Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности специалистов 1Т-сферы как предиктор ментальной репрезентации «образа другого»

Работа №88754

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Анализ личностных особенностей специалистов 1Т-сферы и ментальной репрезентации «образа другого» 10
1.1 Информационные технологии и психология программирования 10
1.2 Психологические особенности специалистов 1Т -сферы 14
1.3 Ментальная репрезентация, «образ другого» и социальная перцепция 24
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных особенностей специалистов 1Т, как предиктор ментальной репрезентации «образа другого» 32
2.1 Методы научного исследования и описание выборочной совокупности 32
2.2 Результаты и интерпретация эмпирического исследования 34
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 55
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения

Актуальность темы исследования: На сегодняшний день очень сложно представить человека без современных технологий, гаджетов и различных электронных устройств. Они стали неотъемлемой частью жизни людей, как в работе, так и в повседневной жизни. Технический прогресс не стоит на месте и постоянно развивается, удивляя нас новинками и усовершенствованными электронными устройствами. Даже представить тяжело, как человек раньше обходился без современных устройств. Поэтому внимание следует обращать на специалистов, занимающихся разработкой различного программного обеспечения, ведь именно они занимаются улучшением нашей жизни.
Ментальная репрезентация - это реальный умственный образ того или иного явления, это субъективная форма «видеть» происходящее. Ментальные репрезентации являются своего рода оперативной формой ментального опыта, они меняются при изменении обстоятельств и интеллектуальных действий субъекта, обеспечивая специализированную и подробную умственную картину события. Ментальная репрезентация это результат познания или способ познания реальности (т.е. формат, в котором осуществляется отражение) [78].
Ментальная репрезентация является единицей, позволяющей моделировать образ «другого».
В результате психологических исследований социальной перцепции были обнаружены определенные схемы, по которым люди строят образ «другого»[45, с. 107]. «Другой» понимается как не-Я. Тот кто не является мной [8]. Схемы, по которым люди строят образ «другого» получили названия «эффект восприятия». А процесс взаимодействия имеет две стороны:
А) оценивая друг друга
Б) изменение каких - либо характеристик друг друга.
В процессе межличностного взаимодействия при оценивании важны характеристики воспринимающего (субъекта). Исследователи выявили, что одни склонны больше фиксировать физические черты, другие - лучше воспринимают психологические характеристики окружающих (больше включают механизм приписывания). Кроме того, приписываемые характеристики зависят от предшествующей оценки объектов восприятия.
Для специалистов сферы 1Т межличностное взаимодействие имеет особое значение, так как на эффективность и результативность их деятельности, влияет способность налаживать коммуникации с потребителями, пользователями информационных систем.
Значительная часть работы программиста заключается в общение с коллегами. Чтобы выяснить подробности задач, меняться опытом, сдавать отчет.
Специалисты 1Т занимаются созданием и поддержкой работоспособности информационно-технической инфраструктуры, которая стала неотъемлемой частью и базовым условием деятельности современных организаций
Учитывая важность компьютерного программирования и необходимость повышения продуктивности программистов и стало проблемой исследования.
Анализ научной литературы, посвященный личностным особенностям специалистов сферы 1Т, выявил факт недостаточной проработки многих глубоких аспектов. В первую очередь дефицит исследования ощущается в вопросе отношения специалистов 1Т к образу «другого» и самому себе.
Например, в статье Л.Н. Плоткина [62] 2010 года говорится о
профессионально-личностном становлении специалистов в области информационных технологий, обобщаются данные исследований организационных ожиданий предъявляемых к программистам, veb-
дизайнерам и системным администраторам в современных организациях, рассматриваются социально-психологические аспекты личностных 4
характеристик ИT-сnециалистов, наиболее значимых в контексте их повседневного организационного функционирования.
В статье Л. Капрец и Ф. Ахмед интересно рассматривается вопрос значимости разнообразия личности при разработке программного обеспечения [91]. На основе личностных характеристик, они показывают кому в какой профессии сферы 1Т лучше работать. Кто будет эффективнее в работе программиста, а кто наоборот.
Отрасль 1Т развивается очень динамично, а значит и исследование специалистов занимающихся разработкой различных программных «продуктов» нужно проводить чаще, рассматривая их с разных сторон и более углубленно. Смотреть не только их внутренние характеристики, но и взаимодействие с внешним миром.
Степень изученности проблемы исследования
На сегодняшний день данное направление не изучено в должной степени. В разработке программного обеспечения человеческий фактор обычно игнорируется, потому что отношения между производством программного обеспечения и типами личности чрезвычайно сложны и сложны для исследования. Разными учеными предпринимаются попытки более углублено изучить данную тему, но в основном этим занимаются зарубежные ученые. Не удивительно, ведь в нашу страну информационная технологии в целом добрались не так давно, а, следовательно, и изучение личностных характеристик разработчиков еще в полной мере не взята на рассмотрение. Конечно, существует целое направление, которое занимается изучением действий человека, работающих с вычислительными и информационными системами, это психология программирования. Но данному направлению уделяется не большой процент изучения.
В существующих исследованиях ряд ученых изучили более детально личностные характеристики специалистов связанных с разработкой программного обеспечения, а именно: Л.Н. Плоткина рассматривает профессионально-значимые характеристики [62], М. Т. Рассел и Д. Л. Кароль тестирую личности и их способности [99], С. Т. Акуна, Н. Юристо и А. М. Морено измеряли соответствие между индивидуальными возможностями [88], Р. Фельдт, Р. Торкар, Л. Ангелис и М. Самуэльссон оценили личность 47 специалистов по программному обеспечению, используя пятиэтапный пятифакторный тест личности 1Р1Р [92], .1Е Наппау, Е. Апзйо1ш, Н. Епухзк и ВТК 8|оЬегу рассматривающие влияние личности на парное программирования [95], Л. Капрец и Ф. Ахмед изучили личностные разнообразие личности при разработке программного обеспечения и другие [91].
Так же, ряд диссертационных работ посвящено исследованию специалистов сферы 1Т, но в них в основном рассматриваются вопросы мыслительного процесса, например у Е.А. Орел [56].
В своей статье Е.В. Романова затронула роль личностных качеств при обучения и трудоустройства специалистов 1Т, проблема, связанная с несоответствием личностных качеств и работы в данной сферы [98]. У Л.Ф. Насейкина рассмотрена методика оценки компетенций ИТ будущего специалиста[54].
Согласно исследованию Е.В. Романовой, специалист сферы 1Т обладают следующими качествами: имеют аналитическое мышление, хорошую память и способность работать с большим объемом информации; более независимы, самостоятельны, стремятся к высоким целям и стараются непременно достичь поставленных целей; самодостаточны: свобода в принятии решений необходимые им; иметь высокий уровень ответственности, лояльности и толерантность; склонны к интеллектуальному труду и работе с абстрактными проблемами; имеют низкие коммуникативные навыки, низкое сочувствие и стремление к лидерству; стараются планировать все заранее; предпочитают предсказуемость изменениям [98].
Мало авторов рассматривали в своих исследованиях личностные характеристики углубленно, а если такие исследования и проводились, то они не были направлены на рассмотрение того, как специалисты сферы 1Т воспринимают окружающих. Поэтому личностные особенности специалистов сферы 1Т, как предиктор ментальной репрезентации образа «другого» и будет проблемой исследования.
Цель: Особенности взаимосвязи личностных качеств специалистов сферы 1Т и восприятия «другого» в коммуникациях на примере ООО «Сибирикс»
Объект исследования - личностные особенности специалистов сферы 1Т.
Предмет исследования - влияние личностных особенностей специалистов сферы 1Т, как предиктор ментальной репрезентации образа «другого»
Задачи:
1. Проанализировать личностные особенности специалистов сферы 1Т, изучить работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме личностной характеристике разработчиков программного обеспечения, провести анализ исследуемой проблемы личностных особенностей специалистов сфера 1Т;
2. Подобрать методический инструментарий, сформировать репрезентативную выборку исследования, разработать программу исследования;
3. Выявить особенности социальной перцепции и личностные качества у специалистов сферы 1Т;
4. Разработка психологического мероприятия (тренинга).
Гипотезы:
1. Может существовать взаимосвязь выраженности личностных особенностей и социальное восприятие «другого».
2. Особенности профессиональной деятельности влияет на восприятие «другого».
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретические положения концепций развития личности в профессиональной деятельности А.Н. Леонтьева, В.Е. Орла; теория социальной перцепции Дж. Брунера; профессионально-личностное
становление специалистов в области информационных технологий Л.Н. Плоткиной соответствие между индивидуальными возможностями С. Т. Акуна, Н. Юристо и А. М. Морено, оценка личности по программному обеспечению Р. Фельдт, Р. Торкар, Л. Ангелис и М. Самуэльссон , влияние личности на праное программирование^ Наппау, Е. Апзйо1ш, Н. Епухзк и ВТК 8|оЬегц, разнообразие личности в разработке программного обеспечения Л. Капрец и Ф. Ахмед.
Методы и методические инструменты исследования
В ходе исследования был использован теоретический анализ психологической литературы по выбранной проблематике, проводился анализ личностных особенностей и ментальной репрезентации; анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблематике личностных особенностей специалистов информационной сферы.
Исходя из поставленных задач, в работе были использованы методы сбора и интерпретации данных и диагностические методики: пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста [53]; психоматический метод, дескрипторы были обработаны экспертной группой, сами дескрипторы взяты из тезауруса В.Ф. Петренко [60].
Методы математической обработки полученных данных: описательная статистика, корреляционный анализ (корреляция Пирсона), Т-критерий Стьюдента, факторный анализ. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета 8Р88.
Научная новизна
На отечественной выборке было проведено исследование личностных особенностей специалистов 1Т сфера (программисты). В ходе которого были выявлены ключевые особенности социальной перцепции характерные для специалистов 1Т сферы, а также специфические особенности , определяемые в зависимости от типа профессиональных задач.
Теоретическая значимость
1. В результате проведенного исследования была дана характеристика личностных особенностей специалистов сферы 1Т.
2. Выявлено, что личностные особенности специалистов сферы 1Т являются предиктором ментальной репрезентации «другого» Практическая значимость
1. Выделены личностные качества, которые присущи специалистов сферы 1Т в зависимости от типа профессиональных задач: менеджеры и программисты. Полученные результаты позволят увеличить эффективность профессиональной коммуникации.
2. Полученные теоретические и эмпирические данные, а также выработанные практические рекомендации могут быть использованы НЯ- специалистами как при приеме на работу, так и при адаптации специалистов сферы 1Т.
Положения, выносимые на защиту
1. Шкала «этической регуляции трудового процесса» и шкала «информационно-коммуникативной регуляции трудового процесс», имплицитно определяют первичные характеристики восприятия «другого» у специалистов 1Т сферы.
2. Существует личностные особенности специалистов 1Т сферы обусловленные типами профессиональных задач (программисты и менеджеры 1Т), от которых зависят особенности восприятия «образа другого» в профессиональной коммуникации.
Апробация и внедрение результатов исследования
- VII региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (2020 г.);
- VII региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (2021 г.);
- предзащита магистерской диссертации АлтГУ (2021 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В психологии существует направление, которое занимается изучением личностей работающих с вычислительными машинами - психология программирования. Исследования в этой области существует, но не в том объеме, котором бы хотелось, да и исследования в основном направлены на изучение когнитивных функций.
Сфера 1Т разнообразна и быстро развивается. На сегодняшний день, одно из востребованных направлений при выборе работы.
Специалисты сферы 1Т занимаются созданием и поддержкой работоспособности информационно-технической инфраструктуры, которая стала неотъемлемой частью и базовым условием современных организаций. 1Т-сфера разнообразна на профессии и динамически развивается в условиях информационного прогресса, каждая из профессий этой сферы, является важным компонентом для полноценной работы команды, для создания сайтов, приложений и многого другого. Но более подробное мы рассмотрели профессию программиста, потому что данная профессия является «темным лесом» для психологов.
Программисты это люди, которые занимаются разработкой программного обеспечения, написания кода, поддержкой сайтов и приложений. Сегодня ни одна организация не обходится без программиста. Как в любой профессии, у программистов происходит деформация, которая влияет на их восприятие окружающего мира. Коммуникации и эмпатия в работе программиста важны. Они помогают в работе в команде, четкого понимая, что от них хочет заказчик или руководитель, что облегчает «жизнь» не только самим программистам, но и их коллегам.
Как и у всех людей, разных профессии, у специалистов сферы 1Т существуют свои личностные особенности.
Специалисты сферы 1Т (менеджеры), это экстраверты, обладающие такой личностной особенностью как привязанность. Доброжелательные и благоприятно работают в команде избегая конфликтов. Они ответственны и аккуратны, не всегда могут контролировать свои эмоции. Любознательны и экспрессивны.
Программисты же напротив, неуверенны в правильности своих действий и невнимательны к происходящему, одним словом интроверты. Хорошо справляются с выполнением своих обязанностей. Сложно понимать других, не любят, кому то доверять, привыкли полагаться на собственные силы. Практичны, ценят материальные ценности и поэтому работают стабильно для достижения своих целей. Также они довольно консервативны в отношении увлечений и привычек.
Проведя исследования, получилось посмотреть, как специалисты сферы 1Т воспринимают «другого».
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило обе гипотезы. Рассмотренные нами данные позволяют с достаточной точностью утверждать что, существует взаимосвязь выраженности личностных особенностей и социальное восприятие «другого» и что особенности профессиональной деятельности влияют на восприятие «другого».
Данное исследование показало, что в зависимости от личностных особенностей, специалисты сферы 1Т по разному воспринимают «другого», так же на восприятие влияет и типы профессиональных задач. Факторный и корреляционный анализ дал более детальную картину восприятия «другого» специалистами сферы 1Т.
Предполагается, что исследование поможет работодателям и НЯ при принятии и адаптации специалистов данной сферы. Также эмпирическое исследование должно помочь самим специалистам сферы 1Т посмотреть на себя с другой стороны, что бы увеличить эффективность коммуникационного взаимодействия со своими коллегами и окружающими людьми.
На основании проведенного эмпирического исследования, для работников сферы 1Т, было разработано психологическое мероприятие «Сензетивности», которое направлено на лучшее понимание людей (приложение 4).
Данное мероприятие поможет специалистам сферы 1Т, в зависимости от типа профессиональных задач, как менеджерам, так и программистам.
Менеджерам поможет улучшить свои навыки понимания людей, а те программисты, которые в будущем решат строить свою карьеру в профессии менеджера, что является нормой в данной сфере, смогут развить навыки понимания людей, что, безусловно, скажется и на коммуникациях в целом.
Иметь слаженную команду - одна из задач любой 1Т компании. В современных 1Т компаниях понимают значимость коммуникаций в команде и всячески стараются развить эти навыки у своих сотрудников.


1. Алексеева Е.М. Проблематика ментальных репрезентаций: теоретические подходы и основания исследований / Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Калуга. 2016. С. 360-367.
2. Аллахвердян С.А. Эмпатия и коммуникация // в сборнике: Государственный муниципальный и хозяйственный менеджмент: состояние и пути совершенствования. сборник научных трудов по материалам 6 региональной научно-практической конференции. 2017. С. 14-15.
3. Аникина В.Г. «Другой» как рефлексивная позиция в самопознании человека //Личность и бытие: субъектный подход. М: Институт психологии РАН, 2008. С.233-236.
4. Аникина В.Г. Философские взгляды М.М. Бахтина как основа разработки диалогической модели рефлексии. Международная конференция «Творчество М.М. Бахтина как парадигмальное основание современной науки» 20-21 октября 2017 г., г. Москва. Конференциум. Сборник АСОУ научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 3. М., 2017.
5. Байнов А.М. Психология личности: теория личности // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 52-55.
6. Балаева М.В. Роль Когнитивных стилей в процессе социальной перцепции конкретного и безличного другого // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 1. С. 106-117.
7. Баньковская С.П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии //Социологическое обозрение. Том 6, №1. 2007. С.75-87.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.
9. Белая О.А., Новиков Б.А. Психология программирования: человеко-машинный аспект информационных технологий [Электронный ресурс] // Режим доступа ИРЕ: http://it-education.ru/2004/reports/odintsov.htm (дата обращения 20.04.2021)
10. Бернавская М.В. Формирование профессиональной
коммуникативной компетентности при подготовке инженеров- программистов: дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2007. 216 с.
11. Бородина И.И., Царенко С.А., Особенности социальной
перцепции в социальных сетях // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно -
практической конференции с дистанционным и международным участием. отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020. С. 384-387.
12. Брауде Э. Д. Технология разработки программного обеспечения. Пер. с англ. - М.: Изд-во ПИТЕР. 2004. 655 с.
13. Брейер Т. Человек в зеркале другого // Философская
антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 58-84.
14. Брунер Дж. Психология познания /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 286 с.
15. Ваулин А.С., Семин В.М. Психология программирования в обучении // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т. 2. № 3. С. 39-43.
16. Войскунский А.Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты // журнал Современная зарубежная психология. 2018. № 4, С. 72-86
17. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.
18. Войскунский А.Е., Братуся Б.С., Леонтьева Д.А. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. М., 2002. С. 82-101.
19. Войскунский А.Е., Солодов М.Ю. Познание и коммуникация - вызовы современности // журнал Философские науки: Гуманитарий (М.). 2018. № 4, С. 114-132
20. Гецци К., Джазайери М., Мандриоли Д. Основы инженерии программного обеспечения. Пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург. 2005. 832с.
21. Глухова А.П. Цифровая самопрезентация: особенности
межличностной коммуникации цифрового поколения // Система ценностей современного общества. 2016. № 48. С. 117-119.
22. Гончарук, Н. П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов. Казань: Казанский университет. 2002. 184 с.
23. Городняя Л. В. Откуда берутся хорошие программисты // Становление новосибирской школы информатики. Мозаика воспоминаний / Под ред. И.В. Поттосина. Новосибирск, 2001. с. 117-123.
24. Городняя Л. В., Мурзин Ф. А. Психология для программистов. Новосибирск, 2001. с. 29-30..
25. Городняя Л.В. Движущие силы информатики // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 2 (116). С. 75-90.
26. Городняя Л.В., Мурзин Ф.А.Психология программирования //
[Электронный ресурс] // Режим доступа ПКЬ: ййр8://’№№№.сошри1ег-
museum.ru/books/n_collection/psychology.htm (дата обращения 25.04.2020)
27. Гудкова Т. А. Информационное общество как фактор изменения тре бований к подготовке будущего специалиста // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2012. №5. С. 77-82.
28. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки. М.: Издательство ЛКИ, 2016. 202 с.
29. Дмитриева М.А., Крылов А.А. Психология труда и инженерная психология. М.:Изд-во Дельфа. 2005. 220 с.
30. Душков Б.А., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М.: Академический проект, 2005. 848 с.
31. Дьяченко, М. И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1996. 176 с.
32. Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь юга России. № 4 выпуск 38. 2010. С. 33-36.
33. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Энциклопедия. М.: Приор, 2002. 560 с.
34. Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в
программировании / Кибернетика. № 5 Киев. 1972. С. 95-99
35. Жуков С.В. Психология программирования // в сборнике: Студенческая наука для развития информационного общества. сборник материалов IV Всероссийской научно-технической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 133-134.
36. Земнухова Л.В. 1Т-работники на рынке труда // Социология науки и технологий, №4, 2013. С. 77-90.
37. Земнухова Л.В. Работники сферы информационных технологий как профессиональная общность в современном обществе // Петербургская социология сегодня. Сборник трудов сотрудников Социологического института РАН. СПб.: НесторИстория, 2010. С. 402-420.
38. Знаков В.В. Психология понимания мира человеком: монография. - Российская Академия Наук, Институт психологии. Монография. Москва : Институт психологии РАН, 2016. 488 с.
39. Золотухина - Аболина Е.В., Мелас В.Б. Существование другого: проблема признания // Человек. 2021. Т. 32. № 1. С. 7-24.
40. Ивахненко О.Н. Влияние развивающей среды на креативность инженеров - программистов // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 10. С. 749-752
41. Ивахненко О.Н. Сравнительный анализ креативности менеджеров и инженеров программистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 98-105.
42. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. 576 с.
43. Карпенко Л.А. Общая психология. Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
44. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Петрова Е.А. Психология развития человека как субъекта деятельности. М.: Русайнс, 2018. 184 с.
45. Корягина Н.А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация. Учебник и практикум для вузов. М: Юрайт. 2019. 225с.
46. Косолапова Е.А. Коммуникация как путь понимания (на материале философской герменевтики Х.Г. Гадамера) // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 1 (11). С. 34.
47. Кубрякова Е. С., Демьянков В.З. К проблеме ментальных репрезентаций / Е. С. Кубряков, В. З. Демьянков // Вопросы когнитивной лингвистики. М.: Институт языкознания; Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина 2007. № 4. С.8-16.
48. Куликова Е.В., Сорока Е.Г., Хаустова М.Н. Формирование способности к коммуникации будущих 1Т-специалистов в процессе обучения в Вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, № 3(19), 2016. С. 129-133.
49. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во Политиздат, 1975. 130 с.
50. Липаев В.В. Процессы и стандарты жизненного цикла сложных программных средств. Справочник. М.: Изд-во СИНТЕГ. 2006. 216с.
51. Липаев В.В., Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалификации программистов. Москва: Изд-во Синтег, 2009. 313 с.
52. Лукьянченко Е.А. К вопросу понимания ментальной
репрезентации// Вестник МГИМО- Университета. 2013. № 2. С. 167-169
53. МакКрае Р, Коста П. Пятифакторный личностный опросник (Большая пятерка) // [Электронный ресурс] // Режим доступа ПКЬ: ййр8://Ьт- portal.ru/tool/pyatifaktornyy-lichnostnyy-oprosnik-makkrae-i-kosta-bolshaya- руа1етка (дата обращения 04.12.2020)
54. Насейкина Л.Ф. Реализация компетентностного подхода при формировании профессионально-значимых личностных качеств студентов- программистов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 9. С. 34-41.
55. Обыденкова В.К. Специфика проявления эмпатии в деловой интернет - коммуникации // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2016. С. 290-294.
56. Орел Е.А. Диагностика особенностей мыслительной деятельности специалистов в области информационных технологий (программистов) : дис. ... канд. психол. наук. М. 2007. 168 с.
57. Орлова М. С. Система смешанного обучения программированию, ориентированная на формирование профессиональной коммуникативной компетентности. дис. . канд. пед. наук. Москва, 2010. 171 с.
58. Орлова С.И. Специфика профессиональной адаптации студентов технического профиля // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации - сборник научных трудов Всероссийской научно¬методической конференции с международным участием. Самара. 2021. С. 212-215.
59. Палицын В.А. Эффект Межличностной коммуникации в команде // Социальные коммуникации в современном мире. Сборник научных статей по материалам работы. Первого белорусского философского конгресса. 2018. С. 89-96.
60. Петренко В. Ф. Основы психосемантики // 3-е изд. - М.:Эскимо. 2010. 480с.
61. Пласкун В.Б. Социальная инженерия как явление в 1Т отрасли // Государство. Общество. Управление. Сборник студенческих научных работ членов клуба "Самоуправление вне границ". Под редакцией Л.В. Адамской. Москва, 2019. С. 109-111.
62. Плоткина Л.Н. Социально - психологический анализ префессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010. С. 137-144.
63. Рамазанов Б.Р., Тимошенко А.А. Психология программирования: цели, проблемы, перспективы // Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 171-176.
64. Рикер П. Я-сам как другой. М: изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416с.
65. Рожков В.А. Психолгия программирования: цели, проблемы, перспективы // Общество: Социология, психология и педагогика. № 3. 2014. С. 18- 21.
66. Рягузова Е.В. Модель личностных репрезентаций взаимодействия «Я -Другой» // Акмеология. 2011. № 3. С.78-83.
67. Рягузова Е.В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я - Другой». Саратов: Научная книга, 2011. 304с.
68. Сироткина О.М. Эмпатия и коммуникация // в сборнике: Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. Сборник материалов Всероссийской научно¬практической конференции. 2019. С. 33-36.
69. Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. пер. с англ. Т. Саушкиной. - СПб. : Речь, 2001. 256 с.
70. Суворова Н.А. Качество как критерий межличностной
коммуникации: коллективная эмпатия и интерсубъективность //
Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017. С. 2623-262
71. Тавберидзе Э.О. Роль Коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности программиста // Молодёжь Сибири - науке России. Материалы международной научно-практической конференции. Сост. Л.М. Ашихмина. 2020. С. 301-305.
72. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб: Питер, 2003 256 с.
73. Тодосиев Н.Д., Гапанюк Ю.Е. Психология языков программирования: восприятие и читаемость // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 16. С. 368-379.
74. Трощенкова Е. В. Социокультурные ментальные репрезентации и коммуникативные стратегии: когнитивно-психологический анализ. М., Директ-Медиа, 2013-119с
75. Тургузбаев Г.А., Габдиев Ф.Ф. Профессиональное становление программиста - психология перфекционизма и синдрома отличника // Молодежный вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2019. № 2 (21). С. 197-200.
76. Уэзерелл Ч. Этюды программирования. М.: Изд-во Мир. 1982. 288 с.
77. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С. 17-20.
78. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - 3-е изд., перрераб. и доп. М.:Юрайт, 2019. 334с.
79. Цопа Н.А. Психологические особенности программиста // в сборнике: Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества. Сборник статей Международной научно¬практической конференции. 2018. С. 188-192.
80. Цымбалюк А.Э. Ментальная репрезентация: операционализация
понятия // Ананьевские чтения - 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория / Материалы научной конференции «Ананьевские чтения - 2009», Выпуск 1. Методологические и теоретические проблемы психологии / Под редакцией Л. А. Цветковой, В. М. Аллахвердова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 2009. С. 535-536.
81. Черкашин Е.В., Толстова Н.А. Психология программирования ее цели и перспективы // в сборнике: Студенческая наука для развития информационного общества. сборник материалов IV Всероссийской научно¬технической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 196-198.
82. Черникова А.Е. Восприятие образов «Свой-чужой» и «другой» в отечественной имагологии // Запад и Восток: история и перспективы развития. Сборник статей 30-ой Юбилейной Международной научно-практической конференции. Под ред. И.М. Эрлихсон, Ю.В. Савосиной, Ю.И. Лосева. 2019. С. 605-608.
83. Чикер В.А., Гошко А.С. Коммуникативная структура
организации в метафорических образах сотрудников 1Т - компаний // материалы международной научной конференции. Санкт-петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2020. С. 970-971.
84. Широкоступова А.О. Эмоциональная устойчивость как психологический феномен // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 4. С. 45-52.
85. Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных системах / пер. с англ. М., - 1984. 304с.
86. Щербакова М.В. Межкультурная коммуникация в сфере 1Т // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. материалы докладов и сообщений IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 262-267.
87. Ягафарова Г.А., Абдуллин А.Ф. Механизмы восприятия и понимания в создании образа «другого» и типичные ошибки образа «другого» // Малоотходные ресурсосберегающие химические технологии и экологическая безопасность. Сборник материалов III Всероссийской научно¬практической конференции . 2020. С. 674-676.
88. Acuna S.T., N. Juristo, and A.M. Moreno (2006): Emphasizing Human Capabilities in Software Development. IEEE Software - 2006 - vol. 23, n. 2, pp. 94-101.
89. Bishop-Clark C. Cognitive Style, Personality, and Computer Programming. Computers in Human Behaviour - 1995 - vol. 11, n. 2, pp. 241-260.
90. Blackwell A. F., Petre M., Church L. Fifty years of the Psychology of Programming. International Journal of Human-Computer Studies. 2019. 131 pp. 52-63.
91. Capretz L.F.,F. Ahmed Why Do We Need Personality Diversity in Software Engineering. ACM SIGSOFT Software Engineering Notes. V.35 №2.
92. Feldt R., Angelis L., Torkar R., Samuelsson M., "Links Between the Personalities, Views and Attitudes of Software Engineers", Information & Software Technology, 2010. vol. 52, num. 6, pp. 611-624.
93. Goldberg L.R. An Alternative Description of Personality: The Big- Five Factor Structure. Journal of Personality and Social Psychology - 1990 - vol. 59, pp. 1216-1229.
94. Goodliffe P. Code craft: the practice of writing excellent code. San Francisco - 2006 - 580 p.
95. Hannay J.E., E. Arisholm, H. Engvik, and D.I.K. Sjoberg (2010): Effects of Personality on Pair Programming. IEEE Transactions on Software Engineering - 2010 - vol. 36, n. 1, pp. 61-80.
96. Kaluzniacky E. Managing Psychological Factors in Information Systems Work, Information Science Publishing, London - 2004.
97. Karn J.S. and A.J. Cowling Using Ethnographic Methods to Carry Out Human Factors Research in Software Engineering. Behavior Research Methods- ed., Little Brown and Company, New York, NY.- 2006 - vol. 38, n. 3, pp. 495¬503.
98. Romanova E. V. Role of personal qualities for efficiency of education and employment of specialists in the IT sphere. // [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: https://doi.org/10.2991/ispcbc-19.2019.81
99. Russell M.T., Karol D.L. The 16PF Fifth Edition Administrators Manual. Champaing, II. Institute for personality and Ability testing. 1994.
100. Schaubhut N.A. and R.C. Thompson MBTI Type Tables for Occupations, Consulting Psychologists Press, Mountain View, CA. 2008.
101. Teague G.J. Personality Type, Career Preference and Implications for Computer Science Recruitment and Teaching. Proceedings of the Third Australian Conference on Computer Science Education. 1998. ACM, pp. 155-163.
102. Weinberg G.M. The psychology of Computer Programming/ New York, 1971. 229 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ