ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 7
1.1 Современное состояние транспортной системы Республики Татарстан .... 7
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной
системы Республики Татарстан 22
Выводы по второй главе 27
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 29
2.1 Роль транспортной системы Республики Татарстан в транспортной
системе России 29
2.2 Проблемы транспортной системы республики Татарстан и их решения . 32
2.3 Место транспортной системы республики Татарстан на мировом рынке
транспортных услуг 44
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Состояние транспорта и развитие транспортных систем имеют для России исключительное значение. Актуальность этой темы заключается в том, что система транспортного сообщения, как и другие инфраструктурные отрасли, является одним из основных условий жизнедеятельности государства. Транспорт, кроме того, является важнейшим инструментом в достижении экономических, социальных и внешнеполитических целей.
Проблемы транспортной отрасли в разное время исследовались такими российскими учеными, как Апатцев В.И., Анисимов А.П., Белоусова Н.И., Бутин И.А., Золотовская Н.К., Елизаров В.А., Иванов М.Ю., Найденов И., Кузнецова О.А., Могилевкин, И., Спирин И.В., Шегай Э.В., Ульяницкая Н.М., Юфин В.К., а также научными деятелями зарубежных стран: д.Заком, Д.Корнетом, Либерацки Б.В., Лоренцом, Д. Майером, Х. Медорном.
В их научных трудах исследовались общетеоретические разработки, рассматривающие функционирование современных транспортных комплексов с точки зрения общесистемного подхода. Однако несмотря на то, что ученые всего мира регулярно занимаются этой проблемой, она до сих пор не потеряла своей актуальности.
История развития российской транспортной системы во многом предопределила экономическое и пространственное развитие РФ, сопутствовала укрепление целостности страны и ее влияние на международной арене. Наиболее значимыми вехами как для транспорта, так для всей Российской Федерации в целом было создание российского флота, морских и речных портов, строительство БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали, прокладка Северного морского пути, освоение системы речных и морских путей на европейской части РФ, создание сети национальных воздушных сообщений. Транспортные артерии России всегда были и остаются одними из главных инструментов в решении крупнейших экономических и политических задач, а также для обеспечения обороноспособности страны в целом.
В самом начале реформирования транспортной системы были выполнены основные структурные и институциональные преобразования. Была создана транспортная правовая база, отвечающая требованиям новых социально-экономических реалий, разделены права и обязанности государственного управления хозяйственной деятельности, создана система регулирования и государственного контроля транспортной системы, адаптированная к условиям современного рынка.
Существенно выросла в транспортной деятельности
системообразующая роль, а также взаимосвязь задач ее развития с упором на преобразования в социально-экономической сфере. Транспортная система до начала реформ, в основном, удовлетворяла возрастающий спрос на перевозку пассажиров и транспортировку грузов, наблюдалось как снижение грузоемкости экономики, так и рост подвижности населения. С начала 2000-х годов увеличение числа транспортных услуг в среднем ежегодно составлял для грузовых перевозок - 3,8%, для пассажирских - около 6,7%, при условии ежегодного роста экономики примерно на 6,1%.
Однако, несмотря на то, что в целом российская транспортная система адаптирована к нынешним реалиям рынка, сегодняшнее состояние транспортных систем нельзя считать достаточно развитым.
Подвижность российского населения почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах зарубежья, это объясняется отсутствием на всей территории РФ опорной транспортной сети, что препятствует росту личной мобильности и развитию единого экономического пространства.
В экономическом развитии субьектов Российской Федерации
существует препятствие в виде дисбаланса регионального развития транспортных сетей. Эти различия наиболее ощутимы между Европейской частью России и сибирскими и дальневосточными регионамим.
Развитие малого и среднего бизнеса, связанное с ростом личной мобильности граждан и невозможное без высокого уровня автомобилизации всей страны, сдерживаются недостаточным развитием сети автомобильных дорог и их состоянием.
Доля транспортных затрат, входящая в себестоимость продукции достаточно высока, она составляет около 15-20%, когда в странах с развитой рыночной экономикой аналогичные затраты составляют лишь 7-8%. Из-за недостаточно развитого технологического уровня, отставания технологий в транспортной сфере растущий спрос на транспортные услуги не может быть удовлетворен полностью.
Транспортные сети связывают воедино все части .страны, тем самым обеспечивая взаимодействие экономических районов и отраслей производства, являясь материальной основой и необходимым условием территориального разделения труда.
Объектом исследования является транспортная система Республики Татарстан.
Предметом исследования дипломной работы является управление транспортной системой Российской Федерации.
Цель дипломного проекта - рассмотрение вопросов, касающихся совершенствования управления организации транспортной системы РФ. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
охарактеризовать транспортную систему Республики Татарстан. Сюда входит показ структуры Министерства, определение его цели и задачи, а также указание выполняемые им функций и полномочий.
исследовать систему управления транспортными сетями в Республике Татарстан;
предложить меры по усовершенствованию управления организацией транспортной системы Республики Татарстан на примере пассажирских перевозок.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные меры по усовершенствованию управления организацией транспортной системы могут быть использованы в системе пассажирских перевозок Республики Татарстан.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Первая часть рассматривает понятие и характеристику транспортной системы Республики Татарстан.
Вторая часть посвящена исследованию системы управления транспортной системы Республики Татарстан и определению ее места на мировом рынке транспортных услуг. В ней предлагаются меры по усовершенствованию управления организацией транспортной системы Республики Татарстан.
Транспорт в России - один из главных составляющих социально-производственной инфраструктуры. Транспортная система является достаточно важным фактором для успешного сотрудничества с зарубежными странами, выполняя роль основы для создания единого экономического пространства. Но разный уровень развития транспортной системы в регионах самой страны серьезно усложняет процесс развития всего экономического сектора России. Причиной такой ситуации является большое несоответствия уровня автомобилизации и качество развития автомобильных дорог.
Объектом исследования данной работы выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, на примере которого был рассмотрен механизм управления и регулирования единой транспортной системой.Татарстан сегодня является одним из крупнейших узлов транспортной сети России. На его территории сосредоточены крупные автомобильные магистрали, железные дороги, воздушные коридоры и речные артерии. Транспортная система Татарстана становиться наиболее приоритетной отраслью экономики республики.Исполнительным органом, отвечающим за управление и регулирование данной сферой, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ.В данной работе была представлена структура Министерства, выделены его главные задачи, функции и полномочия. Основными функциями Министерства являются управление транспортным комплексом республики, содержание автомобильных дорог и организация обслуживания пассажирских перевозок, последнее из которых является наиболее сложным для управления и регулирования. При рассмотрении вопроса усовершенствования управления организацией транспортной системой была выбрана сфера пассажирских перевозок, поскольку вопрос организации и управления пассажирскими перевозками в крупных городах поставлен достаточно остро.
Таким образом, в данной бакалаврской работе были рассмотрены
вопросы по совершенствованию управления организации транспортной
системы. Решены поставленные задачи и предложен целый ряд мер по
улучшению ситуации в одном из сложных сегментов регулирования
пассажирских перевозок, а именно легковыми транспортными средствами.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www. rg.ru/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
3. Федерации" [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www. rg.ru/
4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об
утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/
6. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», № 259-ФЗ от 08.11.2007 [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.rg.ru/
7. «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009;
8. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (статья 9 - о такси)», № 69-ФЗ от 21.04.2011, в редакции ФЗ-34 от 23.04.2012;
9. «Транспорт России» Информационно-статистический бюллетень, январь-декабрь 2012 г. [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www. mintrans. ru/
10. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.mintrans.ru/
11. Баранова Н.В. Транспортная система России : курс лекций для студентов оч. и заоч. обучения спец. 080502 "Экономика и упр. на предприятии (трансп.)" / Н. В. Баранова, В. А. Виниченко, Р. А. Семёнова ; М-во трансп. Рос. Федерации, Федер. агентство мор. и реч. трансп., ФГОУ ВПО "НГАВТ". - Новосибирск : НГАВТ, 2010. - 116 с. (ЭБ)
12. Галабурда В.Г. Единая транспортная система : Учеб.для студентов вузов ж.-д.трансп. / В. А. Персианов, А. А. Тимошин, В. Г. Галабурда Под ред.Галабурда В.Г. - М. : Транспорт, 1996. - 295 с.
13. Домнина С.В Управление транспортными системами . / Домнина С.В. курс лекций , 2008 год
14. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет. Россия в окружающем мире. / В.Н Лившиц. - М.: 2008.
15. Николаев А.С. Единая транспортная система / А.С. Николаев. - М.: Лицей, 2007.
16. Резго Г.Я. и др. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2005.-128с.
17. Скопин А.Ю. Экономическая география России./ А.Ю. Скопин. - М.: Проспект, 2009.
18. Тархов С.А. Транспорт и связь. / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2010.
19. Транспортная система России 2009. - М.: Реал Медиа, 2009. -
360с.
20. Троицкая Н.А. Чубуков А.Б. Единая транспортная система , Троицкая Н.А. , Чубуков А.Б., учебник , Москва , Академия , 2004 год.
21. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. / Л.Н. Шишкина. - М.: 2009.
22. Троицкая Н.А. Единая транспортная система : учебник / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 240 с. (30)
23. Чулкова Р.А. Задание на контрольную работу по дисциплине "Единая транспортная система и взаимодействие смежных видов транспорта" / Р. А. Чулкова. - Новосибирск, 1991. (129)
24. Шестаков Ю.И. Транспортная система России : метод. указ. по выполнению контрол. работы / Ю. И. Шестаков, Р. А. Семёнова, В. А. Виниченко ; М-во трансп. Рос. Федерации, ФГОУ ВПО " НГАВТ". - Новосибирск : НГАВТ, 2008. - 19 с. (73)