Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1. Роль субъектов малого предпринимательства в экономике и их место
в системе налоговых отношений 7
1.2. Характеристика субъектов малого предпринимательства и
необходимость их государственной финансовой поддержки 18
1.3. Инструменты налогового регулирования субъектов малого
предпринимательства 26
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 35
2.1. Анализ функционирования субъектов малого предпринимательства 35
2.2. Анализ действующей системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства 45
2.3. Анализ и оценка влияния налогового регулирования на развитие
субъектов малого предпринимательства 51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 60
3.1. Рекомендации по совершенствованию государственной финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства 60
3.2. Направления совершенствования налогового регулирования
субъектов малого предпринимательства 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Развитие малого
предпринимательства представляет одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики. Малое предпринимательство постепенно превращается в магистральный путь развития экономики России, опору государства, а создаваемый с его помощью средний класс — в главную составляющую в поддержке его реформ. Роль малого предпринимательства в экономике трудно переоценить. Оно призвано смягчить социальную напряженность в обществе, создать новые рабочие места, обеспечить стране необходимую насыщенность рынка, сформировать среду конкуренции и условия для стабилизации экономического развития. Абсолютное большинство развитых стран всемерно поощряет и поддерживает деятельность малого бизнеса. В ходе трансформации и реформирования налоговой системы Российской Федерации необходимо обеспечить дифференцированный подход к механизму налогообложения и налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, с учетом ее особенностей и специфики, что усиливает актуальность исследуемой темы.
Степень разработанности научной проблемы. Теоретическим и методологическим аспектам развития предпринимательства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.И. Абалкин, В.С. Балабанов, П. Друкер, М.Г. Лапуста, С. Майерс, Г. Марковиц, Ф.Х. Найт, А. Смит, Ж.Б. Сэй, Ф. Хайек, П. Хоукен, Й. Шумпетер и др.
Вопросами государственного регулирования занимались А.М. Балтина, С.В. Барулин, Е.Н. Валиева, С.А. Власов, О.В. Врублевская, Ю.А. Гриневич, Е.А. Ермакова, Н.Г. Иванова, Т.М. Ковалева, И.Р. Кощегулова, О.И. Лаврушин, И.А. Майбуров, Т.В. Муравлева, М.Р. Пинская, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, Н.М. Сабитова, С.В. Савин, В.А. Савина, А.Г. Хачатрян, Д.Г. Черник, Л.И. Юзвович и др.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы заключается обобщении и анализе практики налогового регулирования субъектов малого предпринимательства, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма налогового регулирования субъектов малого предпринимательства.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- показать роль субъектов малого предпринимательства в экономике и их место в системе налоговых отношений;
- дать характеристику субъектам малого предпринимательства и рассмотреть необходимость их государственной финансовой поддержки;
- систематизировать инструменты налогового регулирования по характеру их влияния на экономическую активность субъектов малого предпринимательства;
- провести анализ налогового регулирования субъектов малого предпринимательства на примере Республики Татарстан;
- с учетом исследования отечественного опыта налогового регулирования субъектов малого предпринимательства предложить рекомендации по их совершенствованию.
Объектом исследования выступает система налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методологических и практических вопросов осуществления налогового регулирования субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных авторов по теории, методологии и организации системы налогообложения, государственного регулирования субъектов малого предпринимательства, соответствующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального портала малого и среднего предпринимательства, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Научная новизна результатов заключается в исследовании механизма налогового регулирования субъектов малого предпринимательства, а также в разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Доказано, что субъекты малого предпринимательства являются участниками налоговых отношений, способные иметь права и обязанности налогоплательщика и налогового агента, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.
2. Предложена классификация налоговых инструментов воздействия государства по характеру их влияния на субъекты малого предпринимательства.
3. Путем корреляционно-регрессионного анализа доказано, что
государственная финансовая поддержка субъектов малого
предпринимательства влияет на активность в дано сегменте, что в свою очередь способствует увеличению налоговых поступлений от этих субъектов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогового регулирования отдельных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства.
По теме исследования опубликована научная статья на тему «Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и пути решения» в международном журнале «Novation» общим объемом 0,5 п.л. (авторский вклад 0,25 п.л.).
Результаты исследования по налоговому регулированию субъектов малого предпринимательства позволяют сделать следующие выводы.
1. На современном этапе развития экономики в России субъекты малого предпринимательства еще не заняли тех позиций, которые характеризуют экономику развитых стран. В Европе, США на долю данного сегмента приходится более 50% валового национального продукта, в Японии - 80%, Китае - 60%, доля занятого в этом сегменте населения в странах ЕС составляет от 55 до 75%, в Японии - 70%, в США - 50%. В России эти показатели - 21 и 25%, соответственно. Однако показатель количества субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1000 человек населения в России в 2013 г. составил 38,9 ед., что сопоставимо с показателями зарубежных стран: в США - 20, Канаде - 40, Великобритании - 27, Венгрии - 55, Японии - 45 ед. Низкие темпы развития субъектов малого предпринимательства в России не дают использовать все его возможности для решения проблемы безработицы в стране. В России прослеживается тенденция, которая заключается в меньшем уровне безработицы при большем количестве субъектов малого предпринимательства. Потому для решения проблемы безработицы необходимо совершенствовать стимулирующее государственное воздействие на субъекты малого предпринимательства, и прежде всего это касается инструментов косвенного воздействия.
2. Степень и особенности участия субъектов малого
предпринимательства в финансовых и налоговых отношениях задаются их финансовым состоянием. Финансовое состояние субъектов малого предпринимательства рассматривается нами в качестве объекта их
налогообложения. Отметим, что в действующем законодательстве Российской Федерации правовой статус субъектов малого предпринимательства как участника налоговых отношений не установлен. В то же время эта позиция неоднозначна.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых отношений являются: налогоплательщики или плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, банки, финансовые органы. Выделенный круг участников налоговых отношений имеет особое теоретическое и практическое значение, поскольку они и их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах. То есть, данные участники налоговых правоотношений наделены правовым статусом, образуемым совокупностью прав с механизмом, гарантирующим их реализацию, обязанностей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Несмотря на исчерпывающий перечень лиц, относимых законодательством к участникам налоговых отношений, вопрос о круге лиц участников является предметом дискуссии в научных кругах. Поэтому мы считаем, что субъекты малого предпринимательства являются участниками налоговых отношений, способные иметь права и обязанности налогоплательщика и налогового агента, участвовать в налоговых правоотношениях и нести ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Для целей налогообложения между субъектами малого предпринимательства и всеми участниками налоговых отношений имеется прямая взаимозависимость, отношения между которыми могут оказывать влияние как на условия или экономические результаты их деятельности, так и на экономику страны в целом.
3. Государственное финансовое регулирование - это воздействие государства на объекты в виде стимулирования или сдерживания в целях обеспечения сбалансированного развития экономики в целом или отдельных ее сегментов, устранения или недопущения диспропорций, возникающих в силу рыночной конкуренции.
На сегодняшний день необходимость применения стимулирующего воздействия государства по отношению к субъектам малого предпринимательства объясняется сложившимися на финансовом рынке условиями. Стимулирующее воздействие государства на субъекты малого предпринимательства может осуществляться не только в форме государственной финансовой поддержки (через финансовые инструменты прямого воздействия - гранты и субсидирование затрат) и расширения доступа к государственным и муниципальным заказам (через финансовый инструмент прямого воздействия - квотирование государственных закупок продукции малого и среднего предпринимательства), но и через финансовые инструменты косвенного воздействия в следующих формах:
- налоговые послабления (применение специальных налоговых режимов, "налоговые каникулы" для индивидуальных предпринимателей, двукратное снижение максимального размера потенциального к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, расширение перечня видов деятельности в рамках патентной системы налогообложения, увеличение предельных значений выручки для отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству);
- неналоговые послабления (льготные страховые взносы до 2018 г. - 20%);
- льготное кредитование (льготная ставка по кредитам, беззалоговое кредитование по программе Россельхозбанка и др.).
Инструменты прямого воздействия на субъекты малого предпринимательства используются путем выделения бюджетных средств, их объем зависит от возможностей бюджетов публично-правовых образований.
Следует отметить, что налогообложение является наиболее проблемной формой государственного регулирования. Оно требует фундаментального переосмысления содержания и установления иных целей, определяемых фискальной политикой страны.
4. В силу важности развития субъектов малого предпринимательства для обеспечения занятости практически во всех странах государственное регулирование, в частности налоговое регулирование, в отношении этого сегмента реализуется лишь через его стимулирование. Поэтому мы считаем, что налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства - это форма государственного воздействия, реализуемая посредством налоговых инструментов, в том числе в рамках государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
В зависимости от масштаба и вида его экономической деятельности в настоящее время налоговая система в России предоставляет субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям) возможность выбора одного из механизмов налогообложения: общий режим налогообложения; специальные налоговые режимы. В свою очередь специальные налоговые режимы являются стимулирующим косвенным воздействием государства на субъекты малого предпринимательства. За последнее время в России порядок применения специальных налоговых режимов существенно изменился.
Во время кризисных ситуаций Правительство РФ пытается поддержать субъекты малого предпринимательства, в том числе и путем налоговых послаблений. Однако, не все изменения являются инструментами стимулирующего воздействия государства на развитие субъектов малого предпринимательства. Поэтому нами предложена классификация налоговых инструментов воздействия государства по характеру их влияния на субъекты малого предпринимательства.
5. Анализ налогового регулирования субъектов малого предпринимательства на примере Республики Татарстан позволяет сделать следующие выводы о том, что несмотря на наблюдаемый ежегодный рост количества субъектов малого предпринимательства, соответствующий рост занятости на них, оборота их деятельности в абсолютном выражении, необходимы дальнейшие меры совершенствования государственного регулирования субъектов малого предпринимательства, в том числе налогового регулирования. Этот сегмент экономики, сталкиваясь с нарастающим количеством финансовых проблем, испытывает потребность в стимулирующем воздействии государства, в том числе в реализации эффективной государственной поддержки налоговыми инструментами.
6. Республика Татарстан входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов России, что обусловлено оптимальным сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска. Это подтверждается данными международных рейтинговых агентств. Путем корреляционно-регрессионного анализа доказано, что государственная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства влияет на активность в дано сегменте, что в свою очередь способствует увеличению налоговых поступлений от этих субъектов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
7. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы. Во-первых, в России государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в области налогообложения реализуется через различные налоговые инструменты. Во-вторых, решения, принимаемые в области поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках налогообложения носят противоречивый характер. Это заключается в том, что с одной стороны вводятся новые налоговые льготы (налоговые каникулы), с другой стороны новые виды налогов (торговые сборы). Причем первые из них направлены на ослабление налоговой нагрузки, а вторые, наоборот, на ее увеличение. В-третьих, положительным моментом в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства является расширение налоговых инструментом. А именно, совершенствование специальных налоговых режимов, введение налоговых каникул.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая (в редакции от 25.03.2016г.). - М.: Проспект, 2016.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс] : федер. закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
6. О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР
[Электронный ресурс]: постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406. - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
7. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29.06.2015 № 702. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
8. Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета,
предусмотренных на государственную поддержку малого
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. от 20.03.2008). - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.03.2013 № 467-р. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
10. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
11. Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной
гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74. - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: закон РТ от 21.01.2010 № 7-ЗРТ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
13. Об установлении дифференцированных налоговых ставок для
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему
налогообложения [Электронный ресурс]: закон РТ от 17.06.2009 № 19-ЗРТ (в ред. от 11.06.2012). - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
14. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан
на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]: постановление КМ РТ от 01.10.2014 № 709. - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс".
15. Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 гг. [Электронный ресурс]: постановление КМ РТ от 30.12.2010 № 1151 (в ред. от 25.07.2013). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
16. Абышева, А.В. Финансовое обеспечение малого предпринимательства [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А.В. Абышева. - СПб., 2009. - 20 с.
17. Боди, З. Финансы [Текст]: пер. с англ. / З. Боди, Р.К. Мертон. - М.: Вильямс, 2009. - 592 с.
18. Бойко, И.П. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы: учеб. пособие / И.П. Бойко, М. Мессенгиссер. - М. : Наука, 2005.
19. Ван Хорн, Дж. Основы управления финансами / Дж. Ван Хорн. - М. : Финансы и статистика, 2005.
20. Гатагонов, С.А. Развитие финансового потенциала малого предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / С.А. Гатагонов. - М., 2008.
21. Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М.: Инфра-М, 2000.
22. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006.
23. Кравченко, А.И. Формы и методы финансовой поддержки малого бизнеса: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А.И. Кравченко. - СПб., 2008. - 18 с.
24. Крохина Ю.А. Налоговое право России: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2003.
25. Меркушев, А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: дис. .д-ра экон. наук: 08.00.10 / А.И. Меркушев. - М., 2008.
26. Нагимова, А.М. Малое предпринимательство в Республике Татарстан: становление, развитие, перспективы / А.М. Нагимова. - Казань : Центр инновац. технологий, 2010.
27. Уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства: монография / В. Ю. Буров, Л. А. Бурова, В. Н. Гонин ; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2014. - 188 с.
Статьи и материалы периодической печати
28. Александрин, Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого
предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты / Ю.Н. Александрин // Регион. экономика: теория и практика. - 2012. - № 4 (235). - С. 42-51.
29. Алиев, Б.Х. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева // Финансы и кредит. - 2011. - № 37 (469). - С. 20-27.
30. Верецкий А. В. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства / Верецкий А. В. // Финансовая экономика. -
2014. - №1.
31. Вылкова, Е.С. Налоговая составляющая показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов / Е.С. Вылкова // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - Иркутск, 2012. - № 4.
32. Горовцова М. А. Понятие субъектов малого предпринимательства для целей налогообложения / Горовцова М. А. // Вестник Томского государственного унивеситета. Право. - 2014. - №1(11).
33. Громов В. Новое в налогообложении субъектов малого предпринимательства / Громов В. // Экономическое развитие России. - 2016. - №2.
34. Догадова, Е.А. Формирование финансовых ресурсов субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе / Е.А. Догадова, Е.А. Штеле // Сиб. фин. шк. - Новосибирск, 2015. - № 2 (109).
35. Евсеева, О.А. Формирование методики оценки эффективности
государственной поддержки малых и средних предприятий / О.А. Евсеева,
A. В. Бабкин // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - Иркутск, 2014. - № 6.
36. Ерошкин, А.М. Механизмы государственной финансовой поддержки инноваций за рубежом / А.М. Ерошкин // Финансы и кредит. - 2011. - № 24 (456).
37. Затулина Т.Н. Конституционно-правовой статус участников налоговых отношений. // Современное право, №4, 2007.
38. Землянская И. С. Налоговые каникулы как один из способов стимулирования субъектов малого предпринимательства / Землянская И. С. // Сборник по итогам конференции «научная интеграция». - 2016.
39. Заболоцкая, В.В. Современные зарубежные модели финансовой поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства /
B. В. Заболоцкая // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 1 (37).
40. Иванов Ю. Б. Оценка регулярного влияния нормативно-правового акта в сфере налогообложения на субъекты малого предпринимательства / Иванов Ю. Б. // Journal of Tax Reform. - 2015. - №2-3.
41. Иманшапиева М. М. Индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики / Иманшапиева М. М. // Финансы и кредит. - 2013. - №24 (552).
42. Каповская А. С. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства / Каповская А. С. // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №4(9).
43. Кострюкова В. В. Особенности налогообложения субъектов малого
предпринимательства / Кострюкова В. В. //Евразийское Научное
Объединение. - 2015. - №6(6).
44. Кукреш К. В. Основные направления совершенствования системы
налогообложения субъектов малого предпринимательства / Кукреш К. В.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2015. - №8-5.
45. Любушин, Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях / Н.П. Любушин, Е.С. Ионова // Экон. анализ: теория и практика. - 2013. - № 32 (335).
46. Макарчук, И.Н. Формирование эффективного механизма государственной финансовой поддержки малого предпринимательства / И.Н. Макарчук // Совр. науч. исслед. и инновации. - 2014. - № 6-2 (38). - С. 8.
47. Минеева В. М. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства / Минеева В. М. // Экономика и социум. - 2016. - №6¬2(25).
48. Миргородская, Т.В. Совершенствование финансовой поддержки малого предпринимательства / Т.В. Миргородская // Междунар. науч.-исслед. журн.
- 2014. - № 4-3 (23).
49. Морковина, С.С. Методический подход к обоснованию форм поддержки экспортно ориентированных предприятий / С.С. Морковина, Е.А. Панявина,
С.В. Будкова // Экон. анализ: теория и практика. - 2015. - № 10 (409).
50. Морозко, Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений / Н.И. Морозко // Экономика и управление. - 2008. - № 2. - С. 169-173.
51. Мурзаева О. В. Основные проблемы и направления развития налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ / Мурзаева О. В. // Экономические науки в России и за рубежом. - 2014. - №17.
52. Насырова, В.И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства / В.И. Насырова // Финансы и кредит. - 2012. - № 3 (493).
53. Нечеухина Н. С. Сравнительный анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства в России и в Польше / Нечеухина Н. С. // Управленец.
- 2015. - №2(54).
54. Новикова Е. П. Воспроизводственная роль системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в развивающихся экономиках / Новикова Е. П. // Финансы и кредит. - 2015. - №45.
55. Оломская Е. В. Режимы налогообложения субъектов малого
56. Панюшкана А. С. Анализ выбора система налогообложения для субъектов малого предпринимательства / Панюшкана А. С. // В сборнике: Актуальные проблемы менеджмента и экономики России и за рубежом. - 2016. - С.166¬168.
57. Пекарская А. Ю. Методика оценки эффективности режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства / Пекарская А. Ю. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - №17.
58. Проект Стратегии "Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года". - М., 2015.
59. Проект стратегического документа "Дорожная карта" развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на период 2014-2016 годы. Казань, 2013.
60. Суслов И. В. Антикризисные меры правительства РФ для субъектов малого предпринимательства и изменение в системе налогообложения / Суслов И. В. // Молодой ученый. - 2015. - №11-3(91).
61. Шекуло В. В. Налогообложение субъектов малого предпринимательства / Шекуло В. В. // Вестник магистратуры. - 2016. - №5-4(56).