Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №42769

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
798
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у младших школьников на экскурсии 7
1.1 Формирование экологических представлений у младших
школьников в учебном процессе 7
1.2 Экскурсия и её роль в формировании экологических представлений
у учащихся начальных классов 15
1.3 Содержание экологического образования младших школьников по
формированию экологических представлений 21
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практические основы формирования экологических представлений у учащихся начальных классов на экскурсии 29
2.1 Диагностика уровня сформированности экологических
представлений у учащихся третьих классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Казань (констатирующий эксперимент) 30
2.2 Опыт работы по формированию экологических представлений у
учащихся третьих классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Казань (формирующий эксперимент) 44
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы по диагностике уровня сформированности экологических представлений у учащихся третьих классов МАОУ «Школа № 39» г. Казань (контрольный
эксперимент) 59
Выводы по 2 главе 72
Заключение 79
Список литературы 73
Приложение


Прекрасный термин, дошел до России из-за границы - это экология. И в настоящее время, не найдётся ни один учащийся, который бы не изучал ее. В садике это формирование элементарных экологических представлений, в начальной школе - мир, который тебя окружает, в старшой школе - биология, ботаника. Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экология - дисциплина о взаимодействиях живых организмов и их связи между собой и с окружающей средой.
В Послание Президента Российской Федерации [1; 25] В.В.Путин подчеркнул, что начальной школе необходимо активно развивать экологическое образование, ведь это является основой нынешнего обучения и предназначается к преобразованию его нынешних систем и общества в целом. В настоящее время очень актуальна роль экологического образования как начала новой морально-этической нормы и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей. В жизни о проблемах связи природы и человека сказано очень много - это является глобальной экологической проблемой. В скором времени если дети не будут бережно, относиться к природе, то человечество погибнет. Для этого нужно формировать экологическую культуру и ответственное отношение за состоянием окружающей среды с раннего возраста. Эти знания, приобретенные в школьном возрасте, преобразуются в прочные, устойчивые убеждения.
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [2; 37], который направляет систему на постоянное формирование экологического образования, цель которого - развитие экологической культуры народа через каждого члена общества. Но нынешнее поколение требует к своей семье новые требования. Ведь наука идет вперёд,
и школьники живут совсем в других условиях, им нужны технические средства, такие как телевизор, компьютер, планшет и другие. С помощью электроники школьники не развиваются, а используют их как развлечение. Поэтому учитель должен быть грамотным в применении современных технических средств обучения. Так как постоянно использовать в школьной деятельности экскурсии не всегда удается, а возможности современных средств обучения многообразны. И позволяет повысить уровень усвоения материала. Школьникам характерно особое значение познаний и переживаний, ведь они формируют ответственность за сохранение природы. Современные школьные дисциплины в начальной школе должны иметь свой значимый вклад в формирование экологических представлений у детей. Фундамент формирования экологической культуры у современных детей в школе является знание экологических представлений. Поэтому своевременно и систематически нужно формировать экологические понятия,
взаимоотношения человека с природой, природы и общества [3; 13].
Актуальность нашей работы в том, что экологические представления у детей являются настоящей проблемой будущего, что и явилось выбором темы исследования: «Экскурсия как средство формирования экологических представлений младших школьников»
Цель исследования: изучить особенности формирования
экологических представлений младших школьников на экскурсии.
Объект исследования: процесс формирования экологических
представлений младших школьников на экскурсии.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на
формирование экологических представлений у младших школьников на экскурсии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что, если на экскурсии создавать педагогические условия для формирования экологических представлений посредством применения системы методических методов и приемов, то можно значительно повысить уровень сформированное™ экологических представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы формирования экологических представлений у младших школьников на экскурсии;
2. Изучить формирование экологических представлений у младших школьников в учебном процессе;
3. Проанализировать экскурсию и её роль в формировании экологических представлений у учащихся начальных классов;
4. Рассмотреть содержание экологического образования младших школьников по формированию экологических представлений;
5. Провести диагностику уровня сформированности экологических представлений у учащихся третьих классов МАОУ «Школа № 39» г. Казань;
6. Разработать и провести уроки и экскурсии по формированию экологических представлений у учащихся третьих классов МАОУ «Школа №39» г. Казань;
7. Провести результаты опытно - экспериментальной работы по диагностике уровня сформированности экологических представлений у учащихся третьих классов МАОУ «Школа № 39» г. Казань;
8. Разработать практические рекомендации - памятки,
направленные на формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста на экскурсии.
Теоретико-методологическую базу исследования составил:
- Определение «Экологическое представление» обозначил
(Г.Н.Карона),
- формировали экологическую культуру (С.Д.Дерябо, Н.Н. Егорова, В.И.Медведев, Ю.П.Ожигов, Е.Г.Шаронова),
- о характере взаимодействия человека с природой (Н.А.Бердяев, Н.Н.Моисеев, М.В.Рац),
- устойчивого развития общества и природы (Н.Н.Моисеев,
А.Швейцер, А.И. Субетто),
- методологические проблемы экологического образования (В.Алексеев, И.Д.Зверев, Б.М.Миркин, В.Ф.Харин) и экологическое воспитание (Л.И.Бурова, Л.Ю.Иванова, Н.М.Мамедов),
- формирование экологической культуры и подходы к определению её структуры (Т.Е.Абрамова, Н.М. Верзилин, С.Н.Глазачев, Н.Н.Егорова, Е.И.Ефимова),
- экскурсия и ее активизация в процесс обучения (В.И.Андреев,
А.А.Вербицкий, Г.К.Селевко, В.А.Явсин и другие)
- экологические представления были разработаны следующими авторами: (Захлебный А.Н., Суравегина И.Т., Тихонова А.Е., Зверев И.Д., Салеева Л.П)
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методической литературы, систематизация и обобщение, формализация, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования: Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 39 с углублённым изучение английского языка» города Казани, 3 «А» и 3 «Б» класс.
Практическая значимость: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование экологических представлений у младших школьников в курсе окружающего мира основывается на расширении уже имеющихся экологических представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях. Изучение окружающего мира в разных классах предполагает поэтапное знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и всей планеты. Через экскурсию дети составляют конкретные объекты и явления, общие представления о региональных и глобальных экологических проблемах.
Формирование экологических представлений у младших школьников осуществляется с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в формировании экологического состояния данных систем.
Внедрение в учебный процесс экскурсий в природу с использованием игр и методов активизации познавательных процессов у младших школьников было замечено возрастание интереса к изучению экологического материала, повышение познавательных процессов у детей. При организации экскурсий в природу с целью формирования экологического воспитания младшего школьника необходимо помнить о том, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо - и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения.
Кроме того, использование игровой деятельности во время экскурсий (ролевые игры) способствует эмоциональной открытости и раскрепощенности, облегчает взаимоотношения с замкнутыми, скрытыми детьми, школьники делились личными наблюдениями, опытом, что вызывало у них позитивное восприятие окружающей действительности.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу - если систематически использовать различные формы, методы работы на уроках окружающего мира, если задания экологического содержания будут включаться в другие уроки, если внеклассная работа будет включать мероприятия экологического содержания, то процесс формирования экологических представлений у младших школьников будет эффективным.



1. Послание Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 г // Парламентский портал РФ. С. 29-49.
2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122- ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
3. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. М.: Владос, 2009. 240 с.
4. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа, 2009, N 1.
5. Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. // География в школе, 2009, N 6.
6. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа.,1994. N 2. С. 32 -
33.
7. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. - Ш.: 1996. 69 с.
8. Бронский С.Н. Память и мышление. М., 2015.
9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших
школьников: Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2015.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. М.: Вента - Граф, 2005. 60 с.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3 классе. Методические беседы. М.: Просвещение, 2017. 59 с.
12. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших
школьников // Начальная школа, 1997. N 4. C. 36-39.
13. Выгодский Л.С. Детская психология. Т. 4 / Под ред. Эльконина Д.Б. М.: Педагогика, 2014.
14. Головко О.С. Экологическая педагогика? Да! // Учитель. N 2, 2000. C. 15-16.
15. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. М., 2014. 102 с.
16. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. М.: Прометей, 2016. 40 с.
17. Живое слово. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / Сост. З.И.Романовская и др. М.: Просвещение, 2006.
18. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2014.
19. Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М., 2011.
20. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Тесты. Учебно-методическое пособие. Изд. Дрофа. М.: 2003. 234 с.
21. Книга для чтения. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / Сост.
В.Г.Горецкий и др. М.: Просвещение, 2006.
22. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО, 2015. 150 с.
23. КозинаЕ.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.
пособие для студ .высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 496 с.
24. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК. Ростов-Н / Д: ТЦ, «Учитель», 2001. 100 с.
25. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. // Биология в школе. 2014. N 3. С. 5-8.
26. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. N 2. С. 21-


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ