РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Введение 3
Глава 1. Государственно-частное партнерство в сфере жилищного строительства: теоретические и правовые аспекты изучения 8
1.1. Государственно-частное партнерство: понятие, основные формы и модели 8
1.2. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 18
Глава 2. Опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа . 31
2.1. Современное состояние жилищного строительства в регионах
Приволжского федерального округа 31
2.2. Анализ и оценка уровня развития государственно-частного партнерства
в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа 44
Глава 3. Перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 61
3.1. Рекомендации по совершенствованию механизмов ГЧП в сфере
жилищного строительства 61
3.2. Совершенствование правового регулирования ГЧП в сфере жилищного
строительства на региональном уровне в регионах Приволжского федерального округа 76
Заключение
Библиографический список
Глава 1. Государственно-частное партнерство в сфере жилищного строительства: теоретические и правовые аспекты изучения 8
1.1. Государственно-частное партнерство: понятие, основные формы и модели 8
1.2. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 18
Глава 2. Опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа . 31
2.1. Современное состояние жилищного строительства в регионах
Приволжского федерального округа 31
2.2. Анализ и оценка уровня развития государственно-частного партнерства
в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа 44
Глава 3. Перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 61
3.1. Рекомендации по совершенствованию механизмов ГЧП в сфере
жилищного строительства 61
3.2. Совершенствование правового регулирования ГЧП в сфере жилищного
строительства на региональном уровне в регионах Приволжского федерального округа 76
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. В России в настоящий момент насущной является проблема обеспеченности жильем и улучшения жилищных условий граждан. Одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности. Достойное и доступное жилье обеспечивает социальную и экономическую стабильность государства, но на данный момент, лишь небольшая часть населения России способна улучшить свои жилищные условия. Потребность в доступном жилье в нашей стране растет с каждым годом. Потребность в жилье можно охарактеризовать следующими цифрами:
- свыше 60% населения страны хотели бы улучшить свои жилищные условия;
- около 5 млн. семей, большинство из которых относится к малоимущим гражданам, стоят в очередях на получение квартир;
- перед 1014 тыс. граждан (в том числе 306 тыс. ветеранов и инвалидов, 708 тыс. граждан, относящихся к иным категориям) Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством имеет государственные обязательства по обеспечению жильем».
Мероприятия, направленные на повышение доступности жилья, подразумевают массовое строительство жилья, которое сопровождается большими капитальными вложениями. А возможности финансирования крупных инвестиционных проектов при помощи бюджетных средств часто ограничены, к тому же, государственному сектору часто не достает управленческого опыта, поэтому привлечение ресурсов (таких как управленческий опыт и инвестиции) из частного сектора может быть прекрасным средством для решения проблемы финансирования жилищного строительства.
Такая форма сотрудничества государства и частного сектора реализуется путем государственно-частного партнерства, которое способно принести выгоду обеим сторонам. Для власти государственно-частное партнерство - это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой; для бизнеса государственно-частное партнерство - это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством.
Механизм ГЧП в сфере строительства только начинает развиваться. Поэтому необходимо более детально изучить вопрос о развития ГЧП в данной сфере. На сегодняшний день в России не существует единого законодательно закрепленного определения государственно-частного партнерства, в различных регионах ГЧП воспринимается совершенно по- разному. Также, практически не исследованы проблемы, связанные с внедрением механизмов ГЧП в сферу жилищного строительства, с учетом специфики отношений бизнес структур и органов государственного и муниципального управления нашей страны.
Разработанность темы исследования. Проблемам развития института государственно-частного партнерства в последние годы посвящен ряд исследований. В них нашли отражение теоретические вопросы изучения данной проблематики, современные тенденции развития этого института, а также способы повышения эффективности его функционирования в современной России. Так, среди исследователей вопросов государственно-частного партнёрства, проблемы ГЧП в жилищно-коммунальной сфере освещали в своих работах Варнавский В.Г., Шохин А.Н., Мартусевич Р.А., Белицкая А.В., Чернов А.В., Спиридонов А.А., Козлов А.А., Айрапетян М.С, Дмитриева Е.А.
Общеметодологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовали зарубежные специалисты: Д.М. Амунц, Я. Бертрам, К. Вернер, Дж. Г амильтон, П. Снельсон, Д. Стиглиц и др.
Вопросы становления государственно-частного партнерства в РФ раскрыты в работах Т. Васильцива, А. Дацко, И.В. Запатриной и др.
Объектом изучения выступает государственно-частное партнерство как форма взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса.
Предметом - механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства.
Цель дипломного исследования - обобщение теоретических положений и выработка практических рекомендаций по развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение основных понятий по теме исследования;
- рассмотреть модели и формы государственно-частного партнёрства в сфере жилищного строительства,
- изучить механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;
- провести анализ современного состояния жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ;
- изучить опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства и оценить уровень его развития в регионах Приволжского Федерального округа;
- определить перспективы развития механизмов государственно- частного партнерства в отношении объектов жилищного строительства.
Нормативно-правовая основа исследования:
- Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 03.07.2016);
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016);
- Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»;
- Региональные нормативно-правовые акты.
Теоретическая и методологическая основы исследования. В основе работы лежат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области развития государственно-частного партнерства.
В работе использован метод обобщения и систематизации первичной и вторичной информации по государственно-частному партнерству в сфере жилищного строительства, а так же методы анализа соответствующих нормативно-правовых актов и статистической информации.
Исследование основывается на методологии системного подхода, дающей возможность рассматривать взаимоотношения государства и бизнеса как взаимоотношения между основными элементами общественной системы, а также выяснить специфику и причинно-следственные связи между сложными социально-экономическими системами бизнеса и государства, определить перспективу их развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для создания стратегии развития механизмов ГЧП в жилищном строительстве России, а также для совершенствования законодательной базы в сфере законодательного регулирования ГЧП.
Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, проанализирована литература по проблемам развития государственно-частного партнерства в современной России.
Во второй главе проанализировано современное состояние сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ; изучен опыт развития государственно-частного партнерства и его применимость к сфере жилищного строительства в выбранных автором регионах.
В третьей главе определены перспективы дальнейшего развития механизмов ГЧП в отношении объектов жилищного строительства.
В заключении сформулированы выводы по теме исследования.
Работа выполнена на 86 страницах (без учета библиографического списка) и содержит: 15 рисунков, 14 таблиц, 46 источников.
- свыше 60% населения страны хотели бы улучшить свои жилищные условия;
- около 5 млн. семей, большинство из которых относится к малоимущим гражданам, стоят в очередях на получение квартир;
- перед 1014 тыс. граждан (в том числе 306 тыс. ветеранов и инвалидов, 708 тыс. граждан, относящихся к иным категориям) Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством имеет государственные обязательства по обеспечению жильем».
Мероприятия, направленные на повышение доступности жилья, подразумевают массовое строительство жилья, которое сопровождается большими капитальными вложениями. А возможности финансирования крупных инвестиционных проектов при помощи бюджетных средств часто ограничены, к тому же, государственному сектору часто не достает управленческого опыта, поэтому привлечение ресурсов (таких как управленческий опыт и инвестиции) из частного сектора может быть прекрасным средством для решения проблемы финансирования жилищного строительства.
Такая форма сотрудничества государства и частного сектора реализуется путем государственно-частного партнерства, которое способно принести выгоду обеим сторонам. Для власти государственно-частное партнерство - это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой; для бизнеса государственно-частное партнерство - это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством.
Механизм ГЧП в сфере строительства только начинает развиваться. Поэтому необходимо более детально изучить вопрос о развития ГЧП в данной сфере. На сегодняшний день в России не существует единого законодательно закрепленного определения государственно-частного партнерства, в различных регионах ГЧП воспринимается совершенно по- разному. Также, практически не исследованы проблемы, связанные с внедрением механизмов ГЧП в сферу жилищного строительства, с учетом специфики отношений бизнес структур и органов государственного и муниципального управления нашей страны.
Разработанность темы исследования. Проблемам развития института государственно-частного партнерства в последние годы посвящен ряд исследований. В них нашли отражение теоретические вопросы изучения данной проблематики, современные тенденции развития этого института, а также способы повышения эффективности его функционирования в современной России. Так, среди исследователей вопросов государственно-частного партнёрства, проблемы ГЧП в жилищно-коммунальной сфере освещали в своих работах Варнавский В.Г., Шохин А.Н., Мартусевич Р.А., Белицкая А.В., Чернов А.В., Спиридонов А.А., Козлов А.А., Айрапетян М.С, Дмитриева Е.А.
Общеметодологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовали зарубежные специалисты: Д.М. Амунц, Я. Бертрам, К. Вернер, Дж. Г амильтон, П. Снельсон, Д. Стиглиц и др.
Вопросы становления государственно-частного партнерства в РФ раскрыты в работах Т. Васильцива, А. Дацко, И.В. Запатриной и др.
Объектом изучения выступает государственно-частное партнерство как форма взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса.
Предметом - механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства.
Цель дипломного исследования - обобщение теоретических положений и выработка практических рекомендаций по развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение основных понятий по теме исследования;
- рассмотреть модели и формы государственно-частного партнёрства в сфере жилищного строительства,
- изучить механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;
- провести анализ современного состояния жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ;
- изучить опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства и оценить уровень его развития в регионах Приволжского Федерального округа;
- определить перспективы развития механизмов государственно- частного партнерства в отношении объектов жилищного строительства.
Нормативно-правовая основа исследования:
- Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 03.07.2016);
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016);
- Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»;
- Региональные нормативно-правовые акты.
Теоретическая и методологическая основы исследования. В основе работы лежат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области развития государственно-частного партнерства.
В работе использован метод обобщения и систематизации первичной и вторичной информации по государственно-частному партнерству в сфере жилищного строительства, а так же методы анализа соответствующих нормативно-правовых актов и статистической информации.
Исследование основывается на методологии системного подхода, дающей возможность рассматривать взаимоотношения государства и бизнеса как взаимоотношения между основными элементами общественной системы, а также выяснить специфику и причинно-следственные связи между сложными социально-экономическими системами бизнеса и государства, определить перспективу их развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для создания стратегии развития механизмов ГЧП в жилищном строительстве России, а также для совершенствования законодательной базы в сфере законодательного регулирования ГЧП.
Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, проанализирована литература по проблемам развития государственно-частного партнерства в современной России.
Во второй главе проанализировано современное состояние сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ; изучен опыт развития государственно-частного партнерства и его применимость к сфере жилищного строительства в выбранных автором регионах.
В третьей главе определены перспективы дальнейшего развития механизмов ГЧП в отношении объектов жилищного строительства.
В заключении сформулированы выводы по теме исследования.
Работа выполнена на 86 страницах (без учета библиографического списка) и содержит: 15 рисунков, 14 таблиц, 46 источников.
Современная социально -экономическая ситуация , претерпевающая последствия финансово- тот экономического кризиса, но также внешнеполитических и внешнеэкономических давлений, требует не только своевременного и равнозначного ответа вопросы экономической разбалансировки, но и активизации усилий всех участников национальной экономики. Посредством напряжения совместных усилий можно преодолеть период экономической нестабильности и приобрести конкурентные преимущества на мировой и экономической арене.
Вовлечение в экономический процесс новых игроков, а , следовательно, дополнительных инвестиций, трудовых ресурсов, интеллектуального капитала, способно подтолкнуть развитие экономики, вызвав кумулятивный и синергетический эффект. Данный эффект будет способствовать все большему развитию национальной экономики, которая сможет сменить вектор развития с ресурсоориентированной модели на модель комплексного развития экономики. Данное направления развития различных сфер экономики, а не только первичного (добывающего) сектора , благоприятно отразится на социально -экономическом развитии страны, что обеспечит развитие рынка труда, рынка образования, здравоохранения, а также других отраслей экономики, что приведет к увеличению общего экономического результата страны.
С 2016 года вступил в силу федеральный закон №224 о государственно- частном партнерстве ( ГЧП), который свидетельствует о большой заинтересованности со стороны публичной власти в привлечении новых участников и дополнительных инвестиций. Данный закон преследует не только экономические выгоды, но и делает ставку на улучшение инвестиционного , социального, политического климата в регионах, что будет положительно отражаться на экономической привлекательности регионов и страны в целом.
Механизм отбора проектов ГЧП, а также участников реализации данных проектов, направлен на обеспечение эффективности и прозрачности расходования государственных средств. Данный механизм основывается на логике конкурсных процедур, при которых победителем признается участник предложивший лучшие условия реализации проекта, а также наименьшую цену.
Весь механизм отбора участников и проектов преследует цель повышения бюджетной эффективности , но для формирования модели экономики, основанной на принципах государственно- частного партнерства, необходима четкая и последовательная стратегия развития, наряду с общегосударственными социально- экономическими Стратегиями, где государственно- частному партнерства уделяется повышенное внимание , которая будет ориентирована на формирование и развитие рынка проектов государственно -частного партнерства, что будет способствовать более детальной проработке проектов, экономическому осмыслению, а также эффективному расходованию средств.
Данная стратегия должна основываться на общегосударственных Стратегиях развития национальной экономики , и способствовать реализации заложенных в Стратегиях задач, решение которых будет отражаться в проектах государственно-частного партнерства.
Рынок проектов государственно- частного партнерства, к которому будут иметь доступ все заинтересованные лица, посредством публичного опубликования планов развития отраслей, секторов, сфер экономики на основе ГЧП, даст новый инновационный , современный, конъюнктурно ориентированный на потребности экономики вектор развития. Стратегия ГЧП позволит участникам планировать свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно отвечать поставленным задачам, что приведет к инновационному развитию секторов экономики. Поскольку для своевременного и рационального использования имеющихся ресурсов , необходимых для решения поставленных проектами ГЧП задач требуется транспарентности проводимых процедур, а также будет способствовать формированию положительного мнения со стороны населения посредством проведения общественного контроля.
Механизм формирования рынка проектов ГЧП посредством планирования (стратегического и тактического) совместной деятельности государственной власти и частного сектора выглядит следующим образом: стратегия развития ГЧП представляет собой те экономико -социальные направления, для реализации которых необходимо привлечение частного сектора. На основе стратегии и бюджетного законодательства детализируются цели и задачи, которые должны быть достигнуты при реализации проектов ГЧП. Детализированные проекты должны сформировать базу проектов ГЧП , к которой будут иметь доступ все заинтересованные лица . Вовлечение частного предпринимательского сектора в государственно -частное партнерство посредством реализации стратегии, позволит частному сектору более активно развиваться, имея гарантию финансирования и государственной поддержки проекта на протяжении всего срока реализации, а также будет способствовать повышению ответственности бизнеса перед государством и обществом, а государственным органам позволит внимательнее контролировать расходование ресурсов, а также деятельность участников проекта ГЧП. Такое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на принципах прозрачности, долгосрочности (среднесрочности), ответственности окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Проведенный анализ развития механизмов ГСЧ в сфере жилищного строительства в регионах ПФО показал:
1) Концессия - основная форма реализации проектов ГЧП в регионах ПФО . Соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства используются в большей степени для реализации проектов ГЧП в сфере строительства и характерны обязательствами публичной стороны по выплатам в рассрочку общего объема инвестиций частного партнера с учетом установленной предпринимательской прибыли.
2) На региональном и муниципальном уровне реализуются ряд проектов, которые соответствуют базовым признакам ГЧП, таким как : договорные обязательства , обязательства частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочные обязательства сторон и распределение рисков и ответственности сторон в рамках реализации проекта ГЧП.
3) Уровню федерального законодательства в ПФО соответствуют только Республика Татарстан, Нижегородская область, Ульяновская область , Пермский край (законы о ГЧП приняты в 2015-2016 гг. в соответствии с федеральным законом).
4) К регионам- лидерам и регионам с высоким уровнем развития ГЧП в ПФО относятся 7 регионов из 14 (регионы- лидеры: Республика Татарстан и Нижегородская область, регионы с высоким уровнем развития ГЧП: Республика Башкортостан, Пермский край, Самарская область, Удмуртская республика и Ульяновская область ). Вторая половина регионов ПФО представлена двумя регионами со средним уровнем развития ГЧП (Оренбургская область и Чувашская Республика), четырьмя регионами с низким уровнем развития ГЧП (Республика Мордовия , Кировская, Пензенская и Саратовская области) и одним регионом с очень низким уровнем развития (Республика Мари Эл).
5) Говоря об опыте реализации проектов, стоит сказать о снижении объемов инвестиций, привлекаемых в проекты ГЧП, не смотря на рост общего числа реализуемых проектов.
Итак , ГЧП все больше влияет на экономические и социальные
- повышения эффективности организационно -управленческих механизмов ГЧП и применения для этого инновационных подходов;
- модернизации и повышения эффективности использования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
- использование преимуществ накопленного потенциала жилищной сферы;
- улучшение структуры инвестиций в модернизацию и развитие региональных экономических комплексов , в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Необходима интенсификация государственно-частного сотрудничества по следующим направлениям:
1) улучшить институциональное обеспечение ГЧП , в т .ч. путем принятия нормативно -правовых актов , регламентирующих принципы и формы ГЧП, определяют требования к партнерам, перечень необходимых документов для заключения сделок ГЧП;
2) совершенствовать информационно-методическое обеспечение ГЧП. Специализированными органами, ответственными за развитие ГЧП, общественными организациями, научно -исследовательскими учреждениями реализовывать проекты , целью которых должна быть образовательная, методическая, информационная поддержка ГЧП в РФ;
3) улучшить организационное обеспечение ГЧП. В частности, законодательством РФ определены формы сотрудничества в рамках ГЧП, основные требования к отбору партнеров и технико -экономического обоснованию проектов; разработаны типовые формы анкет и соглашений ГЧП для отдельных сфер и видов экономической деятельности.
Вовлечение в экономический процесс новых игроков, а , следовательно, дополнительных инвестиций, трудовых ресурсов, интеллектуального капитала, способно подтолкнуть развитие экономики, вызвав кумулятивный и синергетический эффект. Данный эффект будет способствовать все большему развитию национальной экономики, которая сможет сменить вектор развития с ресурсоориентированной модели на модель комплексного развития экономики. Данное направления развития различных сфер экономики, а не только первичного (добывающего) сектора , благоприятно отразится на социально -экономическом развитии страны, что обеспечит развитие рынка труда, рынка образования, здравоохранения, а также других отраслей экономики, что приведет к увеличению общего экономического результата страны.
С 2016 года вступил в силу федеральный закон №224 о государственно- частном партнерстве ( ГЧП), который свидетельствует о большой заинтересованности со стороны публичной власти в привлечении новых участников и дополнительных инвестиций. Данный закон преследует не только экономические выгоды, но и делает ставку на улучшение инвестиционного , социального, политического климата в регионах, что будет положительно отражаться на экономической привлекательности регионов и страны в целом.
Механизм отбора проектов ГЧП, а также участников реализации данных проектов, направлен на обеспечение эффективности и прозрачности расходования государственных средств. Данный механизм основывается на логике конкурсных процедур, при которых победителем признается участник предложивший лучшие условия реализации проекта, а также наименьшую цену.
Весь механизм отбора участников и проектов преследует цель повышения бюджетной эффективности , но для формирования модели экономики, основанной на принципах государственно- частного партнерства, необходима четкая и последовательная стратегия развития, наряду с общегосударственными социально- экономическими Стратегиями, где государственно- частному партнерства уделяется повышенное внимание , которая будет ориентирована на формирование и развитие рынка проектов государственно -частного партнерства, что будет способствовать более детальной проработке проектов, экономическому осмыслению, а также эффективному расходованию средств.
Данная стратегия должна основываться на общегосударственных Стратегиях развития национальной экономики , и способствовать реализации заложенных в Стратегиях задач, решение которых будет отражаться в проектах государственно-частного партнерства.
Рынок проектов государственно- частного партнерства, к которому будут иметь доступ все заинтересованные лица, посредством публичного опубликования планов развития отраслей, секторов, сфер экономики на основе ГЧП, даст новый инновационный , современный, конъюнктурно ориентированный на потребности экономики вектор развития. Стратегия ГЧП позволит участникам планировать свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно отвечать поставленным задачам, что приведет к инновационному развитию секторов экономики. Поскольку для своевременного и рационального использования имеющихся ресурсов , необходимых для решения поставленных проектами ГЧП задач требуется транспарентности проводимых процедур, а также будет способствовать формированию положительного мнения со стороны населения посредством проведения общественного контроля.
Механизм формирования рынка проектов ГЧП посредством планирования (стратегического и тактического) совместной деятельности государственной власти и частного сектора выглядит следующим образом: стратегия развития ГЧП представляет собой те экономико -социальные направления, для реализации которых необходимо привлечение частного сектора. На основе стратегии и бюджетного законодательства детализируются цели и задачи, которые должны быть достигнуты при реализации проектов ГЧП. Детализированные проекты должны сформировать базу проектов ГЧП , к которой будут иметь доступ все заинтересованные лица . Вовлечение частного предпринимательского сектора в государственно -частное партнерство посредством реализации стратегии, позволит частному сектору более активно развиваться, имея гарантию финансирования и государственной поддержки проекта на протяжении всего срока реализации, а также будет способствовать повышению ответственности бизнеса перед государством и обществом, а государственным органам позволит внимательнее контролировать расходование ресурсов, а также деятельность участников проекта ГЧП. Такое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на принципах прозрачности, долгосрочности (среднесрочности), ответственности окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Проведенный анализ развития механизмов ГСЧ в сфере жилищного строительства в регионах ПФО показал:
1) Концессия - основная форма реализации проектов ГЧП в регионах ПФО . Соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства используются в большей степени для реализации проектов ГЧП в сфере строительства и характерны обязательствами публичной стороны по выплатам в рассрочку общего объема инвестиций частного партнера с учетом установленной предпринимательской прибыли.
2) На региональном и муниципальном уровне реализуются ряд проектов, которые соответствуют базовым признакам ГЧП, таким как : договорные обязательства , обязательства частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочные обязательства сторон и распределение рисков и ответственности сторон в рамках реализации проекта ГЧП.
3) Уровню федерального законодательства в ПФО соответствуют только Республика Татарстан, Нижегородская область, Ульяновская область , Пермский край (законы о ГЧП приняты в 2015-2016 гг. в соответствии с федеральным законом).
4) К регионам- лидерам и регионам с высоким уровнем развития ГЧП в ПФО относятся 7 регионов из 14 (регионы- лидеры: Республика Татарстан и Нижегородская область, регионы с высоким уровнем развития ГЧП: Республика Башкортостан, Пермский край, Самарская область, Удмуртская республика и Ульяновская область ). Вторая половина регионов ПФО представлена двумя регионами со средним уровнем развития ГЧП (Оренбургская область и Чувашская Республика), четырьмя регионами с низким уровнем развития ГЧП (Республика Мордовия , Кировская, Пензенская и Саратовская области) и одним регионом с очень низким уровнем развития (Республика Мари Эл).
5) Говоря об опыте реализации проектов, стоит сказать о снижении объемов инвестиций, привлекаемых в проекты ГЧП, не смотря на рост общего числа реализуемых проектов.
Итак , ГЧП все больше влияет на экономические и социальные
- повышения эффективности организационно -управленческих механизмов ГЧП и применения для этого инновационных подходов;
- модернизации и повышения эффективности использования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
- использование преимуществ накопленного потенциала жилищной сферы;
- улучшение структуры инвестиций в модернизацию и развитие региональных экономических комплексов , в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Необходима интенсификация государственно-частного сотрудничества по следующим направлениям:
1) улучшить институциональное обеспечение ГЧП , в т .ч. путем принятия нормативно -правовых актов , регламентирующих принципы и формы ГЧП, определяют требования к партнерам, перечень необходимых документов для заключения сделок ГЧП;
2) совершенствовать информационно-методическое обеспечение ГЧП. Специализированными органами, ответственными за развитие ГЧП, общественными организациями, научно -исследовательскими учреждениями реализовывать проекты , целью которых должна быть образовательная, методическая, информационная поддержка ГЧП в РФ;
3) улучшить организационное обеспечение ГЧП. В частности, законодательством РФ определены формы сотрудничества в рамках ГЧП, основные требования к отбору партнеров и технико -экономического обоснованию проектов; разработаны типовые формы анкет и соглашений ГЧП для отдельных сфер и видов экономической деятельности.
Подобные работы
- Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка проекта государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ и оценка его эффективности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022 - Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования: особенности применения и перспективы развития
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Политико-управленческий аспект реализации проектов в формате государственно-частного партнерства: сравнительный анализ Санкт-Петербурга и Республики Татарстан
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в системе здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016



