Конкуренция в банковском секторе экономики
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкуренции в банковском секторе 6
1.1 Понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции 6
1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции 18
1.3 Банковский рынок как сфера банковской конкуренции 26
Глава 2. Анализ деятельности российских банков в условиях конкуренции 36
2.1 Функционирование банковского сектора на основе конкуренции 36
2.2 Способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики 44
2.3. Анализ важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 г. 60
Глава 3. Основные направления совершенствования конкуренции в Российском банковском секторе 72
3.1 Корреляционно-регрессионная модель банковской конкуренции в РФ 72
3.2 Перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции 77
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения
Глава 1. Теоретические основы анализа конкуренции в банковском секторе 6
1.1 Понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции 6
1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции 18
1.3 Банковский рынок как сфера банковской конкуренции 26
Глава 2. Анализ деятельности российских банков в условиях конкуренции 36
2.1 Функционирование банковского сектора на основе конкуренции 36
2.2 Способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики 44
2.3. Анализ важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 г. 60
Глава 3. Основные направления совершенствования конкуренции в Российском банковском секторе 72
3.1 Корреляционно-регрессионная модель банковской конкуренции в РФ 72
3.2 Перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции 77
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения
В первую очередь проблема конкуренции в рыночной экономике является одним из существенных вопросов экономической теории. Под конкуренцией понимается процесс экономического соревнования между субъектами хозяйственной деятельности с целью получения максимальной величины прибыли, а также укрепления положения на определенном рыночном сегменте.
Относительно современной банковской сферы Российской Федерации конкуренция уже стала выступать как объективная реальность, которая ежегодно возрастает по мере расширения и развития сети кредитных организаций и прочих различных институтов.
Под банковской конкуренцией понимается динамичный процесс состязательности коммерческих банков и других кредитных институтов. Они в рамках данного процесса стремятся к обеспечению своего прочного положения на рынке банковских продуктов и услуг. Наиболее отчетливо сущность банковской конкуренции находит место в главной характеристике банковской услуги или банковского продукта на рынке - их уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность коммерческих банков выступает в качестве актуальной цели банковского менеджмента в протекающих условиях прогнозируемого усиления масштабов конкуренции между банками.
Иностранная и российская экономические науки в настоящий момент не выработали общего мнения относительно определения конкурентоспособности коммерческих банков.
Конкурентные позиции коммерческого банка подлежат определению как качеством и количеством его конкурентных преимуществ, так и, в первую очередь, масштабами сегментов финансового рынка, которые охвачены межбанковской конкуренцией. Игнорирование данного факта, выступающего как существенный элемент процесса разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка, подвергает значительному снижению содержательную ценность рассмотренного определения.
Банковские продукты и услуги не обладают конкурентоспособными внешними небанковскими аналогами. Таким образом, межотраслевая конкуренция происходит только за счет перелива капитала. Также необходимо учитывать, что такой показатель, как интенсивность конкуренции в банковском секторе намного выше по причине того, что здесь отсутствует ряд входных барьеров, присущих для прочих отраслей.
Рынок банковских продуктов и услуг представляется в качестве дифференцированной олигополии, которая поддерживается государством и предоставляет больше возможностей для интеграции, кооперации и согласования рыночной политики разнообразных кредитных организаций, а также для расширения национальной и региональной сфер деятельности банков.
Вышеуказанным объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики занимались такие ученые, как Аникина И.Д., Волынкина М.В., Дыбов А.М., Медынский, В. Г. и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в процессе исследования представлены научно обоснованные экономические разработки по развитию конкуренции в банковской сфере экономики, имеющие существенное значение для субъектов данной сферы.
Целью данного исследования является разработка механизма основных направлений совершенствования конкуренции в банковской сфере экономики России.
В соответствии с поставленной целью, задачами исследования являются:
1) раскрыть понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции;
2) систематизировать процессы возникновения и развития банковской конкуренции;
3) определить банковский рынок как сферу банковской конкуренции;
4) выявить тенденции функционирования банковского сектора на основе конкуренции;
5) обобщить способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики;
6) составить модель анализа важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 годы;
7) критически оценить состояние банковской конкуренции в Российской Федерации;
8) предложить перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции.
Предмет исследования - конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг.
Объектом исследования является банковский сектор экономики Российской Федерации.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономико-математическое моделирование, системный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.
Относительно современной банковской сферы Российской Федерации конкуренция уже стала выступать как объективная реальность, которая ежегодно возрастает по мере расширения и развития сети кредитных организаций и прочих различных институтов.
Под банковской конкуренцией понимается динамичный процесс состязательности коммерческих банков и других кредитных институтов. Они в рамках данного процесса стремятся к обеспечению своего прочного положения на рынке банковских продуктов и услуг. Наиболее отчетливо сущность банковской конкуренции находит место в главной характеристике банковской услуги или банковского продукта на рынке - их уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность коммерческих банков выступает в качестве актуальной цели банковского менеджмента в протекающих условиях прогнозируемого усиления масштабов конкуренции между банками.
Иностранная и российская экономические науки в настоящий момент не выработали общего мнения относительно определения конкурентоспособности коммерческих банков.
Конкурентные позиции коммерческого банка подлежат определению как качеством и количеством его конкурентных преимуществ, так и, в первую очередь, масштабами сегментов финансового рынка, которые охвачены межбанковской конкуренцией. Игнорирование данного факта, выступающего как существенный элемент процесса разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка, подвергает значительному снижению содержательную ценность рассмотренного определения.
Банковские продукты и услуги не обладают конкурентоспособными внешними небанковскими аналогами. Таким образом, межотраслевая конкуренция происходит только за счет перелива капитала. Также необходимо учитывать, что такой показатель, как интенсивность конкуренции в банковском секторе намного выше по причине того, что здесь отсутствует ряд входных барьеров, присущих для прочих отраслей.
Рынок банковских продуктов и услуг представляется в качестве дифференцированной олигополии, которая поддерживается государством и предоставляет больше возможностей для интеграции, кооперации и согласования рыночной политики разнообразных кредитных организаций, а также для расширения национальной и региональной сфер деятельности банков.
Вышеуказанным объясняется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Вопросами исследования конкуренции в банковской сфере экономики занимались такие ученые, как Аникина И.Д., Волынкина М.В., Дыбов А.М., Медынский, В. Г. и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в процессе исследования представлены научно обоснованные экономические разработки по развитию конкуренции в банковской сфере экономики, имеющие существенное значение для субъектов данной сферы.
Целью данного исследования является разработка механизма основных направлений совершенствования конкуренции в банковской сфере экономики России.
В соответствии с поставленной целью, задачами исследования являются:
1) раскрыть понятие, виды, особенности и уровни банковской конкуренции;
2) систематизировать процессы возникновения и развития банковской конкуренции;
3) определить банковский рынок как сферу банковской конкуренции;
4) выявить тенденции функционирования банковского сектора на основе конкуренции;
5) обобщить способы регулирования конкуренции в банковском секторе экономики;
6) составить модель анализа важнейших финансовых показателей российских банков за 2010 - 2016 годы;
7) критически оценить состояние банковской конкуренции в Российской Федерации;
8) предложить перспективы и пути развития государственного регулирования банковской конкуренции.
Предмет исследования - конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг.
Объектом исследования является банковский сектор экономики Российской Федерации.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как метод анализа теоретического материала, экономико-математическое моделирование, системный анализ, статистические методы исследования экономической конъюнктуры.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности организаций, функционирующих на рынке банковских продуктов и услуг.
Целью данного исследования являлось изучение и анализ эффективности государственного регулирования банковской конкуренции, и рассмотрение путей его совершенствования. В ходе исследования поставленная цель была достигнута.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.
Многообразием отличаются формы банковской конкуренции. Выделяют следующие формы:
1) Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
2) Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
3) Ценовая и неценовая конкуренция.
4) Совершенная и несовершенная конкуренция.
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
5) уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;
6) превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;
7) универсализация двух-трех десятков ведущих банков;
8) специализация остальных банков.
Банковская конкуренция - это, с одной стороны, динамический процесс соперничества коммерческих банков, кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг, а также на новых альтернативных рынках услуг - заменителей, с другой, стороны конкуренция должна быть механизмом регулирования, обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы.
Действующая система банковского регулирования не создает необходимых условий для развития добросовестной конкуренции между банками, так как она, во-первых, в большей степени ориентирована на контроль за соблюдением банками норм законодательства, что само по себе не обеспечивает гарантии устойчивости банковской системы. И, во-вторых, содержит достаточных стимулов для формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики.
Следовательно, острейшей проблемой развития банковского сектора в РФ является повышение эффективности его функционирования путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора.
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России.
По результатам исследования целесообразно выделить следующие ключевые задачи развития конкурентной среды на российском рынке банковских услуг.
1. Повышение конкурентоспособности банковской системы России за счет снижения экономических и административных издержек бизнеса.
2. Целенаправленная работа по снижению себестоимости и повышению качества банковских услуг для юридических и физических лиц.
3. Обеспечение всем кредитным организациям подлинно равноправных условий, основанных только на законе возможностей осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регуляторами — Банком России и Правительством РФ.
4. Расширение участия иностранных кредитных организаций в отечественной банковской системе обязательно должно сопровождаться совершенствованием системы пруденциального надзора с тем, чтобы иметь возможность предупредить резкое ухудшение состояния российских банковских институтов, не выдержавших конкуренции.
5. Обеспечение доступности современных банковских услуг для корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны, сопровождающееся реинженерингом системы управления банковской деятельностью, включая модернизацию внутреннего контроля и рискменеджмента.
6. Развитие эффективной деятельности на рынке розничных банковских услуг, для которого необходимо наличие обширной банковской сети (технологически объединенных офисов с высокой степенью автоматизации, с налаженным управленческим учетом и специально обученным персоналом). Причем в таком сетевом формате в России пока не присутствует ни один иностранный банк. И это как раз то ключевое конкурентное преимущество, которое позволит в будущем самым лучшим российским банкам стать национальными лидерами.
Таким образом, мы можем сказать, что стратегической задачей развития рынка банковских услуг является донесение нужной банковской услуги до определенного потребителя: в любое время, в любую точку мира, и, наконец, по оптимальной цене. Данную проблему можно решить посредством банковской системы, которая состоит из крупных, средних и мелких банков, которые бы находились в частной собственности. Именно эта система может заняться обеспечением банковскими услугами все экономические субъекты на территории РФ и создать совершенную конкуренцию на рынке банковских услуг.
Процесс образования одинаково равных условий конкурентной борьбы выступает в качестве основной цели банковского сектора экономики. Максимальный уровень искажений в конкурентной среде имеет место по причине наличия крупных банков, для которых оказывается поддержка от самого государства или его образований. Ярким примером является ПАО «Сбербанк». Специалисты Федеральной антимонопольной службы отмечают, что на региональных рынках проблемы защищенности являются наиболее острыми. Поэтому, очевидным является регулирование банковской конкуренции также и на уровне регионов. Надлежащее исполнение функций органами государственного и негосударственного регулирования - это основное условие стабильности банковского сектора экономики Российской Федерации, создания одинаковых условий конкуренции для целей его поддержания и развития.
Банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах.
Многообразием отличаются формы банковской конкуренции. Выделяют следующие формы:
1) Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
2) Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
3) Ценовая и неценовая конкуренция.
4) Совершенная и несовершенная конкуренция.
Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:
5) уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;
6) превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;
7) универсализация двух-трех десятков ведущих банков;
8) специализация остальных банков.
Банковская конкуренция - это, с одной стороны, динамический процесс соперничества коммерческих банков, кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг, а также на новых альтернативных рынках услуг - заменителей, с другой, стороны конкуренция должна быть механизмом регулирования, обеспечивающим эффективность функционирования банковской системы.
Действующая система банковского регулирования не создает необходимых условий для развития добросовестной конкуренции между банками, так как она, во-первых, в большей степени ориентирована на контроль за соблюдением банками норм законодательства, что само по себе не обеспечивает гарантии устойчивости банковской системы. И, во-вторых, содержит достаточных стимулов для формирования современных банковских продуктов и услуг, которые служили бы развитию реального сектора экономики.
Следовательно, острейшей проблемой развития банковского сектора в РФ является повышение эффективности его функционирования путем устранения барьеров на пути развития добросовестной конкуренции между банками и повышения прозрачности банковского сектора.
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.
Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России.
По результатам исследования целесообразно выделить следующие ключевые задачи развития конкурентной среды на российском рынке банковских услуг.
1. Повышение конкурентоспособности банковской системы России за счет снижения экономических и административных издержек бизнеса.
2. Целенаправленная работа по снижению себестоимости и повышению качества банковских услуг для юридических и физических лиц.
3. Обеспечение всем кредитным организациям подлинно равноправных условий, основанных только на законе возможностей осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регуляторами — Банком России и Правительством РФ.
4. Расширение участия иностранных кредитных организаций в отечественной банковской системе обязательно должно сопровождаться совершенствованием системы пруденциального надзора с тем, чтобы иметь возможность предупредить резкое ухудшение состояния российских банковских институтов, не выдержавших конкуренции.
5. Обеспечение доступности современных банковских услуг для корпоративных клиентов и населения во всех регионах страны, сопровождающееся реинженерингом системы управления банковской деятельностью, включая модернизацию внутреннего контроля и рискменеджмента.
6. Развитие эффективной деятельности на рынке розничных банковских услуг, для которого необходимо наличие обширной банковской сети (технологически объединенных офисов с высокой степенью автоматизации, с налаженным управленческим учетом и специально обученным персоналом). Причем в таком сетевом формате в России пока не присутствует ни один иностранный банк. И это как раз то ключевое конкурентное преимущество, которое позволит в будущем самым лучшим российским банкам стать национальными лидерами.
Таким образом, мы можем сказать, что стратегической задачей развития рынка банковских услуг является донесение нужной банковской услуги до определенного потребителя: в любое время, в любую точку мира, и, наконец, по оптимальной цене. Данную проблему можно решить посредством банковской системы, которая состоит из крупных, средних и мелких банков, которые бы находились в частной собственности. Именно эта система может заняться обеспечением банковскими услугами все экономические субъекты на территории РФ и создать совершенную конкуренцию на рынке банковских услуг.
Процесс образования одинаково равных условий конкурентной борьбы выступает в качестве основной цели банковского сектора экономики. Максимальный уровень искажений в конкурентной среде имеет место по причине наличия крупных банков, для которых оказывается поддержка от самого государства или его образований. Ярким примером является ПАО «Сбербанк». Специалисты Федеральной антимонопольной службы отмечают, что на региональных рынках проблемы защищенности являются наиболее острыми. Поэтому, очевидным является регулирование банковской конкуренции также и на уровне регионов. Надлежащее исполнение функций органами государственного и негосударственного регулирования - это основное условие стабильности банковского сектора экономики Российской Федерации, создания одинаковых условий конкуренции для целей его поддержания и развития.
Подобные работы
- Конкуренция в банковском секторе экономики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016 - КОНКУРЕНЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Оценка конкуренции в банковском секторе России
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Конкуренция в банковском секторе экономики
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА КОНКУРЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конкуренция в банковском секторе экономики
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Слияния и поглощения в банковском секторе экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Слияние и поглощение в банковском секторе экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016



