ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ НА МИКРОУРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ОПТИМХИМ»)
|
Введение 4
1 Теоретические и методологические аспекты исследования инновационного подхода к управлению логистическими транспортными потоками предприятия
1.1 Понятие и структура управления транспортной логистической системой
предприятия 7
1.2 Классификация транспортных потоков в логистике 16
1.3 Инновационные подходы к направлениям совершенствования управления
транспортной логистической системой на микроуровне 25
2 Исследование процесса управления транспортной логистикой на предприятии
ООО «ОптимХим» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«ОптимХим» 31
2.2 Анализ управления транспортной логистикой ООО «ОптимХим» 45
2.3 Оценка факторов, влияющих на процесс транспортировки 52
3 Разработка инновационных мероприятий по совершенствованию управления
транспортной логистической ООО «ОптимХим» 60
3.1 Разработка методики оценки системы управления транспортной логистической предприятия 60
3.2 Применение инновационных технологий при оптимизации маршрута движения транспортных средств 68
3.3 Расчет экономической эффективности от предлагаемых предприятий 77
Заключение 82
Список использованной литературы 86
1 Теоретические и методологические аспекты исследования инновационного подхода к управлению логистическими транспортными потоками предприятия
1.1 Понятие и структура управления транспортной логистической системой
предприятия 7
1.2 Классификация транспортных потоков в логистике 16
1.3 Инновационные подходы к направлениям совершенствования управления
транспортной логистической системой на микроуровне 25
2 Исследование процесса управления транспортной логистикой на предприятии
ООО «ОптимХим» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«ОптимХим» 31
2.2 Анализ управления транспортной логистикой ООО «ОптимХим» 45
2.3 Оценка факторов, влияющих на процесс транспортировки 52
3 Разработка инновационных мероприятий по совершенствованию управления
транспортной логистической ООО «ОптимХим» 60
3.1 Разработка методики оценки системы управления транспортной логистической предприятия 60
3.2 Применение инновационных технологий при оптимизации маршрута движения транспортных средств 68
3.3 Расчет экономической эффективности от предлагаемых предприятий 77
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Актуальность темы исследования. Транспорт - важная составляющая государственной экономики, поскольку обеспечивает строгость функционирования всех отраслей. Экономика мировых стран становится все более эффективной благодаря использованию транспортных средств.
Главной функцией транспорта является перемещение большого количества грузов и числа пассажиров на значительные расстояния, и сделав это как можно быстрее, комфортнее, безопаснее. Процесс развития транспорта стал основной функцией. Сегодня, транспортная инфраструктура изменила ряд параметров таких как: скорость перемещения грузов, плотность транспортных потоков между странами и регионами мира, стало более жестким разделение по специализации отдельных видов транспортных потоков (контейнерные, нефтяные, газовые) и комплекс транспортных узлов (контейнерные терминалы и порты, логистические центры).
Современный рынок - общество потребления, в котором на первом месте стоят интересы покупателей. При данных условиях рынка крупным компаниям необходимо ориентироваться на потребности, в первую очередь потребителей, а не на свои интересы. Работа на таком рынке предусматривает максимальное удовлетворение запросов покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и услуг. Также не нужно оставлять без внимания ценовой фактор - стоимость услуг/товаров, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых вероятно только при использовании логистических методов на протяжении всего передвижения товаров/услуг.
Очевидно, что логистика в нашей стране развивается не такими быстрыми темпами, как в Европе. Главной ошибкой является отсутствие грамотно составленных бизнес проектов, в которых было бы чётко указаны функции распределения каждой компании.
Степень разработанности темы. Теоретико-методические основы логистики и эффективности логистических решений наиболее подробно рассмотрены в научных трудах таких авторов, как: А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, Э. Матэ, В.И. Сергеева и др.
Проблемам управления логистическими системами посвящены труды Б.А. Аникина, В.В. Дыбской, В.Н. Менжерес и др.
В работах А.М. Афонина, А.В. Дмитриева, Д. Уотерс и других многих авторов исследованы теоретические и методические основы управления логистическими системами.
Стоит отметить, что необходимость исследования проблематики темы исследования продиктована тем, что в литературных источниках недостаточно раскрыты вопросы методологии управления логистическими системами.
Целью данной работы является разработка инновационных решений по совершенствованию транспортной логистики.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и структуру управления транспортной логистикой предприятия;
- изучить классификацию транспортных потоков в логистике;
- рассмотреть инновационные подходы к направлениям
совершенствования управления транспортной логистикой на микроуровне;
- провести анализ управления транспортной логистикой ООО «Оптимхим»;
- провести оценку факторов, влияющих на процесс транспортировки;
- разработать методику оценки системы управления транспортной логистикой производственного предприятия;
- разработать рекомендации с применением инновационных технологий при оптимизации маршрута движения транспортных средств;
- провести расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выступает ООО «Оптимхим».
Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации транспортной логистической системы на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия с применением инновационных подходов.
Теоретическая и методическая база исследования. При написании диссертационной работы использовались научные труды, как российских, так и зарубежных авторов в области логистики, нормативные правовые акты.
Информационную базу исследования составили материалы статистических сборников, отраслевых исследований по рассматриваемой теме, а также Интернет, отчетность и данные ООО «ОптимХим».
В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и сопоставления, методика организации логистической деятельности на предприятии. При анализе используется метод сравнительной оценки финансовых показателей как наиболее эффективный.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций с применением инновационных подходов для оптимизации маршрута движения транспортных средств на примере ООО «ОптимХим». Она определяется возможностью использования разработанных рекомендаций российскими предприятиями, а также в учебном процессе для студентов экономических специальностей.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Главной функцией транспорта является перемещение большого количества грузов и числа пассажиров на значительные расстояния, и сделав это как можно быстрее, комфортнее, безопаснее. Процесс развития транспорта стал основной функцией. Сегодня, транспортная инфраструктура изменила ряд параметров таких как: скорость перемещения грузов, плотность транспортных потоков между странами и регионами мира, стало более жестким разделение по специализации отдельных видов транспортных потоков (контейнерные, нефтяные, газовые) и комплекс транспортных узлов (контейнерные терминалы и порты, логистические центры).
Современный рынок - общество потребления, в котором на первом месте стоят интересы покупателей. При данных условиях рынка крупным компаниям необходимо ориентироваться на потребности, в первую очередь потребителей, а не на свои интересы. Работа на таком рынке предусматривает максимальное удовлетворение запросов покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и услуг. Также не нужно оставлять без внимания ценовой фактор - стоимость услуг/товаров, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых вероятно только при использовании логистических методов на протяжении всего передвижения товаров/услуг.
Очевидно, что логистика в нашей стране развивается не такими быстрыми темпами, как в Европе. Главной ошибкой является отсутствие грамотно составленных бизнес проектов, в которых было бы чётко указаны функции распределения каждой компании.
Степень разработанности темы. Теоретико-методические основы логистики и эффективности логистических решений наиболее подробно рассмотрены в научных трудах таких авторов, как: А.М. Гаджинского, В.В. Дыбской, Э. Матэ, В.И. Сергеева и др.
Проблемам управления логистическими системами посвящены труды Б.А. Аникина, В.В. Дыбской, В.Н. Менжерес и др.
В работах А.М. Афонина, А.В. Дмитриева, Д. Уотерс и других многих авторов исследованы теоретические и методические основы управления логистическими системами.
Стоит отметить, что необходимость исследования проблематики темы исследования продиктована тем, что в литературных источниках недостаточно раскрыты вопросы методологии управления логистическими системами.
Целью данной работы является разработка инновационных решений по совершенствованию транспортной логистики.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и структуру управления транспортной логистикой предприятия;
- изучить классификацию транспортных потоков в логистике;
- рассмотреть инновационные подходы к направлениям
совершенствования управления транспортной логистикой на микроуровне;
- провести анализ управления транспортной логистикой ООО «Оптимхим»;
- провести оценку факторов, влияющих на процесс транспортировки;
- разработать методику оценки системы управления транспортной логистикой производственного предприятия;
- разработать рекомендации с применением инновационных технологий при оптимизации маршрута движения транспортных средств;
- провести расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выступает ООО «Оптимхим».
Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации транспортной логистической системы на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия с применением инновационных подходов.
Теоретическая и методическая база исследования. При написании диссертационной работы использовались научные труды, как российских, так и зарубежных авторов в области логистики, нормативные правовые акты.
Информационную базу исследования составили материалы статистических сборников, отраслевых исследований по рассматриваемой теме, а также Интернет, отчетность и данные ООО «ОптимХим».
В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и сопоставления, методика организации логистической деятельности на предприятии. При анализе используется метод сравнительной оценки финансовых показателей как наиболее эффективный.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций с применением инновационных подходов для оптимизации маршрута движения транспортных средств на примере ООО «ОптимХим». Она определяется возможностью использования разработанных рекомендаций российскими предприятиями, а также в учебном процессе для студентов экономических специальностей.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В теоретической главе диссертационного исследования автором проанализированы определения понятий «логистическая система», «логистическая цепь» и «цепь поставок», представленный как российскими так и зарубежными учеными. В ходе анализа было выведено новое определение понятия «логистическая система», которое объединяет преимущества формулировок всех рассмотренных определений:
Логистическая система - это относительно устойчивая, организационно завершенная сеть участников логистического процесса, охватывающая процессы от поставки сырья до реализации конечному потребителю, и предназначенная для эффективного управления материальным и другими видами потоков.
Предметом транспортной логистической системы является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основными задачами транспортной логистической системы являются выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; обеспечение технологического единства транспортно - складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки.
Также были рассмотрены основные существующие категории, по которым можно классифицировать транспортные потоки. На основе анализа научной литературы были сформулированы основные определяющие признаки: характеристика транспортного средства (вид транспортного средства, вид сообщения, состояние транспортного средства), характеристика груза (группировка грузовых единиц (вид тары) и категория груза), документальное оформление (география перемещения).
Выделены основные направления совершенствования управления
транспортной логистической системой на микроуровне.
Во второй главе нами был проведен анализ предприятия и системы управления транспортной логистикой, на основе которого были сделаны следующие выводы.
ООО «ОптимХим» — поставщик нефтепродуктов, ГСМ и продуктов нефтехимии, производства «Нижнекамскнефтехим»,«Танеко» и «Таиф-НК».
Анализ экономических показателей показал, что они растут, что говорит об увеличении спроса на продукции, а также о том, что компания имеет определенный уровень престижа, так как ее продукцию приобретают и посещают организацию.
В настоящее время компания имеет низкий уровень ликвидности. Также ООО «ОптимХим» имеет недостаточно денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств.
Финансовое состояние организации на конец анализируемого периода является кризисным, так как в ходе анализа установлен недостаток собственных оборотных средств 27090 тыс.руб., собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов 27090 тыс. руб. и общей величины основных источников формирования запасов 27090 тыс. руб.
Анализ управления транспортной логистикой анализируемого предприятия показал, что компания имеет успех в поставках нефтепродуктов по всей России.
Логистический сервис ООО «ОптимХим» является средним. На это указывает полученный результата, который составил 61 балл из 90 возможных. Необходимо логистическому отделу предприятия уделить больше внимания гибкости заказов. Для этого нужно более внимательнее рассматривать изменения в заказах и реагировать на них, в соответствии с желаниями заказчиков.
ООО «ОптимХим» стремится снизить время выполнения логистического цикла, потому что это дает возможность более быстро реагировать на спрос, а также быть более маневренной компанией в системе поставок грузов.
Управление логистической деятельностью является эффективным. На это указывает рост производительности персонала на 33,53%, рост грузооборота склада на 125,31%.
Логистические издержки компания удерживает на одном и том же уровне, то что они не растут, является положительной тенденцией, но в дальнейшем следует заняться их сокращением. Незначительное сокращение логистических издержек на единицу продукции, говорит о повышении результативности логистической деятельности.
В настоящее время в ООО «ОптимХим» применяется программа «Грузоплан».
Логист удалённо может контролировать операции с любого компьютера. «Грузоплан» допускает расчёт зарплаты менеджеров на основе числа обработанных заявок и выводит эту информацию в виде ведомости.
К недостаткам существующей транспортной логистики предприятия можно отнести то, что недостаточно сформирован транспортный парк на предприятии, что приводит к дополнительным затратам на привлечение стороннего транспорта и услуг, также применяемая программа «Грузоплан» является недостаточно эффективной, так как недостаточно информативен поиск, долго идут ответы от технической поддержки, нет мобильного приложения, нет системы оффлайн.
В третьей главе автором была разработана методика оценки эффективности транспортной логистики на основании следующих
характеристик транспортно-логистической системы являются экономическая эффективность ее деятельности, качество предоставляемых транспортно-логистических услуг, комплексная транспортная безопасность.
Автором диссертационного исследования предлагаются следующие мероприятия.
1. Внедрение Retail Suite Transportation Management System. Она предназначена для автоматизированного управления логистическими
процессами в розничных сетях, оптовых, производственных, транспортных и
логистических компаниях.
2. Покупка танк-контейнер модели КЦХ-ПКМ25/0,4.
Инновационный танк-контейнер предназначается для транспортировки агрессивных и опасных жидких грузов: кислот, щелочей (в частности, технического едкого натра), спиртов, нефтепродуктов, технических масел, масляных присадок, жиров, концентратов и прочих продуктов химической отрасли. Контейнер весит 4,35 тонны и обладает грузоподъёмностью в 36 тонн.
Экономический эффект от внедрения программного обеспечения «RS.TMS» составляет 662 тыс. руб.
Кроме увеличения чистой прибыли в 1,11 раза, также эффектом можно считать сокращение штата отдела логистики, в результате чего информация будет обрабатываться в 2 раза быстрее.
Внедренная программа позволит снизить затраты на топливо.
Таким образом, считаем, что внедрение «RS.TMS» в деятельность ООО «ОптимХим» является эффективным.
Логистическая система - это относительно устойчивая, организационно завершенная сеть участников логистического процесса, охватывающая процессы от поставки сырья до реализации конечному потребителю, и предназначенная для эффективного управления материальным и другими видами потоков.
Предметом транспортной логистической системы является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основными задачами транспортной логистической системы являются выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; обеспечение технологического единства транспортно - складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки.
Также были рассмотрены основные существующие категории, по которым можно классифицировать транспортные потоки. На основе анализа научной литературы были сформулированы основные определяющие признаки: характеристика транспортного средства (вид транспортного средства, вид сообщения, состояние транспортного средства), характеристика груза (группировка грузовых единиц (вид тары) и категория груза), документальное оформление (география перемещения).
Выделены основные направления совершенствования управления
транспортной логистической системой на микроуровне.
Во второй главе нами был проведен анализ предприятия и системы управления транспортной логистикой, на основе которого были сделаны следующие выводы.
ООО «ОптимХим» — поставщик нефтепродуктов, ГСМ и продуктов нефтехимии, производства «Нижнекамскнефтехим»,«Танеко» и «Таиф-НК».
Анализ экономических показателей показал, что они растут, что говорит об увеличении спроса на продукции, а также о том, что компания имеет определенный уровень престижа, так как ее продукцию приобретают и посещают организацию.
В настоящее время компания имеет низкий уровень ликвидности. Также ООО «ОптимХим» имеет недостаточно денежных средств для погашения наиболее срочных обязательств.
Финансовое состояние организации на конец анализируемого периода является кризисным, так как в ходе анализа установлен недостаток собственных оборотных средств 27090 тыс.руб., собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов 27090 тыс. руб. и общей величины основных источников формирования запасов 27090 тыс. руб.
Анализ управления транспортной логистикой анализируемого предприятия показал, что компания имеет успех в поставках нефтепродуктов по всей России.
Логистический сервис ООО «ОптимХим» является средним. На это указывает полученный результата, который составил 61 балл из 90 возможных. Необходимо логистическому отделу предприятия уделить больше внимания гибкости заказов. Для этого нужно более внимательнее рассматривать изменения в заказах и реагировать на них, в соответствии с желаниями заказчиков.
ООО «ОптимХим» стремится снизить время выполнения логистического цикла, потому что это дает возможность более быстро реагировать на спрос, а также быть более маневренной компанией в системе поставок грузов.
Управление логистической деятельностью является эффективным. На это указывает рост производительности персонала на 33,53%, рост грузооборота склада на 125,31%.
Логистические издержки компания удерживает на одном и том же уровне, то что они не растут, является положительной тенденцией, но в дальнейшем следует заняться их сокращением. Незначительное сокращение логистических издержек на единицу продукции, говорит о повышении результативности логистической деятельности.
В настоящее время в ООО «ОптимХим» применяется программа «Грузоплан».
Логист удалённо может контролировать операции с любого компьютера. «Грузоплан» допускает расчёт зарплаты менеджеров на основе числа обработанных заявок и выводит эту информацию в виде ведомости.
К недостаткам существующей транспортной логистики предприятия можно отнести то, что недостаточно сформирован транспортный парк на предприятии, что приводит к дополнительным затратам на привлечение стороннего транспорта и услуг, также применяемая программа «Грузоплан» является недостаточно эффективной, так как недостаточно информативен поиск, долго идут ответы от технической поддержки, нет мобильного приложения, нет системы оффлайн.
В третьей главе автором была разработана методика оценки эффективности транспортной логистики на основании следующих
характеристик транспортно-логистической системы являются экономическая эффективность ее деятельности, качество предоставляемых транспортно-логистических услуг, комплексная транспортная безопасность.
Автором диссертационного исследования предлагаются следующие мероприятия.
1. Внедрение Retail Suite Transportation Management System. Она предназначена для автоматизированного управления логистическими
процессами в розничных сетях, оптовых, производственных, транспортных и
логистических компаниях.
2. Покупка танк-контейнер модели КЦХ-ПКМ25/0,4.
Инновационный танк-контейнер предназначается для транспортировки агрессивных и опасных жидких грузов: кислот, щелочей (в частности, технического едкого натра), спиртов, нефтепродуктов, технических масел, масляных присадок, жиров, концентратов и прочих продуктов химической отрасли. Контейнер весит 4,35 тонны и обладает грузоподъёмностью в 36 тонн.
Экономический эффект от внедрения программного обеспечения «RS.TMS» составляет 662 тыс. руб.
Кроме увеличения чистой прибыли в 1,11 раза, также эффектом можно считать сокращение штата отдела логистики, в результате чего информация будет обрабатываться в 2 раза быстрее.
Внедренная программа позволит снизить затраты на топливо.
Таким образом, считаем, что внедрение «RS.TMS» в деятельность ООО «ОптимХим» является эффективным.



