Введение 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, формы и функции 6
1.1. Правовая культура: понятие, структурные элементы и уровни 9
1.2. Формы и типы правовой культуры
1.3. Функции правовой культуры
1.4. Правосознание и правовая культура
Глава 2. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры 39
2.1. Правовое воспитание: общетеоретические аспекты 39
2.2. Правовое воспитание в современной юридической науке 41
2.3. Правовое воспитание как фактор правовой культуры 48
Глава 3. Проблемы правового воспитания в современном мире
3.1. Воспитательно - образовательная деятельность как средство правового
воспитания
3.2. Преступность как деструктивный элемент правового воспитания
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
В настоящее время в нашей стране обозначены крупные, стратегические и тактические, многоплановые задачи, связанные с развитием экономики, политики и всех других сфер общества и самого общества в целом. Вектор задач нацелен, прежде всего, на эффективное и полное осуществление национальных проектов, наряду с развитием общества и ее сфер на новом инновационном уровне, на совершенствование правосудия и на рост производительности труда, повышение безопасности и благосостояния всех граждан.
Понятно, что главным ресурсом преобразований и приоритетной ценностью в данном случае выступает человек.
Для нашей страны особо характерно то, что любые изменения в разных системах (политической, экономической) и средах (социальной, духовной) общества, начинаются с мощного сдвига внутри самого общества, ее культуры и, в частности, в правовой культуре; с формирования новых ценностей и ценностных ориентиров как итогов различных социокультурных изменений и действий.
Разумеется, для решения сложных задач и проблем, преодоления кризиса в обществе необходим «большой скачок», «перелом» правового мышления в индивидуальном и массовом правосознании, и здесь идёт о расчете на прогрессивные и передовые технологии в правотворческой, правоприменительной и судебной практике.
Исходя из названных методологических данных для переустройства общества, считаем актуальным идею создания эффективной системы формирования правового сознания, правовой культуры и правового воспитания населения. Ведь важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием
демократических институтов, предполагающих социально-правовую
активность граждан.
При подборе темы выпускной работы мы следовали актуальностью правовых трудностей сегодняшнего состояния общества: низкийуровень правового сознания и правовой культуры, правовой нигилизм, доминирующие в абсолютно всех областях жизни общества. Начиная с ежедневных взаимоотношений людей вплоть до работы высших законодательных органов страны.
Данная проблема кроме того любопытна и значима с точки зрения избранной автором области работы, так как каждый работник юриспруденции обязан непосредственно владеть значительной степенью правосознания и правовой культуры.
Это нужно в главную очередность с целью высококлассной работы, с целью профилактики преступлений, а кроме того с целью развития правовой культуры жителей и позитивного взаимоотношения людей к праву.
Объектом данного исследования являются уровень правовой культуры граждан и формирование правового воспитания. Предметом выступают виды, структура, уровни, типы данных понятий.
Цель изучения - исследование определения правового сознания и правовой культуры, структуру данных понятий, видов, типов, функций, правового воспитания.
Задачами данной работы являются установление ключевых определений, проанализировать их связь; изучение структуры, степени проявления, разновидности, функции правосознания и правовой культуры, анализ проблем формирования правовой культуры и правового воспитания.
Основными способами изучения считаются исследование и синтез академической и периодической литературы согласно вопросу, а кроме того нормативно-правовых актов, вызванных посодействовать в решении появившихся трудностей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Исходя из проведённого исследования, можно заключить, что в юридической науке существует множество концепций, позиций и мыслей по поводу определения, сущности и элементов правовой культуры и правого воспитания, их взаимосвязи и функционирования. Множество точек зрения дают возможность со всех углов рассмотреть данные понятия, более детально и глубоко изучить синтез правовой культуры и правового воспитания.
Структура работы позволила отдельно изучить столь масштабные темы, которые в итоге переплетаются между собой, образуя качественный показатель и уровень состояния общества.
Первая глава работы содержит методическую и методологическую роль основных подходов в исследовании природы правовой культуры (философский, социологический, антропологический, психологический, семиотический), также нами были выделены и кратко охарактеризованы ее основные черты и свойства. Особое внимание мы старались уделить разнообразным структурам правовой культуры.
Особенно сложным в первой главе оказался вопрос, связанный с сущностью профессиональной правовой культуры. Отечественными авторами опубликовано немало трудов, посвященных правовой культуре судей, следователей, учреждений и др. Однако общая теория профессиональной правовой культуры пока еще не сложилась. Ее природу можно изучать в нескольких аспектах, например на организационно-структурном (в плане профессиональной деятельности юридических учреждений и организаций, в рамках отдельных профессиональных коллективов или групп), а также на личностном уровне. Признавая относительную условность данного подхода, главное внимание в работе мы уделили позитивным (ценностным, прогрессивным) личностным качествам юристов в их деятельности. При характеристике профессиональной правовой культуры мы исходили из того, что она представляет собой одну из разновидностей правовой культуры, которая свойственна людям, профессионально занимающимся какой-либо юридической деятельностью, и базируется на специальном юридическом образовании и практической подготовке.
Вторая глава посвящена правому воспитанию как фактору формирования правовой культуры. Для более точного и глубоко изучения связи данных понятий, нами были рассмотрены теоретические аспекты правового воспитания. На основе трудов отечественных ученых-юристов, мы попытались сформулировать главные «рычаги» правового воспитания, раскрыть более точное определение и обозначить особенности данного понятия.
Исходя из исследования, можно сказать, что данные категории очень схожи между собой. В общем виде каждое понятие, так или иначе, отражает качественный показатель общества, раскрывает ценностный критерий, который складывается на протяжении человеческих цивилизаций.
Главным выводом работы, является выявление взаимосвязи понятий. Правовая культура понятие объемное, которое охватывает и содержит внутри себя категорию правового воспитания. Они взаимозависимы в своем направлении, развитии и реализации.
Главными «воспитателями» правовой культуры, а соответственно правового воспитания, в работе мы выделили институты гражданского общества.
Рассматривая обыденный уровень правовой культуры, особое значение мы придали семье, как первой ячейке формирования правового сознания. В настоящее время институт семьи утрачивает былую важность. Для граждан их коллективов значимость приобретают воспитательные, учебно¬
образовательные учреждения в лице детских садов, начальных и средних школ, как первая ступень воспитания.
Для профессионального уровня, главным моментом обозначили обучение в высших юридических учебных заведениях. Обучение в данных учреждениях должно быть максимально приспособленным для выпуска квалифицированных специалистов права. От должного юридического образования зависят многие ступени государственного аппарата, среди которых нужно особо выделить законодательную ветвь и область практического применения права.
Научный уровень правовой культуры присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, умений, навыков, идей, принципов, концепций, моделей правового регулирования общественных отношений и других юридических ценностей, выраженных в их творческой деятельности, рекомендациях и предложениях по совершенствованию содержания права, юридической практики.
Таким образом, можно сделать вывод что государство и само общество должно стремиться к повышению уровня своей правовой культуры, путем совершенствования методов и способов правого воспитания. На основе вышеизложенного, считаем, что главным критерием качественного показателя остается уважение к праву, что в свою очередь расщепляется на уважение к закону и к его творцу, к правосудию, к законным действиям должностных лиц.
Взгляды, убеждения, ценности общества должны содействовать законному, правильному и справедливому функционированию всего государственного аппарата и социальной среды.
Высокий уровень правовой культуры, правового воспитания категории недостижимые. Это обуславливается тем, что общественные отношения, их регуляторы не стоят на месте. Абсолютно все процессы внутри общества динамичны и развиваются. Вместе с этим, показатели высокого уровня культуры и воспитания будут меняться. Однако этот факт не отменяет необходимости стремиться к совершенству.
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
2. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.270-271
3. Бошно С. В. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2007. 400с.
4. Васильев А. А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юриди-ческое образование и наука. 2012. № 3. С. 11-14.
5. Васильев А. А. Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России // Юриди-ческое образование и наука. 2012. № 3. С. 11-14.
6. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. - Волгоград, 2000. - С.
41.
7. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С.37
9. Ибраева А.С. Теория государства и права: Учебн. пособие. 2-е изд. с доп. и изм. - Алматы: 424 с.
10. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. - М., 2009. - С. 299
11. КаганМ.С. Человеческая деятельность. М., 1974. С.233-235
12. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974 с 19
13. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995 - 2004. Ч. 1 - 10.
14. Кравченко А.И. Культурология. СПб., 2000. С 14-15
15. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты)// Вопросы философии. 1983. № 2. С 116-124
16. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001.с 124-132
17. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2004. 672
18. Мелехин А.В. Теория государства и права - М.: 2009. - с.411
19. Морозова Л.А. Теория государства и права, М.: Российское юридическое образование, 2010.- с.350
20. Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: Автореферат Уфа, 2004. - С. 19.
21. Общая теория государства и права: Академический курс вт. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Т. 3. С.366
22. Плешаков А.П. Социальная государственность и общественное
правосознание в РФ / под.ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2001. - С. 240.
23. Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсон-са. Ижевск, 1994.
24. Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. М., 1998 с.41
25. Проблемы общей теории права и государства / под общ.ред. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 832 с.410
26. Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура. 2006. №1. С 7
27. Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. - С.574..
28. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. С 341-342
29. Синюкова Т. В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997. С. 556-571. С 569
30. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
31. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003. С 296
32. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
33. Социология сегодня: проблемы и перспективы // Р.К. Мертон , М., 1965. С 116-117
34. Спиркин А.Г. Философия. М., 2001. С.763-764
35. Фаткуллин Ф.Н., Проблемы теории государства и права - Казань: 2003. - С.338
36. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С.168
II. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. 2007. №1 (2).
2. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической
демократии. Киев, 1984. С.5-6
3. Богданова О. В. Активные приемы приобретения и использования исторических знаний в подготовке студентов- юристов // Юридическая наука: Проблемы и перспективы развития (региональный аспект): мат-лымеждунар. науч.- практ. конф. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. Т.
2. С. 45-60
4. Богданова О. В. Активные приемы формирования правовой культуры в подготовке специалистов гуманитарного профиля в техническом вузе // Гуманитарное образование в системе подготовки специалистов мирового уровня: сборник мат-лов Всероссийской науч.-метод. конф. (1-2 февраля 2007). Самара, 2007. Ч. 1. С. 137-142.
5. Богданова О. В. Правовое воспитание: основные подходы к трактовке и реализация некоторых форм // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Самара,
2014. № 1 (21). С. 44-52.
6. Каландаришвили З.Н. Деформация правосознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико- правовой аспект: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2004 с.10
7. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сб. науч. трудов. - М., 1974. - С. 46.
8. Карташов В.Н. Пространственная структура правовой культуры // Акт. пробл. теории и истории правовой системы об-щества: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Н. Карташов. Ярославль. 2006. Вып. 6.
9. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С 344
10. Основы государственной политики в сфере правовой грамотности и
правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля. Федеральный
выпуск № 5527.
11. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - М., 2004. - № 3.
12. Подмарев А.А. Правовая культура (общетеоретические аспекты, перспективы России) // Теория государства и права, философия права: материалы конференции. Йошкар-Ола, 1999. С 37
13. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2003.
14. Сальников, В. П. Правовая культура: Теоретико-методологический аспект :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. /Ленинградский государственный университет. -Л.,1990
15. Семитко, А. П. , Развитие правовой культуры как правовой прогресс :Проблемы теории и методологии : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.
16. Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в со- временном российском государстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2004.
17. Солженицын А.И. Россия в обвале. - М., 1998. - 85 с.
18. Суворов Л.К. Повышение роли человеческого фактора и правовая культура // Пути повышения эффективности политической работы в органах внутренних дел в свете решений 27 съезда КПСС. М., 1987. 34-37
19. http://www.gks.ru/
20. http://crimestat.ru/979
21. https: //xn--b1aew.xn--p1 ai/reports/item/13357360/
22. http://www.xn--80adkkb3aeirm.su/civics/civics-history.html
23. http://www.gks.ru/