Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №31713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы142
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования инфраструктурной обеспеченности
города 6
1.1 Экономическая сущность инфраструктурной обеспеченности города и
теоретические аспекты его анализа 6
1.2 Инструменты и методы управления инфраструктурной обеспеченностью
города 17
1.3 Методики оценки инфраструктурной обеспеченности города 30
2. Практические аспекты анализа инфраструктурной обеспеченности городов-
миллионников Привожского федерального округа 36
2.1 Количественная оценка инфраструктурной обеспеченности городов-
миллионников ПФО 36
2.2. Особенности управления инфраструктурной обеспеченностью городов- миллионников ПФО 65
2.3 Проблемы инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО 70
3. Совершенствование инфраструктурной обеспеченности городов-
миллионников Приволжского федерального округа 76
3.1 Зарубежный опыт управления инфраструктурной обеспеченностью городов 76
3.2 Рекомендации по улучшению инфраструктурной обеспеченности городов-
миллионников ПФО 82
Заключение 95
Список литературы 100
Приложения


Экономика и уровень жизни населения определенной территории находится в зависимости от многих факторов, одним из которых является ее инфраструктурная обеспеченность. Понятия инфраструктуры и инфраструктурной обеспеченности являются многоплановыми и многоаспектными в рамках экономической и социальной трактовок и в аспекте управления определенной территорией.
Являясь неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, свойственным всем экономическим системам, и влияющим на совершенствование производственных отношений и освоение жизненного пространства общества’ инфраструктура в масштабах территории подразделяется на социальную, транспортную, экономическую, инженерную, информационную, экологическую и другие виды инфраструктуры. Специфический характер размещения и пространственной организации материально-технической базы инфраструктуры, ее функции и роли, выполняемые в макроэкономическом масштабе, определяются инфраструктурной обеспеченностью. Существование различных видов инфраструктуры и методологических подходов к раскрытию данного понятия, высокое влияние инфраструктурной обеспеченности на развитие территорий выводят на первый план актуальность изучения вопросов инфраструктурной обеспеченности и их управления.
В экономической литературе вопросам сущности инфраструктуры, инфраструктурной обеспеченности и ее управлению посвящены труды многих учёных - экономистов. Так, вопросы развития социальной инфраструктуры муниципальных образований рассматривали Федулов С.П., Кусмагамбетова Е.С., Муллаярова Г.А., Кривова Д.А., Аксенова Е.С., Зеленюк Ю.М., Ростом Г.Р. Транспортная инфраструктура городов являлась объектом исследования Мальчиковой А.Г., Воробьевой И.Б., Кирьянова А.Л., Глухова А.К. Анализом вопросов совершенствования экономической и инновационной инфраструктуры занимались Кузнецова А.И., Асатрян А. Г., Деружинская М.П.,
Шулешко А.В., Соколова С.В., Гужов В.В. В нашей работе были рассмотрены работы М.А. Салим, М.А.Захаровой, А.Н. Малюгиной, П.А. Пыховой, Т.О. Кашиной и др. На уровне отдельных территорий формируются программы и стратегии развития с учетом приоритетных направлений социальной политики и инфраструктурной обеспеченности.
Предметом исследования является управление инфраструктурной обеспеченностью территории. Объектом исследования является инфраструктурная обеспеченность городов-миллионников Приволжского Федерального округа.
Целью исследования является анализ инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО и разработка рекомендаций по её совершенствованию для органов муниципальной власти. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить экономическую сущность инфраструктурной обеспеченности города и теоретические аспекты ее анализа;
2) проанализировать инструменты управления инфраструктурной обеспеченностью города и методики ее оценки;
3) оценить инфраструктурную обеспеченность городов-миллионников Приволжского федерального округа;
4) выявить особенности управления инфраструктурной обеспеченностью городов-миллионников ПФО;
5) проанализировать проблемы инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО;
6) рассмотреть зарубежный опыт управления инфраструктурной обеспеченностью;
7) предложить рекомендации для совершенствования инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, нормативно-правовая литература, исследования в области инфраструктурной обеспеченности городов, данные индекса устойчивого развития городов и другие материалы. Информационной основой - периодические сборники Федеральной службы государственной статистики и База данных показателей муниципальных образований Росстата (БД ПМО).
В качестве методов исследования были применены: изучение и обобщение научных трудов по тематике ВКР, анализ и систематизация российского и международного опыта организации систем управления инфраструктурной обеспеченностью городов, индексирование - нахождение сводного интегрального индекса инфраструктурной обеспеченности городов- миллионников ПФО на основе статистических данных по пяти функциональным блокам, корреляционно-регрессионный анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, ее предмет, объект, цели, задачи и структура. Первая глава исследования посвящена теоретическим вопросам исследования инфраструктурной обеспеченности территории. Во второй главе исследуется инфраструктурная обеспеченность городов- миллионников ПФО. Третья глава исследования посвящена направлениям совершенствования инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО. Кроме того, в третьей главе исследования выявлено влияние финансирования сферы ЖКХ и показателя обеспеченности на душу населения на количество жалоб в сфере ЖКХ на примере инфраструктуры ЖКХ города Казани. В заключении представлены выводы по результатам работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Инфраструктура города является средством обеспечения устойчивого экономического развития и интеграции муниципальной экономики в региональную и национальную экономику. Об уровне развитости отдельных элементов инфраструктуры свидетельствуют различные индикаторы, характеризующие инфраструктурную обеспеченность территории. В рамках выпускной квалификационной работы был проведен её анализ в пяти городах- миллионниках ПФО - Казани, Уфе, Нижнем Новгороде, Перми и Самаре, по результатам которого были разработаны рекомендации по развитию инфраструктуры для муниципальных органов власти.
Работа состоит из трёх глав - теоретической, практической и рекомендательной. В рамках изучения теоретических аспектов инфраструктурной обеспеченности городов были:
— описана экономическая сущность городской инфраструктурной обеспеченности. Она рассматривается как «уровень полноты и комплексности инфраструктуры, который влияет на характер и особенности отраслевой и территориальной организации общественного производства, на условия жизни и деятельности населения». В комплекс городской инфраструктуры входят предприятия сферы обслуживания, включая торговлю, гостиницы, предприятия жизнеобеспечения системы водо-тепло-газо-энергоснабжения, наружного освещения, асфальтированных дорог общего пользования, общественного транспорта на конкретной городской территории и т.д.;
— классифицированы методы и инструменты управления инфраструктурной обеспеченностью города. Методы инфраструктурной политики, как важнейшего элемента экономической политики, подразделяются на административные, экономические и институциональные. Основными инструментами воздействия органов власти на экономическое развитие и инфраструктуру отдельных территорий выделим: создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
регулирование деловой активности; прямую кооперация администрации региона и бизнеса; субсидирование; ГЧП; проектное финансирование; облигации; кредитные ставки. Помимо них, управление развитием инфраструктуры города может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий и программ.
— рассмотрены методики оценки инфраструктурной обеспеченности города. Они могут быть статистическими и экспертными. Так, Рейтинг устойчивого развития городов учитывает количественные показатели по нескольким блокам: медицина, образование, безопасность, жилищные условия, ЖКХ, транспорт, безопасность дорожного движения, связь, рекреация и туризм. А компанией Domofond проводятся ежегодные масштабные всероссийские исследования - опросы по оценке самими жителями городской инфраструктуры. Первая группа методов чрезмерно трудоемка и зависит от наличия конкретных статданных, вторая - зависит от субъективного восприятия человека.
В рамках второго этапа работы - практического - были проведены:
— количественная оценка инфраструктурной обеспеченности городов- миллионников ПФО. Для этого была применена авторская методика расчёта сводного интегрального индекса, включавшего в себя частные индексы по пяти блокам: медицина, образование, жилищные условия, дорожный комплекс, рекреация/ туризм. По итогам анализа лидером среди городов-миллионников стала Казань - город с наилучшими показателями жилищных условий, состояния дорожного комплекса и туристической и рекреационной инфраструктуры.
Также был проделан анализ инфраструктурной обеспеченности городов- миллионников на основе исследований компании Domofond, проводившей опрос среди жителей 150 городов России об их удовлетворённости состоянием городской среды. Опрос показал достаточно высокий уровень инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников ПФО.
— выделены особенности управления инфраструктурной обеспеченностью городов-миллионников ПФО. С недавних пор активно в реализацию инфраструктурных проектов внедряются механизмы ГЧП и МЧП. Наиболее интересен в этом плане опыт Казани - здесь городские власти пр и активном участии мэра города и Президента РТ ищут пути для сокращения административных барьеров при взаимодействии частных инвесторов и властей, что позволит упростить процедуру запуска ГЧМ и МЧП проектов и заключения соответствующих соглашений.
— выявлены основные проблемы инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников. В каждом из городов существуют свои «проблемные зоны», на совершенствование которых должны быть направлены административные и финансовые ресурсы муниципальной власти. Так, в Казани недостатками инфраструктурного комплекса (но основе проведенного в п.2.1 анализа) являются относительно невысокий уровень обеспеченности медицинской инфраструктурой (малое число больничных коек круглосуточных стационаров; недостаточное число врачей), а также невысокая доля охвата детей дошкольным образованием. Рост уровня рождаемости в городе создаёт дополнительную нагрузку на ДОУ, справиться с которой существующая инфраструктура пока не в состоянии, лишь ок.63% дошкольников посещают соответствующие образовательные учреждения.
Среди наиболее актуальных проблем для жителей почти всех городах- миллионниках (по их собственной оценке) являются проблемы транспортной инфраструктуры и ЖКХ. При этом многие показатели инфраструктурной обеспеченности в городах-миллионниках выше средних показателей по региону, а концепции управления территорией этих городов показывают их не только «догоняющий» характер, направленный на покрытие потребностей строящихся и уже существующих районов и городов, но и «опережающий», направленный на создание инновационной среды для проживания.
усиление конкуренции между городами за человеческий капитал; технологический прогресс и структурные изменения в экономике; техногенная нагрузка на окружающую среду и возрастающий дефицит природных ресурсов.
В настоящее время ввиду того, что механизмы ГЧП (МЧП) и использования инфраструктурных облигаций в российской практике находятся лишь на стадии своего формирования, финансирование инфраструктурных проектов в муниципалитетах затруднено.
И, наконец, на завершающей стадии исследования были сформированы направления по совершенствованию инфраструктурной обеспеченности городов-миллионников Приволжского федерального округа, для чего было выполнено:
— изучение зарубежного опыта управления инфраструктурной обеспеченностью городов. Рассмотрены: опыт выпуска муниципальных облигаций в США, Китае и Индии, где данный инструмент стал эффективным инструментом решения инфраструктурных проблем; а также процессы агломерирования, становящиеся драйвером роста инфраструктурной обеспеченности мегаполисов.
— предложены рекомендации по улучшению инфраструктурной обеспеченности Казани, Уфы, нижнего Новгорода, Перми и Самары. В качестве наиболее важных направлений управления инфраструктурной обеспеченностью городов и ее совершенствования, необходимо отметить реализацию механизма государственно-частного партнерства, модель которого строится на взаимодействии правительства и бизнеса с помощью АНО» Национальный центр ГЧП» и различных органов исполнительной власти.
На основе зарубежного подхода к управлению городской инфраструктурой в работе предлагается системный подход к управлению инфраструктурной обеспеченностью с использованием краудсорсинга, краудфандинга, бенчмаркинга, формирование единых стратегических целей при программировании развития города и региона.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены, а цель работы достигнута.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ / КонсультантПлюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044 (ред. от
30.12.2018) «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
3. Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город».
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
5. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для СПО / Г.А. Борщевский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
6. Готовцев Д.П. Отечественный и зарубежный опыт развития городских агломераций // Наука, техника и образование. - 2018. - №.5. - С.90-92.
7. Захаров М.А. Социально-экономическая политика крупного города: содержание и механизм реализации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Захаров Максим Алексеевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун - т]
8. Мохамад Ариф Салим. Тенденции развития инфраструктурных отраслей в условиях глобализации: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.14 / Мохамад Ариф Салим; [Место защиты: «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»], 2016.
9. Бубаева Т.Ю. Методические вопросы инфраструктурного обеспечения особых экономических зон туристско-рекреационного типа / Известия
Байкальского государственного университета. - 2010. - №1. - С.77-79.
10. Лукьяненко З. Б., Югова Н. В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // ARS ADMINISTRANDI. 2014. №2. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/programmno-tselevoy-metod-v- gosudarstvennom-upravlenii-byudzhetnoy-sferoy
11. Малюгин А.Н. Проблемы обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков города Кемерово / А.Н. Малюгин, Е.И. Колотовкина, И.В. Кудиенко // Вестник Кузбасского государственного технического университета.2014. - №1. - С.144-145.
12. Немкович Е.Г., Шмуйло Т.П., Степанова С.В. Методические подходы к оценке инфраструктурного каркаса северного приграничного региона России // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №400. - С.231- 237.
13. Пыхов П.А., Кашина Т.О. Инфраструктурная обеспеченность регионов УРФО: методика оценки и результаты диагностики // Экономика региона. - 2015. - №3. - С. 66-77.
14. Фрейдина И.А. Международный опыт финансирования инфраструктурных проектов // Экономическая политика. 2017. №4.
15. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - URL: http: //www.gks .ru/dbscripts/munst/
16. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]. - Министерство экономики РТ. - URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/gosudarstvenno- chastnoe-partnerstvo.htm
17. Дирекция парков и скверов [Электронный ресурс]. - Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - URL: https://www.kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/mku-direktsiya-parkov-i-skverov/
18. Дирекцию парков и скверов создадут в Нижнем Новгороде / Сетевое издание «МК в Нижнем Новгороде». - URL: https://nn.mk.ru/social/2019/03/18/direkciyu-parkov-i-skverov-sozdadut-v-nizhnem- novgorode.html
19. Ильсур Метшин: «Инвесторам нужно не просто дать зеленый свет - мы должны помогать им вплоть до старта проектов» [Электронный ресурс]. - Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - URL: https://www.kzn.ru/meriya/press-tsentr/novosti/ilsur-metshin-investoram-nuzhno-ne- prosto-dat-zelenyy-svet-my-dolzhny-pomogat-im-vplot-do-starta-pro/
20. Индекс развития общественной инфраструктуры российских городов
2017.Институт региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. - URL:
http://media.rspp.ru/document/1/6/f/6fb7400191a20c19538757dba8e0ad63.pdf
21. Иллюзия инфраструктурных облигаций. Почему фокус не удался? /
Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/349401-illyuziya-
infrastrukturnyh-obligaciy-pochemu-fokus-ne-udalsya
22. МАУ г.о. Самара "Парки Самары" [Электронный ресурс]. - URL: http: //parki-samara.ru/
23. Министерство экономики РТ [Электронный ресурс]. - Официальный
Татарстан. - URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/gosudarstvenno-chastnoe-
partnerstvo.htm
24. Муниципальные программы ГО г. Уфа РБ [Электронный ресурс]. - Администрация городского округа Город Уфа Республики Башкортостан. - URL: https://ufacity.info/programs/list.php?p=3
25. Муниципальные программы [Электронный ресурс]. -
Администрация города Перми. - URL:
http://www.gorodperm.ru/actions/strategy/conception_development/dok/Municipal_p rograms/
26. Муниципальные программы [Электронный ресурс]. -
Администрация г.о. Самара. - URL: https://samadm.ru/docs/program/
27. Официальный сайт исследований Domofond.ru. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.domofond.ru/statyi/issledovaniya
28. Перечень муниципальных программ города Нижнего Новгорода
[Электронный ресурс]. - Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода. - URL: http://xn--b1acdfjbh2acclca1a.xn--p1ai/vlast/tselevie-
programmi/perechen-munitsipalnih-programm-goroda-nizhnego-novgoroda
29. Пространство города для человека, PwC, 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www. pwc.ru/ru/publications/city-space/smart-cit-full.pdf
30. Регионы России. Основные социально-экономические показатели
городов [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1138631758656
31. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1138623506156
32. Рейтинг устойчивого развития городов за 2017 г. [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.agencysgm.com/projects/%D0%91%D1%80%D0
%BE%D 1 %88%D 1 %8E%D 1 %80%D0%B02017.pdf
33. Стратегия Казани-2030 [Электронный ресурс]. - Официальный портал органов местного самоуправления города Казани. - URL: https://www.kzn.ru/o- kazani/strategiya-kazani-2030/
34. 10 лучших городов России по уровню жизни в 2017 году
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.vestifinance.ru/articles/96127
https://www.vestifinance.ru/articles/96127?page=1
35. China’s Scariest Assets Are Hiding Under Your Bed [Электронный ресурс]. - Bloomberg. - URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2019-
4- 22/china-opening-up-muni-bonds-to-retail-investors-is-risky
36. Liu, C. (2018) The Analysis of China Quasi-Municipal Bonds' Issuing
Spread. Modern Economy, 9, 1009-1022. - URL:
https://www.scirp.org/journal/PaperInformation.aspx?PaperID=84718
37. Municipal Bonds [Электронный ресурс]. - FINRA. - URL: https://www.finra.org/investors/municipal-bonds
38. RBI boost for yet-to-be-popular municipal bonds [Электронный ресурс].
-Business Today. - URL: https://www.businesstoday.in/current/economy-
politics/rbi-boost-for-yet-to-be-popular-municipal-bonds/story/340886.html
39. The case for investing in U.S. municipal bonds / Nuveen. A TIAA Company. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nuveen.com/the-case-for- investing-in-united-states-municipal-bonds
40. The National Debt Of China [Электронный ресурс]. - Commodity.com LLC. - URL: https://commodity.com/debt-clock/china/
41. The reason African cities aren’t funding infrastructure with municipal
bonds [Электронный ресурс]. - QUARTZ AFRICA. - URL:
https://qz.com/africa/1210537/african-cities-infrastructure-should-use-municipal- bonds/
42. What are Municipal Bonds? [Электронный ресурс]. - Indian Economy. Economy & Finance. - URL: https://www.indianeconomy.net/splclassroom/what- are-municipal-bonds/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ