Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения управления транспортной системой города 7
1.1 Институциональные основы управления транспортной системой города 7
1.2. Критерии оценки транспортной системы города 16
Глава 2. Практические аспекты изучения управления транспортной системой города 21
2.1 Сравнительный анализ развития транспортных систем городов-миллионников 21
2.2. Оценка уровня предоставления транспортных услуг в городах миллионниках 40
Глава 3. Перспективные направления совершенствования управления транспортной системой города 55
3.1. Основные проблемы развития транспортной системы города ....55
3.3. Направления совершенствования управления транспортной системой города с учетом зарубежного опыта 63
Заключение 72
Библиографический список 77
Приложение
Транспортные пути издавна — места сосредоточения человеческой деятельности. Многие крупнейшие города мира возникли и развивались благодаря выгодному транспортно-географическому положению. Транспортный комплекс — один из компонентов системы территориальной организации населения и производительных сил. Он является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбалансированная транспортная система — необходимое условие стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Главная цель развития транспортной системы — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах. В любом городе, и особенно в крупных, существенное воздействие на эффективность производства оказывает транспортная составляющая. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность города хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Поэтому состояние транспорта и уровень развития транспортной системы имеет такое важное значение для города. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Городская транспортная система выполняет множество задач: внутренняя грузовая логистика, пассажирские перевозки, участие в процессе производства. Поэтому просто необходимо чтобы управление транспортной системой осуществлялось на высоком уровне квалифицированными кадрами.
Актуальность этой темы заключается в том, что система транспортного сообщения, как и другие инфраструктурные составляющие города, является одним из важных условий жизнедеятельности города. Транспортное обеспечение имеет огромное экономическое значение в жизни города. Взаимодействие промышленных предприятий, сфер обслуживания и торгово-потребительского рынка напрямую зависит от транспорта. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.
Нельзя забывать, что, помимо экономического значения транспорта, эта отрасль в огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта, а именно: наземный, подземный и водный позволяют в кратчайшие сроки обеспечить доставку населения и, что немаловажно, по их желанию в пункты назначения.
Проблемы транспортной отрасли в разное время исследовались такими российскими учеными, как Селиверстовым Я.А., Красниковым Д.А., Муравьевым Н.А., Николаевым И.С., Шальновым Н.С., Лукинским В.С., Бережным В.И..
В их научных работах были исследованы общетеоретические разработки, в которых рассматривались функционирование современных транспортных комплексов с точки зрения общесистемного подхода. Однако не смотря на то, что ученые регулярно занимаются этой проблемой, она до сих пор не потеряла своей актуальности, так как транспортная система динамична и находится в постоянном развитии.
Предметом исследования дипломной работы является процесс управления транспортной системой городов-миллионников.
Объектом исследования являются транспортные системы городов- миллионников (Казань, Нижний Новгород, Самара).
Целью дипломной работы является анализ уже городских транспортных систем городов-миллионников на примере Казани, Нижнего Новгорода и Самары, а также предложить направления усовершенствования управления городской транспортной системы. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
• Рассмотреть институциональные основы управления транспортной системы города и критерии оценки транспортной системы города;
• Провести сравнительный анализ развития транспортных систем городов-миллионников и дать оценку уровню предоставления транспортных услуг;
• Выявить основные проблемы развития транспортной системы городов- миллионников;
• Предложить направления совершенствования управления транспортной системы города с учетом зарубежного опыта.
В исследовании были использованы такие методы, как анализ, анкетирование, ранжирование, сравнение, статистический анализ и анализ научной литературы.
При написании данной дипломной работы были использованы федеральные законы, нормативно-правовые акты, отчеты исследовательских форумов, стратегии и планы развития транспортных систем городов.
Первая часть рассматривает теоретические аспекты изучения управления транспортной системы города.
Вторая часть посвящена сравнительному анализу развития транспортных систем и оценке уровня предоставления транспортных услуг в городах-миллионниках (на примере Самары, Казани и Нижнего Новгорода).
В третьей части рассматриваются основные проблемы развития транспортной системы города и предлагаются направления совершенствования управления транспортной системы города с учетом зарубежного опыта.
Опережающее развитие транспорта является одним из важнейших принципов в прогнозировании и управлении территориальной организацией общества, так как транспорт обеспечивает функциональное единство всех подсистем территориальной структуры. Раньше роль инфраструктуры транспорта недооценивалась, поэтому в настоящее время в России много территориальных диспропорций. Транспортная система находится в тесной взаимосвязи и с пространственным развитием городов и городских агломераций, является основой формирования взаимосвязей между городом и сельскими поселениями. Посредством транспорта города могут выполнять организующую и обеспечивающую функции по отношению к окружающей их территории. Этим объясняется актуальность темы проведенного нами исследования.
Основной целью данной выпускной квалификационной работы было рассмотрение вопросов, касающихся усовершенствования управления городской транспортной системы на примере городов-миллионников.
Подводя итоги, можно сказать, что в рамках исследования, нами были решены задачи:
• Были исследованы институциональные основы управления транспортной системы города и критерии оценки транспортной системы города;
• Был проведен сравнительный анализ развития транспортных систем и дана оценка уровню предоставления транспортных услуг в городах- миллионниках (Казань, Самара, Нижний Новгород);
• Были выявлены основные проблемы развития транспортных систем городов-миллионников;
• Были выбраны направления совершенствования управления транспортной системы города с учетом зарубежного опыта.
В анализе уровня развития транспортных систем городов- миллионников (Самара, Казань, Нижний Новгород) были рассмотрены следующие элементы: органы управления транспортной системой в городах, количество автотранспортных предприятий, льготы при проезде на общественном транспорте, количество единиц подвижного состава и маршрутов общественного транспорта, общее число организаций ГТС, количество занятых в работе ГТС, интеллектуальные транспортные инфраструктуры городов, а также наличие информационных порталов.
Все транспортные системы городов находятся на достаточно хорошем уровне. У каждого города имеются свои слабые и сильные стороны: в Нижнем Новгороде маленькое количество информационных порталов, но город имеет самое длинное метро, дешевый проезд и большее финансирование, в сравнении с другими городами, Самара выигрывает в количестве автотранспортных предприятий, а ТГС Казани самая социально- значимая, на ее предприятиях занято самое большое количество людей.
Во всех городах разный уровень предоставления транспортных услуг. Результаты анкетирования, проведенного нами, помогли нам сделать краткие выводы:
• Чаще услугами общественного транспорта пользуются жители Нижнего Новгорода, это может быть обусловлено множеством разных факторов: переполненность дорог личными автомобилями, удобство передвижения на общественном транспорте и т.д. К тому же анкетирование показало, что общественным транспортом чаще пользуются такие категории лиц, как студенты и пенсионеры.
• Больше всего качеством общественного транспорта довольны жители г.Казани (более 60 процентов), это объясняется тем, что автопарк общественного транспорта г.Казани был обновлен к Универсиаде 2013.
• Чаще всего людей не устраивает чистота в салонах, наибольшее количество недовольных (42 процента) проживает в Самаре. Также большое количество людей не устраивает работа отопительной системы и непрофессионализм работников.
• Большинство людей, проживающих в Самаре и Нижнем Новгороде, считают, что общественный транспорт малодоступен для маломобильных групп населения. В Казани процент считающих так же меньше, но лишь за счет того, что почти 50 процентов людей просто не знают о доступности транспорта для маломобильных людей.
• Меньше всего времени в дороге тратят жители Казани, ибо их удовлетворенность временем и движением общественного транспорта чуть более 50 процентов, что не так много, но больше, чем в Нижнем Новгороде и Самаре.
• Чаще всего места остановок не соблюдают водители транспортных средств общественного транспорта Самары, это случается больше чем в 30 процентах. Самый высокий уровень соблюдения мест высадки и посадки в Казани ( более 60 процентов).
• на данный момент существует много проблем, мешающих развитию транспортной городской сети и делающих ее неудобной для жителей городов. Такими проблемами являются неправильно сформированное нормативно-правовое регулирование, а также то, что территориальное планирование практически никак не связано с транспортным планированием, нехватка парковок, узкие дороги, перегруженность дорог в некоторых частях с плотной застройкой. Финансовые ресурсы, которые выделяются из городского бюджета на нужды городского транспорта, зачастую недостаточны по объему, обычно носят непредсказуемый характер, в результате чего инфраструктура и автотранспорт - содержатся и обновляются не так часто и качественно, как это необходимо. К тому же не проводится мониторинг состояния автомобильных дорог либо же просто игнорируется их катастрофическое состояние.
Проведя наше исследование, мы пришли к выводу, что на данный момент существует много проблем, мешающих развитию транспортной городской сети и делающих ее неудобной для жителей городов. Такими проблемами являются неправильно сформированное нормативно-правовое регулирование, а также то, что территориальное планирование практически никак не связано с транспортным планированием, нехватка парковок, узкие дороги, перегруженность дорог в некоторых частях с плотной застройкой. Финансовые ресурсы, которые выделяются из городского бюджета на нужды городского транспорта, зачастую недостаточны по объему, обычно носят непредсказуемый характер, в результате чего инфраструктура и автотранспорт - содержатся и обновляются не так часто и качественно, как это необходимо. К тому же не проводится мониторинг состояния автомобильных дорог либо же просто игнорируется их катастрофическое состояние. Для достижения рационального развития городской транспортной системы необходим системный подход к ее управлению. Решить множество проблем городской транспортной системы возможно осуществить путем реформирования нормативно-правовой базы, отказа от автомобилей и перехода населения на велосипеды, а также разместив транспортные и пешеходные коммуникации на разных уровнях. Замещение индивидуального автотранспорта общественным, постройка многоярусных дорог, создание промышленных центров в других городах, пересмотр времени начала и продолжительности всего рабочего дня в разных сферах деятельности, для уменьшения концентрации транспорта на дорогах в утренние и вечерние часы также помогут в решении существующих проблем ГТС.
Для достижения рационального развития городской транспортной системы необходим системный подход к ее управлению. Решить множество проблем городской транспортной системы возможно путем реформирования нормативно-правовой базы, отказа от автомобилей и перехода населения на велосипеды, а также разместив транспортные и пешеходные коммуникации на разных уровнях. Замещение индивидуального автотранспорта общественным, постройка многоярусных дорог, создание промышленных центров в других городах, пересмотр времени начала и продолжительности всего рабочего дня в разных сферах деятельности, для уменьшения концентрации транспорта на дорогах в утренние и вечерние часы также помогут в решении существующих проблем ГТС.
И, наконец, наша работа позволяет сделать вывод о том, что хорошая транспортная система — это та, в которой личный и общественный транспорт сбалансированы так, чтобы суммарное время реализации транспортных корреспонденций всех жителей города (пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, пассажиров общественного транспорта) было минимальным.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что данную дипломную работу можно использовать при написании стратегий развития транспортных городских систем, рассмотренных в работе городов, а также для стратегии развития транспортного комплекса всего Поволжского Федерального Округа.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. От 02.07.2013).
3. Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. От 28.07.2012).
4. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» (ред. От 23.07.2013)
5. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
6. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 « Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (ред. От 14.05.2013)
7. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных технических средств и систем аппаратурной спутниковой навигации ГЛОНАСС» (ред. От 17.12.2010)
8. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 №280 «Об
утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуально предпринимателя)
9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля 2004 г.). // "Российская газета" от 20 ноября 2002 г.
10. Berlin’s strategy for an integrated urban freight transport system - planning approaches and lessons learned. [Электронный ресурс]. URL: http://www.citvlog.eu/sites/default/files/news/Berlin s integrated urban fre
ight transport sys tem- strategy and lessons learned.pdf (дата
обращения: 11.01.2017).
11. The Reasons, Development and Consequences of Economic Crisis in Russia. Proc. of International Symposium on the Economic Development of "BRICs", Dec. 4, 2009. - Beijing: Academic Division of Economics, Chinese Academy of Social Science, Institute of Economics (pp. 53-59; pp. 181-187). In English/Chinese
12. Transportation Research, Part A: Policy and Practice, Netherlands
[Электронный ресурс]. URL:
http://www. j ournals. elsevier. com/transportation-research-part-apolicy-and- practice/ (дата обращения: 14.01.2017).
13. World Transport Policy & Practice. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ecologica.co. uk/worldtransport. html (дата обращения:
29.03.2017) .
14. Антонов А.М. К вопросу об оценке эффективности инвестиционных проектов создания транспортно-технологических комплексов // Бюллетень транспортной информации. - 2006. - № 6. - С. 2-10.
15. Архив. Uniprotokolle. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uniprotokolle.de/Forum/25, 2011 (дата обращения:
10.02.2017) .
16. Ваксман С.А.Аудит транспортных систем городов и стадийность планирования и проектирования их развития // Социальноэкономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) науч.практ. конф. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007. - С.12-20
17. Елисеев С.Ю., Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортном секторе. Зарубежный опыт // ВКСС Connect. - 2008. - № 2. - С. 8-12.
18. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет- журнал «Эйдос». 2010. 10 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/ioumal/2005/0910-26.html (дата обращения: 01.04.2017).
19. Интернализация внешних издержек в транспортном секторе. - URL: http://trainclub.ru/view_blog/internalizaciya_vneshnih_izderzhek_v_transpo rtnom_ sektore/ (дата обращения: 01.04.2017).
20. К вопросу об оценке эффективности логистических систем городских пассажирских перевозок /Красникова Д.А., Евсеева А.А., Сухова И.А. //Вестник развития науки и образования. 2014. № 2. С. 167-171.
21. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация движения в городе: учебник для вузов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2012. - 232 с.
22. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Осинцев Н.А., Цыганов А.В., Пыталева О.А Методика разработки маршрутной сети движения городского пассажирского транспорта (на примере г. Магнитогорска) // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2011. №2. С. 49-58.
23. Коробейников Е. Транспортная стратегия Лондона. Urban Urban.
[Электронный ресурс]. URL: http: //urbanurban.ru/2011/12/16/london-
transportstrategy/ (дата обращения: 23.02.2017).
24. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 280 с.
25. Межох З.П., Лукашева И.В. Глобализация - фактор, определяющий современное развитие транспортной системы // Бюллетень транспортной информации. -2007. - № 10. - С. 14-17.
26. Мирзаянц Г.Ю. Отечественный и зарубежный опыт финансирования управления дорожными траслями // МИТС - Наука: междунар. науч. вестник. - 2008. - № 2. - С. 21-23.
27. Михайлов А.Ю., Мясников Р.Ю., Карасов С.В., Чекалина С.Л.. Особенности новых классификаций городских улиц и дорог. //Соц.экон. проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. /Материалы Х межд. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд- во АМБ, 2010 - С.75-83.
28. Муравьева Н. А., Николаев И. С., Казбаев М. Х. Анализ проблем управления городскими транспортными системами // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 35. - С. 8690.
29. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. - М.: Транспорт, 2008. - 192 с.
30.Оптимизация процессов в логистической системе пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками /Красникова Д.А. // Научное обозрение. 2013. № 12. С. 393-396.
31. Павлов И.И. Общий курс транспорта: учеб. пособие. - Тверь: Изд-во ТГТУ, 2012. - 104 с.
32. Проект планировки центральной части МО г.Самара. Анализ градостроительного состояния / ФГУП РосНИПИ Урбанистики. - СПб., 2014.
33. Пугачев И.Н. Комплексный подход к развитию и повышению эффективности функционирования транспортных систем городов: сб. ст. // Дороги и мосты. - 2011. - № 1. - С. 20-37.
34. Пугачёв И.Н., Лопашу В.В. Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Научные материалы XIII международной (шестнадцатой екатеринбургской) науч.практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. - С. 105-111
35. Пугачёв И.Н., Шпаков В.Н. Проблемы развития автомобильного транспорта и дорожной составляющей транспортной системы России - проблемы безопасности дорожного движения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск: «Перспективы и направления развития транспортной системы», 2016. С. 135-140.
36. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории крупнейших городов. Режим доступа: http://www.opengost.ru/iso/3174- raschetnava-instrukciva-metodika-po-inventarizacii- vybrosovzagryaznyayuschih-veschestv-avtotransportnymi-sredstvami- vatmosfernvv-vozduh.html (дата обращения: 13.03.2017).
37. Рекомендации по модернизации транспортной системы городов / ЦНИИП градостроительства. - М., 2011.
38. Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 2016. - 88 с.
39. Руководство по проведению транспортных обследований в городах - М.: Стройиздат, 2008, 73с.
40. Рябиков Н.А., Байбултова Н.Х. Современные методы обоснования развития сети автомобильных дорог // Бюллетень транспортной информации. - 2014. - № 59. - С. 12-19.
41. Сайт компании TFL. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.tfl .gov.uk
42. Селиверстов, Я.А. Особенности построения системы городского транспортно-логистического мониторинга [Текст] / А.Л. Стариченков, Я.А. Селиверстов // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ» № 1/2015.С. 29-36.
43. Субъективные заметки о транспортной системе города Казань
[Электронный ресурс]. URL: http://obd.altstu.ru/o- transporte/transportnavasistema- g. -kuritiba. html (дата обращения: 03.04.2017) .
транспорта // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 61-64.
44. Транспортная стратегия Берлина. [Электронный ресурс]. URL: https://docs. google.com/gview?url=http://ummag.ru/wpontent/uploads/2011/ 09/UM 4 2011 p106-111.pdf&chrome=true (дата обращения:
20.03.2017) .
45. Транспортная стратегия Лондона 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www. scribd. com/doc/7463163 5/London-T ransport-Strategy-2010 (дата обращения: 20.02.2017).
46. Транспортный комплекс/ А.С. Зорин, В.И. Бережной, И.И. Морков. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 185 с.
47. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Российская газета / - Федеральный выпуск №4517 от 14 ноября 2007 г.
48. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» / Российская газета / Федеральный выпуск №4521 от 17 ноября 2007 г.
49. Хомченко А.Н. Осинцев Н.А. Ресурсоэкономичность транспортных систем городов // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2012. № 2. С. 134-139.
50. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. 12 декабря.
[Электронный ресурс]. URL: http: //www.eidos.ru/j ournal/2005/1212.htm (дата обращения: 1.04.2017).
51. Экономический отчет 1 Квартала 2012 года об социально-экономическом состоянии Берлина. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.berlin. de/imperia/md/content/senwirtschaft/konj unkturberichte/q uart1_12.pdf?start&ts=1338557092&file=quart1_ 12.pdf (дата обращения:
1.04.2017) .