Понятие и способы осуществления прокурорского надзора: его состояние и перспективы развития
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Понятие и сущность прокурорского надзора 7
1.2 Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современной России и перспективы его развития 17
ГЛАВА 2: СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 30
2.1. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов 30
2.2.Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 50
2.3. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 57
2.4. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и мест содержания задержанных и заключенных под стражу 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Понятие и сущность прокурорского надзора 7
1.2 Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современной России и перспективы его развития 17
ГЛАВА 2: СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 30
2.1. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов 30
2.2.Осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 50
2.3. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 57
2.4. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и мест содержания задержанных и заключенных под стражу 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность темы исследования. Произошедшие в конце XX века в стране политические и социально-экономические преобразования, реформирование государственного аппарата, качественные изменения общественной жизнедеятельности неминуемо затронули деятельность прокуратуры.
Реформирование жизни общества вызвало рост преступности, массовые нарушения законодательства, незаконный передел собственности, повсеместные ущемление прав граждан, обнищание населения, экономическую дестабилизацию деятельности государства. В связи с этим перед Российской прокуратурой стоят задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Однако в науке и литературе все чаще высказываются предложения о сокращении полномочий Российской прокуратуры, построении ее по образцу западных государств. Вновь принимаемое законодательство, в ряде случаев, препятствует нормальному и полноценному функционированию органов и учреждений прокуратуры, осуществлению ею своей главной - надзорной функции. Принятые в последние годы Уголовный, Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы качественно изменили статус прокурора в судопроизводстве, но способствовали и появлению ряда проблем правового регулирования, еще не нашедших глубокого освещения в юридической литературе и правоприменительной практике .
Возникший в прокурорской практике целый комплекс проблемных вопросов, связанных с более четким определением специфики предмета и пределов прокурорского надзора, разработкой современных наиболее оптимальных и эффективных организационно-методических и тактических новелл, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение правонарушений, вызвал острую необходимость глубокой теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля.
Решение указанных вопросов требует системного подхода в исследовании направлений прокурорской деятельности в их единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости по различным направлениям.
Большинство работ, посвященных рассмотрению вопросов места прокуратуры в процессе обеспечения прав и свобод человека, ее компетенции и организации работы, исследованию прокурорской системы в целом, проблемных моментов законодательства о прокуратуре приходится на советский период и основывается на законодательстве того времени, а объектом исследования является советская прокуратура. На современном этапе развития общества в свете задачи построения правового государства необходима широко исследованная и глубоко разработанная научная концепция дальнейшего реформирования органов и учреждений Российской прокуратуры в аспекте совершенствования ее надзорной функции.
Цель данной работы - изучить понятие и способы осуществления прокурорского надзора: его состояние и перспективы развития.
Исходя из обозначенной выше цели, в работе в качестве основных выделен нижеследующий перечень конкретных задач, направленных на определение роли и места прокурорского надзора:
• Изучить понятие и сущность прокурорского надзора;
• Рассмотреть проблемы теории и практики прокурорского надзора в современной России и перспективы его развития;
• Охарактеризовать осуществление прокурорского надзора за исполнением законов;
• Исследовать осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
• Раскрыть осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• Определить осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, лежащих в основе реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных ситуаций при реализации прокурорского надзора, требующих научного разрешения.
Предметом исследования являются роль прокуратуры в сфере обеспечения законности и направления совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов.
Научная новизна работы связывается с комплексным освещением вопросов, связанных с осуществлением прокуратурой надзорных функций и оценкой ее вклада в построение правового государства.
Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод, частнонаучные методы: системный, логический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический методы познания, а также методы наблюдения и анализа документов. С помощью системного и сравнительно-правового методов была исследована система органов прокуратуры, взаимосвязь различных звеньев прокурорской системы при осуществлении надзорной функции. При формулировании выводов и выработке законодательных предложений существенную помощь оказало использование логического метода познания.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных публикациях:
1. Хусниев Р.Р. ХОДАТАЙСТВО ПРОКУРОРА О ВЫНЕСЕНИИ ЧАСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / под ред. А.В. Курочкина. - Казань: Издательство Казанского университета, 2018. С. 400-405.
2. Хусниев Р.Р. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / под ред. А.В. Курочкина. - Казань: Издательство Казанского университета, 2018. С. 405-409.
Работа состоит из введения, 2-х глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы.
Реформирование жизни общества вызвало рост преступности, массовые нарушения законодательства, незаконный передел собственности, повсеместные ущемление прав граждан, обнищание населения, экономическую дестабилизацию деятельности государства. В связи с этим перед Российской прокуратурой стоят задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Однако в науке и литературе все чаще высказываются предложения о сокращении полномочий Российской прокуратуры, построении ее по образцу западных государств. Вновь принимаемое законодательство, в ряде случаев, препятствует нормальному и полноценному функционированию органов и учреждений прокуратуры, осуществлению ею своей главной - надзорной функции. Принятые в последние годы Уголовный, Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы качественно изменили статус прокурора в судопроизводстве, но способствовали и появлению ряда проблем правового регулирования, еще не нашедших глубокого освещения в юридической литературе и правоприменительной практике .
Возникший в прокурорской практике целый комплекс проблемных вопросов, связанных с более четким определением специфики предмета и пределов прокурорского надзора, разработкой современных наиболее оптимальных и эффективных организационно-методических и тактических новелл, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение правонарушений, вызвал острую необходимость глубокой теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля.
Решение указанных вопросов требует системного подхода в исследовании направлений прокурорской деятельности в их единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости по различным направлениям.
Большинство работ, посвященных рассмотрению вопросов места прокуратуры в процессе обеспечения прав и свобод человека, ее компетенции и организации работы, исследованию прокурорской системы в целом, проблемных моментов законодательства о прокуратуре приходится на советский период и основывается на законодательстве того времени, а объектом исследования является советская прокуратура. На современном этапе развития общества в свете задачи построения правового государства необходима широко исследованная и глубоко разработанная научная концепция дальнейшего реформирования органов и учреждений Российской прокуратуры в аспекте совершенствования ее надзорной функции.
Цель данной работы - изучить понятие и способы осуществления прокурорского надзора: его состояние и перспективы развития.
Исходя из обозначенной выше цели, в работе в качестве основных выделен нижеследующий перечень конкретных задач, направленных на определение роли и места прокурорского надзора:
• Изучить понятие и сущность прокурорского надзора;
• Рассмотреть проблемы теории и практики прокурорского надзора в современной России и перспективы его развития;
• Охарактеризовать осуществление прокурорского надзора за исполнением законов;
• Исследовать осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
• Раскрыть осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• Определить осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера и мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, лежащих в основе реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в Российской Федерации, а также совокупность проблемных ситуаций при реализации прокурорского надзора, требующих научного разрешения.
Предметом исследования являются роль прокуратуры в сфере обеспечения законности и направления совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законов.
Научная новизна работы связывается с комплексным освещением вопросов, связанных с осуществлением прокуратурой надзорных функций и оценкой ее вклада в построение правового государства.
Методологическую основу работы составляют общенаучный диалектический метод, частнонаучные методы: системный, логический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический методы познания, а также методы наблюдения и анализа документов. С помощью системного и сравнительно-правового методов была исследована система органов прокуратуры, взаимосвязь различных звеньев прокурорской системы при осуществлении надзорной функции. При формулировании выводов и выработке законодательных предложений существенную помощь оказало использование логического метода познания.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных публикациях:
1. Хусниев Р.Р. ХОДАТАЙСТВО ПРОКУРОРА О ВЫНЕСЕНИИ ЧАСТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / под ред. А.В. Курочкина. - Казань: Издательство Казанского университета, 2018. С. 400-405.
2. Хусниев Р.Р. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ // Права человека: правовая защита от дискриминации: материалы международной научно-практической конференции. Набережные Челны, 22 марта 2018 г. / под ред. А.В. Курочкина. - Казань: Издательство Казанского университета, 2018. С. 405-409.
Работа состоит из введения, 2-х глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы.
Исследование эволюции прокурорского надзора, предпринятое в данной работе показало, что российская прокуратура не всегда выступала в качестве действенного института защиты прав человека и гражданина, но традиционно занимала значительное место в системе контроля и надзора за исполнением законодательства. Почти трехсотлетний период ее истории свидетельствует, что поиск наиболее приемлемой и эффективной модели прокурорского надзора с точки зрения права еще не закончен. Особую значимость деятельность прокуратуры приобретает сегодня, в условиях построения правового государства и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших приоритетов.
Для обеспечения наиболее действенного надзора за законностью в определенных сферах государственной и общественной деятельности единый прокурорский надзор разделен на специализированные отрасли. Отрасли прокурорского надзора - это основные направления деятельности прокуратуры, имеющие специфические задачи, объекты, формы и методы надзора .
Но отраслевая дифференциация не противоречит единой природе прокурорского надзора. Отрасли надзора взаимосвязаны между собой. Эта связь существенная, диалектическая, вытекающая из особенности целостной системы, которая состоит в наличии в ней внутренней организации, представляющей собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. В качестве целостной системы можно представить как совокупность прокурорских органов, так и весь комплекс многогранной надзорной деятельности прокуратуры.
Задачи каждой отрасли прокурорского надзора закреплены в соответствующих статьях Закона о прокуратуре Российской Федерации и конкретизированы в отраслевых приказах Генерального прокурора России.
Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора.
Анализ Федерального Закона прокуратуры российской федерации» показывает, что имеется много дискуссионных вопросов, которые требуют разъяснения. По нашему мнению законодательство нуждается в корректировке, в приведенных примерах это очевидно. Неоднозначная трактовка законодательства может привести в первую очередь к практическим ошибкам в применение данных норм по конкретным делам, а этого допускать нельзя .
Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов гражданина только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона граждане должны быть уверены, что их права под надежной защитой. Поэтому при рассмотрении правового статуса прокуратуры и прокурорских работников при осуществлении надзора и за соблюдением прав и свобод человека» гражданина и указана на особую актуальность данного направления прокурорской деятельности.
Широкий объем прав предусматривает законодательство в области прокурорского|надзораpа соблюдением прав несовершеннолетних, хотя это направление деятельности прокуратуры пока нельзя признать удовлетворительным .
Велика роль прокурора и в области надзора за администрацией уголовно-исправительной системы. В современных условиях, когда имеет место рост преступности, прокурорский надзор в рассматриваемой области не должен быть формальным. Прокуроры должны оперативно реагировать на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий администраций данных учреждений.
Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.
В целом, роль и значение прокурорского надзора в построении правового государства в России не вызывает сомнений. Вместе с тем, процессы реформирования в стране наложили большой негативный отпечаток на эффективность прокурорского надзора, поэтому здесь еще предстоит большая и напряженная работа.
Для обеспечения наиболее действенного надзора за законностью в определенных сферах государственной и общественной деятельности единый прокурорский надзор разделен на специализированные отрасли. Отрасли прокурорского надзора - это основные направления деятельности прокуратуры, имеющие специфические задачи, объекты, формы и методы надзора .
Но отраслевая дифференциация не противоречит единой природе прокурорского надзора. Отрасли надзора взаимосвязаны между собой. Эта связь существенная, диалектическая, вытекающая из особенности целостной системы, которая состоит в наличии в ней внутренней организации, представляющей собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. В качестве целостной системы можно представить как совокупность прокурорских органов, так и весь комплекс многогранной надзорной деятельности прокуратуры.
Задачи каждой отрасли прокурорского надзора закреплены в соответствующих статьях Закона о прокуратуре Российской Федерации и конкретизированы в отраслевых приказах Генерального прокурора России.
Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора.
Анализ Федерального Закона прокуратуры российской федерации» показывает, что имеется много дискуссионных вопросов, которые требуют разъяснения. По нашему мнению законодательство нуждается в корректировке, в приведенных примерах это очевидно. Неоднозначная трактовка законодательства может привести в первую очередь к практическим ошибкам в применение данных норм по конкретным делам, а этого допускать нельзя .
Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов гражданина только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона граждане должны быть уверены, что их права под надежной защитой. Поэтому при рассмотрении правового статуса прокуратуры и прокурорских работников при осуществлении надзора и за соблюдением прав и свобод человека» гражданина и указана на особую актуальность данного направления прокурорской деятельности.
Широкий объем прав предусматривает законодательство в области прокурорского|надзораpа соблюдением прав несовершеннолетних, хотя это направление деятельности прокуратуры пока нельзя признать удовлетворительным .
Велика роль прокурора и в области надзора за администрацией уголовно-исправительной системы. В современных условиях, когда имеет место рост преступности, прокурорский надзор в рассматриваемой области не должен быть формальным. Прокуроры должны оперативно реагировать на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий администраций данных учреждений.
Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.
В целом, роль и значение прокурорского надзора в построении правового государства в России не вызывает сомнений. Вместе с тем, процессы реформирования в стране наложили большой негативный отпечаток на эффективность прокурорского надзора, поэтому здесь еще предстоит большая и напряженная работа.
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Нижегородский институт управления))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Роль прокурорского надзора в соблюдении прав и свобод человека и гражданина
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Прокурорский надзор за законностью применения вещественных
доказательств в досудебном производстве по уголовным делам
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016



