Перспективы и проблемы развития дистанционной торговли на примере ООО «Маркет-ТВ» (телемагазин Shop&Show)» (Организация и технология торгового бизнеса, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Объект исследования - телемагазин ООО «Маркет-ТВ» (г. Москва)
В работе проведен анализ электронной торговли в России за 2012-2019 годы.
Проведен анализ экономических показателей ООО «Маркет-ТВ» за 2016-2018 годы и даны рекомендации для совершенствования деятельности .
Также есть доклад и презентация к защите.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о дистанционной торговле 7
1.1 Понятие и правовое регулирование дистанционной торговли в России 7
1.2 История развития и виды дистанционной торговли 14
Глава 2. Современное состояние дистанционной торговли и особенности ее организации в ООО «Маркет-ТВ» 24
2.1 Тенденции развития дистанционной торговли в России 24
2.2 Общая характеристика ООО «Маркет-ТВ» 33
2.3 Анализ организации дистанционной торговли в ООО «Маркет-ТВ» 52
Глава 3. Пути совершенствования деятельности ООО «Маркет-ТВ» 68
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации дистанционной торговли в ООО «Маркет-ТВ» 68
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий для ООО «Маркет-ТВ» 77
Заключение 84
Список использованных источников 90
Приложения 98
Торговля, как одна из важнейших составляющих общества и человеческой культуры, всегда следовала за развитием технологий, упрощая и оптимизируя возможные каналы сбыта продукции. Современное развитие технологий существенно меняет подход к ведению бизнеса и торговли. Открываются новые возможности, как для розничной, так и для оптовой торговли. Поэтому в настоящее время торговля вступила в эпоху, в которой главными источниками благосостояния и основными факторами экономики являются инновации, а именно современные электронные технологии. Они позволяют выделить одно из самых перспективных направлений развития экономики – это дистанционная торговля. Так дистанционная торговля стремительно набирает обороты по всему миру, за последнее десятилетие такого рода торговля стала привычной для широкой части населения России.
Рынок дистанционной торговли в России растет очень стремительно, оказывая неотъемлемое влияние на экономику страны. В сфере торговли все большее количество предприятий обычного формата начинают заниматься дистанционной продажей товаров. Она представляет огромный интерес для развития бизнеса, так как открывает перед ним новые возможности, существует множество неосвоенных или мало освоенных ниш в данной отрасли.
Несмотря на то, что уже сегодня Россия лидирует среди европейских стран по количеству пользователей интернетом, уровень его проникновения продолжает расти.
Актуальность данной темы обусловлена развитием экономики вследствие внедрения инновационных технологий, которые позволили сформироваться и совершенствоваться такой форме торговли, как дистанционная. Дистанционная торговля представляет собой на настоящий момент перспективное направление развития экономики, которое уже сейчас стремительно набирает обороты по всему миру.
Поэтому вопросы, касающиеся ее перспектив и проблем развития на современном этапе, очень важны.
Для более полного рассмотрения данных вопросов исследование было проведено на примере компании «Маркет-ТВ», которая осуществляет свою деятельность посредством дистанционной торговли.
Целью данной работы является анализ перспектив и проблем развития дистанционной торговли на примере ООО «Маркет-ТВ».
Задачи работы обусловлены поставленной целью:
осветить общие вопросы, связанные с дистанционной торговлей, такие, как понятие дистанционной торговли, ее правовое регулирование, также история и виды;
оценить современное состояние дистанционной торговли в России, ее перспективы и проблемы развития;
проанализировать деятельность и финансовое состояние ООО «Маркет-ТВ»;
изучить организацию дистанционной торговли на примере ООО «Маркет-ТВ», выявив основные проблемы;
предложить пути совершенствования организации дистанционной торговли в ООО «Маркет-ТВ» с учетом оценки экономической эффективности предлагаемых изменений.
Объектом данной работы является компания «Маркет-ТВ», осуществляющая дистанционную торговлю.
Предметом исследования являются особенности и проблемы организации дистанционной торговли в ООО «Маркет-ТВ».
Методы исследования: общенаучные методы познания, анализ соответствующей литературы, сбор и анализ статистических данных и метод экономического прогнозирования.
Теоретической основой данного исследования послужили труды В. В. Шелихова, О. О. Громовой, И. В. Фролова, А. С. Кузьменко, Я. Тиме и других авторов.
Кроме того, с целью изучения современных воззрений на отдельные аспекты развития дистанционной торговли, было уделено внимание публикациям в периодической печати, где наиболее интересными являются исследования С. А. Ашировой, Р. Р. Дыгановой, А. В. Величковского, Е. В. Авдейчиковой.
Нормативная основа исследования – это Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О рекламе», Закон РФ «О защите прав по¬требителей» Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», а также иные Федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы дистанционной торговли.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в анализе актуальных проблем развития дистанционной торговли в целом и в компании «Маркет-ТВ» в частности.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию деятельности ООО «Маркет-ТВ». Данные разработки впоследствии могут быть учтены при решении разработки стратегии развития этого предприятия.
Работа состоит из настоящего введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава первая посвящена исследованию сущности дистанционной торговле, её понятия, правового регулирования, истории развитии и видов.
Во второй главе представлено исследование состояния, тенденций и проблем развития дистанционной торговли в России, а также проведен комплексный анализ деятельности предприятия «Маркет-ТВ», включая его финансовое состояние и особенности организации дистанционной торговли на предприятии.
В третьей главе представлены пути совершенствования деятельности ООО «Маркет-ТВ» с учетом оценки экономической эффективности предлагаемых изменений.
Заключение содержит итоговые выводы, а также предложения по совершенствованию деятельности предприятия.
В список использованной литературы включены нормативные правовые акты, научная литература и периодические, изученные в процессе проведения исследования в связи с написанием данной диссертационной работы.
Торговля дистанционным способом является одним из самых перспективных направлений бизнеса.
Принцип реализации товаров при дистанционной торговле состоит в том, что покупатель и продавец с товаром находятся на расстоянии друг от друга, т.е. товар продаётся покупателям, находящимся вне места нахождения продавца.
Основным признаком такой торговли является невозможность покупателя до совершения покупки непосредственно увидеть, пощупать, попробовать на вкус товар, проверить его работу либо испытать как-то по-другому, он может лишь ознакомиться с его фото, описанием при помощи различных технических средств (каталог, телефон, телевизор, компьютер, сотовый телефон и пр.).
Дистанционная торговля, включает в себя несколько различных видов торговли, это посылочная (торговля по каталогам), телевизионная и электронная торговли. Каждый из них отличаются способами доведения до потенциального покупателя информации о товаре и его цене, а так же потребительских свойствах.
Самым распространенным и перспективным видом дистанционной торговли является электронная, она показывает впечатляющие темпы роста. Так, в 2019 году рынок электронной торговли в России составил 1 620 млрд. рублей, что на 18% больше чем в 2018 году.
Отдельного закона, регулирующего дистанционную торговлю в РФ, нет, но есть Постановление Правительства РФ «Об утверж¬дении Правил продажи товаров дистанционным способом». Этот документ полностью посвящен правовому регулированию дистанционной торговли.
Также дистанционная торговля регулируется рядом других нормативно-правовых актов, это Федеральный закон РФ «Об основах госу-дарственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О рекламе», Закон РФ «О защите прав по¬требителей», ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» и др.
В данной работе рассмотрена деятельность ООО «Маркет-ТВ», работающего в формате телевизионной торговли и представляющего собой телемагазин Шоп Энд Шоу (Shop&Show).
ООО «Маркет-ТВ» имеет свой телеканал (вещающий в прямом эфире 24 часа в сутки, 7 дней в неделю), Интернет-магазин и каталог.
Компания предлагает для реализации широкий ассортимент товаров, сюда входят ювелирные изделия, предметы моды, брендовая электроника, товары для дома, фитнеса, товары для кухни, товары для красоты и здоровья и другие категории.
Объем товарооборота в 2018 году составил 2 288 823 тыс. рублей, что больше, чем 2017 году на 11%.
Чистая прибыль в 2018 году выросла на 8 191 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом и составила 13 470 тыс. рублей.
Хотя данные показатели выросли, но проведенный анализ финансового состояния показал, что на конец 2018 года ООО «Маркет-ТВ» было неликвидно и неплатежеспособно, все показатели ликвидности снижаются. Также предприятие не обеспечено собственными средствами.
Такое положение делает необходимым принятие мер по управлению денежными средствами, которые улучшат показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.
При анализе организации дистанционной торговли предприятия был подробно рассмотрен торгово-технологический процесс компании, выявлены проблемы и предложены пути его совершенствования.
На этапе маркетинговой работы необходимо уделить внимание анализу данных по продажам. Для этого, на основе отдела маркетинга, предлагается сформировать аналитический отдел в количестве двух специалистов, которые будут заниматься аналитикой прошлых продаж и изучением спроса на потребительском рынке. Далее, данный отдел будет представлять полученные расчеты отделу закупок, и на основе полученных расчетов отдел закупок корректирует объем заказов у поставщиков.
У специалистов отдела закупок появится возможность полноценно заниматься отборкой нового товара, поиском новых поставщиков, расширением и углублением ассортимента товаров, расширением целевой аудитории. При подписании договора с новым поставщиком предлагается сократить количество инстанций, согласовывающих договор, для оперативного начала работы с поставщиками.
В настоящее время основную целевую аудиторию телемагазина составляют женщины – 85%, при этом подавляющее большинство находятся в возрастной категории 55+. Для расширения возрастных границ целевой аудитории необходимо постоянно работать по совершенствованию ассортимента компании.
Так как ассортимент компании «Маркет-ТВ» не в полной мере соответствует тенденциям рынка дистанционной торговли и возможным ожиданиям покупателей, предлагается расширить ассортимент компании в направлениях «Техника для дома» и «Электроника», а направление «Хобби и ремонт» дополнить товарами для ремонта. Это привлечет покупателей других возрастных категорий и расширит мужскую часть аудитории.
Также предлагается улучшить работу сайта. Сделать его интерактивным с возможностью для покупателей задать на сайте любой интересующий их вопрос по данному товару и получить быстрый ответ. Для лучшей информированности покупателей можно на сайте осуществлять показ роликов с рекламой товара. В настоящее время, на сайте доступен просмотр ролика, который в данное время транслируется в эфире. Предлагается, помимо этого, к товарам дня и акционным товарам добавить возможность просмотра рекламного ролика по этому товару. Это позволит покупателям оценить уникальность товара и необходимость его приобретения. Для обеспечения круглосуточный работы отдела и интерактивности сайта предлагается увеличить штат отдела продаж по Интернет-магазину на двух сотрудников.
На этапе подготовки прямого эфира основной трудностью является поступление образцов в офис в более поздние сроки. Решением данной проблемы будет являться подписание отдельной спецификации на образцы, которые рекламируются в эфире. В данной спецификации предлагается добавить условие отказа от заказа, если он не был доставлен в полном объеме в заранее оговоренные договором сроки.
При рассмотрении этапа продажи товаров посредством прямых эфиров, были выявлены проблемы неподготовленности ведущих к эфиру и проблемы человеческих взаимоотношений. Для решения данной проблемы необходимо увеличить штат ведущих на двух сотрудников, чтобы ведущие могли работать посменно, и всегда был дублирующий ведущий. Также необходимо проводить как можно больше тренингов, мастер-классов, особо важными являются групповые занятия.
В качестве ведущих прямых эфиров можно привлекать актеров, неизвестных широкой публике, но владеющих навыками работы перед публикой и камерой, с хорошо поставленной речью и отработанными приемами актерской игры.
При доставке заказанного товара на склад была выявлена трудность со сроками доставки. Зачастую поставщик может не поставить нужный товар в назначенный срок. Возможным выходом из ситуации могут стать переговоры напрямую с руководителем производства поставщика, а не с ответственным менеджером. Потому как менеджеры и руководители отдела продаж поставщика зачастую могут набрать заказы, чтобы получить больше прибыли, не учитывая возможности и загруженность производственных мощностей.
Также, по аналогии с заказом образцов для эфиров, предлагается в спецификации заменить условие о штрафных санкциях условием отказа от заказа, если он не был доставлен в полном объеме в заранее оговоренные договором сроки.
Еще одну трудность представляют перепродажи товара. Для устранения данной ситуации необходимо четкое подтверждение от поставщика до возникновения перепродаж, способен ли он произвести и обеспечить доставку сверх заказанного товара. Поэтому call-центр должен оперативно сообщать, что продаваемый товар заканчивается, а в это время отделу закупок необходимо вести переговоры с поставщиком.
При приемке товара на склад возникает трудность с приемкой по качеству. После привоза товара на склад происходит его приемка по количеству, но приемка по качеству не осуществляется. На данном этапе, более рациональным будет проводить выборочную приемку товара по качеству, особенно это касается новых поставщиков.
ООО «Маркет-ТВ» не имеет свой склад, а использует аутсорсинговый, при этом платит за каждую единицу товара. Предлагается оставить склад аутсорсинговый, но предпринять меры для сокращения количества хранящегося на складе товара. Для этого осуществлять доставку товара от поставщиков только после его продажи в эфире и в том количестве, которое было продано за эфир, за исключением перепродаж, а также оперативные возвраты нереализованного товара.
Еще одна важная проблема в ООО «Маркет-ТВ» отмечается в отправке заказов покупателям, так как здесь в качестве логистического оператора используется только Почта России. Для решения данной проблемы предлагается привлечь компанию, осуществляющую курьерскую доставку, для доставки заказов по г. Москве.
Для доставки в другие регионы страны можно заключить договор с другой компанией, специализирующейся на доставке грузов. Это можно сделать с компанией DPD, у которой условия доставки лучше (меньше тарифы и сроки короче).
Для внедрения в работу компании всех мероприятий, необходимы финансовые ресурсы. Для оптимизации расходов компании предлагается провести мероприятия по сокращению издержек предприятия.
Для сокращения затрат предприятия предлагается перевести значительную часть сотрудников на дистанционную работу. Проведенный расчет показывает, что перевод только сотрудников Департамента закупок позволит высвободить 120 м2 арендной площади и сэкономить 1 296 000,00 рублей.
Также предлагается реорганизация отделов Департамента закупок (уменьшение количества руководителей отделов на 5 специалистов). Она позволит сократить затраты на 4 687 200,00 рублей.
Предлагаемые мероприятия (расходы на создание аналитического отдела, увеличение штата отдела продаж по Интернет-магазину, увеличение штата ведущих прямых эфиров и улучшение подготовки ведущих к проведению эфиров), по весьма консервативному прогнозу, дадут рост на 1% товарооборота. Это увеличит валовую прибыль на 10 597 250,49 рублей.
Годовые расходы на эти мероприятия составят 5 766 320,00 рублей.
Чистая прибыль от всех мероприятий будет равна 8 651 304,00 рублей.
Таким образом, предложенные мероприятия улучшат эффективность торгово-технологического процесса компании и дадут чистую прибыль компании в размере 8 651 304,00 рублей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 №697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
6. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 «Об утвержде-нии Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015¬-2016 годы и период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
7. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 29.03.2016) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1992-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.05.2020).
Книги, изданные под фамилией автора (авторов):
8. Брагин, Л. А. Организация розничной торговли в сети Интернет: Учебное пособие / Л. А. Брагин, Т. В. Панкина. – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. – 120 с.
9. Брагин, Л. А. Электронная коммерция: учебник / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин, Т. В. Панкина. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. – 192 с.
10. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Дашков Л. П., Памбухчиянц О. В., 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Дашков и К, 2018. – 400 с.
11. Кобелев, О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие / О. А. Кобелев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 684 с.
12. Кузьменко, А. С. Договор розничной купли-продажи в сфере дистан¬ционной торговли: дис. ... канд. юрид. наук / А.С. Кузьменко. – М.:, 2010. – 194 с.
13. Лифиц, И. М., Жукова, Ф. А., Николаева, М. А. Товарный менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / И. М Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 405 с.
14. Райкова, Е. Ю. Теоретические основы товароведения и эксперти¬зы: Учебник для бакалавров. / Е. Ю. Райкова. – М.: Из¬дательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 412 с.
15. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – 14-е изд. перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 649 с.
16. Тиме Я. Дистанционная торговля / Я. Тиме. – М.:Вершина, 2006. – 384 с.
17. Удалов, Ф.Е. Основы менеджмента: Учебное пособие. / Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алёхина, О.С. Гапонова. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.
18. Чкалова, О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / О. В. Чкалова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
19. Фролов, И. В. Правовое регулирование дистанционной торговли товарами и услугами в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. / И. В. Фролов. М.:, 2018. – 166 с.
20. Шелихов, В.В. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика. / В.В. Шелихов, О.О. Громова. – М.: Амалданик, 2011. – 105 с.
Периодические издания:
21. Авдейчикова, Е. В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее осо-бенности / Е.В. Авдейчикова // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2013. – № 1. – С.104-109.
22. Аширова, С. А. Технология ведения торгового бизнеса – дистанционная торговля / С. А. Аширова // Наука и мир. – 2015. – №1 (17). – С.14-15.
23. Величковский, А. В. Возврат товаров по договору розничной купли- продажи / А. В. Величковский // Гражданское право. – 2011. – № 1. – С. 103-105
24. Гонохов, И.И. К вопросу о регулировании электронной торговли в российской федерации. Интернет-магазин / И.И. Гонохов // Международная научно-практическая конференция «Теория и практика современной юриспруденции». – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.). – 2020. – С.72-74
25. Долгобородова, А. А. Дистанционная купля-продажа / А. А. Долго бородова // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Результаты современных научных исследований и разработок». – Пенза: 2020,
Наука и Просвещение. – С.76-78
26. Дыганова, Р. Р. Взаимосвязь традиционной и дистанционной форм розничной торговли / Р. Р. Дыганова // Научные горизонты. – 2018 – №1 (5). – С. 36-40
27. Дыганова, Р. Р. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития дистанционной торговли / Р. Р. Дыганова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 10А. – С. 65-73
28. Дыганова Р. Р. Система факторов, определяющих направления развития дистанционной торговли / Р. Р. Дыганова // Научный форум: экономика и менеджмент: сборник статей по материалам ХХ международной научно-практической конференции. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2018. - С. 38-43.
29. Дыганова, Р. Р. Государственное регулирование дистанционной торговли / Р. Р. Дыганова // Научный форум: экономика и менеджмент: сборник статей по материалам ХХ международной научно-практической конференции. – М.: Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2018. – С. 67-71
30. Дыганова, Р. Р. Роль, состав и место дистанционной торговле в структуре мировой экономики / Р.Р. Дыганова, Р. Р. Салихова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – №6 (100). – 2017. – С. 25.
31. Дудаков, Г. С. Использование почтоматов в дистанционной торговле / Г.С. Дудаков // VI Международная научно-практическая конференция «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика». - Пенза: 2017, Наука и Просвещение . – С.124-127.
32. Егорова, Н. Ю. Особенности продвижения товара в телемагазине / Н.Ю. Егорова // Качество науки - качество жизни. - №11. – 2018. – С. 41-48.
33. Жарова, А. К. Особенности осуществления розничной купли-прода-жи по сети Интернет / А. К. Жарова // Государство и право. – 2012. – № 8. – С. 109-113
34. Красюк, И. А. Развитие электронной розничной торговли в России / И. А. Красюк , О. Р. Ногина // Практический маркетинг. – 2015. – №7(221). – С.3-8.
35. Кулик, И. В. Российский сегмент мировой электронной торговли: проблемы становления и перспективы развития / И. В.Кулик, Т. Г.Мотовиц, Р. А.Паздников // Вестник ТОГУ. – 2018. – № 1(48). – С. 79-88.
36. Мальцева Ю.А. Дистанционная купля-продажа как объект правового регулирования // Материалы XIV международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав: история и современность». – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020. – С.216-222.
37. Машукова, Г. А. Проблемы защиты прав потребителей при дистанционной торговле через сеть «интернет» / Г. А. Машукова // Юридический факт. – № 21. – 2017. – С. 32-34.
38. Недилько, Д. А. Организация торгово-технологических процессов в розничной торговле / Д. А. Недилько // Наука и образование в современном обществе. – 2014. – С. 70-73
39. Подолян, Е. О. Торгово-технологический процесс розничного торгового предприятия / Е. О. Подолян // Вестник академии. – 2012. – № 4. – С. 40-43
40. Пимаева, О. А. Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации / О. А. Пимаева // Молодой ученый. - 2017. – №41. – С. 124-127.
41. Селютина, Е. В. Понятие и особенности правового регулирования дистанционной торговли / Е. В. Селютина // Современные проблемы права, экономики и управления. – №: 2 (7). – 2018. – С. 97-102.
42. Сергеева, П. О. Проблемы правового регулирования купли-продажи товаров дистанционным способом / П.О. Сергеева // Синергия наук. – №24. – 2018. – С. 1048-1059.
43. Соловьев, К. В. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К. В. Соловьев, Г. Ф. Чекмарёв // Вестник МИЭП. – 2016. – № 3 (24). – С.119-126.
44. Толоков, С. А. Особенности договора купли-продажи, осуществляемой дистанционным способом / С. А. Толоков // 6-ая Международная научная студенческая конференция «Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи». – Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2019. – С. 507-518.
45. Токмовцева, М. В. Правовое регулирование дистанционной торговли / М.В. Токмовцева // Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации. Сборник статей. – Саратов: Саратовский источник, 2017. – С. 116-127.
46. Трофимова, Т.М. Специфика заключения договора розничной купли-продажи в сфере дистанционной торговли / Т.М. Трофимова // Законность и правопорядок в современном обществе. – № 33. – 2016. – С. 45-50.
47. Фролов, И.В. Правовой анализ источников, регламентирующих дистанционную торговлю в Российской Федерации / И.В. Фролов // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – №3. – 2014. – С. 137-146.
48. Хисматуллин, О. Ю. Отдельные аспекты развития правового регулирования дистанционной торговли в России / О. Ю. Хисматуллин // Евразийская адвокатура. – №2 (21). – 2016. – С. 90-92
Электронные ресурсы:
49. Аналитика по рынку E-commerce в России в 2018 году [Электронный ресурс] / Ассоциация компаний Интернет-торговли – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.akit.ru/category/analytics/ (дата обращения: 16.05.2020).
50. Аренда офисов в Москве [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Режим доступа: https://bazametrov.ru/search?apType= 0&objType=8&metro;%5B%5D=29□_min=□_max=□=&price;_min=&price;_max=&price;=&city;%5B%5D=0&district=0®ion=0&do-term-search=0 (дата обращения: 22.06.2020)
51. Бухгалтерская отчётность по компании ООО "МАРКЕТ-ТВ" [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Режим доступа: https://ogrn.site/companies/10633428-ooo_markettv/finance / (дата обращения: 17.06.2020)
52. География доставки интернет-магазинов [Электронный ресурс] / Исследовательское агентство Data Insight – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/PP-DeliveryRussia2019 (дата обращения: 16.06.2020).
53. Дополненная реальность в браузере: первые примеры в России от Ozon [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/52371-dopolnennaya-realnost-v-brauzere-pervye-primery-v-rossii-ot-ozon (дата обращения: 17.06.2020)
54. Интернет-торговля в России 2019 [Электронный ресурс] / Исследовательское агентство Data Insight – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/ecommerce_2019 (дата обращения: 16.06.2020).
55. Корниенко Н. Ю. Обзор состояния рынка электронной торговли в РФ в 2019 году [Электронный ресурс] / Национальная ассоциация дистанционной торговли. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ecomrussia.ru/dlya-biznesa/issledovaniya/obshhie-dannyie-o-sostoyanii-ryinka-rossii/ (дата обращения: 16.06.2020)
56. Проект Минпромторга России от 18.10.2017 «Стратегия развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Минпромторг России. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения: 06.05.2020).
57. Рынок электронной торговли в России: Состояние и прогноз 2014-2019 гг. [Электронный ресурс] / Национальная ассоциация дистанционной торговли. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ecomrussia.ru/dlya-biznesa/issledovaniya/obshhie-dannyie-o-sostoyanii-ryinka-rossii/ (дата обращения: 16.06.2020).
58. Сайт DPD [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.dpd.ru/ols/calc/calc.do2 (дата обращения: 28.06.2020)
59. Сайт АО «Почта России» [Электронный ресурс] // Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.pochta.ru/parcels (дата обращения: 28.06.2020)
60. Телемагазин Shop-and-Show [Электронный ресурс] / ООО «Маркет-ТВ» – Электрон. дан. – Режим доступа: https://shopshow-telemagazin.ru/o-kompanii/ (дата обращения: 16.06.2020).