Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования: особенности применения и перспективы развития

Работа №23085
Тип работыМагистерская диссертация
Предметменеджмент
Объем работы157
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 6
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Значение и роль государственно-частного партнерства в развитии сферы
высшего образования 13
1.2. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования как
механизм стимулирования экономики страны 31
1.3. Зарубежный опыт реализации принципов государственно-частного партнерства в сфере высшего образования и возможности его распространения в отечественной практике 42
Выводы по первой главе 54
Глава 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Современные формы и направления государственно-частного
партнерства в сфере высшего образования Российской Федерации 57
2.2. Влияние государственно-частного партнерства на процесс становления инновационной деятельности учреждений высшего образования Российской Федерации 73
Выводы по второй главе 85
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
3.1. Региональная социально-экономическая система Красноярского края: основные характеристики, оказывающие влияние на развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования 88
3.2. Общая характеристики системы высших учебных заведений,
расположенных на территории Красноярского края, значимая для государственно-частного партнерства 96
3.3. Практика реализации государственно-частного партнерства в ФГАОУ
ВО «Сибирский федеральный университет» 107
3.4. Практика реализации государственно-частного партнерства в ФГБОУ ВО
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» 120
Выводы по третьей главе 134
Заключение 136
Список литературы 144

Актуальность. Одним из стратегических направлений, способных оказать позитивное влияние на качество экономического роста, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделено развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Мировая практика показывает, что наиболее активно проекты ГЧП развиваются в инфраструктурных отраслях, в том числе в отраслях социальной инфраструктуры, к которой относится наряду с другими и высшее образование (далее - ВО). Начиная с восьмидесятых годов XX столетия в странах с развитой экономикой наблюдается изменение направленности курса государственной политики в сфере ВО от прямого административного регулирования к делегированию части функций частному сектору. Так, отрасли, традиционно находившиеся в сфере ответственности государства, постепенно становятся объектом совместного управления государственного и частного секторов.
Концепция ГЧП, появившаяся на Западе первоначально в промышленности, доказала свою эффективность в части применения ее принципов в такой социально значимой сфере экономики, как ВО. Поэтому одной из приоритетных задач развития отечественной сферы ВО является создание условий для формирования эффективного механизма партнерства между представителями бизнес-структур и вузов при оказании экономической поддержки высшим учебным заведениям, управлении содержанием образовательного процесса, а также в части научно- исследовательской деятельности.
Актуальность данного вопроса для отечественной экономики обуславливается и тем обстоятельством, что в условиях посткризисного периода, отличительными особенностями которого являются финансово- экономическая нестабильность и недостаточные объемы бюджетных средств, привлекаемых для реализации социально значимых проектов и программ, появляется необходимость формирования мотивационных
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_82134(Дата обращения 09.01.2017).Стимулов и создания возможности для привлечения внебюджетных источников финансирования, а также иных ресурсов частного сектора.
Исследование, посвященное изучению достоинств и недостатков ГЧП в сфере ВО, поиску адекватных современным условиям механизмов взаимодействия предпринимательских структур с вузами и государством, а также подготовке рекомендаций относительно тенденций и перспектив развития данного сотрудничества представляется актуальным и своевременным.
Степень разработанности темы. Общетеоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора заложены в работах зарубежных экономистов Г. Фишера, М. Портера, Д. Стиглица и др. Влияние института ГЧП на развитие национальньых экономик описывается и в работах Т. Веблена, Дж. Кейнса, Р. Коуза и др. Вопросы роли экономики знаний в развитии страны рассматриваются в трудах зарубежных исследователей: Дж. Гэлбрейта, М. Полани, Э.Тоффлера, Й. Шумпетера и др.
Среди отечественных ученых, заложивших основы концепции ГЧП в российской практике и описывающих ее характерные особенности в различных отраслях отечественной экономики, можно выделить работы А.А. Алпатова, В.Г. Варнавского, М.В. Вилисова, М.А. Дерябиной, В.А. Кабашкина, А.В. Клименко, В.А. Королева, А.А. Панкратова, В.Н. Лившица, И.Р. Руйги, А.С. Ямщикова и других.
Вопросы трансформации роли государства в социально-экономическом развитии сферы услуг рассматриваются в работах Г.А. Ахинова, Е.И. Жильцова, В.М. Зуева, ВЛ. Похвощева. Отдельные аспекты ГЧП раскрыты в работах И.Н. Молчанова, в которых анализируются области применения ГЧП в научной и образовательной сферах, Н А. Восколович, О.И. Иванова - в области эндаумент-фондов, Е.В. Егорова - в области особых экономических зон, А.М. Бабича, И.В. Ишиной и М.А. Катковой - в области финансирования высшего образования. Также особенности применения инструментов ГЧП в различных отраслях экономики рассматриваются С.Д. Еникеевой, В.Н. Казаковым, В.П. Панкратовой, И.Р. Руйгой, И.Д. Тургель, А.С. Ямщиковым и другими. Кроме того, некоторые вопросы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг исследуются в работах Р.П. Колосовой, Н.П. Литвиновой, Л.Г. Миляевой, А.А. Охрименко, Т О. Разумовой, С.Ю. Рощина, В.В. Чекмарева и др.
В работах зарубежных исследователей институт ГЧП предстает устоявшейся формой дополнительного финансового обеспечения ВО. Главные проблемы, изучаемые в этих работах, заключаются в определении места ГЧП в развитии ВО и науки, в объяснении наблюдаемой дифференциации ГЧП-соглашений по различным характеристикам, а также в поиске наилучшей формы партнерства.
В отечественной научной литературе ставится вопрос о целесообразности встраивания концепции ГЧП в отрасли экономики. Применение ГЧП в отечественной сфере ВО нуждается в осмыслении. Так, на текущем этапе разработанность проблемы привлечения управленческих, финансовых и иных ресурсов предпринимательских структур в сферу ВО посредством ГЧП зависит от обобщения специфического российского опыта.
В теоретическом осмыслении также нуждаются вопросы определения эффективности применения принципов ГЧП в сфере ВО и место партнерства в реализации общественных целей и задач. Недостаточно проработаны при¬кладные аспекты реализации конкретных организационно-экономических форм ГЧП в сфере ВО. Данное положение дел определило выбор темы и направления исследования.
Целью исследования является обоснование эффективности и разработка рекомендаций к применению концепции ГЧП в отечественной сфере ВО.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
— Определить концептуальные основы ГЧП в сфере ВО в Российской Федерации, раскрыть влияние ГЧП в сфере ВО на социально-экономическое развитие страны с учетом достоинств и недостатков данного института для всех взаимодействующих сторон, выявить общие и специфические подходы к анализу ГЧП в области экономической поддержки, управления содержанием образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности вузов;
— систематизировать наиболее эффективные направления, формы и инструменты сотрудничества государства и предпринимательских структур в сфере ВО, рассмотреть механизм ГЧП в рамках инновационной деятельности вузов и раскрыть мотивационные стимулы частного бизнеса при реализации ГЧП- проектов в зависимости от направленности взаимодействия;
— выявить наиболее значимые проблемы, препятствующие развитию института ГЧП в отечественной сфере ВО, и предложить возможные пути их решения;
— выявить перспективные направления развития ГЧП и выработать практические рекомендации по развитию эффективного взаимодействия бизнеса и государства в сфере ВО в Российской Федерации.
Объектом исследования является отечественная сфера государственного высшего образования, взаимодействующая с предпринимательскими структурами в рамках государственно-частного партнерства.
Предметом исследования в работе выступают социально- экономические условия, формы, инструменты и направления развития государственно-частного партнерства в сфере высшего образования в Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения классической и современной экономической теории о роли услуг высшего образования в экономике, теории человече-ского капитала, труды отечественных и зарубежных ученых в области государственно-частного партнерства.
Эмпирическая база исследования представлена данными Министерства образования и науки РФ; европейской организации, занимающейся вопросами государственно-частного партнерства (European PPP Expertise Centre); Ассоциацией участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП»; данными Всемирного банка (World bank), а также материалами, опубликованными в монографиях, периодической печати и в сети Интернет.
Информационно-правовой базой исследования послужили федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, законодательство субъектов РФ, отраслевые нормативные акты министерств и ведомств РФ, региональные законодательные акты, регулирующие отношения государства и предпринимательских структур, в том числе в сфере ВО, а также информационные материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики.
В работе были использованы результаты мониторинга «Бизнес и образование» Российского союза ректоров и агентства «Рациональные резервы», результаты исследований ЗАО МЦСИ «Леонтьевский центр», консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, экономико-статистические данные о деятельности фондов целевого капитала российских вузов, размещенные на официальных сайтах учреждений ВО.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Сформулированы и обоснованы организационные и социально- экономические предпосылки возникновения ГЧП в сфере ВО в Российской Федерации. Раскрыта экономическая сущность ГЧП с точки зрения развития человеческого капитала и социальная значимость партнерства в сфере ВО, проявляющаяся в создании финансовых и других ресурсных условий, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности отечественной сферы ВО, инвестиционной привлекательности и росту финансового потенциала вузов, а также обеспечению предоставления обществу социально значимых услуг при сохранении их качества. Определены роли государства и бизнеса в рамках сотрудничества, выявлены основные преимущества взаимодействия для всех участников партнерства (государства, бизнеса, вузов и общества), к которым относятся: возможность привлечения отечественного и зарубежного частного капитала, разделение рисков и ответственности, получение различных льгот и т.д. Установлена зависимость между распространением ГЧП в образовательной сфере и уровнем экономического развития страны, проведен сравнительный анализ форм ГЧП, с точки зрения возможности применения их в сфере ВО.
2. Определены, классифицированы и уточнены возможные направления реализации ГЧП в сфере ВО (экономическая поддержка вузов, участие бизнеса в образовательном процессе, ГЧП в научно-исследовательской деятельности). В качестве одной из наиболее эффективных форм сотрудничества предложена концессия. Показана эффективность применения принципов партнерства для развития отечественной сферы ВО, выявлен синергетический эффект от использования ГЧП, обеспечивающий инвестиционную привлекательность высшей школы и влияющий на рост образовательного уровня населения. Предложены варианты гармонизации интересов всех субъектов партнерства, состоящие в создании системы распределения рисков и ответственности сторон, системы зашиты интересов участников взаимодействия и в оценке результатов сотрудничества. Выявлены наиболее эффективные механизмы мотивации бизнеса к участию в партнерстве в сфере ВО (предоставление налоговых и неналоговых льгот, гарантий, субсидий) с учетом возможных направлений взаимодействия, позволяющие не только увеличить прибыль предпринимательских структур, но и обеспечить их необходимыми высококвалифицированными кадрами, создать условия для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
3. Выявлены современные тенденции развития ГЧП в сфере ВО в Российской Федерации (рост числа реализованных ГЧП-проектов на региональном уровне, значительное увеличение числа ГЧП-проектов в части управления содержанием образовательного процесса и др.), сформулированы практические рекомендации по его совершенствованию (внесения изменений в нормативно-правовую базу, формирование институциональной среды партнерства, совершенствование разработки стандартных форм ГЧП- соглашений, определение возможных рисков, формулирование мер по уменьшению их влияния на ГЧП-проекты, в создании системы мотивационных стимулов для участников партнерства в сотрудничестве).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные автором результаты исследования могут быть использованы для развития теории регулирования сферы ВО, в частности, подходов к совершенствованию механизма согласования интересов участников рынков образовательных услуг и труда, и для формирования стратегии развития партнерских отношений между представителями государственных вузов и предпринимательских структур.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения конкретных рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в сфере ВО в Российской Федерации. Предложения автора могут быть использованы для повышения конкурентоспособности отечественных вузов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также для обеспечения эффективного взаимодействия учреждений ВО и предпринимательских структур.
Апробация работы. Основные положения диссертации прошли обсуждение и апробацию на международных и всероссийских научно- практических конференциях и конкурсах научных работ: 1. Международная научно-практическая конференция «Восточный вектор: социально- экономическое развитие Красноярского края» (СФУ, 29 октября 2015); 2. Международная конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016» (СФУ, 15 апреля 2016); 3. Международный конкурс научных работ магистрантов «Логистика - евразийский мост» (КрасГАУ, 28 апреля 2016); 4. Всероссийский конкурс с международным участием «Гуманитарный турнир», секция «Экономика и управление» (СибГТУ, 23 мая 2016).
Структура диссертации. Структура магистерской диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам применения концепции ГЧП в сфере ВО, проанализировано содержание ГЧП, рассмотрены его основные формы, модели, принципы организации. Для формирования целостного взгляда на данный инструмент сотрудничества государства и бизнеса выполнен обзор использования идей ГЧП в сфере ВО в России и за рубежом.
Вторая глава посвящена рассмотрению специфических черт, присущих ГЧП в сфере ВО, здесь исследуется роль государства и предпринимательских структур в данном взаимодействии, проводится анализ сильных и слабых сторон партнерства.
В третьей главе проводится комплексный анализ применения механизмов ГЧП в сфере ВО с учетом возможных для применения форм взаимодействия. Предложена классификация возможных направлений партнерства, свойственных именно сфере ВО, отдельно выделены формы ГЧП, наиболее тесно связанные с инновационной деятельностью отечественных вузов. Проанализированы основные мотивационные механизмы, стимулирующие представителей бизнеса к участию в партнерстве. Также сделаны выводы о возможных тенденциях развития ГЧП в сфере ВО в Российской Федерации с учетом специфики форм и направлений развития партнерства, а также механизмов мотивации к участию бизнеса в данном взаимодействии.
В заключении представлены основные выводы и сделаны рекомендации для повышения эффективности реализации ГЧП-проектов в отечественной сфере ВО.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Проведенный анализ концепции ГЧП позволяет сделать вывод об эффективности применения принципов ГЧП в отечественной сфере ВО, что подтверждается наличием ряда преимуществ для всех участников взаимодействия.
Так, государство, привлекая ресурсы предпринимательских структур, получает возможность повышения эффективности реализуемых проектов (в том числе за счет разделения рисков и ответственности между контрагентами) как с точки зрения экономного расходования бюджетных средств, так и с точки зрения повышения качества и доступности для населения услуг ВО.
В рамках взаимодействия государства с бизнесом в условиях свободного принятия административно-хозяйственных решений, и отсутствия бюрократии, происходит внедрение эффективных технологий производства и оказания услуг, инновационных методов управления, а также используется богатый практический опыт и навыки представителей бизнеса, что способствует налаживанию кооперационных связей и позволяет не только быстро и оперативно принимать решения в быстроизменяющихся внешних условиях, но и реализовывать инновационные подходы в сфере ВО.
Предпринимательские структуры, участвуя в партнерстве, приобретают в долговременное пользование государственные активы и имеют возможность получения стабильных денежных потоков в долгосрочном периоде, а также поддержку со стороны государства (выделение субсидий и дотаций из бюджета, предоставление различных материальных и нематериальных льгот, государственных гарантий и т.д ). Также они получают выгоды и репутационного характера, что отражается на росте рейтинга, престижа и стоимости самой компании. И наконец, бизнес получает возможность найма высококвалифицированных кадров, обла¬дающих необходимыми навыками и знаниями.
Реализация ГЧП-проектов в сфере ВО оказывает положительное влияние и на социально-экономическое развитие страны и общество в целом, так как способствует обеспечению доступа населения к образовательным услугам, повышает их качество, а так же позволяет направить высвободившиеся ресурсы государства на другие социально значимые цели (здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), что приводит к повышению уровня жизни, уменьшению социальной напряженности и социально-экономическому росту. Кроме того, ГЧП в сфере ВО способствует решению проблемы дисбаланса предложения со стороны рынка образовательных услуг и спроса со стороны рынка труда благодаря сближению содержания образовательных программ с требованиями работодателей и повышению информированности выпускников о запросах со стороны работодателей, что позволяет быстро адаптироваться выпускникам на рынке труда. Таким образом, ГЧП стимулирует увеличение человеческого капитала, являющегося важнейшим ресурсом для развития современного общества.
Определив, что ГЧП является эффективным механизмом развития сферы ВО, нами были выявлены основные направления данного взаимодействия в отечественной практике. В ходе проведенного анализа было подробно проанализировано три основных направления взаимодействия: ГЧП в области экономической поддержки вузов, в сфере управления содержанием образовательного процесса и ГЧП в области научно-исследовательской деятельности.
Среди тенденций в области экономической поддержки вузов, можно выделить несколько перспективных направлений реализации концепции ГЧП в сфере ВПО: во-первых, предоставление финансовых ресурсов для материальной поддержки сотрудников, учащихся и молодых исследователей, направленных на развитие стипендиальных программ и грантов, во-вторых, финансирование развития и модернизации материально-технической базы учебных заведений, в-третьих, организация деловых игр и тренингов с представителями потенциальных работодателей. Можно предположить, что произойдет увеличение подобных проектов в связи с возрастающей заинтересованностью представителей бизнеса в найме высококвалифицированных сотрудников при относительно невысоких издержках поиска новых работников при таком способе. Тем не менее, в существующих условиях недостаточной экономической мотивации бизнес- структур к партнерству вряд ли придется ожидать роста инвестиционных вложений в сферу ВО или пожертвований. Кроме того, неэффективность экономической мотивации и нестабильность политической ситуации оказывает негативное влияние и на развитие эндаумент-фондов.
Анализируя тенденции развития ГЧП в сфере управления содержанием образовательного процесса, можно отметить значительный рост количества совместно реализуемых ГЧП-проектов в области совместной разработки образовательных программ и стандартов, а также в сфере организации программ переквалификации работников. Кроме того, следует ожидать рост количества ГЧП-проектов, реализуемых в рамках проведения различных курсов и спецсеминаров, а также совместного проведения экзаменов, и оказания консультационной поддержки при написании студентами ВКР.
При этом мотивирующим фактором для участия предпринимательских структур в партнерстве является не только возможность найма на работу высококвалифицированных сотрудников, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией, опытом, сокращая к тому же издержки на поиск персонала при найме на работу, но и возможность практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому в перспективе сохранится тенденция в области организации различных практик для студентов и выпускников, количество которых неуклонно возрастает.
В отличие от проектов, направленных на развитие инфраструктуры в сфере ВО, где главной целью бизнеса является, в основном, получение прибыли, для направления ГЧП в сфере управления образовательным процессом наличие различных мотивирующих механизмов в форме налоговых льгот оказывается не столь значимым. И связано это с конечной целью бизнеса по получению высококвалифицированных потенциальных работников.
Кроме того сохраняется количество ГЧП-проектов, реализуемых в области организации конференций и круглых столов, а также проектов, осуществляемых в рамках совместной разработки программ целевой подготовки кадров. Вследствие ухудшения демографической ситуации в России, можно прогнозировать рост конкуренции в образовательной сфере и в сфере ВО в частности, т.е. стабильный спрос со стороны рынка труда на квалифицированную рабочую силу, а значит и спрос на совместно реализуемые образовательные программы, в том числе в области целевой подготовки кадров.
В то же время, говоря о тенденциях в области научно- исследовательской деятельности, можно выдвинуть предположение об увеличении количества заключаемых ГЧП-соглашений в области реализации совместных исследовательских и инфраструктурных проектов (строительство исследовательских центров, лабораторий и закупка оборудования).
Однако при реализации ГЧП-проектов вне зависимости от направлений взаимодействия следует учитывать возможные риски и проблемы, связанные с применением ГЧП в отечественной сфере ВО. Так, наиболее острыми проблемами в области реализации ГЧП в сфере ВО являются: несовершенство нормативно-правовой базы и судебной системы, отсутствие активной инвестиционной политики государства в сфере ВО, недостаточный уровень подготовки государственных служащих в области управления рисками. Так же существенными барьерами для участия предпринимателей в ГЧП-проектах являются фактор коррупции, несовершенство процедур отбора контрагентов при заключении ГЧП- соглашений, а также отсутствие налоговых стимулов и государственных гарантий. В то же время государство часто сталкивается с оппортунистическим поведением партнеров, что приводит к низкому качеству оказываемых предпринимательскими структурами услуг.
По результатам анализа проблем были предложены следующие варианты их решения. В области совершенствования нормативно-правовой базы (в особенности регионального законодательства), не защищающей в полной мере интересы предпринимательских структур, необходимо создание единой концепции ГЧП на законодательном уровне, в частности, путем создания региональных законов о ГЧП, определяющих региональную специфику ГЧП, раскрывающих принципы, характерные особенности, отраслевую специфику. При этом должны быть прописаны единые для региона условия ГЧП-соглашений, процедуры распределения рисков (необходима разработка типологии рисков, например, по субъектному типу и создание системы управления рисками с учетом социальной направленности сферы ВО) и система наказаний за неисполнение обязательств.
Кроме того, необходимо внесение изменений в региональное законодательство, где должен быть прописан перечень гарантий и льгот для всех взаимодействующих субъектов, а также определены возможные формы и направления взаимодействия, условия ГЧП-соглашений, процедуры распределения рисков и санкций за неисполнение обязательств. Также необходима модернизация уже существующих законов, в частности, закона «О концессионных соглашениях» с точки зрения механизмов перераспределения рисков между сторонами, т.к. именно концессионная форма ГЧП является наиболее распространенной в сфере ВО. Помимо этого, эффективной мерой могла бы стать разработка стандартных форм договоров о партнерстве (особенно, если говорить о сфере ВО в области, например, строительства образовательной инфраструктуры). Адекватное распределение рисков и ответственности сторон, а также их законодательное закрепление и определение санкций за неисполнение обязательств позволит увеличить заинтересованность взаимодействующих субъектов в партнерстве и обеспечить предоставление услуг требуемого качества.
Вследствие вышеуказанной проблемы увеличивается вероятность возникновения конфликтных ситуаций, поэтому необходимо внесение изменений и в судебную систему для урегулирования претензий сторон к друг другу', которая способствовала бы, в том числе, сокращению случаев оппортунистического поведения. Кроме того, для уменьшения вероятности оппортунистического поведения со стороны предпринимательских структур необходима детализированная проработка условий контрактов и разработка и прописывание в контрактах показателей результативности, которые должны быть достижимы, понятны и обладать гибкостью, необходимой для адаптации к изменениям внешней среды.
Решением еще одной проблемы, связанной с несовершенством процедур отбора контрагентов, сопровождающихся часто коррупционными скандалами, целесообразным было бы развитие института конкурса при оценке представителями государства потенциальных участников партнерства с точки зрения их профессионализма и кредитоспособности. При этом процесс должен быть публичным, открытым, прозрачным, возможно, с привлечением широкого круга учащихся, т.е. условия должны быть такими, чтобы способствовать росту количества участников, а значит росту конкуренции и снижению стоимости реализации ГЧП-проектов и повышению их качества.
Кроме того, для устранения причин, препятствующих развитию ГЧП на рынке образовательных услуг необходима поддержка государства в области предоставления не только финансовых ресурсов, но и гарантий частному сектору. Поэтому одним из вариантов решений вопроса развития ГЧП в отечественной сфере ВО может стать создание инвестиционных фондов, оказывающих поддержку представителям предпринимательских структур при взаимодействии с вузами на региональном уровне, а также формирование соответствующих органов управления, например, региональных центров в субъектах РФ и муниципальных образованиях, занимающихся вопросами ГЧП.
Наряду с вышесказанным необходим комплексный подход к решению проблем ГЧП, в частности, важен учет специфики отраслей, в рамках которых осуществляется партнерство. Причем отраслевая специфика должна учитывать не только возможные направления реализации ГЧП-проектов, но и соответствующие механизмы мотивации. Так, например, в рамках концессионных соглашений (концессий на развитие инфраструктуры сферы ВО), на долю которых в настоящее время приходится основной объем заключаемых ГЧП-договоров в сфере ВО, эффективной стимулирующей мерой могло бы стать снижение размера концессионных платежей. Наибольшее внимание в разработке системы мотивации следует уделять налоговым стимулам, а также созданию возможностей достижения максимальной рентабельности для бизнеса и обеспечение долгосрочных гарантий возврата вложенных ресурсов. В противном случае увеличение предпринимательского риска вызовет сокращение инвестиционного предложения и приведет к оттоку капитала за границу.
Помимо вышеперечисленных мер необходим постоянный мониторинг, прежде всего, качества предоставляемых услуг, качества самого образовательного процесса. При этом об эффективности такого партнерства можно судить, скажем, по окончании учебного процесса по проценту трудоустроенных по специальности выпускников и т.д.
В заключение важно подчеркнуть, что прежде чем заключать ГЧП- соглашение необходимо, во-первых, оценить целесообразность данного партнерства (для этого, в частности, нужны компетентные кадры) с точки зрения поставленных целей и задач, для чего проводится специальный аудит по оценке преимуществ и недостатков ГЧП-проекта для государства по сравнению с проектами, реализуемыми только на условиях бюджетного финансирования. Во-вторых, важно определить стоимость проекта, и, в- третьих, необходимо выявить выгоды и недостатки от реализации проекта для всех сторон партнерства и, прежде всего, для населения, как потребителя образовательных услуг. Помимо этого необходим анализ со стороны Правительства РФ не только в отношении бюджетных расходов, но и с точки зрения влияния проектов на финансовое положение и социально- экономическое развитие как регионов, на территории которых они реализуются, так и страны в целом. Поэтому предложенные в диссертационном исследовании меры позволят соблюсти баланс интересов всех участников партнерства и обеспечить эффективную реализацию социальной политики. Таким образом, применение указанных методов и рекомендаций ГЧП позволит сформировать эффективный механизм развития отечественной сферы ВО.



1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А.А. Алпатов, Р.М. Джапаридзе, А.В. Пушкин. - М.: Альпина Паблишер, 2010.- 196 с.
2. Белов С.А. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах. Правовые аспекты / С.А. Белов, Е.В. Гриценко, Д.А. Жмулина; под ред. В.Ф. Попондопуло и Н А. Шевелевой. - М.: Инфотропик, 2015. -528 с.
3. Белокрылова О.С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. М.: Научный эксперт, 2016. 800 с. С. 570.
4. Бертон Кларк. Поддержание изменений в университетах. М.: Высшая школа экономики, 2015. 312 с.
5. Бертон Кларк. Система высшего образования М.: Высшая школа экономики, 2011. 360 с.
6. Бертон Кларк. Создание предпринимательских университетов. М.: Высшая школа экономики, 2014. 240 с.
7. Бок Дерек. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: Высшая школа экономики, 2016. 224 с.
8. Булавинова М. Реформирование высшего образования. Зарубежный опыт. М.: ИНИОН РАН, 2017. 270 с.
9. Вайшнурс А. От крупных проектов к более мелким ГЧП: международный опыт // Строительство и городское хозяйство в Санкт- Петербурге и Ленинградской области [Электронный ресурс] http://www.stroygorhos.ru/materials/vayshnuris(Дата обращения: 10.01.2017).
10. Варнавский В.Г. Альянс на неопределенный срок // ФельдПочт. 2004. №29. С. 5-11.
11. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Паука, 2015. 315 с.
12. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - М.: ГУ- ВШЭ, 2010.-246 с.
13. Варнавский В.Г. Основы государственно-частного партнерства (теория, методология, практика) / В.Г. Варнавский, А.Г. Зельднер, В.Н. Мочальников, С.Н. Сильвестров. - М.: Анкил, 2015. - 252 с.
14. Варнавский В.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2002. 147 с.
15. Ведомственный план Министерства образования и науки Российской
Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2017 год [Электронный ресурс]. 1Шр://минобрнауки, рф/media/events/ files/4164075(Дата обращения 11.01.2017).
16. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико¬правовой аспект // Власть. 2006. № 7. С. 14-19.
17. Высшее образование в 21 веке // Всемирный доклад ЮНЕСКО «К
обществам знания» [Электронный ресурс]:
http://unesdoc.unesco.org/images/OQ 14/001418/141843r. pdf. (Дата обращения: 10.01.2017).
18. Глаголев С.Н. Бизнес и власть: актуальные проблемы взаимодействия / С.Н. Глаголев, В.В. Моисеев. - М.: Директ-Медиа, 2014. -420 с.
19. Годовой отчет Благотворительного фонда В. Потанина за 2016 год
[Электронный ресурс]:
http://www.fondpotanin.nj/media/2017/05/24/1269025795/Фонд%20Потан ина%-годовой%20отчет2016.pdf(Дата обращения: 15.03.2017).
20. Годовой отчет о формировании целевого капитала и об использовании, о распределении дохода от целевого капитала за период 01.01.2016- 31.12.2016. - СПб: Фонд ЕУ в Санкт-Петербурге, 2017. 18 с.
21. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс): 11йр://минобрнауки. рф/документы/4106(Дата обращения 05.06.2017).
22. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс): 11йр://минобрнауки.рф/документы/4696(Дата обращения 05.06.2017).
23. Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект (рабочие материалы к Круглому столу в Государственной Думе ФС РФ) // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. №3.
24. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН,2016. 40 с.
25. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика// Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77.
26. Днепров Э.Д. Реформа высшей школы между «вчера» и «завтра». М.: Российская академия образования, 2016. 432 с.
27. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации на 2015- 2017 годы [Электронный ресурс):
1Шр://минобрнауки.рф/документы/4692(Дата обращения 05.06.2017).
28. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014- 2016 годы [Электронный ресурс):
11йр://минобрнауки.рф/документы/4693(Дата обращения 05.06.2017).
29. Жеребина О.Г. Профессиональные стандарты как основа для создания государственных образовательных стандартов и образовательных программ [Электронный ресурс). http://fa-kit.ru/niaindsp(Дата обращения 11.01.2017).
30. Жиркова 3. Стратегия управления развитием региональной системы образования методом инновационного проектирования. М.: Academia, 2015. 176 с.
31. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных парнерств: тенденции и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eatc.ru/rus/doc(Дата обращения 10.01.2017).
32. Завгородний А.В. Актуальные вопросы регулирования труда руководящих и педагогических работников образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации. СПб: Издательство СПбГУ, 2017. 488 с.
ЗЗ.Заирягаев С.А., Караваева Е В. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования. М.: Изд-во МГУ, 2007. 244 с.
34. Иванов О.В. Теория и мировая практика государственно-частного партнерства / О.В. Иванов. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2016. - 300 с.
35. Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 105-110.
36. Информационно-аналитические материалы по концепциям и
практическому использованию разработок по развитию различных форм и механизмов ГЧП в сфере высшего образования, реализованных в 2014-2015 гг. - М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2016. 48 с.
37. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство. Основные принципы финансирования / Э.Р. Йескомб. - М.: Альпина Паблишер, 2015. -464 с.
38. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 120 с.
33. Карной Мартин. Массовое высшее образование: триумф БРИК? М.: Высшая школа экономики, 2016. 528 с.
40. Карпухина Е.А. К анализу становления международных
стратегических альянсов в российском высшем образовании (о применяемых моделях и об особенностях оргпроектирования) // Российский экономический журнал. 2016. № 2. С. 70-81.
41. Колесникова К.И. Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России [Электронный ресурс] / К.И. Колесникова // Научный вестник Уральской академии госслужбы. - Режим доступа: vestnik.uapa.ru/ni/issue/08/03/16. (Дата обращения 09.01.2017).
42. Комментарий к Федеральному Закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Е. Гриценко, Д. Жмулина, Е. Килинкарова, Н. Шевелева; под ред. В. Попондопуло. - М.: Инфотропик Медиа,
2016. -348 с.
43. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consiiltant.ru/documents/cons. doc LAW 82134
(Дата обращения 09.01.2017).
44. Коровин Е. Кредитный риск проектов частно-государственного
партнерства и механизмы поддержки И Федеральные инструменты поддержки инвесторов [Электронный ресурс].
http://regionalistica.ru/project/investDroject/fedinstr(Дата обращение 10.01.2017).
45. Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 9. С. 19-27.
46. Кутузов В.М., Семенов Н.Н., Шестопалов М.Ю. Формы и методы взаимодействия вузов с рынком груда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России [Электронный ресурс] http://labourmarket.ru/conf3/viewtopic(Дата обращения: 11.01.2017).
47. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 3. С. 10-17.
48. Макарова Н.М. Труд в обществе знаний. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: УРСС, 2017. 168 с.
49. Махортов Е.А. Семченков А.С. Государственно-частное партнерство как форма отношений бизнеса и власти в России // Вестник Московского университета. Серия 12. 2007. № 6. С. 41-51.
50. Мелик-Еганов Г. Корпоративный университет// Директор-Инфо. 2012. № 25 [Электронный ресурс] http://directorinfo.ru/korp uni(Дата обращения: 11.01.2017).
51. Методика разработки профессиональных стандартов [Электронный ресурс], http://nark-rspp.ru. (Дата обращения 11.01.2017).
52. Михеев В. А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации // Проблемы формирования государственных политик в России. М.: Научный эксперт, 2016. С. 564.
53. Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / Н.К. Моисеева, ОН. Малютина, И.А. Москвина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 240 с.
54. Мочальников В.Н. Теория и практика государственно-частного партнерства / В.Н. Мочальников, М.Е. Анохина. - М.: Экономика, 2013. -606 с.
55. Мониторинг высшего образования РФ - 2015. М.: Рациональные резервы, 2016. 112 с.
56. Мониторинг высшего образования РФ - 2016. М.: Рациональные резервы, 2017. 138 с.
57. Мусина ГА. Государственно-частное партнерство как оптимальная модель взаимодействия предпринимательства и государства в современной России // Вестник ТИСБИ. 2016. № 4. С. 38-42.
58. Набойченко С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России. 2007. № Г С. 3-10.
59. Нижегородцев Р.М. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: мировой опыт и перспективы России / Р.М. Нижегородцев. - Кемерово: Сибирская издательская группа, 2012. - 482 с.
60. Новиков В С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. Ростов-на-Дону, 2009. 29 с.
61. Нуссбаум Марта. Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки. М.: Высшая школа экономики, 2017. 192 с.
62.06 итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год [Электронный ресурс]:
1Шр://минобрнауки,рф/документы/9754/файл/8948/отчетоб итогах деятельности МОН 2016. (Дата обращения: 05.06.2017).
бЗ.Особенков О М. Альянс государства и капитала. Монография / О М. Особенков, М.В. Щегорцов. - М.: Типография «Новости», 2011. - 328 с.
64.Отчет о реализации публичной декларации Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году [Электронный ресурс]: http://MHHo6pHavKH^/media/events/files/41d63877579dd96fc9c7.pdf(Дата обращения: 05.06.2017).
65.Отчет о реализации плана-графика Министерства образования и науки Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]:
http://MHHo6pHayKu.p(b/media/events/files/41 d227836417.pdfобращения: 05.06.2017).
66.Отчет о результатах самообследования СибГУ им. акад. М.Ф. Решетнева за 2016 год [Электронный ресурс]: http://www.sibsau.ru/sveden/document/Othet о samoobsledovanii 12 04 2017 pdf(Дата обращения: 05.06.2017).
67.Отчет о результатах самообследования СФУ за 2016 год [Электронный ресурс]: http://about.sfu-kras.ru/node/9648(Дата обращения: 05.06.2017).
68.Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год [Электронный ресурс]: 1Шр://минобрнауки.рф/ореп_тпн81гу/планы- деятельности2017(Дата обращения: 05.06.2017).
69.Отчет об итогах реализации ведомственного плана Министерства образования и науки Российской Федерации в 2016 году [Электронный ресурс]: ЬПрУ/минобрнауки.рф/ореппнтзЦу/отчет 2017(Дата
обращения: 05.06.2017).
70.Отчет фонда «Эндаумеит НГУ» - Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2016. 5 с.
71.Ортега-и-Гассет. Миссия университета. М.: Высшая школа экономики, 2016. 144 с.
72. План-график мероприятий Министерства образования и науки
Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования на 2016-2021 годы [Электронный ресурс]: 11Цр://минобрнауки.рф/документы/8323/файл/7686/ДЛ-2016 (Дата обращения: 05.06.2017).
73. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы [Электронный ресурс]: 11Цр://минобрнауки.рф/новости/7838/файл/7417/Plan MON па 2013-
18. pdf (Дата обращения: 05.06.2017).
74. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год [Электронный ресурс]: 1Шр://минобрнауки.рф/ media/events/files/41d636885d7cdb59814c.pdf (Дата обращения: 05.06.2017).
75. План реализации в 2014 году и в плановый период 2015-2016 годов Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Минобрнауки.рф/ документы/4700 (Дата обращения: 05.06.2017).
76. План реализации в 2014 году и в плановый период 2015-2016 годов Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013- 2020 годы [Электронный ресурс]: Минобрнауки.рф/документы/4697 Дата обращения: 05.06.2017).
77. Подлесных В И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада. Новые подходы и методы. М.: ИНФРА-М, 2017. 190 с.
78. Покровский НЕ. Трансформация университетов в условиях глобального рынка И Журнал социологи и социальной антропологии. 2014. Т.7. №4. С. 152-161.
79. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 «О федеральной
целевой программе развития образования на 2011-2015 гг» (в редакции от 25.12.2015). [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW 111328/ (Дата
обращения: 02.12.2016)
80. Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 (в редакции от
26.12.2016). [Электронный ресурс] «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014-2020 голы»». [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146773/ (Дата
обращения: 02.02.2016)
81. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 (в редакции от
02.02.2017) «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020гг» / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180188/ (Дата обращения: 20.12.2016)
82. Починок Н.Б. Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации с использованием механизмов государственно- частного партнерства / Н.Б. Починок, А.Н. Малолетко, М.В. Виноградова. - М.: Русайнс, 2016. 256 с.
83. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016 год [Электронный ресурс]: http://MHHo6pHayKH^/media/events/files/4 Id638816da6c6bd46dc.pdf(Дата обращения: 05.06.2017).
84. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Российской Федерации на 2017 год [Электронный ресурс]: http://MHHo6pHavKH.p0/media/events/files/41 d638817da7c6bd47dc.pdf (Дата обращения: 05.06.2017).
85. Риддингс Билл. Университет в руинах. М.: Высшая школа экономики,2015. 304 с.
86. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государствен но- частного партнерства в различных отраслях экономики // Рынок ценных бумаг. 2008. № 1. С. 50-55.
87. Розовски Генри. Университет. Руководство для владельца. М.: Высшая школа экономики, 2015. 328 с.
88. Романова И.Б. Формирование системы стратегического управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора экономии, наук. Ульяновск, 2007. 45 с.
89. Романова Г.М. Формирование корпоративной образовательной среды как формы частно-государственного партнерства / Г.М. Романова, А.В. Апухтин, Г.Д. Нубарян. - М.: Инфра-М, 2012. - 204 с.
ЭО.Рохлов М.Н. Особенности развития инновационных форм в системе «вуз-предприятие» при использовании дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] http://univessitys.rU/j/images/stories/nir/3/rohlov.pdf(Дата обращения: 11.01.2017).
91. Сабирова З.Э. Государственно-частное партнерство: Учебное пособие /
З.Э. Сабирова. - Уфа: БАГСУ, 2014. - 112 с.
92. Саванкова НЕ. Реализация проектов государственно-частного партнерства: зарубежный опыт и российская практика. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2009. 27 с.
93. Салми Джамиль. Создание университетов мирового уровня. М.: Весь Мир, 2016. 132 с.
94. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования [Электронный ресурс] http://prof.msu.ru/publ/omsk2/o50.htm(Дата обращения: 11.01.2017).
95. Солдаткин В.И. Международная сертификация образовательных программ и преподавателей // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития [Электронный ресурс], http://www.ict.edu.ru/vkonf. (Дата обращения: 10.01.2017).
96. Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М.: «Нестор Академик Паблишере», 2012. 256 с.
97. Субетто А.И. Региональные университеты как центры качества и
культуры [Электронный ресурс]
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120102.htm(Дата обращения 11.01.2017).
98. Трубченко Т.Г. Корпоратизация как приоритетное направление реформирования лесной отрасли // Известия Томского политехнического ун-та. 2016. Т. 309. № 4. С. 219-223.
99. Тараканова Е.В. Взаимодействие вуза и корпорации в условиях становления непрерывного корпоративного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени кандидата педагог, наук. Тюмень, 2008. 28 с.
100. Уварова А.А., Глушков С.А. Мировой опыт и перспективы использования ГЧП в России // Транспорт Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.rostransport.ru/analytics/uvarova(Дата обращения 10.01.2017).
101. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными усреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (Дата обращения: 02.02.2017)
102. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». - М.: Норматика, 2016. -46 с.
103. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 19 декабря 2016 года, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01 января 2017 года. - М.: Эксмо, 2017. - 224 с.
104. Федеральный закон «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» в редакции от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2017. - М.: Walters Kluwer,
2016. -68 с.
105. Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW,64939/ обращения: 02.02.2017)
106. Финансовый план использования, распределения дохода от
целевого капитала Специализированного фонда управления целевым капитатом для развития МГИМО на 2016 год. - М.: Спеииатизированный фонд управления целевым капиталом МГИМО, 2016. 3 с.
107. Финансовый план Специализированного фонда управления целевым капиталом развития Тюменского государственного университета на 2016 год. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. 4 с.
108. Частно-государственное партнерство при реализации
стратегических планов: практика и рекомендации. - СПб.:
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2016. 27 с.
109. Шелгунов А.И. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства, науки и бизнеса И Материалы научно- практической конференции «Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovbusiness.ru(Дата обращения 09.01.2017).
110. Щербак Е.Н. Платное образование в высших учебных заведениях России. М.: Юркомпани, 2016. 424 с.
111. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 58-68.
112. Ямщиков А.С. Механизмы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере на региональном уровне: монография /А.С. Ямщиков, И.Р. Руйга. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - 206 с.
113. Green Paper on Public Private Partnership and Community Law on
Public Contracts and Concession. Commission of the European Communities. Brussels, 30.04.04.
http ://w ww.ebrd. com/do wnloads/legal/concessions/green. pd f (Дата обращения: 11.01.2017).
114. Bult-Spiering M. Strategic Issues in Public Private Partnership: an International Perspective I M. Bult-Spiering, G. Dewulf. - London: Blackwell Publishing Ltd, 2006. - 234 p.
115. Guidelines for Successful Private Public Partnership H European Commission Directorate. General Regional Policy. March 2003. http://ec.europa.eu/regional policy/sources/docgener/guides/ppp. en.pdf(Дата обращения: 09.01.2017).
116. Delmon Jeffrey. Understanding Options for Public-Private Partnerships in Infrastructure, Sorting out the forest from the trees: ВОТ, DBFO, DCMF, concession, lease / Jeffrey Delmon // The World Bank, Finance Economics & Urban Department, Finance and Guarantees Unit, January 2010. - 73 p.
117. Private Public Partnership for Innovation: Policy Rationale, Trends and Issues. OECD, 10-12 December 2012. http://www.oecd.org/documents /25718007.pdf (Дата обращения: 09.01.2017).
118. Public Private Partnership: Financing a Common Wealth. - Washington, 2016. - 320 p.
119. Robinson Herbert. Governance and Knowledge Management for Public-Private Partnership / Herbert Robinson. - London: Wiley-Blackwell,2016. -247 p.
120. The Global Future of Higher Education and the Academic Profession: The BRICs and the United States. New York: High School of Economics,2017. 248 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ