Банковский аудит и его роль в системе риск-менеджмента кредитной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО АУДИТА И ЕГО РОЛЬ
В СИСТЕМЕ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность банковского аудита в системе регулирования
банковской деятельности и риск-менеджмента кредитной организации 6
1.2. Методы, приемы и нормативно-правовая база проведения банковского
аудита в Российской Федерации 18
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 27
2.1. Обзор рынка аудиторских услуг в Российской Федерации 27
2.2. Внутренний и внешний аудит в АО «Альфа-банк» 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО АУДИТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 56
3.1. Минимизация банковских рисков как результат развития банковского
аудита в Российской Федерации 56
3.2. Проблемы, рекомендации и пути совершенствования организации
банковского аудита 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО АУДИТА И ЕГО РОЛЬ
В СИСТЕМЕ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность банковского аудита в системе регулирования
банковской деятельности и риск-менеджмента кредитной организации 6
1.2. Методы, приемы и нормативно-правовая база проведения банковского
аудита в Российской Федерации 18
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 27
2.1. Обзор рынка аудиторских услуг в Российской Федерации 27
2.2. Внутренний и внешний аудит в АО «Альфа-банк» 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО АУДИТА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 56
3.1. Минимизация банковских рисков как результат развития банковского
аудита в Российской Федерации 56
3.2. Проблемы, рекомендации и пути совершенствования организации
банковского аудита 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время коммерческие банки вынуждены организовывать свою работу в достаточно сложных обстоятельствах. В мире происходит множество противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых экономических и политических процессов, и большинство банков оказываются в самых эпицентрах этих процессов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что коммерческий банк является специфическим финансовым институтом, который работает в большинстве своем со средствами вкладчиков, в связи с этим он является ответственным за денежные средства, которые ему доверили. Каждый вкладчик хочет быть уверенным в сохранности своих вложений, для этого ему перед размещением своих средств в банк необходимо иметь информацию о финансовой устойчивости коммерческой организации, ее надежности. Для подтверждения устойчивости и надежности банк должен постоянно контролировать свою деятельность на предмет своевременного выявления и предотвращения неких ошибок, которые в будущем могут нанести непоправимый ущерб его клиентам. Иными словами, результаты, полученные в ходе проверки деятельности банка, являются для коммерческого банка и пользователей отчетности гарантом непрерывности и эффективности деятельности.
Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в условиях рыночной экономики развитие российской банковской системы немыслимо без банковского аудита, совершенствованию которого Центральный банк Российской Федерации уделяет особое внимание. Аудит кредитных организаций - один из главных компонентов системы банковского надзора, так как он играет важную роль в разработке эффективной антикризисной стратегии развития банков и обеспечивает максимальное снижение рисков, присущих банковскому бизнесу. Банковский аудит в России прошел сложный путь от ревизионной работы до независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций. Аудит банков имеет свою специфику, которая отражает как особенности деятельности самих банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка РФ [23].
Несмотря на значимость вопросов теории и практики организации внутреннего и внешнего аудита в кредитных учреждениях, они в настоящее время исследованы недостаточно. Анализ вопросов нормативно-правового обеспечения внутреннего аудита дает основание утверждать, что его чрезвычайно обширная и многообразная сфера продолжает оставаться недостаточно развитой и используется коммерческими банками не в полной мере. Актуальность указанной проблемы, практическая ее значимость определили выбор темы работы и основные направления исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение организационных вопросов осуществления внутреннего аудита в кредитных организациях и банковского надзора.
Таким образом, для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внутреннего и внешнего аудита и определить его роль в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации и определить роль в системе риск-менеджмента;
2. Определить методы и подходы к планированию и проведению аудиторских проверок;
3. Исследовать нормативно-правовую базу проведения банковского аудита;
4. Провести обзор результатов деятельности аудиторских компаний по внутреннему и внешнему аудиту банков в Российской Федерации;
5. Изучить систему внутреннего и внешнего аудита в АО «Альфа¬банк»;
6. Дать рекомендации по развитию аудита в банках российской федерации;
7. Исследовать проблемы и перспективы развития банковского аудита в Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты организации и проведения аудита кредитных учреждений.
Объектом исследования избраны аудиторские компании и коммерческие банки с их опытом работы и действующей системой аудита в России.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых и экономистов в области учета, аудита, контроля и банковского дела: Р. Адамса, В. Д. Андреева, А. А. Аренса, Р. А. Алборова, В. В. Бурцева, Г. Н. Белоглазовой, В.В.Геращенко, Ю. А. Данилевского, Е. Ф. Жукова, Г. В. Кулининой, И. Д. Мамоновой, В. Д. Новодворского, В. И. Подольского, Т.В. Парамоновой., А.Н. Романова, В.В. Скобары, В. П. Суйца, Л. В. Сотниковой, Л. Р. Смирновой, А. Д. Шеремета и др.
При написании работы были использованы основные законодательные и нормативные акты Банка России, Правительства РФ по организации бухгалтерского учета и контроля, федеральные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В исследовании применялись методы сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что коммерческий банк является специфическим финансовым институтом, который работает в большинстве своем со средствами вкладчиков, в связи с этим он является ответственным за денежные средства, которые ему доверили. Каждый вкладчик хочет быть уверенным в сохранности своих вложений, для этого ему перед размещением своих средств в банк необходимо иметь информацию о финансовой устойчивости коммерческой организации, ее надежности. Для подтверждения устойчивости и надежности банк должен постоянно контролировать свою деятельность на предмет своевременного выявления и предотвращения неких ошибок, которые в будущем могут нанести непоправимый ущерб его клиентам. Иными словами, результаты, полученные в ходе проверки деятельности банка, являются для коммерческого банка и пользователей отчетности гарантом непрерывности и эффективности деятельности.
Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в условиях рыночной экономики развитие российской банковской системы немыслимо без банковского аудита, совершенствованию которого Центральный банк Российской Федерации уделяет особое внимание. Аудит кредитных организаций - один из главных компонентов системы банковского надзора, так как он играет важную роль в разработке эффективной антикризисной стратегии развития банков и обеспечивает максимальное снижение рисков, присущих банковскому бизнесу. Банковский аудит в России прошел сложный путь от ревизионной работы до независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций. Аудит банков имеет свою специфику, которая отражает как особенности деятельности самих банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка РФ [23].
Несмотря на значимость вопросов теории и практики организации внутреннего и внешнего аудита в кредитных учреждениях, они в настоящее время исследованы недостаточно. Анализ вопросов нормативно-правового обеспечения внутреннего аудита дает основание утверждать, что его чрезвычайно обширная и многообразная сфера продолжает оставаться недостаточно развитой и используется коммерческими банками не в полной мере. Актуальность указанной проблемы, практическая ее значимость определили выбор темы работы и основные направления исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение организационных вопросов осуществления внутреннего аудита в кредитных организациях и банковского надзора.
Таким образом, для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность внутреннего и внешнего аудита и определить его роль в обеспечении эффективного функционирования кредитной организации и определить роль в системе риск-менеджмента;
2. Определить методы и подходы к планированию и проведению аудиторских проверок;
3. Исследовать нормативно-правовую базу проведения банковского аудита;
4. Провести обзор результатов деятельности аудиторских компаний по внутреннему и внешнему аудиту банков в Российской Федерации;
5. Изучить систему внутреннего и внешнего аудита в АО «Альфа¬банк»;
6. Дать рекомендации по развитию аудита в банках российской федерации;
7. Исследовать проблемы и перспективы развития банковского аудита в Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты организации и проведения аудита кредитных учреждений.
Объектом исследования избраны аудиторские компании и коммерческие банки с их опытом работы и действующей системой аудита в России.
Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых и экономистов в области учета, аудита, контроля и банковского дела: Р. Адамса, В. Д. Андреева, А. А. Аренса, Р. А. Алборова, В. В. Бурцева, Г. Н. Белоглазовой, В.В.Геращенко, Ю. А. Данилевского, Е. Ф. Жукова, Г. В. Кулининой, И. Д. Мамоновой, В. Д. Новодворского, В. И. Подольского, Т.В. Парамоновой., А.Н. Романова, В.В. Скобары, В. П. Суйца, Л. В. Сотниковой, Л. Р. Смирновой, А. Д. Шеремета и др.
При написании работы были использованы основные законодательные и нормативные акты Банка России, Правительства РФ по организации бухгалтерского учета и контроля, федеральные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
В исследовании применялись методы сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Возникновение и развитие института независимого аудита обусловлено рядом объективных причин, среди которых наибольшее значение имеют становление в стране рынка капиталов, создание банков и коммерческих предприятий, стремительное развитие предпринимательства. Обозначенные причины обусловили необходимость расширения состава органов, контролирующих деятельность различных предпринимательских структур и совершенствования системы контроля над их деятельностью.
Одновременно у различных заинтересованных лиц (помимо государства) возникла потребность в получении достоверной и объективной информации о фактическом финансовом положении тех или иных организаций. Именно такую независимую экспертизу различных сторон деятельности субъектов экономики и осуществляют аудиторские организации.
Следовательно, аудиторская деятельность имеет объективную природу, а ее возникновение обусловлено историческими процессами развития экономики. При этом потребность в аудите обусловлена несовпадением интересов пользователей финансовой отчетности организаций и интересов ее составителей, в результате которого для принятия взвешенных хозяйственных решений инвесторам необходимо объективное независимое мнение о достоверности представленной в данной отчетности информации, ее полноте и объективности.
Проведенное в первой главе выпускной квалификационной работы исследование показало, что аудит — это самостоятельный финансовый институт, который может встраиваться в систему как внешнего, так и внутреннего финансового контроля, но, будучи встроенным в ту или иную систему, он адаптируется под конкретные целевые установки деятельности хозяйствующих субъектов.
В новых реалиях российской экономики роль всех видов аудита не только возрастает, но и сущностно меняется, обеспечивая как эффективное использование ресурсов и надлежащее соблюдение установленных правил экономическими агентами, так и реальную защиту всех собственников.
Аудит позволяет участникам рынков получать информацию не только об их финансовом и имущественном положении, но и о достоверности финансовой отчетности, которая подтверждается независимыми внешними аудиторами. Это, в свою очередь, способствует своевременному выявлению рисков и дает возможность руководству организаций принимать оперативные меры по минимизации потенциальных негативных последствий.
Особую роль играет аудит при реализации надзорных функций регуляторов рынков. Это, безусловно, относится и к Банку России как мегарегулятору финансового рынка, внимание которого сфокусировано прежде всего на достижении устойчивости финансовых организаций, а также на защите интересов кредиторов, вкладчиков и инвесторов на финансовом рынке.
Основная цель внутреннего банковского аудита состоит в обеспечении защиты интересов банка, а также его клиентов и акционеров посредством проведения контроля соблюдения действующего законодательства, как отдельными службами банка, так и каждым конкретным его сотрудником.
К числу наиболее значимых задач, стоящих перед банковским аудитом, можно отнести:
- осуществление проверки выполнения банком как требований федерального законодательства, так и различных нормативных актов Банка России;
- определение установленных в банке процедур и полномочий, касающихся принятия затрагивающих интересы банка, его клиентов и собственников, решений, а также проверку их соблюдения;
- обеспечение принятия эффективных и своевременных решений, призванных устранить выявленные нарушения и недостатки в деятельности банка;
- проверку выполнения требований, касающихся эффективного управления рисками банковской деятельности;
- проверку обеспечения сохранности банковских активов;
- проверку правильности отражения в учете различных банковских операций;
- осуществление контроля за состоянием отчетности, содержащей информацию о банковской деятельности и о связанных с ней рисках;
- обеспечение эффективного взаимодействия банка с органами государственного надзора и регулирования, а также с внешними аудиторами.
Следовательно, основная задача внутреннего банковского аудита состоит в минимизации различного рода рисков банковской деятельности.
Данные проведенного во второй главе работы анализа показывают, что уже сейчас средние и крупные аудиторские организации уделяют серьезное внимание обязательному аудиту общественно значимых организаций. Следует принимать стимулирующие меры к еще более сильному вовлечению в обязательный аудит общественно значимых организаций крупных и средних аудиторских организаций.
Первое место по востребованности на рынке аудиторских услуг среди различных видов деятельности занимает обязательный аудит других (кроме общественно значимых организаций) клиентов, на втором - инициативный аудит.
Прогнозы по многим вопросам анкеты на 2017 г. по сравнению с 2016 г. у субъектов рынка аудиторских услуг пессимистичные, но не столь мрачные как относительно 2016 г. по сравнению с 2015 г. Это относится, в частности, к таким важным экономическим показателям, как общая прибыль аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их общие затраты.
Основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, были (с большим отрывом в количественном плане) признаны два: недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков.
Чтобы службы внутреннего аудита и внутреннего контроля были полезны бизнесу, в основе их деятельности должна быть стратегическая цель, соотносящаяся со стратегией развития кредитной организации, и их функционирование в качестве линий защиты должно быть согласованным.
В первую очередь, внимание и усилия служб должны быть сконцентрированы на наиболее важных рисках деятельности, при этом службам необходимо научиться эффективно использовать ресурсы и данные на всех этапах своей работы, а также активно и целенаправленно развивать профессиональные навыки сотрудников, чтобы они могли больше внимания уделять наиболее существенным для бизнеса рискам.
Тем не менее, можно констатировать, что в целом кредитные организации уже накопили компетенции и опыт организации работы служб внутреннего аудита и контроля. Их деятельность соответствует требованиям российского регулятора и востребована как собственниками в лице Советов директоров, так и менеджерами структурных подразделений кредитных организаций. Они строят свою работу на основе лучших международных практик и адаптируют свою деятельность к экономическим условиям, бизнес-среде и бизнес-реалиям самой кредитной организации.
Службы внутреннего аудита кредитных организаций накопили определенный опыт в решении и таких задач, как расследование злоупотреблений, сопровождение проверок внешнего аудита и внешних регулирующих органов.
Вместе с тем следует отметить, что в ряде случаев деятельность служб внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях недостаточно эффективна и зачастую ограничивается только выполнением минимальных требований, определенных Банком России.
Так, с 2013 г. Банком России были отозваны лицензии у 291 кредитной организации, при этом у большинства из них были зафиксированы признаки недостоверности отчетности. В том числе 205 банков были признаны судом банкротами, при этом реальная стоимость активов составляла лишь 40% от отраженной в отчетности. Около 90% банков, признанных банкротами с 2013 г., в том числе в 2016 г., имели достоверную отчетность по заключению аудиторов.
1. Аудиторам не была предоставлена информация, способная указать на наличие проблем в деятельности кредитной организации (например, предписания и материалы проверок, проведенных Банком России).
Решение данной проблемы должен обеспечить рассматриваемый в настоящее время во втором чтении законопроект о внесении изменений в Закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская организация будет вправе запрашивать у регулятора в том числе сведения о фактах, повлекших применение Банком России мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о фактах направления Банком России требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с частью 5 статьи 189.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Аудиторское заключение составлено без проведения аудита или по результатам аудита, но явно противоречит содержанию документов, рассмотренных в ходе аудита, т. е. имеет признаки заведомо ложного.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение возможности использования разработанного Банком России механизма привлечения к проверкам аудиторских организаций в соответствии с решением Совета директоров Банка России.
3. Объем и содержание аудиторского заключения в ряде случаев не дают достаточной информации пользователям для принятия решения и оценки рисков.
В связи с этим следует обратиться к новациям, введенным в новом стандарте МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении». В соответствии с указанным стандартом в аудиторском заключении должны быть отражены наиболее значимые вопросы, рассмотренные в процессе проведения аудита. В частности, в аудиторское заключение включается информация о важности вопроса для целей аудита, способах его решения в ходе проверки, а также приводится ссылка на пояснительную информацию, раскрываемую аудируемым лицом.
4. Квалификация аудиторов не позволяет выявить искажения в аудируемой отчетности.
Действительно, аудиторское сообщество констатирует отток аудиторских организаций и независимых аудиторов с рынка аудиторских услуг. По данным саморегулируемых организаций аудиторов, вследствие негативных изменений в финансовом секторе существенно снизилась потребность в проведении независимого аудита. Возросшая конкуренция между аудиторскими компаниями привела к снижению доходов небольших аудиторских фирм и в результате ограничила их расходы на подготовку квалифицированных кадров.
Решением проблемы подготовки квалифицированных кадров в области банковского аудита может стать предложенная Банком России новация, в соответствии с которой аудитор сможет участвовать в качестве руководителя аудиторской проверки при проведении аудита годовой (промежуточной) отчетности кредитных организаций только при наличии у него специализированного квалификационного аттестата аудитора. Порядок проведения специализированного квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия аудитора в указанном экзамене, а также порядок определения его результатов предполагается устанавливать Банком России по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
Одновременно у различных заинтересованных лиц (помимо государства) возникла потребность в получении достоверной и объективной информации о фактическом финансовом положении тех или иных организаций. Именно такую независимую экспертизу различных сторон деятельности субъектов экономики и осуществляют аудиторские организации.
Следовательно, аудиторская деятельность имеет объективную природу, а ее возникновение обусловлено историческими процессами развития экономики. При этом потребность в аудите обусловлена несовпадением интересов пользователей финансовой отчетности организаций и интересов ее составителей, в результате которого для принятия взвешенных хозяйственных решений инвесторам необходимо объективное независимое мнение о достоверности представленной в данной отчетности информации, ее полноте и объективности.
Проведенное в первой главе выпускной квалификационной работы исследование показало, что аудит — это самостоятельный финансовый институт, который может встраиваться в систему как внешнего, так и внутреннего финансового контроля, но, будучи встроенным в ту или иную систему, он адаптируется под конкретные целевые установки деятельности хозяйствующих субъектов.
В новых реалиях российской экономики роль всех видов аудита не только возрастает, но и сущностно меняется, обеспечивая как эффективное использование ресурсов и надлежащее соблюдение установленных правил экономическими агентами, так и реальную защиту всех собственников.
Аудит позволяет участникам рынков получать информацию не только об их финансовом и имущественном положении, но и о достоверности финансовой отчетности, которая подтверждается независимыми внешними аудиторами. Это, в свою очередь, способствует своевременному выявлению рисков и дает возможность руководству организаций принимать оперативные меры по минимизации потенциальных негативных последствий.
Особую роль играет аудит при реализации надзорных функций регуляторов рынков. Это, безусловно, относится и к Банку России как мегарегулятору финансового рынка, внимание которого сфокусировано прежде всего на достижении устойчивости финансовых организаций, а также на защите интересов кредиторов, вкладчиков и инвесторов на финансовом рынке.
Основная цель внутреннего банковского аудита состоит в обеспечении защиты интересов банка, а также его клиентов и акционеров посредством проведения контроля соблюдения действующего законодательства, как отдельными службами банка, так и каждым конкретным его сотрудником.
К числу наиболее значимых задач, стоящих перед банковским аудитом, можно отнести:
- осуществление проверки выполнения банком как требований федерального законодательства, так и различных нормативных актов Банка России;
- определение установленных в банке процедур и полномочий, касающихся принятия затрагивающих интересы банка, его клиентов и собственников, решений, а также проверку их соблюдения;
- обеспечение принятия эффективных и своевременных решений, призванных устранить выявленные нарушения и недостатки в деятельности банка;
- проверку выполнения требований, касающихся эффективного управления рисками банковской деятельности;
- проверку обеспечения сохранности банковских активов;
- проверку правильности отражения в учете различных банковских операций;
- осуществление контроля за состоянием отчетности, содержащей информацию о банковской деятельности и о связанных с ней рисках;
- обеспечение эффективного взаимодействия банка с органами государственного надзора и регулирования, а также с внешними аудиторами.
Следовательно, основная задача внутреннего банковского аудита состоит в минимизации различного рода рисков банковской деятельности.
Данные проведенного во второй главе работы анализа показывают, что уже сейчас средние и крупные аудиторские организации уделяют серьезное внимание обязательному аудиту общественно значимых организаций. Следует принимать стимулирующие меры к еще более сильному вовлечению в обязательный аудит общественно значимых организаций крупных и средних аудиторских организаций.
Первое место по востребованности на рынке аудиторских услуг среди различных видов деятельности занимает обязательный аудит других (кроме общественно значимых организаций) клиентов, на втором - инициативный аудит.
Прогнозы по многим вопросам анкеты на 2017 г. по сравнению с 2016 г. у субъектов рынка аудиторских услуг пессимистичные, но не столь мрачные как относительно 2016 г. по сравнению с 2015 г. Это относится, в частности, к таким важным экономическим показателям, как общая прибыль аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их общие затраты.
Основными факторами, отрицательно влияющими на деятельность субъектов рынка аудиторских услуг, были (с большим отрывом в количественном плане) признаны два: недостаточный спрос на аудиторские услуги и неплатежеспособность заказчиков.
Чтобы службы внутреннего аудита и внутреннего контроля были полезны бизнесу, в основе их деятельности должна быть стратегическая цель, соотносящаяся со стратегией развития кредитной организации, и их функционирование в качестве линий защиты должно быть согласованным.
В первую очередь, внимание и усилия служб должны быть сконцентрированы на наиболее важных рисках деятельности, при этом службам необходимо научиться эффективно использовать ресурсы и данные на всех этапах своей работы, а также активно и целенаправленно развивать профессиональные навыки сотрудников, чтобы они могли больше внимания уделять наиболее существенным для бизнеса рискам.
Тем не менее, можно констатировать, что в целом кредитные организации уже накопили компетенции и опыт организации работы служб внутреннего аудита и контроля. Их деятельность соответствует требованиям российского регулятора и востребована как собственниками в лице Советов директоров, так и менеджерами структурных подразделений кредитных организаций. Они строят свою работу на основе лучших международных практик и адаптируют свою деятельность к экономическим условиям, бизнес-среде и бизнес-реалиям самой кредитной организации.
Службы внутреннего аудита кредитных организаций накопили определенный опыт в решении и таких задач, как расследование злоупотреблений, сопровождение проверок внешнего аудита и внешних регулирующих органов.
Вместе с тем следует отметить, что в ряде случаев деятельность служб внутреннего контроля и аудита в кредитных организациях недостаточно эффективна и зачастую ограничивается только выполнением минимальных требований, определенных Банком России.
Так, с 2013 г. Банком России были отозваны лицензии у 291 кредитной организации, при этом у большинства из них были зафиксированы признаки недостоверности отчетности. В том числе 205 банков были признаны судом банкротами, при этом реальная стоимость активов составляла лишь 40% от отраженной в отчетности. Около 90% банков, признанных банкротами с 2013 г., в том числе в 2016 г., имели достоверную отчетность по заключению аудиторов.
1. Аудиторам не была предоставлена информация, способная указать на наличие проблем в деятельности кредитной организации (например, предписания и материалы проверок, проведенных Банком России).
Решение данной проблемы должен обеспечить рассматриваемый в настоящее время во втором чтении законопроект о внесении изменений в Закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудиторская организация будет вправе запрашивать у регулятора в том числе сведения о фактах, повлекших применение Банком России мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о фактах направления Банком России требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению в соответствии с частью 5 статьи 189.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Аудиторское заключение составлено без проведения аудита или по результатам аудита, но явно противоречит содержанию документов, рассмотренных в ходе аудита, т. е. имеет признаки заведомо ложного.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение возможности использования разработанного Банком России механизма привлечения к проверкам аудиторских организаций в соответствии с решением Совета директоров Банка России.
3. Объем и содержание аудиторского заключения в ряде случаев не дают достаточной информации пользователям для принятия решения и оценки рисков.
В связи с этим следует обратиться к новациям, введенным в новом стандарте МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении». В соответствии с указанным стандартом в аудиторском заключении должны быть отражены наиболее значимые вопросы, рассмотренные в процессе проведения аудита. В частности, в аудиторское заключение включается информация о важности вопроса для целей аудита, способах его решения в ходе проверки, а также приводится ссылка на пояснительную информацию, раскрываемую аудируемым лицом.
4. Квалификация аудиторов не позволяет выявить искажения в аудируемой отчетности.
Действительно, аудиторское сообщество констатирует отток аудиторских организаций и независимых аудиторов с рынка аудиторских услуг. По данным саморегулируемых организаций аудиторов, вследствие негативных изменений в финансовом секторе существенно снизилась потребность в проведении независимого аудита. Возросшая конкуренция между аудиторскими компаниями привела к снижению доходов небольших аудиторских фирм и в результате ограничила их расходы на подготовку квалифицированных кадров.
Решением проблемы подготовки квалифицированных кадров в области банковского аудита может стать предложенная Банком России новация, в соответствии с которой аудитор сможет участвовать в качестве руководителя аудиторской проверки при проведении аудита годовой (промежуточной) отчетности кредитных организаций только при наличии у него специализированного квалификационного аттестата аудитора. Порядок проведения специализированного квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия аудитора в указанном экзамене, а также порядок определения его результатов предполагается устанавливать Банком России по согласованию с уполномоченным федеральным органом.
Подобные работы
- Банковский аудит и его роль в системе риск-менеджмента банка
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Операционные риски в коммерческих банков: современные методы оценки и управления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Операционные риски коммерческого банка: современные методы оценки и управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Операционные риски коммерческих банков: современные методы оценки и управления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка финансовой безопасности кредитной организации (на примере ПАО «Росбанк»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Механизм риск контроллинга в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



