Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование инструментов развития кластера по производству хлеба в региональных экономических системах

Работа №47651

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы139
Год сдачи2019
Стоимость5570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 9
1.1 Научные концепции кластерообразования и роль кластеров в региональных экономических
системах 9
1.2 Инструментарий развития кластеров в региональных экономических системах: методические
подходы 27
1.3 Российский и зарубежный опыт формирования и развития кластеров в экономике 34
2. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 46
2.1 Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития кластеров в РФ 46
2.2 Анализ и оценка инструментального обеспечения развития кластеров в региональных
экономических системах РФ (на примере кластера по производству хлеба в РТ) 55
2.3 Институциональные и экономические проблемы функционирования и развития кластера в регионе 94
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ПО ПРОИЗВОДСТВУ
ХЛЕБА В РТ 100
3.1 Совершенствование инструментов развития кластера по производству хлеба в Республике
Татарстан 100
3.2 Механизм формирования доверительных организационно-экономических отношений между
участниками кластера как важнейший инструмент развития кластеров 117
3.3 Апробация и внедрение результатов исследования 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 135


Актуальность темы исследования. В условиях усиления конкуренции на национальных рынках товаров, труда и капитала экономическим приоритетом для субъектов РФ становится повышение конкурентоспособности региональных хозяйств. Растет актуальность развития теоретических концепции, позволяющих обосновать и реализовать эффективные формы территориальной организации экономики и конкурентные стратегии социально-экономического развития регионов.
Кластерная концепция проявила себя в качестве одной из наиболее эффективных форм структурной организации отношений во внутренней среде региона, в экономической теории и практике регионального развития кластерный подход утвердился, как один из доминирующих подходов.
Эффективность от кластерного подхода в различных отраслях экономики достигается за счет использования географической локализации взаимосвязанных компаний и объединения усилий бизнеса, правительства и науки. Кластерная форма территориальной организации экономики позволяет увеличить производительность труда и эффективность производства, снизить трансакционные издержки, стимулировать инновации.
Концепция кластера представляет новую точку зрения на развитие национальной и региональной экономики и считается одним из наиболее значимых факторов конкурентоспособности региона на современном этапе. Кластер обладает эффектами не присущими другим формам пространственной организации производства, в их
числе синергетический эффект, социальный капитал, государственно - частное партнерство и др., которые в совокупности придают ему дополнительную конкурентоспособность. Кластерный подход является составной частью теории пространственной организации производства. Феномен кластера становится ключевым компонентом экономического развития стран и регионов. В США, Великобритании, Франции, Г ермании и в
других развитых странах, более половины объема промышленной продукции производится и экспортируется через кластеры.
Несмотря на большое количество исследований, теоретические и методические проблемы формирования кластеров, как фактора повышения конкурентоспособности региона, до сих пор изучены недостаточно. Дальнейшее формирование и развитие кластерных объединений требует совершенствования известных и изыскания новых инструментов развития, адаптированных к условиям возрастания межрегиональной конкуренции, а также к условиям превращения инновационных нематериальных активов и человеческого капитала в ключевые факторы современного развития. Все это обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Исследованию кластеризации, как концепции усиления конкурентоспособности регионов, посвящены работы многих ученых. Первым исследовавшим эти проблемы был А. Маршалл. Ученый рассмотрел промышленные районы как экономические агломераций. В дальнейшем эти подходы были развиты И. Шумпетером, Ф. Перру и М. Пайори. Среди авторов, которые сделали значительный вклад в развитие теории кластеров, следует отметить М. Портера, который является автором современной теории кластеризации, а также М. Энрайта, Б. Люндвала, Т. Ройланда, Д. Хайкенса. Необходимо выделить работы М. Дюмонта и М. Монфорта по исследованию методов выявления экономических кластеров, М. Беста, который изучал создание новых конкурентных институтов, И. Фезера о степени влиянии кластеров на инновационный потенциал регионов, Б. Левера и Ф. Шреера которые рассматривали кластеры через инновации, К. Надви и С. Розенфельда по развитию сетевых структур кластера в экономике.
Однако вышеуказанные подходы носили в большей степени описательный характер, который основан на качественных характеристиках.
В Российской Федерации интерес к проблемам конкурентоспособности региона появился в начале 1990 г., это связано с переходом на рыночный путь развития. Среди работ последнего десятилетия, где отражены региональные аспекты кластеризации, можно выделить работы А. Г ранберга по комплексным региональным исследованиям, К. Г усеевой по вопросам инвестиционной привлекательности региона, А.З. Селезнева, Р.И. Шнипера по проблемам конкурентоспособности региона, М.Гельвановского, В.И. Парахиной по вопросам методологических аспектов конкурентоспособности, О.В. Морошкиной и JI.H. Сафиуллина по вопросам источников конкурентных преимуществ, В.Андреева, который изучал ценовые аспекты региональной конкурентоспособности, A.A. Миграняна, который рассматривал аспекты формирования кластеров в странах с переходной экономикой. Изучение конкурентного потенциала регионов, где требуется высокая производительность, было выполнено Г. Азоевым, Ю.Кормновым, Н.Спиридоновым и др.
Цель и задачи исследования. Целью магистерской работы является концептуальное исследование инструментального обеспечения развития кластеров и разработка механизма его совершенствования в региональных экономических системах современной России.
Реализация поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
- уточнение понятия кластер, обозначение места и роли кластеризации в региональной экономической системе;
- оценка действующих инструментов развития кластера;
- поиск методов совершенствования инструментов развития кластера в экономике региона;
- разработка механизма установления доверительных отношений между участниками кластера.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс возникновения и развития кластера в экономической системе Татарстана на современном этапе развития РФ.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения и механизмы хозяйствования, где реализуются инструментальные возможности развития кластеров.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании инструментов развития кластера путем разработки механизма формирования доверительных организационно-экономических отношений между участниками кластера, позволяющего повысить устойчивость связей внутри кластера.
Реализация данного подхода позволила получить целый ряд основных научных результатов:
- Развиты теоретические концепции кластерной организации экономики благодаря определению эволюции научных концепции образования кластера. Уточнено экономическое содержание понятий «кластер».
- Исследованы и систематизированы существующие в России инструменты развития кластеров в региональных экономических системах.
- Рассмотрены и проанализированы инструменты развития кластера в рамках региональной экономической системы Татарстана (на примере кластера по производству хлеба). Определены сильные и слабые стороны кластера по производству хлеба в РТ.
- Разработан проект виртуальной платформы кластерного взаимодействия, содействующий развитию коммуникаций между участниками различных кластерных образований. Данный инструмент обеспечивает единый онлайн-доступ к информационным, правовым, аналитическим и иным ресурсам кластерного развития.
- Выдвинуто предложение о совершенствовании инструментария государственной поддержки кластера, заключающееся в определении порядка формирования заявки в адрес Минпромторга РФ и наглядно представлена модель для включения кластера по производству хлеба в реестр промышленных кластеров РФ.
- Спроектирована модель эффективной внутрикластерной кооперации промышленного сектора и научно-образовательной среды, в рамках которой предложена совместная профориентационная работа и разработка образовательных программ, внедрение систем целевого обучения, программа содействия трудоустройству выпускников и пр.
- Для активизации сотрудничества между представителями власти и делового сообщества, укрепления существующих деловых связей, создания платформы для делового общения представителей предприятий, разработан проект международной площадки делового общения «Деловая площадка- платформа в г. Елабуга в области производства хлеба»
- Разработан и предложен для внедрения проект применения коллективного бренда «Хлеб Республики Татарстан». Использование вышеуказанного метода даст возможность участникам кластера получить преимущества: репутация, доверие потребителей и знак качества. Также, появится шанс оптимизировать маркетинговый бюджет, сократив затраты.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения диссертационной работы были опубликованы в научных журналах. Всего по теме диссертации опубликовано 4 работы, в том числе одна работа опубликована в издании, рекомендованной ВАК РФ.
Материалы исследования были использованы при разработке мероприятий по взаимодействию кластера по производству хлеба в РТ и научно-образовательной среды; при проведении рабочей встречи государственных органов власти, ведущих специалистов кластера по производству хлеба в РТ, предприятий по производству хлеба и образовательных учреждений. Также руководство управляющей компании кластера по производству хлеба приняло к сведению для практического использования, предложенные автором фирменный знак торговой марки «Хлеб Республики Татарстан» и механизм по формированию доверительных
организационно-экономических отношений как важнейший инструмент развития кластеров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный уровень развития региональной экономики предполагает повышение эффективности работы каждого вовлеченного в процесс производства элемента социально-экономической системы. Эпоха экстенсивного экономического роста, опиравшегося на использование незадействованных производственных мощностей отечественных предприятий, относительно небольшую стоимость рабочей силы и благоприятную рыночную конъюнктуру сменяется эпохой острой конкурентной борьбы, в условиях которой конкурентоспособность обеспечивается инновациями, повышением эффективности и производительности труда. Это диктует необходимость поиска и применения на практике новых инструментов, методов и форм регулирования взаимоотношений данных элементов, способных обеспечить конкурентное лидерство и инновационный рост в рамках национального и международного экономического пространства.
Зарубежные и отечественные авторы теоретическим и эмпирическим путем доказали, что появление феномена «кластер» в экономике региона является прогрессивной формой организации процесса воспроизводства и направлена на формирование конкурентных преимуществ региональной экономики. Таким образом, государству и управлению на региональном уровне необходимо направить усилия на применении эффективных экономических инструментов стимулирования развития кластеров.
Кластерный подход отвечает за идею роста конкурентоспособности территории, что проявляется в ориентации инвесторов на те территориальные хозяйства, где уже имеются сложившиеся кластеры либо заложено начало для их возникновения. В данной работе представлены главные пути влияния кластеров на возникновение конкурентных преимуществ в региональной экономической системе, среди которых:
— увеличение инвестиционной привлекательности ключевых для региона сфер и отраслей деятельности;
- повышение деловой активности бизнес-структур;
- активизация привлечения и роста прямых отечественных и зарубежных инвестиций.
При оценке формирования новых конкурентных преимуществ, необходимо учитывать и вторичные эффекты: повышение спроса на объем продукции и услуг, которые предлагаются организациями Республики Татарстан; прирост валового регионального продукта и занятости населения в регионе; мультипликативный экономический эффект межотраслевого взаимодействия; увеличение доходов населения и др.
Для развития кластеров в регионе необходимо наличие «нулевого» цикла, где возникают предпосылки и общие условия для создания будущих кластеров, которая, в свою очередь, определяет потребности в инструментальном обеспечении кластерного развития. Обобщение
результатов анализа комплекса инструментов развития кластеров дает возможность понять ограничения процесса разработки данного комплекса в экономике региона Российской Федерации:
- преобладание сырьевой политики, слабый инновационный потенциал отечественной промышленности;
- низкие темпы распространения кластерных технологий в современной отечественной экономике;
- недостаточная прозрачность взаимодействия кластеров с экономикой региона;
- социально-культурные особенности современной отечественной экономики, которые связана с низким уровнем экономического доверия;
- отсутствие прочных связей среди реального сектора кластера с научно-образовательной средой;
- институциональный дисбаланс в экономике региона (слабость научных-исследовательских институтов и малого предпринимательства) и т. д.
В совершенствовании инструментов развития кластеров особое место занимает создание инфраструктурной платформы кластерного взаимодействия и сотрудничества, так как слабость связей внутри кластера является главной причиной распада и низкой эффективности работы множества кластеров. Исходя из этого, в работе предложен проект виртуальной платформы кластерного взаимодействия, которую можно представить в виде online-площадки сотрудничества участников кластерного сообщества, государства и научно-образовательного системы. Целью создания виртуальной сети является расширение коммуникационных связей, обмен успешным опытом, продвижение ноу-хау, обмен информацией между участниками кластерных отношений, учет и мониторинг развития кластеров в территориальном образовании со стороны государства и УК кластера, как внутри кластера, так и во внешней среде.
Во время анализа процесса возникновения кластера было установлено, что для сокращения отставания от общероссийского кластерного развития кластеру по производству хлеба в Республики Татарстан необходим комплекс государственной финансовой поддержки. После анализа возможных путей ее получения выявлено, что это возможно после вступления в реестр промышленных кластеров РФ. В связи с этим, разработана модель включения кластера производства хлеба в реестр промышленных кластеров РФ и порядок формирования заявки в адрес Минпромторга РФ. Данная процедура откроет перед кластером новые потоки финансовой поддержки и переместить его на новый этап экономического развития.
На пути совершенствования инструментария развития кластера в качестве важной точки можно обозначить применение комплексной модели сотрудничества кластера с образовательной системой. Отсутствие связи между ними не дает возможность дальнейшего ее развития. У кластера есть острая потребность в компетентном в индустрии производства хлеба персонале, решить данную проблему можно благодаря активному сотрудничеству и налаживанию путей общения среди организаций кластера с научно-образовательной средой, на что и направлена предложенная нами модель.
Для активизации сотрудничества между представителями власти и делового сообщества, укрепления существующих деловых связей, создания платформы для делового общения представителей предприятий, разработан проект международную площадку делового общения «Деловая площадка- платформа в г. Елабуга в области производства хлеба»
Основная идей платформы - создание условий для делового общения и обсуждения вопросов, связанных с модернизацией отрасли, путем внедрения новых технологий и инновационных решений.
С недавних пор, в системе технической поддержки развития кластеров появился такой инструмент как коллективный (зонтичный) бренд. В связи с этим, мы предлагаем объединить всю выпускаемую участниками кластера производства хлеба Татарстана продукцию под зонтичным брендом «Хлеб Республики Татарстан. Использование коллективного бренда даст возможность участникам кластера получить преимущества: репутация, доверие потребителей и знак качества. Также, зонтичный бренд даст возможность оптимизировать маркетинговый бюджет, сократив затраты. Для многих компаний кластера, которые задумываются о расширении бизнеса, этот фактор будет иметь существенное значение.
Для достижения доверительных отношений в кластере нами предложены следующие инструменты в качестве усиления доверия между участниками кластера в экономике Татарстана:
- Методы взаимо-кредитования предприятий внутри кластера;
- Создание новой экономической мысли в региона с помощью разработки собственного проекта региона по развитию экономической культуры, которая формируется внутри ГЧП;
- Создание формы стратегического контракта управляющего предприятиия в кластере с органами управления территорий;
- Применение метода оценки доверительных отношений между партнерами посредством рейтингового анализа.
Продемонстрировали апробацию и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и методические положения диссертационной работы были опубликованы в научных журналах. Всего по теме диссертации опубликовано 4 работы, в том числе одна работа опубликована в издании, рекомендованной ВАК РФ.
Материалы исследования были использованы при разработке мероприятий по взаимодействию кластера по производству хлеба в РТ и научно-образовательной среды; при проведении рабочей встречи государственных органов власти, ведущих специалистов кластера по производству хлеба в РТ, предприятий по производству хлеба и образовательных учреждений. Также руководство управляющей компании кластера по производству хлеба приняло к сведению для практического использования предложенные автором фирменный знак торговой марки «Хлеб Республики Татарстан» и механизм по формированию доверительных организационно-экономических отношений как важнейший инструмент развития кластеров.
Таким образом, обобщим систему предложенных в рамках данной работы мероприятий по совершенствованию инструментария кластерного развития, и сделаем вывод о том, что применение на практической деятельности предложенного механизма развития кластеров даст возможность значительно повысить эффективность региональных социально-экономических систем и конкурентного развития участников кластера в рамках отечественного и мирового геоэкономического пространства.


1. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
2. Агафонова Т.В. Стратегия кластера: сист. подход // Экон.наука в совр. РФ. - 2017. - №4. - С. 66-85.
3. Агранов А.М. Перспективы развития кластерной политики: Промышленный кластер Москвы и Московской области // Теория и практика сервиса: экономика, социал. сфера, технологии. - 2016. - №2. - С.178-191.
4. Акатьев В. П. Возникновение промышленных кластеров в регионе / В. П.Акатьев, М. Б.Алексеева, В. Ф. Богачев и др.; под ред. В. Ф. Богачева, А. Г. Столбова. - СПб.: Инфо- да, 2016. - 254 с.
5. Афонин А.С. Кластер как новый полюс роста экономики региона // Вестн. ЮР-ГТУ (НПИ). Сер. Соц-экон. науки. - 2015. - №2. - С. 187-205.
6. Багаутдинова Н.Г. Создание промышленных кластеров на базе инновационных компаний // Экономика и управление. - 2017. - №1. - С. 5355.
7. Баумгартен Л.В. Анализ механизма повышения конкурентоспособности региона // Кластеры в России и за рубежом. Научно - практический журнал. - 2015. - С. 458.
8. Богатырев В.А., Богатырев С.В., Богатырев А.В.
Оптимизирование кластеризации в регионе// Науч.-техн. вестн. СПб ГУ ИТМО. - 2017. - №2. - С. 337.
9. Богданова О.В., Никонорова О.С. Теоретические и практические аспекты возникновения аграрного кластера // Российское предпринимательство. - 2017. - № 19 (217). - с. 155.
10. Бойцов А.С., Костяев А.И. Вопросы возникновения теории кластеров в регионе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - №11. - С. 31-52.
11. Бубнов А.И. Сравнительный анализ кластерных подходов // Микроэкономика. - 2018. - №1. - С. 155-158.
12. Бочкова Е. В. Нормативно-правовой механизм возникновения кластерных подходов в РФ // Вестник КрасГАУ. 2013. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoy-mehanizm-formirovaniya- klastemyh-struktur-v-rossii (дата обращения: 28.11.2018).
13. Вагин С.Г. Возникновение конкурентных преимуществ в экономики региона // Конкуренция на российских рынках: теория, методология, практика. Международная научно-практическая конференция 28-29.09.2006. - Ставрополь: АРГУС, 2016. - с. 5-11.
14. Важенин, С.Т. Конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. - 2014. - №4. - с. 44-64.
15. Вардапетян В.В. Экономические факторы развития кластеров в РФ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / Акад. нар. хозяйства при Правительстве РФ. - М., 2015. с. 28-38.
16. Вебер А. Теория размещения кластеров. Л., М.: Книга, 1926.
17. Волков В.И., Малицкая Е.А. Кластер как инструмент повышения конкурентных преимуществ в мире//Самоуправление. - 2017. -№ 10. - С. 1517.
18. Гаврилов А.В. Модель кластерных структур промышленных предприятий // Экон. науки. - 2016. - №5. - С. 106-109.
19. Газимагомедов Р.К. Современная региональная кластерная политика/ Науч. рук.: Кондратьев В.Б.; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 2016. - 315 с..
20. Гасанов М.А., Канов В.И. Кластер как новый институт конкурентоспособности региона // Вестник Томского гос. университета. Сер.: Экономика. 2013. № 4 (24).
21. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Спиридонов С.П., Саталкина Н.И. Экономический анализ деятельности организации // Учебное пособие. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2018. - 160 с.
22. Дементьева B.C. Предприятия в системе кластеров: пути создания и результативность функционирования // Казанская наука. - 2016. - №3. - С. 159.
23. Дементьева B.C. Аспекты возникновения агропромышленного кластера региона // Казанская наука. - 2016. - №5. - С. 44-50.
24. Денисова И.Н. Построение регионального бизнес-кластера. // Рос. предпринимательство. - 2017. - №7, Вып. 1. - С. 154.
25. Дубовик М.В. Кластеры как метод решения проблемы неравномерности регионального развития // Вестн. экон. интеграции. - 2015. - Т. 1, №11/12. - С. 117-122.
26. Дырднова А.Н. Методические подходы к выявлению и оценке кластеров в экономике региона // Регион. экономика: теория и практика. -
2016. - №28. - С. 25-32.
27. Екимова К.В., Федина Е.В., Наумов А.В. Стадии жизненного цикла кластера и виды государственной поддержки// Рос. предпринимательство. -
2017. - № 5, Вып. 3. - С. 20-25.
28. Еськов А.Л., Ковалевская О.С. Разработка метода управления кластером // Бизнесинформ. - 2016. - № 3(2). - С. 73-77.
29. Жихаревич Б.С. Определение ключевой специализации хозяйственного комплекса города // Основы территориального стратегического планирования на принципах широкого общественного участия. - СПб,2017 - 545 с.
30. Катуков, Д.Д. Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Развитие кластерных взаимодействий / Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН, 2016. - 455 с.
31. Киселев А.Н., Куценко Е.С., Карнаух А.П. Вопросы приоритетных направлений для формирования кластеров // Отраслевые рынки. - 2017. - №12 (25) (Январь-Апрель).
32. Кичигина И.С. Кластеры в формировании конкурентных преимуществ у субъектов малого предпринимательства// Рос.
предпринимательство. - 2016. - №5, вып. 2. - С. 444.
33. Киселев И.С. Конкурентные и партнерские отношения между предприятиями в кластере: монография /. - СПб,: СПбГИЭУ, 2017. - 253 с.
34. Конов Н.А. Развитие текстильного кластера // Наука и экономика. - 2016. - №4. - С. 33.
35. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию туристский кластер // Вестн. Рос. Г ос. ун-та им. И. Канта.
- Калининград, 2016. - №1. - С. 70-75.
36. Кураленко О.Г. Вопросы инновационного развития кластерных систем // Молодой ученый. - 2017. - №10. - Т.1. - С. 130.
37. Марков, Л.С. Теоретико-методологические основы кластеризации: монография / под ред. Н.И. Суслова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015.
- С. 79.
38. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Метод анализа кластерного подхода. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
39. Меньшенина И.Г. Кластерообразование в экономике региона. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.
40. Самострокова Е. С. Классификация кластеров в регионе // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/archive/36/4094/ (дата обращения: 24.11.2018).
41. Сизов В.В. Роль кластеризации в формировании экономической политики. Теоретические и практические аспекты. Монография. Томск, Изд- во ТГПУ, 2018 - С. 355.
42. Третьяк В.П. Кластеры предприятий как форма квазиинтеграции. Электронный ресурс: www.znanie.org/FLG/Tretyak/Prezen21_10.ppt;
43. Хасанов Р.Х. Синергетический эффект кластера.//Проблемы современной экономики. - 2016.- №3(31) - С. 132.
44. Чернова Жанна Борисовна Эволюция концепции образования
кластеров // Экономический журнал. 2014. №3 (35). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/evolyutsiya-kontseptsiy-obrazovaniya-klasterov (дата обращения: 16.12.2018).
45. Шамлина Г.Г., Гагарин А.И. Кластеры в экономике РФ // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 6 (63).
46. Шнипер Р.И.Кластеры: диагностика и прогнозирование / отв.ред. В.В. Кулешов ; ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2016. - 135 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ