Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Работа №46750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы 6
1.1 Психологические особенности подросткового периода 6
1.2 Формирование самосознания подростков среди сверстников 11
1.3 Влияние семьи на становление самосознания подростков 17
1.4 Категория переживания 22
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирические исследование сравнительного анализа структурной организации переживаний подростков семейных отношений и отношений со сверстниками 26
2.1 Организация методов исследования 26
2.2 Результаты и их обсуждение 30
Выводы по главе 2 63
Заключение 67
Литература 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Подростковый период - это критичный этап в жизни каждого человека, в котором происходит формирование личности. Именно в этот период ребёнок сталкивается с потребностью общаться, возникает много конфликтов как межличностных, так и внутриличностных. Подросток научается справляться с трудностями, поставленными социумом задачами, где семья и сверстники играют весьма важную роль, помогая подростку преодолеть сложности и вместе с этим прививая взрослеющему ребёнку жизненные ценности.
Проблема переживаний семейных отношений и отношений со сверстниками подростком является актуальной темой на сегодняшний день. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии существует немало исследований по данной проблеме. Данную тему освещают такие психологи, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.
Наиболее важной специфической чертой этого этапа являются основные изменения, протекающие в самосознании подростка, которые играют ключевую роль в дальнейшем развитии и формировании подростка как личности. По словам Б. Г. Ананьева, сознание само становится объектом самосознания тогда, когда пройдет через различные объекты отношений, и обеспечит его целостность, а также будет благоприятствовать просвещению и стабилизации личности.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Семья выступает в качестве первого социального института, её роль в становлении личности важна. Однако в последнее время рост неполных семей увеличивается. Это вызвано различными причинами: расторжение браков, смерть одного из родителей, внебрачные дети. Всё это может негативно сказаться на развитии подростка. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я- концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. По мнению немецкого психолога Х. Ремшмидта негативная Я-концепция подростка может привести к социальной дезадаптации, что влечет за собой снижение самоуважения и формирует неадекватную самооценку.
Многие ученые-психологи исследовали вопрос влияния Я-концепции подростка на формирование личности и адаптацию в социуме, но не придавали важного значения механизмам становления Я-структур. Таким образом, самосознание является центральным новообразованием и актуальность исследования заключается в недостаточном исследовании данных механизмов.
Проблема исследования - недостаточно исследованы взаимосвязи переживания семейных отношений, переживания отношений со сверстниками и самосознания у подростков.
Цель исследования - сравнить структурную организацию переживаний подростков семейных отношений и отношений со сверстниками.
Объект исследования - переживание подростков.
Предмет исследования - влияние переживания семейных отношений и отношений со сверстниками на Я-структуры.
Гипотеза - структурная организация семейных отношений и отношений со сверстниками имеют свои особенности.
Задачи:
1. Теоретическое исследование проблемы формирование самосознания подростков и факторов, влияющих на Я-структуры, а также исследование субъективного плана социальной ситуации развития подростков.
2. Подбор методик и организация исследования.
3. Исследование параметров семейных отношений у подростков в позитивной фазе.
4. Исследование параметров отношений со сверстниками у подростков.
5. Исследование Я-структур подростков.
6. Исследование взаимосвязей детско-родительских отношений и отношений со сверстниками.
Методологический подход. В данной работе использовали субъектный, культурно-исторический, семейный подход, а также принципы развития и периодичности.
Теоретическая значимость. Внесен вклад в возрастную психологию, психологию семьи и семейное консультирование особенно в ту часть, которая развивает детско-родительские отношения в семьях с подростками, в общую психологию, так как исследуется категория переживания.
Практическая значимость определяется возможностью применения полученных знаний в консультирование детско-родительских отношений в семье с подростками. Консультирование проблем со сверстниками. На основе исследования можно составить коррекционно-развивающие программы личностного развития подростков. Апробирован опросник чувства взрослости подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования: методика диагностики межличностных отношений Лири, опросник переживания отношений Фахрутдиновой Л.Р., опросник чувства взрослости.
Выборка исследования: участие приняли 48 подростков мужского и женского пола (31 мальчик, 17 девочек). Возраст подростков 14 лет. Данное исследование проводилось в городе Казань.
Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые были проведены исследования структурной организации переживания семейных отношений и общения со сверстниками у подростков, рассмотрены взаимоотношения характеристик переживания и структур самосознания у подростков.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Завершено исследование по сравнительному анализу структурной организации переживаний подростков семейных отношений и отношений со сверстниками. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана и получила своё подтверждение. В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. В теоретической части нашего исследования мы подробно изучили особенности подросткового возраста, проблемы формирование самосознания подростков и факторов, влияющих на Я-структуры, а также рассмотрели субъективный план социальной ситуации развития подростков. Также рассмотрен вопрос влияния семейной системы на формирование самосознания подростка.
2. Для получения достоверных результатов были подобраны соответствующие стандартизированные методики для изучения особенностей Я-структуры подростка: методика диагностики межличностных отношений Лири, особенностей переживаний семейных отношений и отношений со сверстниками (ОПОС и ОПОДР Фахрутдинова Л.Р);
3. Провели исследование параметров семейных отношений у подростков в позитивной фазе. В целом получили положительные корреляционные связи между показателями: ОПОДР и методики Лири по измерению Я-реальное; ОПОДР и методики Лири по измерению Я- идеальное; ОПОДР и методики Лири по измерению Я-ожидаемое в семье.
4. Выполнено исследование особенностей параметров отношений со сверстниками у подростков и выявили ряд закономерностей. В целом получили положительные корреляционные связи между показателями: ОПОС и методики Лири по измерению Я-реальное; ОПОС и методики Лири по измерению Я-идеальное; ОПОС и методики Лири по измерению Я- ожидаемое среди сверстников;
5. Установили особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками в подростковом возрасте. В целом получили положительные корреляционные связи между показателями методики Лири Я-ожидаемое среди сверстников и методики Лири по измерению Я-ожидаемое в семье.
6. Исследования чувства взрослости, показали, что с одной стороны, подростки хотят быть взрослыми, вести себя как взрослые люди, но с другой осознают, что это большая ответственность и к которой ещё не готовы.
Исследование имеет большую перспективность и высокую значимость для науки и практики. Результаты исследовательской работы могут внести значительный вклад в возрастную психологию, психологию семьи и семейное консультирование особенно в ту часть, которая развивает детско - родительские отношения в семьях с подростками, а также в общую психологию, так как была исследована, в том числе, категория переживания. Особой практической значимостью может послужить вклад в консультирование детско-родительских отношений в семье с подростками. Консультирование проблем со сверстниками. На основе исследования можно составить коррекционно-развивающие программы личностного развития подростков.



1. 1. Авдуевская (Белинская) Е.П. Особенности ценностно - нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том I. Выпуск II. М., 1993. С.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы. М., 1990
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
5. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977.
6. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. — М. : Класс, 1998.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. — М. : Изд-во МГУ, 1984.
9. Выготский Л .С. Избр. психол. тр. в 2 т. М.,1986.
10. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // в кн.: Собрание сочинений, Т.№4. М., 1984
11. Выготский, Л. С. Психология. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
12. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
13. Деева, Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы : дис. ... канд. психол. наук. — Омск, 2005. — 187 с.
14. И. Фролова. — М. : Роспедагентство, 1997. — С. 232—286.
15. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещеиие,1980. - 235с.
16. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
17. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека.-Москва.: Сфера, 2005.-459 с.
19. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Психологические воззрения Л. С. Выготского // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
20. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М. : Смысл, 2003.
21. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М. : Смысл,2006. — 18 с.
22. Леонтьева Александра Владимировна, Шарудилова Анна Сергеевна Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3.
23. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Педагогика, 1981.
24. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1982.
25. Муздыбаев, К. Психология ответственности. — М. : Наука, 1983. — 240 с.
26. Мухина В.С., Хвостов А.А Возрастная психология. Детство. Юность. Отрочество.- М.: Академа, 2001. - 623с.
27. Николаева А.В. Представление о детско-родительских отношениях у подростков из семей гастарбайтеров. СПб., 2010.
28.Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. — М., 1996. —374 с.
29.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.
30. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
31. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: Изд-во Казан. пед.ин-та, 1994. - 168 с.
32. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
33. Психология современного подростка/Под ред. Л.А Регуш.-Спб, 2005.386 с.
34. Раен Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
35. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990
36. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
37. Родители и подростки: навстречу друг другу / Е.А. Леванова, С.И. Шевченко, М.В. Ковалевская / Под общ. ред. Е.А. Левановой. - М.: «Педагогическая литература», 2010. - 240 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
39. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. — М. : Педагогика, 1973.— 424 с.
40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994.
41. Семейная политика: демографический кризис и общественная
безопасность: Сб. ст. по материалам международной научно
практической конференции / П од ред. О .А. Копцевой. Магнитогорск, 2004.
42. Сидоренков А. В. Социальная психология малых групп : учебное пособие / А. В. Сидоренков. Ростов: Феникс
43. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.-М., 1998.
44. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: дисс. доктора психол. наук.: 19.00.01. [Электронный ресурс] - Казань, 2012. - 535 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/struktumo-dinamicheskaya-organizatsiya- perezhivaniya-subekta, свободный
45. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 416 с.
46. Фахрутдинова, Л.Р. Психология переживания человека. - Казань: Изд- во Казанского государственного университета, 2008. - 676 с.
47. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Общ. ред. Л .Я. Гозмана. М.,1990.
48. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер- Пресс,1997. — 608 с.
49. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
50. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2004.
51.Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 280с. 52.Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. — М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
54. Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации. М., 1998.
55. Яковлева Елена Петровна Проблемы социальной адаптации и дезадаптации личности в подростковом возрасте // ЧиО. 2009. №1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ