Повышение эффективности широко применяемых многоцелевых автомобилей и транспортеров-тягачей была, есть и будет в перспективе главной проблемой их совершенствования. Ее решение во многом зависит от увеличения безотказности применяемых на этих машинах форсированных дизелей.
Практика показывает, что в ходе эксплуатации под действием различных факторов возрастают потери в процессах преобразования энергии в двигателе и, прежде всего, в его рабочем цикле. Это ведет к снижению мощности на 15-25 %, существенному ухудшению характеристик топливной экономичности, дымности и токсичности отработавших газов, тепловой нагруженности и др. Вероятность возникновения параметрических отказов недооценивается при проектировании, они не всегда своевременно устраняются в процессе эксплуатации, что, в конечном счете, приводит к функциональным отказам, уменьшению долговечности двигателей, ухудшению характеристик моторно-трансмиссионных установок и снижению эффективности машин в целом до недопустимого уровня, составляющего в ряде случаев 50-60 % от требуемого.
Наиболее существенное влияние на эффективность преобразований энергии в рабочем цикле форсированных дизелей оказывает качество процессов впрыскивания, распыливания топлива, смесеобразования и сгорания. Одним из основных факторов, влияющих на эти процессы в эксплуатации, является стабильность характеристик проточной части распылителей и форсунок в целом. Однако, под действием производственных (ремонтных) и эксплуатационных факторов (прежде всего, вследствие роста температуры распылителя) происходит нагаро- и смолоотложение, что приводит к закоксовыванию сопловых отверстий и лакообразованию на поверхности иглы распылителя. Эти процессы усугубляются при снижении давления начала впрыскивания топлива и ухудшении условий работы распылителя при демонтаже-монтаже форсунок для регулирования. В результате происходит существенное ухудшение характеристик форсунок, обусловленное уменьшением эффективного проходного сечения распылителей и снижением подвижности их игл. Это приводит к снижению эффективности процессов преобразования энергии в рабочем цикле и параметрическим отказам, что наиболее характерно для форсированных дизелей.
В тоже время, требования к области допустимого изменения характеристик форсунок, обеспечивающих стабильность показателей двигателя и необходимую эффективность мобильной техники в целом, не вполне сформулированы. Поэтому существующие методы совершенствования форсунок не полностью обеспечивают должную стабильность их характеристик. С другой стороны, практика показывает ограниченность возможностей стабилизации характеристик форсунок на стадии проектирования. Существующие методы восстановления стабильности этих характеристик в эксплуатации трудоемки, так как предусматривают разборку форсунок и очистку проточных частей распылителей. Более перспективные методы безразборной проверки, очистки и регулирования форсунок применяются редко в силу недостаточной разработанности конкретных методик и технических средств.