Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально–педагогическая деятельность с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным

Работа №89826

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - центр медико–социальной помощи беременным г. Ишим.
Период исследования - 2012 – 2015 гг.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы работы с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным 8
1.1. Беременность несовершеннолетних как социально–педагогическая проблема 8
1.2. Функции центра медико–социальной помощи беременным 14
1.3. Цель, содержание и формы работы с несовершеннолетними беременными, посещающими центр медико–социальной помощи беременным 20

Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным 27

2.1. Анализ опыта работы центра медико–социальной помощи беременным г. Ишима Тюменской области с несовершеннолетними беременными 27
2.2. Программа индивидуальной работы с несовершеннолетней беременной в условиях центра медико–социальной помощи беременным 35
2.3. Условия повышения успешности в социально – педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными 39
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 45


В настоящее время исследований, описывающих социально–педагогическую деятельность специалистов центров медико–социальной помощи с несовершеннолетними беременными недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между существующей проблемой беременности несовершеннолетних и недостаточной разработанностью практических методов взаимодействия с несовершеннолетними беременными.
Выявленное противоречие дало возможность обозначить проблему исследования, которая состоит в выявлении условий повышения успешности социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Социально–педагогическая деятельность с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным».
Цель исследования: изучить и описать условия социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными на базе центра медико–социальной помощи.
Объект исследования: социально-педагогическая работа с несовершеннолетними беременными.
Предмет исследования: социально–педагогическая деятельность как вид работы специалистов центра медико–социальной помощи с несовершеннолетними беременными.
Задачи исследования:
1. Прoвести теoретический анализ психoлого-педагогической литературы пo прoблеме исследoвания.
2. Изучить теoретико-метoдологические oснoвы прoблемы социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными.
3. Проанализировать опыт социально-педагогической работы центра медико–социальной помощи с несовершеннолетними беременными.
4. Определить условия повышения успешности социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными.
Теоретическими основами исследования выступают:
- общепедагогические идеи о воспитательном потенциале матери и её ведущей роли в психофизиологическом и личностном развитии ребёнка (М.В. Красноярова, В.А. Рамих и др.);
- теория социализации личности и основные положения социально-педагогического подхода в воспитании (В.Г. Бочарова, Л.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, Т.А. Панкова; C.B. Сальцева);
- представления о беременности несовершеннолетней как социальной девиации (В.И. Брутман, Т.И. Гурко, И.С. Кон);
- концептуальные положения о социально-педагогическом сопровождении процессов социализации и адаптации подростков (И.А. Липский, Л.Я. Олиференко, В. С. Торохтий, Ю.И. Юричка);
- основные положения возрастной психологии о сущности подросткового возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, Ст. Холл, Э. Эриксон);
- медико-социальные и психолого-педагогические идеи специального сопровождения женщины в период беременности, родов и первого года жизни ребёнка (Д. Винникотт, И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов).
Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:
- методы теоретического исследования - анализ, сравнение, обобщение;
- методы эмпирического исследования - анализ документов, интервьюирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы специалистами центров медико–социальной помощи беременным в процессе взаимодействия с несовершеннолетними беременными, а также студентами и выпускниками при изучении вопросов психологии семьи и семейного консультирования, социально–педагогической работы с семьей.
Базой исследования выступал центр медико–социальной помощи беременным г. Ишим.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Материнство несовершеннолетних девушек является острой социально-педагогической проблемой в условиях экономических и социокультурных изменений, происходящих в современном обществе. Проблема социально - педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи беременным актуальна, так как в настоящее время исследований описывающих социально – педагогическую деятельность специалистов центров медико–социальной помощи с несовершеннолетними беременными недостаточно.
Нами была поставлена цель: изучить и описать условия социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными в условиях центра медико–социальной помощи.
Исследование проводилось на базе Центра медико–социальной помощи беременным г. Ишима, Тюменской области.
В работе проанализированы данные по работе с несовершеннолетними беременными за 2012 – 2015 гг. Анализируя количественные данные, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, большую долю несовершеннолетних стоявших на учёте в центре медико–социальной помощи беременным составляют девушки в возрасте 17 лет.
Во - вторых, прослеживается тенденция к снижению возраста наступления беременности у несовершеннолетних, если в 2012 году нижний порог составлял 16 лет, то 2015 году показатель достиг отметки 14 лет.
В-третьих, ежегодно увеличивается доля несовершеннолетних беременных, проживающих в незарегистрированном браке.
В - четвёртых, чаще всего несовершеннолетние беременные либо нигде не обучаются и не работают после окончания 9 классов, либо обучаются в школе.
В–пятых, прослеживается уменьшение доли некурящих несовершеннолетних беременных.
Таким образом, из полученных данных видим, что несовершеннолетние беременные это особая группа уязвимая по многим критериям: у большинства отсутствует образование, нестабильное семейное положение, многие привержены к вредным привычкам. Следовательно, необходима социально–педагогическая деятельность в отношении данной категории.
Специалисты Центра медико – социальной помощи беременным г. Ишима, Тюменской области при работе с несовершеннолетними беременными используют следующие формы: беседы, лекции, тренинги, патронаж, консультирование, демонстрация фильмов, взаимодействие с медицинскими работниками и службами социальной защиты населения.
Отметим, что условиями повышения успешности социально–педагогической деятельности с несовершеннолетними беременными выступают: комплексная (совместная) работа сотрудников центра медико–социальной помощи беременным, использование программного обеспечения SAP, привлечение несовершеннолетней беременной к участию в занятиях «Школа матери», использование психодиагностических методик, проведение индивидуальных консультативных бесед, встречи с родителями, проведение арт-терапевтических занятий, направленных на стабилизацию эмоционального фона, снижение уровня тревожности, взаимодействие специалистов центра с участковым акушером - гинекологом несовершеннолетней беременной.
Таким образом, специалисты Центра медико–социальной помощи беременным способствуют формированию у несовершеннолетних беременных социальных норм и ценностей, психологических установок, позволяющих им в дальнейшем успешно функционировать в обществе; обретение духовной зрелости, волевых и эмоционально-интеллектуальных качеств.



1. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2014. - 221 с.
2. Берковитц, Н. Социальная работа в службах планирования семьи/ Н. Берковитц. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 356 с.
3. Вакулина, О. С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей / О. С. Вакулина // Российский журнал социальной работы. – 2009. - № 2. - С. 22-27.
4. Василевская, О.С. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект/ О.С. Василевская // Психологический журнал. – 2010. - №1. - С. 82-89.
5. Гарден, А.С. Детская и подростковая гинекология /А.С. Гарден. - М.: Медицина, 2001. - 440с.
6. Грандилевская, И.В. Комплексная программа психологического сопровождения беременных/ И.В.Грандилевская// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - №4. - С.226 – 230.
7. Григорьева, Н.С. Путеводитель для социального работника службы планирования семьи /Н.С. Григорьева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 87 с.
8. Гуркин, Ю.А., Суслопаров, Л.А., Островская, Е.А. Основы ювенильного акушерства/ Ю.А. Гуркин, Л.А. Суслопаров, Е.А. Островская. - СПб.: Фоллиант, 2001. – 352с.
9. Гурко, Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних/ Т.А.Гурко // Социологические исследования. - 2012. - №11. - С. 83-91.
10. Дарвиш, О.Б., Богун, Т.В. Гармонизация эмоционального состояния и психологичсекой устойчивости беременных женщин в процессе подготовки к родам/ О.Б. Дарвиш, Т.В. Богун // Вопросы психологии.- 2014. - №6. – С.197-199.
11. Жеребцова, В. Взаимодействие Областного государственного учреждения "Центр социальной помощи семье и детям в г. Калининграде" с общественными организациями в решении социальных проблем несовершеннолетних беременных и матерей, а также женщин, подвергшихся домашнему насилию/ В. Жеребцова // Социальное обслуживание. – 2009. - №1. - С.56-58.
12. Зеленина, Е.М., Шан-Син, В.М., Вавина, О.В. Организация работы в Кузбассе центров (кабинетов) медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации/ Е.М. Зеленина, В.М. Шан – Син, О.В. Вавина // Медицина в Кузбассе. – 2012. - №3. - С. 55-57.
13. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России/ Г.И.Климантова. - М.: Дашков и К, 2004. – 192с.
14. Ковалева, А.В. Социальная работа с несовершеннолетними беременными, сохраняющими беременность/ А.В. Ковалева// Ученые заметки ТОГУ. – 2014. - №1. - С.121-126.
15. Краснопольская, В.И., Савельева, И.С., Белохвостова, Ю.Б., Соколова, И.И., Ерофеева, Л.В. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек-подростков у молодых женщин / В.И. Краснопольская, И.С. Савельева, Ю.Б. Белохвостова, И.И. Соколова, Л.В. Ерофеева // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. – 1998. - №1. - С. 87-89.
16. Кузнецова, О. В. Конституционно-правовая защита семьи, материнства, отцовства и детства в России / О.В. Кузнецова. – Челябинск, 2014. – 583с.
17. Кулиева, И.С. Проблемы в перинатологии и психологическая помощь беременным женщинам/ И.С. Кулиева // Современные гуманитарные исследования. – 2009. - №6. - С.203 – 207.
18. Ланцбург, М.Е. Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства. Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве/ М.Е. Ланцбург. - М.: Старполиграф, 2011.- 496с.
19. Леонов, И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования/ И.В.Леонов. - М.: МГИМО-Университет, 2006. – 202с.
20. Мархоева, Г.П., Шурыгина, Ю.Ю. Причины и последствия подростковой беременности/ Г.П. Мархоева, Ю.Ю.Шурыгина// Социальная работы в различных сферах жизнедеятельности. Сборник трудов конференции, г. Улан – Удэ. – 2013. - С.227 – 228.
21. Масленцева, Н.Ю., Масленцева, С.Б. Риски юного материнства в социальной работе с несовершеннолетними матерями/ Н.Ю. Масленцева, С.Б. Масленцева// Социальная педагогика. – 2012. - №2. -С.42-48.
22. Михайлин, Е.С. Клинико-социальные особенности несовершеннолетних женщин, родивших в специализированном центре для беременных подростков/ Е.С. Михайлин //Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №4. - С.336 – 340.
23. Михайлин, Е.С., Иванова, Л.А.Концепция развития центра по ведению беременности и родов у несовершеннолетних «Маленькая мама» на базе СПБ ГБУЗ «Родильный дом № 10» (Санкт-Петербург)/ Е.С. Михайлин, Л.А. Иванова //Фундаментальные исследования. – 2014. - №7. - С.997 – 1001.
24. Можейко, Л.Ф., Карпова, Е.Г. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности/ Л.Ф.Можейко, Е.Г.Карпова // Медицинский журнал. - 2011. - № 4. - С.20-27.
25. Нарицын, Н. Подростковая беременность/ Н. Нарицын // Социальная работа. – 2011. - №6. - С.16-17.
26. Новикова, Г.А., Новикова, И.А., Соловьев, А.Г. Оценка нарушений социально-педагогической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации/ Г.А.Новикова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев// Наркология. – 2012. - № 17. - С.40-44.
27. Новикова, Г.А. Социальные аспекты подростковой беременности/ Г.А. Новикова // Современные исследования социальных проблем. - №9. – 2013. - С.15-30.
28. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.
29. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». Приказ Минздрава России от 12.11.2012 № 572н [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902379345.
30. Павлов, О.Г. Медико-социальные аспекты беременности в юном возрасте. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. - 296с.
31. Пенцова, Е.А. Девиации материнской сферы/ Е.А.Пенцова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2008. - №1. - С. 71-74.
32. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825
33. Путинцева, Е.Л. Малолетние материнство в России: состояние и проблемы/ Е.Л.Путинцева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2011. - №3. - С. 126-131.
34. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования/ Т.М. Резер // СОЦИС. – 2012. - № 1. - С. 102-108.
35. Семенов, Л.М. Медико-психолого-педагогическое сопровождение беременных группы риска/ Л.М. Семенов // Здоровье и образование в XXI веке. - 2013. - №2. - С.109-110.
36. Синчихин, С.П., Коколина, В.Ф, Мамиев, О.Б., Синчихина, М.Е. Социально-медицинские аспекты ювенильной беременности / С.П. Синчихин, В.Ф. Коколина, О.Б. Мамиев, М.Е. Синчихина // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2008. - №5. - С. 14-22.
37. Синчихин, С.П., Коколина, В.Ф., Мамиев, О.Б. Беременность и роды у несовершеннолетних/ С.П. Синчихин, В.Ф. Коколина, О.Б. Мамиев // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Спиранского. – 2004. - №3. - С. 93-96.
38. Сироткина, Е.С. Анализ деятельности государственных учреждений по социальной поддержке несовершеннолетних мам/ Е.С.Сироткина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2010. - №1. - С.49-55.
39. Сироткина, Е.С. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы образования и социальной защиты/ Е.С. Сироткина // Женщина в Российском обществе. – 2010. - №4. - С.32 – 40.
40. Скутнева, А.В. Раннее материнство/ А.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2009. - №7. - С. 114-118.
41. Скутнева, С. В. Раннее материнство/ С.В. Скутнева // СОЦИС. – 2014. - № 7. - С. 114-118.
42. Стукалова, А.В. О проблеме ранних семей и малолетнего материнства в современном российском обществе/ А.В. Стукалова // Научные исследования в образовании. – 2011. - №1. - С. 51-57.
43. Туманова, Н.Н. Подростковая беременность как фактор риска формирования девиантного материства/ Н.Н.Туманова // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. - №1. - С. 87-91.
44. Тухватуллина, Л.M Состояние здоровья юных женщин и их реабилитация после родов и абортов/ Л.М. Тухватуллина // Казанский медицинский журнал. – 1998. - №2. - С. 103-108.
45. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967.
46. Филиппова, Г.Г. Психология материнства/ Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ