Ведение 3
1. Теоретические основы организации реализации товаров и
обслуживания покупателей на розничном торговом предприятии 5
1.1. Процесс обслуживания покупателей: теоретический аспект 5
1.2. Элементы формирования обслуживания покупателей 11
1.3. Методические подходы к оценке эффективности продаж и
обслуживания 29
2. Современное состояние торговли в магазине «Магнит» 40
2.1. Организационно-экономическая характеристика розничной торговли
в магазине «Магнит» 40
2.2. Состояние ассортимента продовольственных товаров в магазине
«Магнит» 54
3. Направление совершенствования продаж и эффективного
обслуживания в магазине «Магнит» 66
3.1. Факторы повышения эффективности торговой работы в магазине
«Магнит» 66
3.2. Варианты оптимизации размещения товаров и товарного
ассортимента в магазине «Магнит» 71
3.3. Мотивация сотрудников и качество обслуживания в магазине
«Магнит» 89
Заключение 97
Список литературы 99
Качество торгового обслуживания населения способствует росту объемов реализации продукции, повышению конкурентоспособности организации и увеличению уровня эффективности процесса реализации продукции. К сожалению, практически нет работ, исследующих современные проблемы развития и управления предприятий торговли с позиции обеспечения устойчивого функционирования потребительского рынка.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в научной литературе не предоставлены глубокие исследования качества торгового обслуживания на российском рынке, а также нет разработанных программ управления качеством для такой деятельности, как искусство продаж и обслуживания для торгового предприятия масс- маркета.
Следовательно, для повышения эффективности работы торговых организаций нам необходимо постоянно повышать качество торгового обслуживания, что отражено в данной дипломной работе.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена значимостью категории качество обслуживания.
Цель данной работы - раскрыть сущность категории качество обслуживания покупателей в магазине и предложить пути его совершенствования на примере магазина «Магнит».
Исходя из цели исследования поставлены следующие задачи:
-изучить процесс обслуживания покупателей: теоретический аспект;
-рассмотреть элементы формирования обслуживания покупателей;
-изучить методические подходы к оценке эффективности продаж и обслуживания;
-привести организационно-экономическую характеристику розничной торговли в магазине «магнит»;
-провести анализ состояния ассортимента продовольственных товаров в магазине «Магнит»;
-выявить факторы повышения эффективности торговой работы в магазине «Магнит»;
-найти варианты оптимизации размещения товаров и товарного ассортимента в магазине «Магнит»;
-предложить мотивацию сотрудников и качество обслуживания в магазине «Магнит».
Объект исследования - ПАО «Магнит».
Предмет исследования - совершенствование системы качества торгового обслуживания. В ходе исследования использовались следующие методы:
- комплексного анализа;
- экономико-статистического;
- сравнения и других.
Степень разработанности темы исследования обусловлена представлена в разных аспектах. Отдельные аспекты проблемы функционирования, организации и управления в сфере торговли рассматриваются в трудах Кравченко В.Н., Лысенко А.Ю., Котовой Н.Н., Баженова Ю.К., Ф. Котлера, Бревнова А.А., Р. Мачадо, М. Портера. Вопросам конкурентоспособности, внедрения новых торговых технологий и методов продаж посвящен ряд работ, среди которых можно отметить Круг Э.А. и Панова М.М.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: магазин магазинов «Магнит» - торговая сеть преимуществом которой является шаговая доступность и низкие цены.
Успешные работа магазина, предполагает глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе;
- анализировать степень удовлетворенности потребителей
Очевидно, что любая коммерческая организация, независимо от ее размеров, сферы деятельности, прибыльности или убыточности, - сложная система, которая взаимодействует с рыночной средой. Поэтому вряд ли найдется единственный показатель, который мог бы исчерпывающе отразить все стороны коммерческой деятельности предприятия. Таковым не может быть даже прибыль, хотя этот показатель является наиболее точно
определяющим эффективность функционирования организации (предприятия). Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей.
Проведенный во второй главе анализ показателей эффективности дает возможность полно и широко оценить эффективность коммерческой деятельности торговой организации по важнейшим направлениям. Действительно, предприятие работает в нужном направлении, избранная им ниша рынка соответствует запросам покупателей. Но следует отметить, что возросли затраты на производство товара соответственно увеличилась себестоимость товара и товарная наценка. Это связанно с повышением цен на сырье. Несмотря на то, что компания работает на протяжении нескольких лет с одними и теми же фирмами, они повышают цены на товар. Поэтому руководству следует заняться поиском поставщиков, которые будут предоставлять хорошую скидку постоянным покупателям.
Кроме того, проведенный опрос показал важность маркетинговых исследований предпочтений потребителей. Это в свою очередь позволяет повысить эффективность обслуживания, тем самым увеличить продажи.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2016. - N 9. - Ст. 851.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 25 апр. 2015 г.] - М.: Омега-Л, 2016. - 441 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: по сост. на 21 декаб. 2016 г. - М.: Омега-Л, 2016. - 171 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 17 апр. 2015 г.] - М.: Омега»Л, 2016. - 681 с.
5. Закон о защите прав потребителей и связанные с ним подзаконные акуты: с последующими изм. И доп. По состоянию на 1 ноября 2016 г./ Российская Федерация. Законы. - М.: ЭКМО, 2016. - 255 с.
6. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету: приказ Мин-ва ф. от 26.03.07 г. №26 н // Нормативные акты для бухгалтера. - 2016. - 30 марта. - С. 26-47
7. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету: приказ Мин-ва ф. от 18.09.06 г. №116 н // Нормативные акты для бухгалтера. - 2016. - С. 21-32
8. ГОСТ Р 51303 - 2013. Торговля. Термины и определения. - Введ. 01.04.2014.- М.: Издательство стандартов, 2014. - 12с.
Учебники и учебные пособия
9. Абчук, В.А. Коммерция: учебник для вузов / В.А. Абчук. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2014. - 475с.
10. Андрехилл, П. Почему мы покупаем или как нас заставить покупать: пер.с англ./ П. Андрехилл. - Минск.: Попурри, 2014. - 368 с.
11. Бакаева, В.В. Организация и технология розничной торговли: учебник для вузов /В.В. Бакаева; Центросоюз РФ; Сибирский университет потребительской кооперации. - Новосибирск, 2015. - 132с.
12. Бобров Н.В. Анализ новых тенденций в развитии розничной торговли. / Н.Бобров // Маркетинг. - 2004. - №2. - С. 83-87
13. Борисов, М. Униформа сотрудников - имидж компании. // Новости торговли. - 2015. - №10. - С. 20.
14. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградов. - Минск; Высшая школа, 2015. - 176с.
15. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградов. - Минск.: Выш. Школа, 2014. - 224 с.
16. Вирлов, Я. Ключевые показатели эффективности продаж / Я.Вирлов // Управление продажами. - 2014. - №1. - С. 19-25
17. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ- Дана, 2012. - 543 с.
18. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен.
Инновационные бизнес-модели коммерческой работы : монография/Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - 2015
19. Гуняков, Ю.В. Начала коммерциологии: функциональный аспект: монография / Ю.В. Гуняков; Красноя. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск.: Красноярский гос. ун-т, 2001.-322 с.
20. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П.Дашков - 9-е изд.- М.: "Дашков и Ко",2015.-432 с.
21. Дашков, Л.П. Организация, проектирование и технология торговых предприятий: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2015. - 255с.
22. Зубкова, И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: учебное пособие / И.Н. Зубкова.-М.: Дашков и Ко, 2015.- 218 с.
23. Искусство торговать / ред. С.И. Кумок. - М.: Московское
финансовое объединение, 2015. - 256с.
24. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: учебное пособие для вузов / под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2015. - 322с.
25. Котова Н.Н. Оценка эффективности бизнеса организации. - Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - том 8, №2, 2014 год.
26. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной работы в торговле: учебник для вузов / Л. И. Кравченко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 2015. - 430с.
27. Кравченко В.Н., Лысенко А.Ю. Диагностика и оценка
эффективности основной работы предприятия. - Экономика
промышленности. - том 52, №4, 2010 год. С. 145-152.
28. Крепкий, Л. М. Организация коммерческого успеха: совет специалиста / Л.М. Крепкий.- М.: Экономика, 2015. - 327с.
29. Круг, Э.А. Оценка качества торгового обслуживания клиентов на примере торгового предприятия / Э.А. Круг // Перспективы науки и образования. - 2013.- № 2. - С.85-94.
30. Леви, М. Основы розничной торговли / М. Леви; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2014. - 448с.
31. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг/И.М. Лифиц. - М.: Юрайт - М, 2015. - 224с.
32. Лэнгдон Кен. Основные объекты сбыта различны: Технология продаж /Кен Лэнгдон; пер. с англ. А.В. Половцев. - Минск.: Алмафея, 1998. - 302с.
33. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири: монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Л.В. Панкова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. - 268с.
34. Организация коммерческой работы предприятия:
коммерциология.Ч.1. Организационно-экономические предпосылки
коммерческой деятельности: учеб. Пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Куимова.-2- е изд., перераб. и доп. -Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 112 с.
35. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / под.ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2015. - 464с.
36. Организация и технология торговых процессов: учебник / Ф.Г Панкратов,[и др.] - М.: Экономика, 2015. - 304С.
37. Организация торговли: учебник для экон. фак. торг. вузов.-М.: Экономика, 2015.-319 с.
38. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учебник для вузов / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 324с.
39. Памбухчиянц, В.К Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для вузов. / В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2015.- 292с.
40. Панов М.М. Оценка работы и система управления компанией на основе KPI. - М.: Инфра-М, 2013. - С. 3.
41. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник/ Ф.Г.
Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Маркетинг, 2015. - 328с.
42. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник /
Ф.П.Половцева изд-во: ИНФРА-М, 2014- 432 с.
43. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты: монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
44. Ролич, М. Л. Обеспечение качества обслуживания сетей на базе MPLS / М.Л. Ролич // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 177-179.
45. Соловьев, А.А. Розничная купля-продажа. Комментарии ГК. В 2 ч.
Ч.2 / А.А. Соловьев. - М.: Питер, 2015.-144 с.
46. Сысоева С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов / С. В. Сысоева. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2015. -232 с.
47. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник для вузов / Л.А. Брагина, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов и др.; под ред. Л. А. Брагина. - 2-е издание, перераб. и дополн.- М.: ИНФРА - М, 2015. - 560 с.
48. Федотова А. Оценка эффективности работы и прогнозирование финансовых результатов компании на основе показателя экономического уровня технологии - Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - №2, 2012 год - с. 281-286.
49. Шнаппауф, Р.А. Практика продаж: справочное пособие: пер. с нем./ Р.А. Шнаппауф. - М.: Интерэксперт, 2014. - 352с.
Статьи и материалы периодической печати
50. Пискунова Н.Л Малобюджетный маркетинг: реальность или миф?// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №1.- С. 83-92
Электронные ресурсы
51. Качество торгового обслуживания — основной показатель конкурентоспособности торгового предприятия. Электронный ресурс. Режим доступа: https: //znaytovar.ru/new2800.html