Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ

Работа №51685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
1.1 Теоретические предпосылки выделения "социальных компетенций"
в условиях компетентностного подхода 8
1.2. Структура и значение социальных компетенций 14
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Тенденции современного профессионального образования в контексте
индивидуализации и дифференциации обучения: значение дисциплин по выбору в учебном плане 23
2.2. Интерактивность как основа модернизации обучения в соответствии
с компетентностным подходом 32
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
3.1. Анализ актуального уровня развития социальных компетенций студентов 39
3.2 Характеристика интерактивных занятий при изучении дисциплин по выбору 45
3.3 Экспериментальная оценка эффективности формирования социальных компетенций студентов при организации интерактивных занятий в ходе освоения дисциплин по выбору 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Современный учебно-воспитательный процесс в высшей школе ориентирован на активную учебно-познавательную деятельность студентов, на проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. Системно-деятельностный и компетентностный подходы обусловливают поиск и разработку образовательных возможностей, предполагающих освоение в ходе обучения не только предметных, профессиональных компетенций, но и социальных, личностных компетенций в условиях разнообразия организации образовательного процесса. Социальные компетенции проявляются через способности и готовность проявлять социальную ответственность, самостоятельность, осуществлять межличностную коммуникацию и взаимодействие. Они обеспечивают поведенческую позицию личности в различных ситуациях межличностного взаимодействия, влияют на способность кооперироваться, решать конфликтные ситуации. Кроме того, работодатели выдвигают такие требования к выпускникам образовательных учреждений, как умение работать в команде, объединяться при решении сложных профессиональных задач. Все это указывает на первостепенно важное значение социальных компетенций и необходимость их развития в ходе обучения.
Предпосылками для проявления личностных качеств, коммуникативных умений, общей эрудиции студентов и преподавателя, ориентированных на партнерские отношения и реализацию обучения как сотворчества являются интерактивные занятия. На них организуются дискуссии, обсуждение учебного материала, выполнение творческих заданий, что требует коллективных усилий со стороны участников.
В то же время до настоящего времени существуют противоречия между: -пониманием важности активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и традиционным обучением, ориентированным на воспроизведение учебной информации,
- повышенным интересом к проведению занятий на основе интерактивных методов и форм обучения и отсутствием такого опыта на практике,
- повышением в современном обществе значения социальных компетенций обучающихся и отсутствием целенаправленных действий по их развитию.
В связи с выше изложенным, сформулирована проблема: каковы пути развития социальных компетенций в условиях современной образовательной системы?
Гипотеза настоящего исследования: развитие социальных компетенций будет более эффективным, если в ходе обучения применять интерактивные методы и формы, в том числе, при освоении профильных дисциплин по выбору.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- исследования проблем компетентности (Хуторской А.В., Байденко
В.И., Зимняя И.А., Краевский В.В., Болотов В.А., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А., Татур Ю.Г., Фрумин И.Д. и др.);
- педагогические теории, раскрывающие основу индивидуализации и дифференциации обучения (Бабанский Ю.К, Лернер И.Я., Унт И.Э. и др.);
- концепции гуманистической направленности современного образования (Буева Л.П., Зинченко В.П., Колесникова И.А., Кулюткин Ю.Н. и др.) и идеи личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Кулюткин Ю.П., Якиманская И.С. и др.);
- идеи интерактивного обучения (Разаков В.Х, Миронов Д.Ф., Голованова И.И. и др.).
Цель исследования: выяснение особенностей изменения социальных компетенций студентов и возможности их развития на интерактивных занятиях при изучении дисциплин по выбору.
Задачи:
- обосновать значение коммуникативных компонентов в структуре социальных компетенций обучающихся,
- определить актуальный уровень развития социальных компетенций у студентов,
- изучить динамику социальных компетенций студентов при реализации интерактивных занятий (на примере курсов по выбору).
Объект исследования: социальные компетенции студентов.
Предмет исследования: динамика развития социальных компетенций студентов на интерактивных занятиях.
В работе применены теоретические и эмпирические методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ и обобщение существующих передовых педагогических идей; тестирование (опросные методы), методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский федеральный университет». В исследовании принимали участие студенты 4 курса бакалавриата (всего 50 человек), осваивающие дисциплины по выбору, следующих институтов: Института экологии и природопользования (ИЭиП) и Института социально-философских наук и массовых коммуникаций (ИСФНиМК).
Научная новизна исследования
Обосновано значение развития социальных компетенций студентов на основании повышения роли сотрудничества, включающего как самостоятельность, так и помощь партнерам, в учебно-профессиональной деятельности при организации интерактивных занятий в вузе.
Экспериментально проверено влияние интерактивных методов и форм обучения на изменение социальных компетенций студентов. Установлено влияние групповых заданий на интерактивных занятиях (на примере дисциплин по выбору) на положительную динамику уровня коммуникативной компонентов социальных компетенций по показателям: стремление доминировать среди участников коммуникации, умение принимать во внимание мнение партнеров по взаимодействию, самостоятельность и готовность решать сложные учебно-профессиональные задачи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило обосновать значение коммуникативных компонентов социальных компетенций обучающихся (студентов) при интерактивной организации обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что применение содержащихся в нём теоретических положений и выводов способствует совершенствованию процесса обучения и повышению качества образования в части развития социальных компетенций выпускников вуза.
Результаты и материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе при конструировании, организации и проведении интерактивных занятий по дисциплинам вариативной части учебного плана.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная организация образовательного процесса в высшей школе, в основе которой системно-деятельностный и компетентностный подходы, предполагает формирование у студентов базовых (ключевых) компетенций, к числу которых отнесены предметные, профессиональные компетенции, а также социальные и личностные. Необходимость развития социальных компетенций обусловлена особенностью учебного процесса, ориентированного на активную познавательную деятельность в условиях сотрудничества как с одногруппниками, так и с преподавателями. С другой стороны, работодатели выдвигают такие требования к соискателям, как умение кооперироваться с коллегами, проявлять ответственность и самостоятельность при выполнении профессиональных обязанностей. Все это указывает на важность проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе образования.
Интерактивные технологии вовлекают студентов в активную познавательную и творческую деятельность , основанную на сотрудничестве, сотворчестве, направленную на повышение коммуникации и рефлексии. Следовательно, применение интерактивных методов и форм обучения можно отнести к числу педагогических условий, предполагающих формирование социально-личностных компетенций студентов. Однако накоплено недостаточно сведений о влиянии интерактивных учебных занятий на эффективность развития социальных компетенций, в частности, с позиции коммуникативных компонентов.
В настоящем исследовании при изучении проблемы развития социальных компетенций в условиях современной образовательной системы и выяснения особенностей их динамики на интерактивных занятиях при изучении дисциплин по выбору установлено:
1. Социальные компетенции проявляются через способности и готовность проявлять социальную ответственность, самостоятельность, осуществлять межличностную коммуникацию и взаимодействие. Они определяют поведение личности в различных ситуациях межличностного взаимодействия, влияют на способность объединяться для решения поставленных задач. Коммуникативные умения, наряду с самостоятельностью являются составными частями социальных компетенций, которые востребованы в условиях индивидуальной, парной и групповой учебно-профессиональной деятельности на интерактивных занятиях.
2. Обнаружено, что уровень развития социальных компетенций у студентов старших курсов, характеризуется средними и высокими значениями коммуникативной толерантности, в основе которой принятие во внимание мнения партнера по общению и умение выстраивать партнерские отношения. Студенты проявляют высокую готовность решать сложные задачи и иметь возможность самостоятельности, что подтверждается результатами тестирования толерантности к неопределенности. Для половины респондентов свойственно доброжелательное отношение к участникам коммуникации и взаимодействия.
3. Интерактивная форма проведения занятий создает условия обращения к социальному опыту в образовательной среде, основана на специально организованном способе многосторонней коммуникации и предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса. На примере организации и проведения интерактивных учебных занятий на предметах по выбору («Социальная педагогика» и «Экологическая психопедагогика») у студентов старших курсов выявлена позитивная динамика компонентов социальных компетенций. А именно, выявлено повышение коммуникативной толерантности по такому ее показателю , как доминирование среди участников коммуникации (на 20%), чему способствовали групповые задания, требующие распределения ответственности и взаимодействия при их выполнении. Отмечено развитие компонента, характеризующего умение принимать во внимание мнение других участников общения (на 25%). Выросло (на 10%) число студентов, проявляющих готовность решать сложные задачи и стремление к самостоятельности.
Таким образом, настоящее исследование позволило получить нам приоритетные результаты о динамике социальных компетенций студентов, характеризующейся изменением показателей коммуникативной толерантности, толерантности к неопределенности и доброжелательности, в ходе их участия в интерактивных занятиях при освоении дисциплин по выбору в учебно-профессиональной деятельности.
Обоснованные в работе теоретические положения и эмпирические выводы могут быть применены в дальнейшем для совершенствования процесса обучения и повышения качества подготовки в части развития социальных компетенций выпускников вуза.



1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа /А.Л.Андреев// Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.
2. Андреев А. Л. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.- С.3-11.
3. Асафова, Е.В. Применение интерактивных технологий в
образовательном процессе вуза /Е.В.Асафова, И.И.Голованова // Актуальные проблемы педагогики и языкового образования: научно-практическая конференция с межд. участием. Сб. статей под ред. Ф.Л. Ратнер. - Казань: изд-во Казан. ун-та, 2016. - С.15-26.
4. Богачева, Г. Г. Диагностика социальных компетенций и социальной компетентности учащихся основной школы, 2016.
5. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] /В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С.3-13.
6. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании. -
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
7. Биктагирова Г.Ф. Формирование социальных компетенций студентов педагогических специальностей и направлений / Г.Ф.Биктагирова // Современные проблемы науки и образования - 2011. - № 4. - С. 35-41.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 74 с.
9. Болотов В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов, В.В.Сериков //Педагогика. - 2003. - № 10. - С.25-32.
10. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа/ Е.В.Бондаревская // Педагогика.- 2010.- № 9. - С.73-84.
11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод.пособие. М.: Высшая школа,1991. - 207с.
12. Вербицкий А.А. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. - 2006. - № 5. - С. 19-25.
13. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования [Текст] /А.А.Вербицкий А.А./ Высшее образование в России. -2010. - №5. -С. 32-37.
14. Веретенникова Л.К. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях новой образовательной парадигмы/ Л.К.Веретенникова //«Преподаватель XXI век». - 2013. - Том 1, № 2. - С. 31-36.
15. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 288 с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования/ И.А.Зимняя //Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5. - С.14-23.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 240 с.
18. Зелеева, В.П. Педагогическая коммуникология: к вопросу о становлении / В.П. Зелеева // Образование и саморазвитие. - 2013. - №4(38). -
С.126-130.
19. Зеер, Э.Ф. Психолого-Дидактические конструкты качества профессионального образования// Образование и Наука. - 2002. - № 2(14). -
С.15-22.
20. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] /Э. Зеер, Э. Симанюк// Высшее образование в России. - 2005.- №4. - С.23-30.
21. Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к
экспериментальной деятельности: Дис канд. пед. наук. М., 1999. - 184 с.
22. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании/ Г.И.Ибрагимов // Образовательные технологии и общество (Educational Technology and Society). - 2007. - №10(3). - С. 261-265.
23. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
24. Кроль В.М. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
25. Колчина АА. Исследователи гуманитарных областей научного знания о сущностных признаках сообщества / А.А.Колчина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. В 2-х частях. Аспирантские тетради. Ч.1. Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал - 2007 - №17 (43). - С. 164 -168.
26. Кудрявцева А. Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 167-173.
27. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
28. Кроль В.М. Психология и педагогика. М., «Высшая школа».- 2001. 317с.
29. Каюкова Ж. Ю., Андреев А.Л. Социальные компетенции студентов и их формирование / Компетентностная парадигма в образовании: опыт
философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19¬27.
30. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения /Н.В.Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. - №4. - С 16-21.
31. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании /
О.Е.Лебедев //Школьные технологии.-2004.- №5. - С. 23-29.
32. Малина А.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения, 2011. 172с.
33. Миронов Д.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство преодоления дефицита педагогического общения /Д.Ф.Миронов// Труды Санкт - Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 200, №1. - С. 102-110.
34. Нагайченко Н.Н. Социальная компетентность старшеклассников. М., 2012. - 212с.
35. Осмоловская И. М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2009. - 138с.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80
000 и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
38. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В.Моисеева ,А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272с.
39. Разаков В.Х. Интерактивность в контексте модернизации высшего профессионального образования/ В.Х.Разаков//Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 200, №1. - С. 154-160.
40. Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации. - Киров, 2001. 147с.
41. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
42. Скопинцев, А. В. Индивидуальное обучения в группе учащихся / А.В.Скопинцев// Иностранные языки в школе. - 2008. - №1.- С. 5-9.
43. Скалабан И.А. Социальное участие студенчества как метод формирования социальных компетенций в высших учебных заведениях / И.А.Скалабан // Философия образования - № 3 - 2010 - C. 184- 192.
44. Технология разноуровневого обучения: Дифференцированный
подход // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3. С. 48-53.
45. Тарханова И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие /И.Ю. Тарханова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 67 с.
46. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов/ М: Изд- во Института Психотерапии. 2002. -362с.
47. Цветков, А.А. Инновационные формы и методы обучения магистрантов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» - новые пути развития вузовского образования /А.А. Цветков, С.А. Чулюкова, В.С. Свищева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - С. 433-439.
48. Шкерина Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. 274 с.
49. Шкерина Л.В. Профильные дисциплины по выбору. / Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. 274 с.
50. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании / С.А.Шаронова // Социологические исследования. - 2008. - Т. 7. - С. 15-21.
51. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт. Высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» 050400 - Психолого-педагогическое образование. (квалификация (степень) - бакалавр.
53. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003.
54. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской// Народное образование. 2003. - № 2. - С. 58-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ