ОЦЕНОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 7
1.1 Теоретические подходы к исследованию ментальной репрезентации ...1
1.2 Ментальная репрезентация психических состояний и их оценочные
характеристики 17
1.3 Когнитивные основания ментальных репрезентаций психических состояний 23
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МЕДИТАЦИИ НА ДИНАМИКУ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Диагностика оценочных характеристик ментальных репрезентаций. 32
2.3. Влияние медитации на динамику оценочных характеристик ментальных
репрезентаций 34
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 38
3.1 Организация и методика исследования 38
3.2 Взаимосвязь когнитивных процессов и оценочных характеристик
ментальных репрезентаций 40
3.3 Взаимосвязь интеллектуальных свойств личности и оценочных
характеристик ментальных репрезентаций психических состояний 44
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 7
1.1 Теоретические подходы к исследованию ментальной репрезентации ...1
1.2 Ментальная репрезентация психических состояний и их оценочные
характеристики 17
1.3 Когнитивные основания ментальных репрезентаций психических состояний 23
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МЕДИТАЦИИ НА ДИНАМИКУ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ 28
2.1 Организация и методика исследования 28
2.2 Диагностика оценочных характеристик ментальных репрезентаций. 32
2.3. Влияние медитации на динамику оценочных характеристик ментальных
репрезентаций 34
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ ОЦЕНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 38
3.1 Организация и методика исследования 38
3.2 Взаимосвязь когнитивных процессов и оценочных характеристик
ментальных репрезентаций 40
3.3 Взаимосвязь интеллектуальных свойств личности и оценочных
характеристик ментальных репрезентаций психических состояний 44
Выводы 52
Заключение 53
Список литературы
Актуальность. Несмотря на особый интерес к заявленной теме исследования, многие стороны до сих пор не изучены, отсутствует единое представление о формировании репрезентаций, их влиянии на прочие психические процессы, связи с поведением, с когнитивной, интеллектуальной сферой, в исследованиях не рассматриваются оценочный, ассоциативный, образный уровни ментальных репрезентаций. Это вполне объяснимо и закономерно, поскольку на данный момент нет специальных методов изучения ментальных репрезентаций. Французский когнитивный психолог Ж.Ф. Ришар утверждал, что содержание репрезентаций зависит от условий и целей деятельности. Таким образом, трудность в исследовании прослеживается в том, что переработка данных зависит от опыта отражающего субъекта.
При изучении репрезентаций на основе теоретических позиций выделяют два ключевых подхода:
- анализ динамики взаимодействия;
- исследование структуры как результата и условия взаимодействия.
Второй подход к рассмотрению ментальных репрезентаций наиболее характерен для отечественной психологии. Большинство исследователей по заявленной проблеме изучают репрезентацию как результат влияния стимулов, как субъективное описание имеющего опыта. Эти исследования реализовываются благодаря психосемантическим методам. В рамках данного направления трактовка выделяемых структур способствует рассмотрению способов осмысления мира человеком [Петренко В.Ф. 2005 г.]
Зарубежная психология делает акцент на изучение появления, создания ментальных репрезентаций, их процессуального и динамического аспектов. В настоящий момент зачастую в когнитивных исследованиях используются методы нейрофизиологии и нейропсихологии. То же касается
и проблемы ментальных репрезентаций: происходит фиксирование влияния некоторых стимулов на части анализатора в ходе определенных познавательных процессов.
Таким образом, на данный момент проблема ментальных репрезентаций психических состояний представляет собой одну из самых сложных и актуальных. Она является широким полем для проведения анализа. На формирование репрезентации оказывает влияние большое число факторов, которые следует учесть, однако нельзя однозначно разделить их воздействие, что является одной из ключевых трудностей, с которыми сталкиваются экспериментаторы. Вопрос, что и как именно влияет, также не изучен до конца. Не существует единой модели ментальных репрезентаций и общей трактовки этой проблемы исследователями. До сих пор уровни ментальных репрезентаций (образный, понятийный, оценочный и т.д.) выходят за рамки исследования. Также не решен вопрос о том, с чего начинается их формирование. Отсутствие специальных методов исследования является следствием специфичности и многогранности проблемы.
Объект исследования: ментальные репрезентации психических состояний.
Предмет исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний.
Гипотеза исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов обладают как вариативными, так и инвариантными (устойчивыми) характеристиками. Существует специфика влияния медитации, а также уровня выраженности и особенностей проявления когнитивных процессов и свойств на оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
Цель исследования: выявить влияние медитации, когнитивных процессов и свойств на оценочный уровень ментальных репрезентаций психических состояний.
Поставленная в работе цель конкретизуется в следующих основных задачах:
1. Теоретически обосновать необходимость изучения оценочных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
2. Экспериментально и эмпирически исследовать феноменологию ментальных репрезентаций психических состояний, установив вариативные и инвариантные их составляющие.
3. Выделить характеристики ментальных репрезентаций
психических состояний, меняющиеся под воздействием медитации.
4. Выявить влияние когнитивных процессов на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний студентов.
5. Установить характер влияния интеллектуальных свойств личности на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний.
Методика исследования: Для проведения исследования использовалась методика семантического дифференциала (в модификации В.Ф. Петренко);
Были использованы когнитивные методики: восприятие времени (1 минута), восприятие пространства (отрезок бумаги длиной 8 см), «Корректурная проба» Бурдона, методика «Шифровка чисел», методика «Оперативная память», «Распределение внимания», методика «Смысловая и механическая память», «Количественные отношения», «Сложные аналогии», «Существенные признаки», «Образная память», «Долговременная память», «Вербальная креативность», «Невербальная креативность». Исследование интеллекта проводилось при помощи следующих методик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (когнитивная составляющая), тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Также нами использовалась медитативная техника фокусировки на теле и дыхании.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, методы описательной статистики (вычисление среднего), корреляционный анализ методом r-Пирсона). Для обработки данных исследовании применялся стандартный пакет математического анализа SPSS 16.0.
Теоретическая значимость исследования: результаты, полученные в процессе исследования, могут существенно расширить знания о ментальных репрезентациях психических состояний человека, внести вклад в изучение влияния измененных состояний сознания на характеристики ментальных репрезентаций, подтолкнуть исследователей к изучению когнитивного аспекта ментальных репрезентаций психических состояний.
Практическая значимость. Работа позволяет выявить особенности саморегуляции психических состояний: раскрывает механизмы перехода от неравновесного состояния в равновесное за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 62 листах машинописного текста, включает 9 таблиц. Список литературы содержит 53 наименования.
При изучении репрезентаций на основе теоретических позиций выделяют два ключевых подхода:
- анализ динамики взаимодействия;
- исследование структуры как результата и условия взаимодействия.
Второй подход к рассмотрению ментальных репрезентаций наиболее характерен для отечественной психологии. Большинство исследователей по заявленной проблеме изучают репрезентацию как результат влияния стимулов, как субъективное описание имеющего опыта. Эти исследования реализовываются благодаря психосемантическим методам. В рамках данного направления трактовка выделяемых структур способствует рассмотрению способов осмысления мира человеком [Петренко В.Ф. 2005 г.]
Зарубежная психология делает акцент на изучение появления, создания ментальных репрезентаций, их процессуального и динамического аспектов. В настоящий момент зачастую в когнитивных исследованиях используются методы нейрофизиологии и нейропсихологии. То же касается
и проблемы ментальных репрезентаций: происходит фиксирование влияния некоторых стимулов на части анализатора в ходе определенных познавательных процессов.
Таким образом, на данный момент проблема ментальных репрезентаций психических состояний представляет собой одну из самых сложных и актуальных. Она является широким полем для проведения анализа. На формирование репрезентации оказывает влияние большое число факторов, которые следует учесть, однако нельзя однозначно разделить их воздействие, что является одной из ключевых трудностей, с которыми сталкиваются экспериментаторы. Вопрос, что и как именно влияет, также не изучен до конца. Не существует единой модели ментальных репрезентаций и общей трактовки этой проблемы исследователями. До сих пор уровни ментальных репрезентаций (образный, понятийный, оценочный и т.д.) выходят за рамки исследования. Также не решен вопрос о том, с чего начинается их формирование. Отсутствие специальных методов исследования является следствием специфичности и многогранности проблемы.
Объект исследования: ментальные репрезентации психических состояний.
Предмет исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний.
Гипотеза исследования: оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов обладают как вариативными, так и инвариантными (устойчивыми) характеристиками. Существует специфика влияния медитации, а также уровня выраженности и особенностей проявления когнитивных процессов и свойств на оценочные характеристики ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
Цель исследования: выявить влияние медитации, когнитивных процессов и свойств на оценочный уровень ментальных репрезентаций психических состояний.
Поставленная в работе цель конкретизуется в следующих основных задачах:
1. Теоретически обосновать необходимость изучения оценочных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний студентов.
2. Экспериментально и эмпирически исследовать феноменологию ментальных репрезентаций психических состояний, установив вариативные и инвариантные их составляющие.
3. Выделить характеристики ментальных репрезентаций
психических состояний, меняющиеся под воздействием медитации.
4. Выявить влияние когнитивных процессов на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний студентов.
5. Установить характер влияния интеллектуальных свойств личности на оценочные характеристики ментальных репрезентаций состояний.
Методика исследования: Для проведения исследования использовалась методика семантического дифференциала (в модификации В.Ф. Петренко);
Были использованы когнитивные методики: восприятие времени (1 минута), восприятие пространства (отрезок бумаги длиной 8 см), «Корректурная проба» Бурдона, методика «Шифровка чисел», методика «Оперативная память», «Распределение внимания», методика «Смысловая и механическая память», «Количественные отношения», «Сложные аналогии», «Существенные признаки», «Образная память», «Долговременная память», «Вербальная креативность», «Невербальная креативность». Исследование интеллекта проводилось при помощи следующих методик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (когнитивная составляющая), тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект», диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Также нами использовалась медитативная техника фокусировки на теле и дыхании.
Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, методы описательной статистики (вычисление среднего), корреляционный анализ методом r-Пирсона). Для обработки данных исследовании применялся стандартный пакет математического анализа SPSS 16.0.
Теоретическая значимость исследования: результаты, полученные в процессе исследования, могут существенно расширить знания о ментальных репрезентациях психических состояний человека, внести вклад в изучение влияния измененных состояний сознания на характеристики ментальных репрезентаций, подтолкнуть исследователей к изучению когнитивного аспекта ментальных репрезентаций психических состояний.
Практическая значимость. Работа позволяет выявить особенности саморегуляции психических состояний: раскрывает механизмы перехода от неравновесного состояния в равновесное за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложение.
Содержание работы изложено на 62 листах машинописного текста, включает 9 таблиц. Список литературы содержит 53 наименования.
В результате проведенного исследования можно заключить, что на данный момент есть различные видения понятия ментальных репрезентаций. В результате различными учеными могут под репрезентацией рассматриваться и изучаться разные явления. Многие аспекты данной проблемы не изучены до сих пор. Чаще всего, исследователи не могут прийти к единому выводу о формировании ментальной репрезентации, ее структуре, взаимосвязи с многими аспектами психики, остановится на трактовке определения. Это может объясняться тем, что каждый исследователь видит ментальную репрезентацию через призму собственных знаний, исследований, опыта и пытается выделить ту грань, которая является наиболее значимой для ученого. Также малоизучены взаимосвязи ментальных репрезентаций психических состояний с когнитивными процессами, интеллектуальной сферой. В целях повышения эффективности учебной деятельности необходимо восполнить пробел в теоретической части.
В результате нашего исследования было выявлено, что за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций респонденты являются способными к саморегуляции состояний печали, радости, гнева и заинтересованности. После проведенных исследований, испытуемые стали по-другому описывать психические состояния. В большей степени на это повлияло как медитативная техника, так и взаимосвязь с когнитивной и интеллектуальной сферой. Все аспекты повлияли по-разному на ментальные репрезентации, выделяя различные структуры данного процесса. Влияние медитативной техники позволило регулировать в большей степени негативные психические состояния. Освоив, базовые основы медитации, респонденты смогут регулировать психические состояния. Влияние когнитивной сферы позволило рассмотреть, каким образом изменилась ментальная репрезентация и какие когнитивные процессы повлияли в большей степени. Наибольшее количество взаимосвязей оказалось характерным для репрезентаций состояния печали и когнитивных процессов «концентрация внимания» и «оперативная память». Данные процессы изменяют представление о состоянии печали, уравнивая его негативное влияние. Воздействие интеллектуальных структур в значительной степени повлияло на ментальную репрезентацию. Максимальное воздействие оказал социальный интеллект, влияя в большей степени на негативные состояния. Единственным состояние, на которое не оказал воздействие социальный интеллект является состояние заинтересованности.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в дальнейших научных разработках вопроса о роли ментальных репрезентаций в жизнедеятельности индивида, так и в практической деятельности. В дальнейшем, результаты исследования могут быть положены в основу изучения когнитивного аспекта ментальной репрезентации психических состояний.
В результате нашего исследования было выявлено, что за счет актуализации в сознании близких характеристик ментальных репрезентаций респонденты являются способными к саморегуляции состояний печали, радости, гнева и заинтересованности. После проведенных исследований, испытуемые стали по-другому описывать психические состояния. В большей степени на это повлияло как медитативная техника, так и взаимосвязь с когнитивной и интеллектуальной сферой. Все аспекты повлияли по-разному на ментальные репрезентации, выделяя различные структуры данного процесса. Влияние медитативной техники позволило регулировать в большей степени негативные психические состояния. Освоив, базовые основы медитации, респонденты смогут регулировать психические состояния. Влияние когнитивной сферы позволило рассмотреть, каким образом изменилась ментальная репрезентация и какие когнитивные процессы повлияли в большей степени. Наибольшее количество взаимосвязей оказалось характерным для репрезентаций состояния печали и когнитивных процессов «концентрация внимания» и «оперативная память». Данные процессы изменяют представление о состоянии печали, уравнивая его негативное влияние. Воздействие интеллектуальных структур в значительной степени повлияло на ментальную репрезентацию. Максимальное воздействие оказал социальный интеллект, влияя в большей степени на негативные состояния. Единственным состояние, на которое не оказал воздействие социальный интеллект является состояние заинтересованности.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в дальнейших научных разработках вопроса о роли ментальных репрезентаций в жизнедеятельности индивида, так и в практической деятельности. В дальнейшем, результаты исследования могут быть положены в основу изучения когнитивного аспекта ментальной репрезентации психических состояний.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА
МЕНТАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Особенности понятийных характеристик ментальных репрезентаций психических состояний
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ
НА ПЕРЕЖИВАНИЕ ГНЕВА, РАДОСТИ И ГРУСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Я-КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ В
ОТНОШЕНИЯХ ЧИТАТЕЛЯ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПЕРСОНАЖАМ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Я-концепция, эмпатия и психологическая близость в отношениях читателя к литературным персонажам
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Семейная ссора как лингвокультурный феномен в русской речевой практике
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024



