База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (16 учащихся).
Есть приложения ( в том числе результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика)
Также есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 21
А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ
НАРОДОВ 21
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ 27
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 34
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА (констатирующий этап) 34
2.2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (формирующий этап) 42
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3 КЛАССА (контрольный этап) 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Значение традиционного наследия каждого народа для его развития и воспитания подрастающего поколения переоценить невозможно. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвергается коренным трансформациям, она стабильна благодаря многовековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура является не только источником обновления содержательной базы современного воспитания, но и традиционным этническим средством влияния на формирование личности. Знание истоков культуры народа, ее духовной природы составляет неотделимую часть развивающей культуры ребенка.
Необходимость формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов в курсе «Окружающий мир» определяется через понимание нашего прошлого как фундамента стабильной полнокровной жизни в прошлом, настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Проблема формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста культурных традиций и обычаев других народов, в том числе и народов, проживающих в России. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется развитию народной культуры, большое количество родителей современных учеников младшей школы знают культурные традиции и обычаи других народов, но их дети недостаточно информированы о них.
Тему формирования представлений о культуре разных народов изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Д.И. Латышиной, А.К. Лукиной др. раскрыта сущность понятия «народная культура». В работах Э.А. Киреевой, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности формирования этнокультурных компетенций у младших школьников. В исследованиях И.С. Марьенко, Т.Т. Нуржановой и др. определены условия формирования представлений у младших школьников о культуре разных народов.
Несмотря на наличие широкого круга работ исследователей в области изучаемой нами проблемы формирования представлений о культуре народов у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир», не было выявлено содержательное и подробно разработанное решение представленной проблемы. В связи с этим работа над ее исследованием является актуальной и практически значимой как для общеобразовательной школы в частности, так и для поликультурного социума, в целом.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование у младших школьников представлений о культуре разных народов.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию у младших школьников представлений о культуре разных народов.
Гипотеза исследования: если на уроках курса «Окружающий мир» будут созданы специальные условия (учет возрастных особенностей младших школьников, создание специальной образовательной среды, использование комплекса методов и приемов) и т.д.), то можно значительно повысить уровень сформированности у младших школьников представлений о культуре разных народов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура народов».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию представлений о культуре разных народов.
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов.
5. Определить уровень сформированности представлений младших школьников о культуре разных народов.
6. Разработать и провести цикл уроков курса «Окружающий мир» по формированию у младших школьников представлений о культуре разных народов.
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на уроках курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников представлений о культуре разных народов.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Тестирование.
3. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
Уважительное отношение к культуре других народов – это составная часть духовной жизни общества и культуры человеческих отношений. В результате обучения образуется своеобразный синтез нравственного, духовного, умственного, правового, патриотического, гражданского, эстетического воспитания – поликультурная компетентность как свойство личности (знание культурных ценностей многонационального этноса, осознание своей национальности и принадлежности к определённому народу; умение осуществлять бесконфликтные взаимоотношения с людьми другой национальности; уважительное отношение и к культурам и традициям иных этносов).
Ребенок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств младших школьников является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к культуре других народов. В свою очередь это способствует изменению характера взаимодействия между детьми разных национальностей: исчезает безразличие, прибавляется теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает; младшие школьники начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Дети с уважением относятся к другим и себе; одновременно растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописаны основные задачи реализации содержания, которые направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Анализ Программы курса «Окружающий мир» (УМК «Школа России») для четырехлетней начальной школы А.А. Плешакова показал, что она имеет ярко выраженную экологическую направленность. Формированию представлений младших школьников о культуре разных народов не выделено в отдельные разделы или темы, а изучается интегрировано, то есть включается в близкие по содержанию темы. Программа построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладеть теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идею многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. В Программе акцентируется внимание учащихся на то, как отражены экологические представления в культурах разных народов, какие традиции, связанные с природными явлениями, есть у разных народов России.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе диагностики на констатирующем этапе, показал необходимость организации формирующего этапа исследования с использованием средств этнокультуры, направленных на формирование уважительного отношения к культуре других народов на уроках курса «Окружающий мир». Также в рамках формирующего эксперимента в работе с учащимися 3-го класса была разработана программа кружка «Праздничная культура русского народа».
Результаты контрольной диагностики позволили сформулировать вывод том, что у учащихся 3-го класса после проведения цикла уроков курса «Окружающий мир», занятий кружка «Праздничная культура русского народа» значительно повысился уровень сформированности представлений о культуре народов. Не выявлено учащихся с низким уровнем сформированности представлений о культуре народов, с низким уровнем сформированности этнокультурных компетентностей, с низким уровнем сформированности чувства патриотизма. Следовательно, содержание формирующего эксперимента доказало свою эффективность по формированию на уроках курса «Окружающий мир» представлений о культуре народов у учащихся 3-го класса.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. – 2015. – №11. – С. 68-70.
2. Алексеева Л.М. Организации и проведение экскурсий // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 63-66.
3. Анохин A.M. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2013. – 200 с.
4. Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2013. – С. 180.
5. Архарова Л.И. Воспитание на народных традициях // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 2011). – М., 2011. – С. 204-205.
6. Бабинова С. В. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования : учебное пособие. – Новосибирск: НИпКиПРО, 2009. – 130 с.
7. Бакланова Т.И. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. – Йошкар-Ола, 2015. – 28 с.
8. Батурина Г.И. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях // Преподаватель. – 2011. – № 1 (8). – С. 15-18.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
10. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: учебно-методическое пособие. – Тольятти, 2014. – 71 с.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 29-36.
12. Бызова, В.М. Введение в этнопедагогику. – Сыктывкар, 2014. – 46 с
13. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
14. Вертякова Э.Ф. Адаптивная технология по воспитанию этнокультурных отношений в у условиях поликультурной образовательной среды: учеб. пособие для учителей. – Челябинск, 2007. – 111 с.
15. Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 1. – С. 11.
16. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
17. Горшенина С.Н. Технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства // Вектор науки ТГУ. – 2015. – №2. – С. 30-33.
18. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014. – 240 с.
19. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
20. Деркач В.В. Роль традиций в условиях глобализации //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 731-732.
21. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002. – №10. – С. 93-95.
22. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 17-20.
23. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М.: Академия, 2012. – 152 с.
24. Захарова Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании школьников // Начальная школа. Плюс до и после. – 2015. – № 3. – С. 70–73.
25. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании – 2018. – №3 – С. 9-12.
26. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
27. Князева В.В. Педагогика. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
28. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с.
29. Кожурова А.А. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды: монография. – Якутск, 2015. – 154 с.
30. Колпачев В.В. Проблемы национального и общечеловеческого в работах отечественных педагогов // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 78-85.
31. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2013. – 144 с.
32. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2013. – 432 c.
33. Кюнкрикова И.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условия современной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – №1. – С. 60-70.
34. Латышина Д.И. Этнопедагогика: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 394 c.
35. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 19-20.
36. Лыткина Е.В. Поликультурное воспитание младших школьников // Вестник Коми государственного педагогического университета: Научно-методический журнал. – 2018. – № 10. – С. 49-58.
37. Лукина А.К. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования: монография; отв. ред. А.К. Лукина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 260 с.
38. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 40-48.
39. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов. – М.: Феникс, 2013. – 512 с.
40. Молданова И.М. Этнокультурно-образовательные проекты как способ формирования национальной самоидентичности// Педагогика. – № 9. – 2016.– С. 120-122.
41. Мох О.К. Гражданское воспитание младших школьников // Начальное образование. – 2014. –№ 1(30). – С. 29-32.
42. Нуржанова Т.Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. – 2015. — №4. – С. 596-601.
43. Рослякова С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – №10. – С. 36–38.
44. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Педагогика, 2018. – 188 с.
45. Светлов П.Н, Традиции как проявление исторической преемственности: автореф. дис…канд. филос. Наук: 09.00.11; Чуваш. гос. ун-т. – Чебоксары. – 2012. – 23 с.
46. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 272 c.
47. Соломенникова О. А. Курс «Окружающий мир» в начальной школе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 247 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
49. Шварова Е.Л., Смирнова О.А. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 85-88.
50. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков // Начальная школа. – 2016. – №5. – С. 127-128.
51. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 188 с.
52. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество России, 2018. – 269 с.
Учебно-методическая литература:
53. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
54. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
55. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.