Введение
1. Экономическая сущность расходов основной деятельности коммерческой организации, значение их учета, контроля и анализа 7
1.1 Экономическое содержание расходов основной деятельности предприятия 7
1.2 Значение учета, контроля и анализа расходов предприятия 19
2. Бухгалтерский учет расходов основной и дополнительной деятельности 32
2.1 Учет затрат сырья и материалов на основное производство 32
2.2 Учет труда и заработной платы 38
2.3 Учет расходов по содержанию и управлению предприятием 49
2.4. Возможности управленческого учета расходов основной деятельности 54
3. Анализ и контроль расходов основной деятельности предприятия 63
3.1 Комплексный анализ затрат на производство продукции 63
3.2 Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли 67
3.3 Определение факторов оптимизации затрат предприятия и использование
маржинального анализа 73
Заключение 84
Список использованных источников
В современной рыночной экономике, любому предприятию необходимо постоянно проводить учет и анализ затрат своей деятельности для принятия управленческих решений.
Под расходами предприятия подразумевают затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств.
Расходы признаются на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям доходов.
Главная цель учета и анализа расходов заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.
Для учета расходов используются классификации по различным принципам. В бухгалтерском учете расходы предприятия подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, которые связаны с производством и реализацией товаров, покупкой и реализацией продукции, оказанием услуг и исполнением работ.
Прочие расходы в бухгалтерском учете это произведенные в интересах компании затраты, не относящиеся к тем видам деятельности, которые указаны в выписке из ЕГРЮЛ, но влияющие на получение фактической прибыли.
Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, - это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.
Синтетический и аналитический учет расходов предполагает их отражение на счетах учета по правилам формирования базы данных посредством использования регламентированного плана счетов и согласно первичной документации предприятия.
Расходы в бухгалтерском учете соответствуют и оцениваются по величине сокращения выгод предприятия с экономической точки зрения и классифицируются как результат снижения активов и роста долговых обязательств. Это явление влечет сокращение капитала, но в то же время служит фундаментом для развития предприятия, если подходить к вложениям взвешенно и разумно.
Целью работы является исследование теоретических и практических основ учёта, контроля и анализа основных расходов коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание расходов основной деятельности предприятия;
- определить значение учета, контроля и анализа расходов предприятия;
- рассмотреть особенности учета затрат сырья и материалов на основное производство;
- рассмотреть особенности учета труда и заработной платы;
- охарактеризовать особенности учета расходов по содержанию и управлению предприятием;
- рассмотреть возможности управленческого учета расходов основной деятельности;
- произвести комплексный анализ затрат на производство продукции;
- проанализировать взаимосвязь себестоимости, объёма продукции и прибыли;
- определить факторы оптимизации затрат предприятия и использование маржинального анализа.
Объектом исследования в данной работе выступает действующая система учета, контроля и анализа основных расходов коммерческой организации.
Предметом исследования выступает совершенствование действующей на предприятии системы учета, контроля и анализа основных расходов коммерческой организации.
В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Теоретической и методологической основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены вопросам бухгалтерского учета расходов предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы.
В главе 1 раскрыта экономическая сущность расходов основной деятельности коммерческой организации, значение их учета, контроля и анализа. В главе 2 рассмотрен бухгалтерский учет расходов основной и дополнительной деятельности предприятия. И в заключительной третьей главе осуществлен анализ и контроль расходов основной деятельности предприятия.
В заключение выпускной квалификационной работы отражены основные выводы по результатам исследования.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг являются одной из основных и наиболее сложных проблем теории и практики бухгалтерского учета. Производственный учет непосредственно связан со всеми отделами бухгалтерии, большинством подразделений и видов деятельности организации, с нормированием и планированием затрат, исчислением промежуточных и конечных результатов хозяйствования, контролем за экономичностью производства и сбыта. Данные производственного учета широко используются в управлении, прогнозировании экономических показателей, определении стратегических целей развития организации, оценке эффективности предпринимательских решений.
ООО «ПЖКХ» является современной организацией, представляющее собой комбинацию различных видов производственной и непроизводственной деятельности. Для отражения затрат, которые напрямую относятся к производству какой-либо продукции Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 25 «Общепроизводственные расходы». Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначается счет 26 «Общехозяйственные расходы». В отличие от распределения общепроизводственных расходов, общехозяйственные затраты на счете 26, в большинстве случаев, не делятся с точки зрения аналитического учета по различным структурам организации.
В практической части данного исследования нами проводился анализ практического опыта учета, анализа и контроля производственных расходов на примере ООО «ПЖКХ». Материальные затраты в составе себестоимости услуг ООО «ПЖКХ» занимают наибольший удельный вес. Поэтому правильный учет и строгий контроль за их осуществлением обеспечивают достоверность данных о себестоимости услуг и способствуют ее снижению.
В составе затрат на производство ООО «ПЖКХ» учитываются затраты по обычным видам деятельности.
При этом затраты в зависимости от характера затрат и их отношения к процессу производства учитываются в составе затрат:
- основного производства - производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной Общества;
- общехозяйственных затрат - затрат для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ООО «ПЖКХ» ведется в ведомостях учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов, которые составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц.
Расходы по управлению организацией являются весомой величиной в себестоимости товаров, работ, изделий, услуг. Общехозяйственные расходы являются суммовым отражением управленческих расходов.
В соответствии с учетной политикой организации учет расходов по управлению организацией ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 26 «Общехозяйственные расходы» на отчетную дату сальдо не имеет. Учет расходов по управлению организацией строится по автоматизированной форме. Аналитический учет должен вестись в тесной взаимосвязи с синтетическим учетом затрат на производство. Так как ООО «ПЖКХ» использует программу «1C: Бухгалтерия», то учет расходов ведется в регистре учета общехозяйственных расходов. Данный регистр составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц. По окончании месяца расходы по управлению организацией распределяют и списывают на счета затрат основного производства, также как и расходы по обслуживанию производства.
По результатам исследования темы ВКР сформулируем некоторые рекомендации по улучшению организации учета в ООО «ПЖКХ». В основном они сводятся к использованию элементов управленческого учета.
Во-первых, необходима организация автоматизированной постановки ключевых показателей эффективности (далее-КПЭ) для каждого центра финансовой ответственности и учета выполнения данных показателей.
Предприятие сможет добиться следующих результатов от разработки количественных показателей эффективности в ООО «ПЖКХ»:
- роста эффективности деятельности посредством управления результативностью и экономичностью деятельности;
- достоверной отчетности об эффективности работы отдельных менеджеров, проектов, подразделений и бизнес-единиц;
- создания формализованной стратегии деятельности;
- описания ключевых факторов реализации стратегии — объективной оценки успешности деятельности;
- доведения системы КПЭ до каждого специалиста;
- создания грамотной экономической модели — реализации системы прогнозирования и планирования;
- внедрения инновационной методики планирования — ориентации на поставленные цели, а не на достигнутые значения;
- формирования допустимых и недопустимых показателей для персонала;
- сбора, расчета и вывода ключевых показателей деятельности в автоматизированном режиме;
- интеграции с другими информационными системами заказчика;
- настройки кокпитов (информативных панелей управления) для каждого руководителя;
- возможности внесения изменений в электронную модель организационной структуры с доведением нововведений до персонала.
Во-вторых, в связи с тем, что ООО «ПЖКХ» специализируется по всей республике, следует, что организация имеет большие массивы финансовых моделей, поэтому возникают затруднения с использованием стандартных про¬грамм, таких как Excel: требуемые корректировки финансовых моделей выполняются сложно и долго.
Предложение заключается в следующем: внедрить специальное программное обеспечение, которое могло бы выполнять весь спектр аналитических решений, и имела связь с облачными платформами для более быстрой внутри-фирменной коммуникации. Одним из важнейших критериев выбора такого программного обеспечения является скорость внедрения в организацию.
Одним из вариантов выбора на рынке является компания Anaplan, способная в сжатый срок внедрить в организацию свою систему. Выбранная система обеспечивает высокую скорость пересчета модели и практически все достоинства, которые присутствуют в Excel:
- справочники легко пополнять, строки и столбцы таблиц переименовывать, а расчетные формулы редактировать при наличии соответствующих прав доступа; при этом язык формул достаточно прост; - пользователь может видеть формулы, по которым рассчитаны значения, и углубиться в расчет до исходных данных;
- представления (группировки, фильтры) бюджетных таблиц можно настроить под конкретного пользователя, используя механизм, похожий на сводные таблицы Excel. Данная система предоставляет гибкие возможности формирования отчетов, визуализации данных (графики, диаграммы) и интеграцию с Excel для тех, кому удобнее делать это в привычном интерфейсе.
В-третьих, можно предложить для ООО «ПЖКХ» внедрение системы директ-костинга. Директ-костинг позволит руководству ООО «ПЖКХ»:
- обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;
- выявить услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их реализацию, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных услуг и видов работ;
- быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
В целом, предприятие, к сожалению, не ведет калькуляционные расчеты, так как цены покупки и продажи устанавливает Федеральная служба по тарифам. Исходя из этих цен, Общество заключает договор со своими клиентами.
Прибыль возникает, в основном, от снабженческо-сбытовой надбавки, которая представляет собой разницу цены реализации и договорной цены. Существенному росту финансовых результатов деятельности ООО «ПЖКХ» способствовала бы переработка отходов в изделия, пользующиеся спросом. Превращение отходов ЖКХ в доходы - один из прибыльных видов бизнеса на Западе. У нас работы в этом направлении только разворачиваются.