Введение 3
Глава 1. Государственно-частное партнерство в сфере жилищного строительства: теоретические и правовые аспекты изучения 8
1.1. Государственно-частное партнерство: понятие, основные формы и модели 8
1.2. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 18
Глава 2. Опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа . 31
2.1. Современное состояние жилищного строительства в регионах
Приволжского федерального округа 31
2.2. Анализ и оценка уровня развития государственно-частного партнерства
в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа 44
Глава 3. Перспективы развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства 61
3.1. Рекомендации по совершенствованию механизмов ГЧП в сфере
жилищного строительства 61
3.2. Совершенствование правового регулирования ГЧП в сфере жилищного
строительства на региональном уровне в регионах Приволжского федерального округа 76
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. В России в настоящий момент насущной является проблема обеспеченности жильем и улучшения жилищных условий граждан. Одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности. Достойное и доступное жилье обеспечивает социальную и экономическую стабильность государства, но на данный момент, лишь небольшая часть населения России способна улучшить свои жилищные условия. Потребность в доступном жилье в нашей стране растет с каждым годом. Потребность в жилье можно охарактеризовать следующими цифрами:
- свыше 60% населения страны хотели бы улучшить свои жилищные условия;
- около 5 млн. семей, большинство из которых относится к малоимущим гражданам, стоят в очередях на получение квартир;
- перед 1014 тыс. граждан (в том числе 306 тыс. ветеранов и инвалидов, 708 тыс. граждан, относящихся к иным категориям) Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством имеет государственные обязательства по обеспечению жильем».
Мероприятия, направленные на повышение доступности жилья, подразумевают массовое строительство жилья, которое сопровождается большими капитальными вложениями. А возможности финансирования крупных инвестиционных проектов при помощи бюджетных средств часто ограничены, к тому же, государственному сектору часто не достает управленческого опыта, поэтому привлечение ресурсов (таких как управленческий опыт и инвестиции) из частного сектора может быть прекрасным средством для решения проблемы финансирования жилищного строительства.
Такая форма сотрудничества государства и частного сектора реализуется путем государственно-частного партнерства, которое способно принести выгоду обеим сторонам. Для власти государственно-частное партнерство - это способ привлечь частный капитал к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет за собой; для бизнеса государственно-частное партнерство - это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или при оказании услуг, которые закреплены за государством.
Механизм ГЧП в сфере строительства только начинает развиваться. Поэтому необходимо более детально изучить вопрос о развития ГЧП в данной сфере. На сегодняшний день в России не существует единого законодательно закрепленного определения государственно-частного партнерства, в различных регионах ГЧП воспринимается совершенно по- разному. Также, практически не исследованы проблемы, связанные с внедрением механизмов ГЧП в сферу жилищного строительства, с учетом специфики отношений бизнес структур и органов государственного и муниципального управления нашей страны.
Разработанность темы исследования. Проблемам развития института государственно-частного партнерства в последние годы посвящен ряд исследований. В них нашли отражение теоретические вопросы изучения данной проблематики, современные тенденции развития этого института, а также способы повышения эффективности его функционирования в современной России. Так, среди исследователей вопросов государственно-частного партнёрства, проблемы ГЧП в жилищно-коммунальной сфере освещали в своих работах Варнавский В.Г., Шохин А.Н., Мартусевич Р.А., Белицкая А.В., Чернов А.В., Спиридонов А.А., Козлов А.А., Айрапетян М.С, Дмитриева Е.А.
Общеметодологические аспекты сотрудничества государства и частного бизнеса исследовали зарубежные специалисты: Д.М. Амунц, Я. Бертрам, К. Вернер, Дж. Г амильтон, П. Снельсон, Д. Стиглиц и др.
Вопросы становления государственно-частного партнерства в РФ раскрыты в работах Т. Васильцива, А. Дацко, И.В. Запатриной и др.
Объектом изучения выступает государственно-частное партнерство как форма взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса.
Предметом - механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства.
Цель дипломного исследования - обобщение теоретических положений и выработка практических рекомендаций по развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение основных понятий по теме исследования;
- рассмотреть модели и формы государственно-частного партнёрства в сфере жилищного строительства,
- изучить механизмы государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства;
- провести анализ современного состояния жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ;
- изучить опыт развития государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства и оценить уровень его развития в регионах Приволжского Федерального округа;
- определить перспективы развития механизмов государственно- частного партнерства в отношении объектов жилищного строительства.
Нормативно-правовая основа исследования:
- Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 03.07.2016);
- Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016);
- Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества»;
- Региональные нормативно-правовые акты.
Теоретическая и методологическая основы исследования. В основе работы лежат положения и выводы научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области развития государственно-частного партнерства.
В работе использован метод обобщения и систематизации первичной и вторичной информации по государственно-частному партнерству в сфере жилищного строительства, а так же методы анализа соответствующих нормативно-правовых актов и статистической информации.
Исследование основывается на методологии системного подхода, дающей возможность рассматривать взаимоотношения государства и бизнеса как взаимоотношения между основными элементами общественной системы, а также выяснить специфику и причинно-следственные связи между сложными социально-экономическими системами бизнеса и государства, определить перспективу их развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для создания стратегии развития механизмов ГЧП в жилищном строительстве России, а также для совершенствования законодательной базы в сфере законодательного регулирования ГЧП.
Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, проанализирована литература по проблемам развития государственно-частного партнерства в современной России.
Во второй главе проанализировано современное состояние сфере жилищного строительства в регионах Приволжского федерального округа РФ; изучен опыт развития государственно-частного партнерства и его применимость к сфере жилищного строительства в выбранных автором регионах.
В третьей главе определены перспективы дальнейшего развития механизмов ГЧП в отношении объектов жилищного строительства.
В заключении сформулированы выводы по теме исследования.
Работа выполнена на 86 страницах (без учета библиографического списка) и содержит: 15 рисунков, 14 таблиц, 46 источников.
Современная социально -экономическая ситуация , претерпевающая последствия финансово- тот экономического кризиса, но также внешнеполитических и внешнеэкономических давлений, требует не только своевременного и равнозначного ответа вопросы экономической разбалансировки, но и активизации усилий всех участников национальной экономики. Посредством напряжения совместных усилий можно преодолеть период экономической нестабильности и приобрести конкурентные преимущества на мировой и экономической арене.
Вовлечение в экономический процесс новых игроков, а , следовательно, дополнительных инвестиций, трудовых ресурсов, интеллектуального капитала, способно подтолкнуть развитие экономики, вызвав кумулятивный и синергетический эффект. Данный эффект будет способствовать все большему развитию национальной экономики, которая сможет сменить вектор развития с ресурсоориентированной модели на модель комплексного развития экономики. Данное направления развития различных сфер экономики, а не только первичного (добывающего) сектора , благоприятно отразится на социально -экономическом развитии страны, что обеспечит развитие рынка труда, рынка образования, здравоохранения, а также других отраслей экономики, что приведет к увеличению общего экономического результата страны.
С 2016 года вступил в силу федеральный закон №224 о государственно- частном партнерстве ( ГЧП), который свидетельствует о большой заинтересованности со стороны публичной власти в привлечении новых участников и дополнительных инвестиций. Данный закон преследует не только экономические выгоды, но и делает ставку на улучшение инвестиционного , социального, политического климата в регионах, что будет положительно отражаться на экономической привлекательности регионов и страны в целом.
Механизм отбора проектов ГЧП, а также участников реализации данных проектов, направлен на обеспечение эффективности и прозрачности расходования государственных средств. Данный механизм основывается на логике конкурсных процедур, при которых победителем признается участник предложивший лучшие условия реализации проекта, а также наименьшую цену.
Весь механизм отбора участников и проектов преследует цель повышения бюджетной эффективности , но для формирования модели экономики, основанной на принципах государственно- частного партнерства, необходима четкая и последовательная стратегия развития, наряду с общегосударственными социально- экономическими Стратегиями, где государственно- частному партнерства уделяется повышенное внимание , которая будет ориентирована на формирование и развитие рынка проектов государственно -частного партнерства, что будет способствовать более детальной проработке проектов, экономическому осмыслению, а также эффективному расходованию средств.
Данная стратегия должна основываться на общегосударственных Стратегиях развития национальной экономики , и способствовать реализации заложенных в Стратегиях задач, решение которых будет отражаться в проектах государственно-частного партнерства.
Рынок проектов государственно- частного партнерства, к которому будут иметь доступ все заинтересованные лица, посредством публичного опубликования планов развития отраслей, секторов, сфер экономики на основе ГЧП, даст новый инновационный , современный, конъюнктурно ориентированный на потребности экономики вектор развития. Стратегия ГЧП позволит участникам планировать свою деятельность таким образом, чтобы наиболее полно и эффективно отвечать поставленным задачам, что приведет к инновационному развитию секторов экономики. Поскольку для своевременного и рационального использования имеющихся ресурсов , необходимых для решения поставленных проектами ГЧП задач требуется транспарентности проводимых процедур, а также будет способствовать формированию положительного мнения со стороны населения посредством проведения общественного контроля.
Механизм формирования рынка проектов ГЧП посредством планирования (стратегического и тактического) совместной деятельности государственной власти и частного сектора выглядит следующим образом: стратегия развития ГЧП представляет собой те экономико -социальные направления, для реализации которых необходимо привлечение частного сектора. На основе стратегии и бюджетного законодательства детализируются цели и задачи, которые должны быть достигнуты при реализации проектов ГЧП. Детализированные проекты должны сформировать базу проектов ГЧП , к которой будут иметь доступ все заинтересованные лица . Вовлечение частного предпринимательского сектора в государственно -частное партнерство посредством реализации стратегии, позволит частному сектору более активно развиваться, имея гарантию финансирования и государственной поддержки проекта на протяжении всего срока реализации, а также будет способствовать повышению ответственности бизнеса перед государством и обществом, а государственным органам позволит внимательнее контролировать расходование ресурсов, а также деятельность участников проекта ГЧП. Такое взаимодействие государства и бизнеса, основанное на принципах прозрачности, долгосрочности (среднесрочности), ответственности окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Проведенный анализ развития механизмов ГСЧ в сфере жилищного строительства в регионах ПФО показал:
1) Концессия - основная форма реализации проектов ГЧП в регионах ПФО . Соглашения о ГЧП в рамках регионального законодательства используются в большей степени для реализации проектов ГЧП в сфере строительства и характерны обязательствами публичной стороны по выплатам в рассрочку общего объема инвестиций частного партнера с учетом установленной предпринимательской прибыли.
2) На региональном и муниципальном уровне реализуются ряд проектов, которые соответствуют базовым признакам ГЧП, таким как : договорные обязательства , обязательства частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочные обязательства сторон и распределение рисков и ответственности сторон в рамках реализации проекта ГЧП.
3) Уровню федерального законодательства в ПФО соответствуют только Республика Татарстан, Нижегородская область, Ульяновская область , Пермский край (законы о ГЧП приняты в 2015-2016 гг. в соответствии с федеральным законом).
4) К регионам- лидерам и регионам с высоким уровнем развития ГЧП в ПФО относятся 7 регионов из 14 (регионы- лидеры: Республика Татарстан и Нижегородская область, регионы с высоким уровнем развития ГЧП: Республика Башкортостан, Пермский край, Самарская область, Удмуртская республика и Ульяновская область ). Вторая половина регионов ПФО представлена двумя регионами со средним уровнем развития ГЧП (Оренбургская область и Чувашская Республика), четырьмя регионами с низким уровнем развития ГЧП (Республика Мордовия , Кировская, Пензенская и Саратовская области) и одним регионом с очень низким уровнем развития (Республика Мари Эл).
5) Говоря об опыте реализации проектов, стоит сказать о снижении объемов инвестиций, привлекаемых в проекты ГЧП, не смотря на рост общего числа реализуемых проектов.
Итак , ГЧП все больше влияет на экономические и социальные
- повышения эффективности организационно -управленческих механизмов ГЧП и применения для этого инновационных подходов;
- модернизации и повышения эффективности использования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;
- использование преимуществ накопленного потенциала жилищной сферы;
- улучшение структуры инвестиций в модернизацию и развитие региональных экономических комплексов , в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Необходима интенсификация государственно-частного сотрудничества по следующим направлениям:
1) улучшить институциональное обеспечение ГЧП , в т .ч. путем принятия нормативно -правовых актов , регламентирующих принципы и формы ГЧП, определяют требования к партнерам, перечень необходимых документов для заключения сделок ГЧП;
2) совершенствовать информационно-методическое обеспечение ГЧП. Специализированными органами, ответственными за развитие ГЧП, общественными организациями, научно -исследовательскими учреждениями реализовывать проекты , целью которых должна быть образовательная, методическая, информационная поддержка ГЧП в РФ;
3) улучшить организационное обеспечение ГЧП. В частности, законодательством РФ определены формы сотрудничества в рамках ГЧП, основные требования к отбору партнеров и технико -экономического обоснованию проектов; разработаны типовые формы анкет и соглашений ГЧП для отдельных сфер и видов экономической деятельности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [электронный ресурс ]: Федеральный закон от 31.07.1998 №145- ФЗ (ред. от 28.12.2017) - URL: http consultant. ru /document/ cons _doc_ LAW _19702/. (дата обращения 05.03.2018).
2. Налоговый Кодекс РФ [ Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.12.2016 №475- ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ ( дата
обращения 12.12.2017).
3. О концессионных соглашениях [электронный ресурс ]: Федеральный закон от 21.07.2005 №115- ФЗ (ред. от 31.12.2017) - URL: http ://www. consultant .ru/ document /cons_ doc _LAW_54572/ ( дата обращения: 05.03. 2018).
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 №44- ФЗ (последняя редакция). -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ ( дата
обращения 12.12.2017).
5. О государственно- частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [электронный ресурс ]: Федеральный закон от 13.07.2015 №224- ФЗ (ред. от 03.07.2016) - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/c3 af793a6e5ee11 bfae89f8bba02b24ea54c8e44/ (дата обращения: 05.03. 2018).
6. Об утверждении Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с
изменениями на 10 февраля 2017 года) [ Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. - URL :http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения
12.12.2017) .
7. Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является
федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей ( с изменениями на 4 февраля 2016 года) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 мая 2014 года №266. - URL :http://docs.cntd.ru/document/499099571 (дата
обращения 12.12.2017).
8. О ГЧП в РТ [Электронный ресурс]: Закон РТ от 1.08.2011 №50-
ЗРТ (в редакции Закона РТ от 23.04.2016 N25 -ЗРТ). - URL :
http://docs.cntd.ru/document/917045233 (дата обращения 12.12.2017).
9. О мерах по развитию государственно- частного партнерства на
территории Самарской области [ Электронный ресурс]: Постановление Самарской области от 19 сентября 2013 года №493. - URL :
http://docs.cntd.ru/document/464004580 (дата обращения 12.12.2017).
Литература
10. Блинова Н. В . Муниципальное образование в политическом пространстве России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Н. В. Блинова - М.: Государственный университет управления, 2016. - 91 с.
11. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г.А. Борщевский. - М.: Юрайт, 2015. - 344 с.
12. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Учебное пособие /В.Г. Варнавский, А .В. Клименко, В. А.
Королев. - М.: ИГМУ ВШЭ, 2014. - 512 с.
13. Высоцкая Н.В. Государственно- частное партнерство: вопросы теории и методологии / Н.В. Высоцкая. - М.: МГУУ ПМ, 2013. - 28 с.
14. Гимазова Ю .В. Российский опыт взаимодействия органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями / Ю.В. Гимазова, Н.А. Омельченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 11. - С. 22-36.
15. Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России. - М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2017. - 129 с.
16. Государственно -частное партнерство в инновационных системах. / под ред. С. Н. Сильвестрова. - М.: URSS, 2016. - 402 с.
17. Грахов В. П. Применение концессионных соглашений в сфере жилищно -коммунального хозяйства / В. П. Грахов, С.А. Мохначев, Н.М.
Якушев, Р.Р. Гиззатулин // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №1 - С. 45-49.
18. Житяева Е.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере в ПФО / Е. С . Житяева // Региональное развитие. -2016. - №4. - С. 29-33.
19. Иванова А .О. О некоторых новых формах государственно - частного партнерства в Японии / А. О. Иванова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015. - № 3. - С. 178-188.
20. Иванов В. К. Место газет в системе современных СМИ / В.К. Иванов // Актуальные проблемы современной науки. - 2017. - № 3. - С. 124-125.
21. Кабашкин В .А. Государственно -частное партнерство : международный опыт и российские перспективы / В.А. Кабашкин. - М.: Междунар. инновац. центр, 2017. - 575 с.
22. Киселев Д. Е. Государство и частный бизнес как равноправные
23. Киселев Д .Е. Концессия как наиболее эффективная система взаимоотношений государства и частного бизнеса / Д .Е. Киселев // Социально- экономические проблемы управления : взгляд в будущее. Материалы I Всероссийской научно- практической конференции: в 2 частях. Сборник трудов конференции. - Волгоград, 2015. - С. 216-219.
24. Ларин С.Н. Государственно -частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии / С .Н. Ларин // Государственно- частное партнерство в инновационных системах. - 2016. - №4. - С. 81-88.
25. Лукманова И. Г Государственно- частное партнерство как механизм минимизации инфраструктурных разрывов / И. Г. Лукманова, М .Ю. Мишланова // Научное обозрение. - 2016. - №2. - С. 270-275.
26. Мазница Е. М. Проблемы организации государственно- частного партнерства в жилищно- коммунальном хозяйстве регионов / Е. М. Мазница, О.С. Овчинцева // Бюджет и финансы. - 2016. - №1. - С. 83-85.
27. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. - М .: Центр развития государственно- частного партнерства, 2016. -122 с.
28. Рейтинг регионов ГЧП-2015. Развитие государственно- частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М .: Центр развития государственно-частного партнерства, 2015. -59 с.
29. Создание экономической и организационной среды развития эффективного государственно -частного партнерства // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIV студ. междунар. заочной науч.- практ. конф. - М.: МЦНО, 2016. - №5(34). - 259 с.
30. Филимонов Д .А. Направления реформирования ключевых
институтов субъектов малого предпринимательства / Д. А. Филимонов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 6. - С. 84-87.
31. Хрусталев Б. Б. Исследование состояния и перспективы рынка жилищного строительства в регионах приволжского федерального округа / Б. Б. Хрусталев, И.В. Попова, М.Н. Стремин // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 21-25.
Интернет-источники
32. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно -частного партнерства в регионах ПФО: инвестиции и инфраструктура» [Электронный ресурс]. - URL: http://pppcenter. ru/assets/ (дата обращения 12.12.2017).
33. Гагарин П. А. Государственно- частное партнерство: проблемы и
перспективы развития [ Электронный ресурс] / П .А. Гагарин . - URL:
http://www.gradient-alpha.ru/press-center/articles/2013/04/12/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-problemyi-i-perspektivyi-razvitiya/.( дата обращения
12.12.2017) .
34. ГЧП в России : база проектов [Электронный ресурс ] //
Государственно- частное партнерство - информационный центр. 2014. -
URL : http://www.pppinrussia.ru/main/market/projects.(дата обращения
12.12.2017) .
35. Дерябина М . Государственно- частное партнерство: теория и
практика [Электронный ресурс ] / М. Дерябина . - URL:
http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html
(дата обращения 12.12.2017).
36. Еремин В. Л . Государственно- частное партнерство в образовании [Электронный ресурс] / В.Л. Еремин // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - URL: http://www.anspa.ru/ncd-1-9-535/news_publications.html.(дата обращения 12.12.2017).
37. Житяева Е. С .. Формы, модели и механизмы реализации
38. Законодательная база ГЧП [Электронный ресурс ]. - URL:
http://pppi.ru/laws (дата обращения 12.12.2017).
39. Инвестиционный портал Волгоградской области [ Электронный ресурс]. - URL: http:// http:// investvolga.com(дата обращения 12.12.2017).
40. Лихачев В .Н. Практический анализ современных механизмов
государственно -частного партнерства в зарубежных странах, или как реализоввать ГЧП в России [Электронный ресурс] / В.Н. Лихачев, М.В. Азанов // Официальный интернет- сайт Совета Федерации . - URL:
http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/2009.pdf. ( дата обращения
12.12.2017) .
41. Макаров И. Н. Государственно- частное партнерство в системе
взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход
[ Электронный ресурс] / И.Н. Макаров // Российское предпринимательство. 2013. - № 24 (246). - С.18-29. - URL: http:// www .creativeconomy. ru
/articles/31013/ (дата обращения 12.12.2017).
42. Национальный центр государственно -частного партнерства [Электронный ресурс ] - URL: http://pppcenter.ru/about/ ( дата обращения 19.02.2018).
43. От концессии до ГЧП [ Электронный ресурс] // VEGASLEX: офиц. сайт. - URL: vegaslex.ru. (дата обращения 12.12.2017).
44. Развитие рынков ипотеки и жилищного строительства в 2000¬2017 годах [ Электронный ресурс]. - URL :https://xn--d1aqf.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/04/AHML_17-let_2017.12.11 .pdf (дата обращения
12.12.2017) .
45. Самарский прорыв [Электронный ресурс ]. - URL: