6
1.1 Понятие непрерывного образования в контексте деятельностного
подхода 6
1.2 Индивидуализация в непрерывном образовании 12
1.3 Реализация принципа индивидуализации в практике непрерывного
образования для студентов педагогического направления бакалавриата 16
2 Исследование структуры и содержания индивидуальной образовательной
программы как способа организации непрерывного образования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современном обществе система образования стоит перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, предлагающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве. Однако система образования сталкивается с противоречием между трансляцией норм, образцов и эталонов профессиональной деятельности и сформировавшимся в обществе запросом на свободную, демократическую, социально-ответственную личность. Это приводит к феномену, описываемому как фрагментарность знаний студентов. [30, с.14, 27, с.14, 1, с.5, 20, с.34,41]. Мы понимаем данный термин таким образом, что из-за недостаточного понимания структуры своего же обучения, то есть межпредметных связей между дисциплинами, знания студентов не собраны в единую картину.
Одним из ответов, позволяющих решить это противоречие, является концепция непрерывного образования. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике непрерывного образования, встречается несколько различающихся между собой определений непрерывного образования. Среди существующих определений можно выделить три основных направления: образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL), образование взрослых (adult education), непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training). В отечественной педагогической практике непрерывное образование понимается как система дополнительного образования детей и взрослых [27, с.14]. В то же самое время в мировой педагогической практике происходит процесс индивидуализации: в связи с внедрением электронных систем обучения, повышения доступности образования, обучающийся становится субъектом своего образования и принимает участие в выборе его содержания. [12, с.106, 5, с.30, 23 с.46-55].
Наш исследовательский интерес состоит в разработке понятия непрерывное образование исходя из оснований деятельностного подхода и поиске взаимосвязи между процессами индивидуализации в образовании и организацией непрерывного образования для студентов направления «Педагогическое образование» бакалавриата. Под организацией непрерывного образования мы будем понимать представленность для студента межпредметных связей при переходе от одной учебной дисциплины к другой [30, с.21].
Проблема исследования: слабая представленность для студента межпредметных связей при переходах от одной учебной дисциплины к другой вызывает фрагментарность образовательных результатов студента.
Однако, каким образом исследователь может выявить связь между процессами индивидуализации и непрерывностью образования для студента? На основании теоретического анализа мы можем сделать вывод, что процесс индивидуализации должен быть осуществлен посредством индивидуальной образовательной программы (ИОП), где одной из частей ИОП является карта интересов, а другой - проект учебных целей, намерений и предпочитаемых дисциплин студента [19, с.11, 15, с.112]. Причем, согласно исследованиям ученых под руководством Т.М. Ковалевой, карта интересов должна обладать такими характеристиками, как «топика», «масштаб» и «маршрут», чтобы быть подлинной картой для студента [19, с.11, 15, с.112]. Иными словами, характеристиками карты интересов студента должны являться несколько тем для изучения, единицы измерения процесса или результата изучения, а также указание на последовательность изучения тем или предметов.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что картирование интересов студента, а именно определение необходимых тем или предметов, их приоритета и способа измерения своего усилия по изучению этих тем, обеспечивает построение студентом междисциплинарных связей с помощью появления у студента учебных целей и намерений за счет картирования интересов.
Цель исследования: определить структуру и содержание индивидуальной образовательной программы студента, позволяющие выстроить непрерывное образование бакалавров будущих педагогов.
Объект исследования: структура и содержание индивидуальной образовательной программы как способа построения непрерывного образования бакалавров будущих педагогов.
Предмет исследования: преобразование собственных целей на обучение студента в процессе конструирования структуры и содержания индивидуальной образовательной программы.
Гипотеза исследования: индивидуальная образовательная программа, имеющая определенную структуру и содержание, позволяет выстроить непрерывное образование студентов педагогического бакалавриата.
Рабочая гипотеза: если одной из частей индивидуальной образовательной программы студента является карта интересов, то в другой части индивидуальной образовательной программы мы можем обнаружить ряд междисциплинарных связей, то есть соответствие целей на обучение дисциплинам, которым студент отдает предпочтение.
Методы:
- модифицированная методика «Три желания»
- метод контент-анализа
- статистический критерий хи-квадрат


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе предложена попытка исследования структуры и содержания индивидуальной образовательной программы как способа организации непрерывного образования студентов педагогического направления бакалавриата. Для этого был проведен теоретический анализ понятия непрерывное образование, теоретическое исследование организации непрерывного образования как производства междисциплинарных связей, разработана экспериментальная модель для выявления такой структуры и содержания индивидуальной образовательной программы, которая позволяет конструировать и обнаруживать междисциплинарные связи как соответствие учебных целей и намерений студента и предпочитаемых дисциплин. В первой главе нашего исследования мы произвели теоретический анализ понятия непрерывное образование и выяснили, что с точки зрения деятельностного подхода непрерывное образование понимается как процесс, включенный в практическую деятельность, где научные дисциплины являются основанием для практического действия учащегося. На основании этого мы сделали вывод, что характеристикой такого процесса является наличие практико-ориентированных целей учащегося и соответствия таких целей предпочитаемым дисциплинам. Далее мы провели теоретический анализ понятия индивидуализация, чтобы определить, какие характеристики образовательного процесса должны быть учтены в организации непрерывного образования таким образом, чтобы организация его была успешной. С помощью теоретического анализа мы выяснили, что процесс индивидуализации может выступать способом организации непрерывного образования студентов, в случае если он устроен как разработка студентами индивидуальной образовательной программы, которая обязательно включает в себя две части: карту интересов студента и проектирование своих учебных целей и намерений, а также выбор предпочитаемых дисциплин. А также уточнили характеристики карты интересов (наличие минимум трех различных тематизмов для изучения; указание на последовательность тематизмов по важности; указание на последовательность тематизмов по времени изучения; указание на конкретные последствия изучения тематизма) как средства процесса индивидуализации. То есть в случае, если студенту удалось разработать карту интересов, отвечающую вышеназванным характеристикам, то в его проекте учебных целей, намерений и предпочитаемых дисциплин мы рассчитываем обнаружить все эти три объекта, а также соответствие между ними.
Проведенный эксперимент показал, что индивидуальная образовательная программа действительно выступает способом организации непрерывного образования. Качественный и количественный анализ экспериментальной и контрольной групп не оставляет сомнений в том, что карта интересов способствует формированию междисциплинарных связей для студента в процессе его образования. Это доказано опровержением нулевой гипотезы и показателем, что в контрольной группе, где студентам не удалось разработать карту интересов, не наблюдается междисциплинарных связей в процессе его образования для студента, в то время как у группе, где характеристики картирования интересов проявлены в индивидуальной образовательной программе студентов, присутствуют характеристики междисциплинарных связей в проекте учебных целей, намерений и предпочитаемых дисциплин студента.
Таким образом, работа позволяет сделать вывод о том, что индивидуальная образовательная программа может выступать способом организации непрерывного образования, а структура и содержание индивидуальной образовательной программы безусловно влияет на формирование междисциплинарных связей для студента в процессе его образования. Однако работа не отвечает на вопрос, за счет каких средств или условий некоторым студентам удалось разработать карту интересов, в то время как другим не удалось. Данный вопрос может быть предметом дальнейшей исследовательской работы.


1. Акопов, Г. В. Образование в условиях непрерывной реформации: психологические аспекты / Г. В. Акопов // Самарский научный вестник. - 2013. - № 1 (2). - С. 5-8.
2. Чередилина, М. Ю. Альманах тьюторских практик и технологий / М. Ю. Чередилина // Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2016. - 222 с.
3. Бережная, И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития будущих специалистов в вузе: теоретико-методологический аспект / И. Ф. Бережная // Глобальный научный потенциал. Педагогика и психология. - 2012. - № 2 (11) - С. 27-31.
4. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования / Г. М. Бреслав // М. : ООО НПФ «Смысл», 2010. - 487 с.
5. Гердо, Н. В. История развития идей дифференциации и индивидуализации обучения./ Н. В. Гердо // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012, с. 30-33
6. Гладкая, Е. С. Технология тьюторского сопровождения / Е. С. Гладкая, 3. И. Тюмасева // Челябинск : ЮУрГГПУ 454080, 2017. - 92 с.
7. Гребенникова, В. М., Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога / В. М. Гребенникова, С. С. Игнатович // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11. - С. 529-534.
8. Дементий, Л. И. Ответственность как способ жизни / Л. И. Дементий // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября, 2004 г. Томск, Том. гос. Ун-т, 2 - 4. - С. 116-120
9. Дементий, Л. И. Проблема ответственности в научном наследии С. Л. Рубинштейна и ее развитие в концепции ответственности личности как свойства субъекта жизнедеятельности / Л. И. Дементий // Психология человека в современном мире. Том 3. (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15¬16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.
10. Еремин, С. Н. Философия образования как предмет рефлексии / С. Н. Еремин // Философия образования. - 2001. - № 1. - С. 13-22.
11. Ерофеева, Н. Е., Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе / Н. Е. Ерофеева, Г. А. Мелекесов, И. В. Чикова // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: Изд-во Оренбургского ун-та, 2015. с. 98-103
12. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 106-109
13. Зверева, Н. Г. Комплексная психолого-педагогическая диагностика как основа проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов [Электронный ресурс] / Н. Г. Зверева // Режим доступа: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/zvereva-natalya- gennadevna-kompleksnaya-18048.html
14. Казакова, Е. И. Основные приемы и технологии в работе тьютора: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова, В. Е. Пугач // М.: АПКиППРО, 2009. - 64 с.
15. Профессия «Тьютор» / Т. М. Ковалева [и др.]. - М. : «СФК-офис»,
2012. - 487 c.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон // Психология подростка: хрестоматия, под.ред. Ю. И. Фролова. М.:Российское педагогическое агентство, 1997
17. Марсова, С. Е. Индивидуальный образовательный маршрут студента в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / С.Е. Марсова / Режим доступа: http:// www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference- internet-2013-april/80-razvitie-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-mire/471-3-17
18. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» / Ковалева. Т. М. // : лекции 1-4. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
19. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» / Ковалева. Т. М. // : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.
20. Непрерывное образование-стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Г. А. Ключарев [и др.]. - Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. - 433 с.
21. Характеристики ответственности как фактор школы в биографии выпускников / Л. А. Новопашина [и др.]. - Сборник конференции «Педагогика развития: самостоятельность, инициатива, ответственность», 2013.
22. Орланова, А. И. Обществу знаний - непрерывное образование / А. И. Орланова // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 114-120.
23. Осипов, В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В. Г. Осипов // Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 219 с.
24. Островерх, О. С. Образовательное пространство учебной деятельности и динамика учебной самостоятельности школьников / О. С. Островерх, О. Г. Мокроусова // Сборник конференции «Педагогика развития: самостоятельность, инициатива, ответственность», 2013.
25. Островерх, О. С. Учебная самостоятельность и ответственность в младшем школьном возрасте / О. С. Островерх, О. Г. Мокроусова // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно- практич. конф. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2003.
26. Розин, В. М. Развитие и воспитание человека в пространстве индивидуальной и социальной жизни / В. М. Розин // Москва-Тверь: «СФК- Офис», 2016. - 272 с.
27. Рыбакина, Н. А. Непрерывное образование как новая образовательная парадигма / Н. А. Рыбакина // Научное обозрение: гуманитарные исследования.
- 2013. - № 3. - С. 14 - 22.
28. Рыбалкина, Н. В. Размышления о тьюторстве / Н. В. Рыбакина // Москва-Тверь: «СФК-Офис», Серия «Библиотека тьютора». Вып.6, 2016. - 188с.
29. Сериков, Г. Н. Гуманно ориентированное непрерывное образование / Г. Н. Сериков, И. О. Котлярова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 38 (171).
- С. 7 - 10.
30. Сиротюк, Л. А. Непрерывность образования: актуальность, противоречия, подходы, содержание. / Л. А. Сиротюк // Вестник тверского государственного университета. - Тверь: Изд-во ТГУ, 2011, С. 14-22
31. Суханова, Е. А. Тьюторское сопровождение формирования
образовательного заказа [Электронный ресурс] / Е. А. Суханова // Режим доступа: http://www.thetutor.ru/biblioteka/biblioteka/tyutorstvo-v-dopolnitelnom-
professionalnom-obrazovanii/158-tyutorskoe-soprovozhdenie-formirovaniya- obrazovatelnogo-zakaza.html
32. Шривастава, Ш. Непрерывное образование - путь к повышению
потенциала личности / Ш. Шривастава. // Непрерывное образование:
эффективные практики и перспективы развития Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2018. - №1.
- С. 14-19.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ