Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально -педагогическая деятельность с безнадзорными детьми в условиях комплексного центра социального обслуживания населения (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №51793

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа» (далее – БУ КЦСОН «Любава»).
Выборка: 30 детей подросткового возраста, которые относятся к категории безнадзорных, из них 17 мальчиков, 13 девочек в возрасте от 13 до 15 лет. Все дети стоят на учете в ПДН.
Есть много приложений (методика исследования и результаты в табличном виде)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ 8
1.1 Проблема безнадзорности в отечественной науке (определение безнадзорности и беспризорности, причины, последствия, основные подходы) 8
1.2 Комплексные центры как организация социальной помощи безнадзорным детям 15
1.3 Формы и методы социально педагогической деятельности с безнадзорными детьми в условиях социального центра 22
Вывод по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БЕЗНАДЗОРНЫМ ДЕТЯМ 30
2.1. Диагностика проблем безнадзорности 30
2.2. Общая характеристика программы социально-педагогической 41
помощи безнадзорным 41
2.3. Основные результаты социально-педагогической помощи 57
безнадзорным детям в условиях комплексного центра 57
социальной помощи 57
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

В результате того, что на современном этапе в России происходят сложные системные преобразования, в процесс включен практически каждый слой общества, а система социальной стратификации, которая складывалась в течении десятилетий, разрушена.
В современных научных исследованиях в социальной сфере выделяется наличие кризисных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности человека, эти кризисные ситуации оказывают влияние на поведение и сознание людей. Серьезную общественную опасность представляет влияние негативных последствий таких изменений на детей, как на самую беспомощную часть населения. Это приведет к тому, что будут нарушены как физическое, так и психическое здоровье детей, у них могут развиваться так называемые социальные заболевания, такие как беспризорность и безнадзорность. Существенная причина того, что возросла безнадзорность на современном этапе, это то, что продолжает ухудшаться уровень жизни современных семей, происходит снижение уровня их моральных принципов, многие родители не желают воспитывать своих детей, число разводов и неполных семей неуклонно растет.
Проблема безнадзорности детей – это серьезная национальная угроза для всего государства и общества. Именно это является причиной того, что в России в последнее время задача профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних стала приоритетной.
Будущее нашего государства зависит от того, на каком уровне находится образование, подготовка, физическое и духовное развитие детей. С помощью мер социальной политики в течении последнего десятилетия обеспечивается:
- поддержка доступа каждого ребенка к системе образования и здравоохранения, развиваются различные формы материальной поддержки семьи, имеющей детей;
- поддержка основных гарантий жизнедеятельности и развития ребенка, а также минимизация потерь в уровне жизни;
- законодательством обеспечиваются права ребенка и политика в отношении каждого ребенка;
- гуманность обращения с детьми, обращения, которое основано на уважении прав детей; создаются механизмы профилактики и социальной реабилитации ребенка среди множества новых социальных рисков.
Но, тем не менее, проблемы несовершеннолетних в России по-прежнему являются актуальными, и меры по их решению явно недостаточны. Множество семей имеют низкое финансовое положение, это является препятствием для получения детьми основных социальных услуг и развития. Факты насилия над детьми в семьях и за их пределами, нахождение детей в социальной изоляции и их – это острая социальная проблема государства.
Методов предотвращения негативных социальных последствий и борьбы ними существует множество, их выбор зависит от уровня, на котором развито само общество и каково в нем соотношение сил и правовых решений.
Проблемы детской беспризорности исследовали многие отечественные и зарубежные ученые, работы по этой проблеме можно найти у Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко, С.Т. Шацкого и др. Эти исследования представляют собой научную основу для профилактики и реабилитации дезадаптивных подростков.
Некоторые вопросы, касающиеся проблемы безнадзорности несовершеннолетних разрабатывались также исследователями Э. Р. Баяновым, Н. Н. Верцинской, Е. Вороновой, В. Келасьевым, Л. П. Кузнецовой, М. С. Мартыновой, В. М. Шакуровой, Е. Б. Штейнбергом.
Противоречие исследования: несмотря на множество мер, которые принимает государство, деятельность, осуществляемая специалистами комплексных центров социального обслуживания в сфере профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних является недостаточной, и, вследствие этого, процент детской безнадзорности по-прежнему достаточно высокий.
Проблема исследования: каким должно быть содержание работы по профилактике безнадзорности детей в комплексных центрах социального обслуживания.
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с безнадзорными детьми в условиях комплексного центра социального обслуживания населения».
Объект исследования: процесс социально-педагогической деятельности с беспризорными детьми в комплексном центре социального обслуживания.
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с беспризорными детьми в комплексном центре социального обслуживания.
Цель работы: выявить и обосновать теоретические и практические аспекты социально-педагогической деятельности в комплексном центре социального обслуживания, разработать проект по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что условия социально-педагогической деятельности с беспризорными детьми в комплексных центрах социального обслуживания должны быть следующими:
• организовать и провести комплекс мероприятий социально-педагогической деятельности в комплексном центре социального обслуживания, направленных на выявление причин безнадзорности;
• реализовать проект социально-образовательной деятельности с беспризорными детьми в комплексном центре социального обслуживания.
Задачи исследования:
1. Определить понятия «безнадзорность» и «безпризорность» в отечественной науке;
2. Изучить социально-педагогическую деятельность с беспризорными детьми в комплексном центре социального обслуживания;
3. Изучить формы и методы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в комплексном центре социального обслуживания;
4.Проанализировать опыт работы Бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа по социально–педагогической деятельности с безнадзорными детьми;
5.Разработать проект социально-образовательной деятельности с беспризорными детьми в комплексном центре социального обслуживания.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация
эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, обработка результатов.
База исследования: Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили
социологические представления о том, что жизненный кризис человека взаимосвязан с развитием общества (работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. А. Ядова и др.);
концепции философии, социологии, психологии, социальной педагогики об активном взаимодействии человека и окружающей среды при социализации личности (освещены в работах В. Г. Бочаровой, Л. П. Буевой, Б. З. Вольфова, М. А. Галагузовой, Г. М. Коджаспировой, И. С. Кона, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, А.В. Петровского, В.А. Сластенина и др.);
теории психологии об особенностях развития личности подростков (работы Л.С. Выготского, А.Е. Личко, М.А. Фельдштейна, Ю.А. Клейберга и др.);
теории, в которых отражаются особенности воспитательной работы с «трудными» подростками (исследования Ю.А. Клейберга, А.И. Кочетова, А.С. Макаренко, М.И. Рожкова и др.);
теория досуга и свободного времени, их роль в развитии человека (работы Н.П. Аникеевой, А.Ф. Воловика, В.А. Воловика, С.Т. Шацкого, С.А. Шмакова и др.);
психолого-педагогические теории работы с семьями (исследования С.В. Березина, И.Ф. Дементьевой, Л.П. Илларионовой, Н.А. Морозовой, Е.Г.Силяевой и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный проект социально-педагогической профилактики и безнадзорности подростков в комплексном центре социального обслуживания была внедрена в практику функционирования и показала свою эффективность. Может быть рекомендован для практического использования в других регионах России с учетом специфики конкретного микросоциума.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности подростка, на формирование у него деструктивного поведения такого, как безнадзорность. У подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, как правило, отмечается нарушение поведения (агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками).
Безнадзорные подростки предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде. Все это способствует девиантному поведению подростков.
Основным выводом, сформулированного по результатам проведенного исследования, является то, что социально-психологического сопровождение неблагополучных семей, воспитывающих подростков с девиантным поведением, по своим целям и задачам должно содействовать созданию подросткам и их родителям обстановки психоэмоционального комфорта, способствовать формированию и поддержанию нравственно-здоровых отношений в их семье, обеспечению неблагополучной семье социально-психологической помощи, а также психосоциальных предпосылок для её успешной интеграции в местное сообщество.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что подростки в трудной жизненной ситуации не могут справиться со своим эмоциональным состоянием, им необходима помощь со стороны окружающих людей. Характерны для данной группы такие качества, как агрессивность и раздражительность. Для безнадзорных подростков на базе БУ КЦСОН «Любава» была разработана и апробирована программа социальной технологии «Тренировочная комната» с включенным социально-педагогическом тренингом «Путь к успеху».
Результаты вторичной диагностики показали, что на контрольном этапе подростки уже менее раздражительны и агрессивны, они могут самостоятельно решать свои проблемы и искать выход из трудной жизненной ситуации, они общаются и стремятся к взаимодействию с окружающими людьми. На контрольном этапе подросткам свойственно в трудной жизни ситуации проецировать проблему, что позволяет им найти рациональный способ ее решения. Реактивное образование, свойственное подросткам, говорит о том, что они решают проблему сразу, не усугубляя свое положение. Им не свойственно испытывать депрессивные состояния, так как они понимают, что из любой трудной жизненной ситуации есть конкретный выход.



1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с изм. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система –URL: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс, справочно-правовая система –URL: http://www.consultant.ru/
3. Абызов Р.М. Об общественно опасном поведении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности // Российский следователь. 2012. № 17. С. 28-29.
4. Аналитический обзор «Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в Центральном федеральном округе РФ» за 1995-2004 гг. // Архив Москвы
5. Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М.:, 2011.
6. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2009.
7. Вдовина Т.В. Криминологическая характеристика и профилактика социально-негативного поведения, взаимосвязанного с преступностью: дис. канд. юрид. наук. М., 2004
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Издательская корпорация«Логос», 2011.
9. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: 2012.
10. Комаров А.В. Проблема беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 261-262. URL: https://moluch.ru/archive/ 70/11929/
11. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011.
12. Лукашова Н.Ф. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, 2006.
13. Маргинальная преступность: комплексное исследование / под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Волтере Клувер, 2010. С. 73.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984.
15. Пак П.А. Криминология в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов юрид. спец. вузов / П.А. Пак, И.Г. Лихолат, С А. Сущенко. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
16. Психология подростка/ Под ред. А. А. Реана. Спб. : Изд-во ПРАЙМ, 2013
17. Словари и энциклопедии на академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/80942
18. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М.: 2009. 213 с.
19. Шарин В. Социальное обслуживание: проблемы, пути развития// Социальное обеспечение. 2012. №1. С. 18-21

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ