ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА 6
1.1. Понятие и современное распространение семьи религиозного права 6
1.2. Признаки и особенности семьи религиозного права 11
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ 16
2.1. Специфика уголовной ответственности в странах религиозной правовой семьи 16
2.2. Особенности регулирования брачно-семейных отношений в странах религиозной правовой семьи 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 25
Современная цивилизация характеризуется множеством правовых семей, основными из которых выступаю общая (англо-саксонская) и континентальная (романо-германская).
Вместе с тем, во многих государствах до настоящего времени встречается в качестве господствующего религиозное право (основными направлениями которого в настоящее время выступают мусульманское право, индуистское, буддийское и иудейское право), которое в действительности по своей сути является наследием первоисточника права, поскольку правовые нормы тем или иным образом возникли посредством выделения из религиозных норм.
Безусловно, с точки зрения основных правовых систем современности (англо-саксонской и романо-германской) религиозная правовая семья представляется чем-то устаревшим, не соответствующим реалиям современной цивилизации.
Однако, такая семья обладает и рядом безусловных преимуществ, среди которых следует отметить более высокий уровень морально-нравственных аспектов уважения к закону, чем в государствах общего и континентального права, поскольку здесь правосознание обеспечивается не только юридическими механизмами, но и религиозными в виде страха перед божеством.
Кроме того, религиозная правовая система не так зависима от политики, как, например, правовые системы стран общего (англо-саксонского) или континентального (роман-германского) права.
Здесь право в первую очередь опирается на устоявшиеся религиозные догмы, которые не связаны с политической ситуацией и противостоянием элит, соответственно, религиозные правовые нормы в первую очередь ориентированы на интересы общества, а не правящих политических групп.
По сути, «авторитетом» в глазах общества пользуется не привычный, например, континентальному праву, законодатель, а божество, высшие силы, даровавшие обществу религиозные нормы, используемые в качестве регулятора общественных отношений.
Соответственно, политические элиты не найдут поддержки в обществе в случае если будут менять содержание правового регулирования исходя из своих интересов.
При этом, с другой стороны здесь существует проблема, связанная с тем, что в силу слабой изменчивости религиозные нормы далеко не всегда соответствуют социально-экономическим реалиям и не в полной мере обеспечивают интересы участников изменяющихся общественных отношений.
Иными словами, актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что семья религиозного права представляет собой пусть и не столь распространенный, но вместе с тем достаточно интересный правовой феномен, который нуждается в углубленном изучении.
Цель исследование – комплексный анализ семьи религиозного права.
Объектом исследования выступают доктринальные положения науки теории государства и права.
Предмет исследования – семья религиозного права.
Задачи исследования:
изучить понятие и современное распространение семьи религиозного права;
определить признаки и особенности семьи религиозного права;
охарактеризовать специфику уголовной ответственности в странах религиозной правовой семьи;
рассмотреть особенности регулирования брачно-семейных отношений в странах религиозной правовой семьи.
Нормативная база исследования – законодательство государств, относящихся к религиозной правовой семье.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких исследователей, как Л. Морозова, И. Магомедов, С. Писарчик и др.
Методологию работы составляют такие методы, как формально-юридический метод, метод правового моделирования, анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о современном состоянии религиозной правовой семьи.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, состоящих в общей сложности из четырех параграфов и заключения.
В конце приведен список использованных источников
1) Религиозная правовая семья представляет собой правовую систему, основным источником в которой выступает не закон или судебный прецедент, а религиозная норма.
В классических религиозных правовых семьях религиозные нормы не закрепляются в законодательстве, их прямое действие и императивный характер обуславливаются тем, что будучи понимаемыми как божественное откровение, такие нормы считаются обязательными и без придания им вида и характера закона. В ряде государств (например, в Индии) нормы религиозного права частично закрепляются в законодательстве, по сути, здесь получается смешанная правовая система.
В настоящее время можно выделить 4 крупные системы религиозного права – мусульманскую, иудейскую, буддистскую и индуистскую.
2) Религиозная правовая система характеризуется наличием множества специфических признаков и особенностей. Такие признаки и особенности связаны со множеством аспектов – это и сфера формализации и систематизации норм, и внутренняя структура права, и понимание происхождения права (здесь оно воспринимается не как творение человеческого разума, а как проявление воли высших сил), и изменения правовых норм (здесь такие нормы на протяжении длительного времени остаются практически неизменными) и др.
3) Специфика уголовной ответственности по нормам религиозного права во многом связана с тем, что здесь наказанию, притом достаточно суровому, подвергаются деяния, которые не рассматриваются как уголовные преступления, например, в континентальной правовой системе. Речь идет о деяниях, посягающих на морально-нравственные устои. Например, в мусульманских государствах уголовному преследованию подлежит прелюбодеяние, которое странах иных правовых семей осуждается моралью, но не правом. Кроме того, в странах религиозной правовой семьи уголовно-наказуемыми являются даже словесные посягательства на религиозные догмы (например, отрицаение их божественной сущности и т.д.)
4) Специфика регулирования брачно-семейных отношений в государствах религиозной правовой семьи заключается в том, что здесь супружеские и родительские отношения регулируются религиозными обычаями, соответственно правовые статусы участников семейных отношений определяются исходя из принятых в той или иной религии взаимоотношениям мужа и жены, родителей и детей. Например, в мусульманских странах основу правового регулирования брака и семьи составляют нормы исламской религии, что обуславливает, в частности, право на многоженство, возложение обязанности по материальному содержанию семьи, а так же алиментарных обязательств бывших супругов, исключительно на мужчину, а так же повышенные обязательства родителей и детей мужского пола по предоставлению содержания родителям или детям женского пола.
1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдуллаев. – М.: Юрайт, 2017. – 519 с.
2. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. - М.: Юрайт, 2017. – 320 с.
3. Братановский С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2016. - 174 c.
4. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Городец, 2015. – 482 с.
5. Гарашко А.Ю. Религиозное право как форма общественного права / А.Ю.Гарашко // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. - № 1. – С. 202-206.
6. Иванов Ю.А. Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции / Ю.А. Иванов // Судебная власть и уголовный процесс. – 2016. - № 6. – С. 174-179.
7. Клименко А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2015. - 524 c.
8. Козлов Т.Л. Религиозная правовая традиция: теоретический аспект / Т.Л. Козлов. – Автореферат дисс..канд. юр.наук. – М. 2014. – 30 с.
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юрлитинформ, 2016. – 405 с.
10. Магомедов И.А. Особенности мусульманского семейного права / И.А. Магомедов // Вестник Оренбургского университета. – 2015. - № 6. – С. 132-136.
11. Малько А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. – М.: Инфра-М, 2017. – 682 с.
12. Махарамов Я.А. Мусульманское уголовное право / Я.А, Махарамов // Вестник Пермского университета. -2017. - № 2. – С. 43-47.
13. Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.М. Морозова. -М.: Юрайт, 2016. – 436 с.
14. Писарчик С.Ю. Особенности регулирования брачно-семейных отношений нормами религиозного права / С.Ю. Писарчик. – М.: КноРус, 2014. – 186 с.
15. Прудникова Ю.Г. Иудейское право как разновидность религиозно-правовой семьи и его положение в современном праве Израиля // Ю.Г. Прудникова // Молодой ученый. – 2018. - № 2. – С. 102-107.