Введение 4
1. Теоретико-методические аспекты управления
конкурентоспособностью предприятия
1.1. Экономическое содержание конкурентоспособности предприятия 10
1.2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 32
2. Анализ конкурентоспособности предприятия 43
2.1. Общая характеристика и анализ производственно - 43
экономической деятельности предприятия
2.2. Исследование внешней и внутренней среды предприятия 51
2.3 Изучение конкурентного статуса и конкурентных преимуществ предприятия
3. Механизм управления конкурентоспособностью предприятия 65
3.1. Методика оценки конкурентоспособности предприятия 65
3.2. Экономико-математическая модель управления 81
конкурентоспособностью предприятия
3.3. Резервы и пути повышения конкурентоспособности предприятия 87
Заключение 93
Список использованной литературы 98
Приложение
Повышение конкурентоспособности предприятия актуально в настоящее время, т.к. обеспечивает формирование устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что существует достаточно многочисленное количество подходов и стратегий формирования конкурентоспособного положения на рынке вопросы практического воплощения и реализации остаются труднодостижимыми.
Промышленность является основой экономического потенциала страны. Конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. В связи с этим особенно актуальным становится анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности российской промышленности. В рыночных условиях формирование и совершенствование экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия становится потребностью развития конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики в целом.
Анализ показывает, что в большинстве случаев на предприятиях не разрабатываются стратегии конкурентоспособности, учитывающие действие совокупности факторов внешней и внутренней среды. Проблема эффективного развития промышленных предприятий через совершенствование механизма управления конкурентоспособностью остается вне поля зрения менеджмента и исследований.
Концепция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости ускоренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами первоочередного или повышенного спроса, создания условий для достойного выхода на внешний рынок. Конкуренция - очень тонкий, гибкий и селективный механизм, который безжалостно выбраковывает организации, занятые производством некачественной и не пользующейся платежеспособным спросом продукции. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. Поэтому в лучшем положении всегда оказываются предприятия, способные адекватно реагировать на эти изменения. И в данном случае именно конкуренция стимулирует их адаптацию к новым условиям.
Феноменом конкуренция является по той причине, что, основываясь на эгоистических стремлениях субъектов рынка получить наибольшую прибыль, она приводит одновременно и к росту благосостояния всего общества. В условиях конкуренции предприниматели включены в соревнование за спрос потребителя, ведь он даже из двух хороших товаров всегда стремится выбрать лучший. Поэтому фирмы вынуждены день за днем искать пути совершенствования своей продукции, стремясь обогнать конкурентов в удовлетворении запросов покупателей.
Это означает, что только победа в конкурентной борьбе и поддержание своих лидерских позиций малого бизнеса в долгосрочной перспективе способны обеспечить большие прибыли для предприятия бизнеса - и в результате - его высокую конкурентоспособность. Однако при этом конкуренция - удивительное экономическое состязание, вернейшим способом победить в котором остается уклонение от борьбы. И от способности отечественных фирм овладеть им зависит будущее страны.
Следовательно, изучение прикладной теории конкуренции не только актуально на сегодняшний день, но и крайне необходимо для эффективного менеджмента организации. Проблема конкурентоспособности предприятий на сегодняшний день стоит особенно остро. Российский рынок наводнили относительно недорогие импортные товары. Отечественные предприятия столкнулись с жесткой конкуренцией, и их выживаемость сейчас зависит от способности принять условия рыночного хозяйствования.
Исследованию теоретико-методологических аспектов механизма управления предприятием посвящены работы отечественных ученых И.Д. Абросимова, В.П. Медведева, В.В. Копейчикова, Р.А. Фатхутдинова, Д.С. Воронова, А.И. Романовой и др.
Отдельные аспекты проблемы конкурентоспособности отражены в работах зарубежных ученых Ф. Эджуорта, А. Курно, И. Шумпетера, А.П. Лернера, Ф. Хайека, Ж. Ламбена, М. Портера, Д. Мура и др.
Вместе с тем, до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных объектов конкуренции. Основное внимание исследователей привлекают проблемы конкурентоспособности товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема конкурентоспособности отдельного предприятия, его видов деятельности и промышленных предприятий в целом.
Изучение конкурентоспособности предприятия предоставляет широкие возможности для научного исследования путей совершенствования механизма управления. Поэтому проблема конкурентоспособности промышленных предприятий, в частности производство гибкой упаковки, является крайне важной, поскольку напрямую связана с совершенствованием механизма управления конкурентоспособностью предприятий, что и определяет актуальность темы магистерского диссертационного исследования.
Целью магистерского диссертационного исследования является совершенствование системы оценки и управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.
Достижение указанной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных научных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
- систематизировать теоретические аспекты управления конкурентоспособностью, а именно, раскрыть экономическое содержание конкурентоспособности предприятия, выделить и сравнить научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия, провести исследование методов анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ производственно-экономической деятельности предприятия, выделив факторы внешней и внутренней среды предприятия, а также конкурентного статуса и конкурентных преимуществ предприятия;
- предложить механизм управления конкурентоспособностью предприятия, сформулировав методику оценки конкурентоспособности предприятия, построив экономико-математическую модель управления конкурентоспособностью предприятия, резервы и пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования в данной работе является промышленное предприятие.
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия, методы ее оценки и управления.
Теоретической и методологической базой магистерского диссертационного исследования послужили фундаментальные труды ведущих отечественных и зарубежных теоретиков и практиков в области конкурентоспособности.
Исследование строилось на следующих общенаучных методах: системный и комплексный подходы к исследуемым процессам, диалектический метод, метод качественного анализа и экономико-математическое моделирование.
Информационная база исследования включает справочные и нормативные документы Правительства Российской Федерации, Министерства финансов РФ, материалы Росстата, антимонопольное законодательство Российской Федерации, фактические данные финансового и управленческого учета промышленных предприятий.
Научная новизна магистерского диссертационного исследования заключается в обосновании применения ряда теоретических положений и прикладных методов экономико-управленческого характера, позволяющих сформировать системное представление о механизме управления конкурентоспособностью предприятий по производству гибкой упаковки и разработке методических рекомендаций по совершенствованию этого механизма в условиях современного рынка.
Основные научные результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:
- проанализированы и сравнены основные понятия теории конкуренции, такие как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество»;
- проведено сравнение существующих научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системный, инновационный, комплексный (междисциплинарный), глобальный, маркетинговый, эксклюзивный, процессный, структурный, ситуационный, поведенческий), в результате чего сделан вывод о том, что в различие подходов обеспечивается в разной трактовке объекта непосредственного воздействия управленческих решений при управлении конкурентоспособностью, различие в понимании формы технологирования управления конкурентоспособностью, а также в предлагаемых методиках реализации функций управления конкурентоспособностью;
- апробирован метод оценки конкурентоспособности, основанный на комбинации теории эффективной конкуренции и балльно-рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия;
- применен корреляционно-регрессионный анализ для прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятия, что позволило определить основные факторы, определяющие рост конкурентоспособности предприятия.
По итогам проведенной работы выделены основные результаты, обладающие научной новизной:
- уточнена трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия» как его способность повышать объемы продаж продукции относительно своих конкурентов на товарном рынке благодаря превосходству таких показателей как рыночная доля, предпродажная подготовка, уровень цен, эффективность маркетинговой деятельности, использования персональных продаж, использования связей с общественностью, а также способности приспосабливаться к изменениям рыночных условий путем удовлетворения конкретных общественных потребностей и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности в рамках законодательства;
- предложен показатель, учитывающий логистический аспект при оценке конкурентоспособности предприятия, который позволит более точно его оценить при применении метода оценки конкурентоспособности, основанной на теории эффективной конкуренции.
Практическая значимость магистерского диссертационного исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования экономического механизма управления конкурентоспособностью конкретного промышленного предприятия.
Методические положения, разработанные автором в ходе исследования, дают возможность на основании выявленных основных показателей и разработанной методики расчета комплексной оценки повышения конкурентоспособности обосновать подходы по реализации конкурентной стратегии промышленных предприятий и, тем самым, способствовать совершенствованию механизма управления их конкурентоспособностью.
Основные теоретические и методические положения магистерской диссертационной работы отражены в 3 опубликованных научных трудах автора. Оценка факторов конкурентоспособности обсуждено на Международном экономическом форуме «Экономика в меняющемся мире», Казань, 2017 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы экономического развития регионов», Грозный, 2017 г. Также факторы конкурентоспособности были изучены, структурированы и изложены в журнале ВАК «Научное обозрение». Особое внимание было отведено анализу внешней среды исследуемого предприятия. Его результаты опубликованы в журнале ВАК «Казанская наука».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Промышленность является основой экономического потенциала страны. Конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. В связи с этим особенно актуальным становится анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности российской промышленности. В рыночных условиях формирование и совершенствование экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия становится потребностью развития конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики в целом.
В работе проанализированы основные понятия, применяемые в теории управления конкурентоспособности, рассмотрена сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». По нашему мнению, конкурентоспособность представляет собой потенциальную и реальную возможность создавать товар необходимого качества и определенного количества и относительно длительное время реализовывать его на внутреннем и внешнем рынках. Также мы рассматриваем конкурентоспособность как способность компании повышать объемы продаж продукции на товарном рынке относительно своих конкурентов благодаря превосходству таких показателей как уровень предпродажной подготовки, уровень цен, активности маркетинговой составляющей, использования персональных продаж, использования связей с общественностью, а также способности приспосабливаться к изменениям рыночных условий путем удовлетворения конкретных общественных потребностей и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности в рамках законодательства.
Также в работе рассмотрены основные научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия. Нами были рассмотрены порядка 20 научных подходов и выделены основные из них - это системный подход, глобальный подход, междисциплинарный подход и пр. Несмотря на то, что подходов достаточно много, они не дублируют, а дополняют друг друга, и при принятии управленческих решений необходимо придерживаться их всех, избегать упрощения процесса принятия решения, путем игнорирования тех или иных подходов. Это все должно снизить погрешность экономических и технических решений.
Для оценки конкурентоспособности компаний существуют различные методы. Нами были проанализированы основные методы оценки конкурентоспособности предприятий - матричные методы, методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции, методы, основанные на теории эффективной конкуренции, метод, основанный на оценке стоимости бизнеса. У каждой группы методов есть свои преимущества и недостатки. Например, графические методы просты в восприятии результатов, но лишены математического аппарата. По итогам анализа можно сказать о том, что, по нашему мнению, операционный метод оценки конкурентоспособности предприятия охватывает большое количество факторов конкурентоспособности и является одним из самых объективных показателей уровня конкурентоспособности предприятия по сравнению с остальными. Так как в данном методе учитываются почти все аспекты хозяйственной жизни предприятия - цена, ассортимент, финансы и пр.
Также нами был предложен новый показатель конкурентоспособности предприятия. Данный показатель учитывает географическое расположение предприятия-изготовителя по отношению к его покупателям. Суть данного показателя состоит в том, что вне зависимости от того поставляется ли товар продавцом или поставка осуществляется на условиях самовывоза, рассчитываются расходы на перевозку готовой продукции до склада покупателя. Следует отметить, что предложенный нами показатель нельзя рассматривать отдельно от других показателей при определении уровня конкурентоспособности предприятия, т.к. наш показатель учитывает только логистический аспект. Как было сказано ранее, при оценке конкурентоспособности необходимо использовать системный, комплексный подход при ее оценке. Считаем, что это будет хорошим дополнением и позволит лучше и точнее оценивать конкурентоспособность предприятий.
Во второй главе нами был проанализирован наш объект исследования - ЗАО «Данафлекс». Данное предприятие было основано в 2001 году и является крупнейшим предприятием Республики Татарстан, производящим высокобарьерные полимерные пленки и гибкие упаковочные материалы на их основе. Если говорить о производстве гибких упаковочных материалов, то предприятие является одним из крупнейших производителей гибкой упаковки в России. У предприятия большой опыт работы, своя устоявшаяся база клиентов, высококлассное и высокоточное импортное оборудование. Что касается показателей внешней и внутренней среды предприятия, то они весьма благоприятны и, по нашему мнению, при правильных дальнейших шагах руководства и верно построенной стратегии работы на рынке, предприятие имеет все шансы на поддержание и улучшение своей конкурентоспособности и своих преимуществ. К конкурентным преимуществам компании можно отнести высокое качество продукции, широкий ассортимент, устоявшуюся клиентскую базу и достаточно высокую долю на рынке. У предприятия есть большие возможности по выходу на европейский рынок и вообще оно очень перспективно в плане возможностей наращивания объемов продаж. Однако нельзя не отметить и слабые стороны - это высокая зависимость от импортного сырья, низкая финансовая устойчивость и платежеспособность.
Для оценки конкурентоспособности ЗАО «Данафлекс» нами были выбраны крупнейшие производители гибкой упаковки на рынке РФ - ООО ПКФ "Атлантис - Пак", АО "Монди Уралпластик", АО "Тико-Пластик", ООО "Амкор Флексиблз Новгород". Предприятия выпускают аналогичную продукцию, хотя и могут специализироваться на узких областях. Анализ был проведен таким образом: сначала мы проанализировали конкурентов по основным параметрам, далее присвоили баллы по каждому параметру и посчитали итоговый рейтинг. По итогам анализа получилось, что ЗАО «Данафлекс» находится в середине рейтинга. Сильными сторонами компании можно назвать занимаемую долю на рынке, качество продукции, ассортимент продукции и уровень цен. Слабыми местами можно считать рентабельность, ликвидность и финансовую устойчивость.
Для целей управления конкурентоспособностью ЗАО «Данафлекс» мы также использовали экономико-математическую модель, а именно - корреляционно-регрессионный анализ. Он является универсальным методом оценки тесноты связи между экономическими показателями. На основе полученных данных по результатам корреляционно-регрессионного анализа, можно сделать вывод о тех областях, оказывая влияние на которых можно управлять теми или иными процессами и улучшить зависимые показатели. В качестве результативного признака нами был выбран объем выручки, в качестве факторных - важные показатели деятельности предприятия, среди которых коэффициент текущей ликвидности, оборачиваемость запасов, рентабельность затрат, активов, коэффициент концентрации заемного капитала, рентабельность по EBIT. По результатам анализа получилось, что наибольшее влияние на результирующий показатель оказывают рентабельность по EBIT и коэффициент концентрации заемного капитала. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости наращивания объемов производства и сокращения расходов. Заемный капитал в нашем случае не рекомендуется наращивать, т.к. очень показатель концентрации заемного капитала.
Для решения существующих проблем на предприятии, а также для поддержания и улучшения уровня конкурентоспособности нами были выработаны некоторые рекомендации. Для решения проблем внутренней среды предприятия мы рекомендуем разработать мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции путем совершенствования организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшения использования основных фондов; улучшения материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства. Также предприятию необходимо наращивать объемы реализации продукции путем либерализации предоставления оторочки платежа. По нашему мнению, определяющим фактором конкурентоспособности на данный момент является объем реализации продукции. И, таким образом, компании удастся повысить данный показатель. В данном случае можно обезопасить себя от недобросовестных дебиторов путем применения факторинга.
Что касается высокой доли импортного сырья и зависимости от их поставок, то здесь ЗАО «Данафлекс» необходимо полностью перейти на формульное ценообразование при заключении долгосрочных контрактов. Применение формульного ценообразования является одним из инструментов борьбы с волатильностью цен на сырье.
Также считаем, что ни в коем случае нельзя игнорировать изменения, происходящие в индустрии. К таким изменениям - трендам относятся:
- расширение сферы применения гибкой упаковки;
- переход к биотехнологиям, забота об экологии;
- рост спроса на упаковочные материалы на азиатском и африканском рынках;
Необходимо стараться предугадывать такие изменения на рынке и подстраиваться под них заблаговременно. Это будет являться очень хорошим преимуществом для производителя.
Таким образом, практическая значимость магистерского диссертационного исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования экономического механизма управления конкурентоспособностью конкретного промышленного предприятия, особенно предприятия, работающего на рынке гибкой упаковки. Используя данную методику оценки и выявления драйверов роста конкурентоспособности, руководство может значительно повысить конкурентоспособность своего предприятия.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г., N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г., N 14- ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г., N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г., N 230-ФЗ (ред. от 12 марта 2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-плюс» (дата обращения 5.05.2015).
2. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ - Режим доступа: Система Консультант - Плюс (дата обращения: 03.02.2017)
3. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. - М.: издательство "Дело и Сервис", 2016. - 282 с.
4. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. - М.: Домодедово, 2013. - 94 с.
5. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос. / В.М. Круглик.; Под общ. ред. В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2016.
6. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие/ Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.— 396 с.
7. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей / авт.-сост. Т. Б. Оберт. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 96 с.: ил.
8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 2-е издание - М.: Изд-во Эксмо, 2010 - 544 с.
9. Егорова М.А. Корпоративное управление в нефтегазовых ТНК как фактор их конкурентоспособности: Автореф. дис. к.э.н. - М., 2012.
10. Ерегин Е.Ю. Управление развитием потенциала наукоемкого предприятия (на примере электронной промышленности РФ): Автореф. дисс., канд. экон. наук. - М., 2007.
11. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства: монография / Е. И. Кузнецова. - ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
12. Ордов К.В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.
13. Пантелеев Д.Н. Обеспечение конкурентоспособности
предпринимательских структур на основе концепции бережливого производства. -Ижевск, 2007.-24 с.
14. Информация ЗАО «Данафлекс». Результаты сбора и обработки информации для преддипломной практики.
15. Абрамов И.А. Теория и практика развития производственного потенциала предприятий // Вопросы экономики и управления. - 2014. - №7. - С.15 - 19.
16. Андреева Т.А. Интегрированная система процессов стратегического управления газовой корпорацией // Вестник СГСЭУ. - 2013. - № 1 (45).
17. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - Спб.: Питер, 2014. - 344.
18. Бартова Е.В. Сущность и структура производственного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. - 2010. - №12. - С.65 - 69.
19. Бауманов Н.А. Проблемы взаимосвязи производственного потенциала и конкурентоспособности производства // Менеджмент инвестиций и инноваций.
- 2014. - №3. - С.21 - 27.
20. Большой экономический словарь/Под ред. Азриняна А.Н. — М.: Институт новой экономики, 2008. — 660 с.
21. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития: Автореф. дис. д.э.н. - Челябинск, 2011. - 44 с.
22. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: из-во МГУ, 2011.
23. Волков, Д. В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы / Д. В. Волков // Вести высших учебных заведений Черноземья. -2010. - № 1(19). - С. 96-100.
24. Воронов, Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции /Д. С. Воронов // Современная конкуренция. - 2015. - № 1 (49). - С. 39-53.
25. Гизятов И.И. Формирование и комплексная оценка эффективности политики ресурсосбережения в промышленности: Автореф. дис. к.э.н. - Казань, 2011. - 24 с.
26. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: Инфра-М, 2014.
27. Гугелев А.В., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. - 2004. - № 7.
28. Давыдов И.Н. Теория управления производством. - М.: Армада, 2008. -78 с.
29. Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации. - М.: Гребенников, 2015. - 256с.
30. Демченко С.Г. Производственный менеджмент. - Казань, 2004. - 312с.
31. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / К.В. Ордов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.
32. Донской П.А. Менеджмент предпринимательства. - М.: Армада, 2012.
33. Дорохов А.В. Современные аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятия // Бизнес-журнал. - 2012. - №4. - С.11 - 14.
34. Ершова И. В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий.- Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.
35. Жабров Г.Д. Управление производством / Г.Д. Жабров. - М.: Пресса, 2012.
36. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфра-М, 2013.
37. Кадырова А.С., Миллер А.Е. Ресурсное регулирование взаимодействия
производственно-предпринимательских структур // Российское
предпринимательство. - 2008. - №10.
38. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-бизнес, 2013.
39. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: Альфа-Пресс, 2014.
40. Ближайшее будущее гибкой упаковки: последние тенденции рынка
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://plastinfo.ru/information/articles/251/(дата обращения 24.05.2017).
41. Воронов, Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д. С. Воронов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Кйр://уйз1234.ги/?31.К1ш1/_(дата обращения: 10.10.2016)
42. Конкуренция [Электронный ресурс]: Онлайн - энциклопедия «Википедия» - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения 10.09.2016)
43. Матрица БКГ. Журнал «Стратегическое планирование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/bkg.htm(дата обращения: 10.10.2016)
44. Официальный сайт АО «Монди Уралпластик» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uralplastic.ru/(дата обращения: 02.04.2017)
45. Официальный сайт АО «ТИКО-Пластик» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tikop1astic.com/(дата обращения: 03.04.2017)
46. Официальный сайт ЗАО «Данафлекс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.danaflex.info/(дата обращения: 02.04.2017)
47. Официальный сайт ООО «Амкор Флексиблз Новгород» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://www.amcor.com/businesses/amcor-
flexibles/food/russian (дата обращения: 03.04.2017)
48. Официальный сайт ООО ПКФ «Атлантис-Пак» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.at1antis-pak.ru/(дата обращения: 02.04.2017)
49. Перспективы развития рынка гибкой упаковки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://informupack.ru/article/4233/(дата обращения 24.05.2017).
50. «Пражская нановесна» Айрата Баширова: «Данафлекс» упакует Европу за 30 млн. евро - электронная деловая газета «Бизнес-онлайн» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/343155(дата обращения: 25.12.2016)
51. Романова А. И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения // Современная конкуренция. 2007. №5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/konkurentosposobnost- predpriyatiya-metody-otsenki-strategii-povysheniya(дата обращения: 03.01.2017).
52. Чубыкин А. Российский рынок гибкой упаковки в 2016 г. Принт - дейли.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.printdaily.ru/upakovka-i- etiketka/rossijskij-rynok-gibkoj-upakovki-v-2016-g(дата обращения 24.05.2017).
53. SWOT-анализ: правила и примеры составления. Журнал Генеральный
директор [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.gd.ru/articles/8078-swot-analiz(дата обращения: 10.10.2016)