Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование картины жизненного пути у девиантных подростков

Работа №72918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения картины жизненного пути у девиантных подростков 6
1.1. Характеристика девиантного поведения в подростковом возрасте 6
1.2. Понятие «жизненного пути» в психологии 12
1.3. Изучение картины жизненного пути в подростковом возрасте 20
Глава 2. Эмпирическое изучение картины жизненного пути у девиантных подростков 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3 Психокоррекционная работа и оценка ее эффективности 40
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 64


В современном мире социальная реальность определяется нарастающей динамичностью, где смысловое и ценностное пространство жизнедеятельности человека постоянно меняется. Создавая собственную картину жизненного пути, подросток использует весь имеющийся у него опыт. Индивидуальная картина жизненного пути является динамическим образованием. Каждое воспринимаемое и осознаваемое событие в жизни является предпосылкой для изменения картины жизненного пути и, следовательно, планов и методов их исполнения. Наиболее фундаментально и системно картину жизненного пути изучали Р.А. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник.
Изучение картины жизненного пути у девиантных подростков связано с преобладанием у них гедонистических потребностей, отсутствием образа будущего, что, в свою очередь, приводит к несформированности адекватного восприятия картины жизненного пути, ее ценностно-смысловой сферы. Недостаточная изученность картины жизненного пути у девиантных подростков делает исследование актуальным.
Изучению девиантного поведения подростков посвящены исследования таких авторов, как А.Е. Личко, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг.
Наличие трудностей в поведении, несформированность ценностно-смысловой сферы у данной группы подростков дает основание для разработки и проведения программы, направленной на психокоррекцию картины жизненного пути у девиантных подростков.
В связи с этим сформулируем проблему нашего исследования: каковы условия формирования картины жизненного пути у девиантных подростков?
Цель исследования: изучить условия формирования картины жизненного пути у девиантных подростков.
Объект исследования: картина жизненного пути личности.
Предмет исследования: картина жизненного пути у девиантных подростков.
Гипотеза исследования: картина жизненного пути у девиантных подростков характеризуются несформированностью ценностно-смысловой сферы, негативным восприятием прошлого, неопределенностью будущего, недостаточно позитивным восприятием себя и других людей. Использование психокоррекционной программы способствует формированию более определенной картины жизненного пути.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть понятие «жизненного пути» в психологии.
3. Проанализировать картину жизненного пути в подростковом возрасте.
4. Разработать и реализовать программу по формированию картины жизненного пути у девиантных подростков.
5. Определить эффективность психокоррекционной программы.
Методологической основой нашего исследования выступают теория личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), психологический подход к определению девиантного поведения (Е.В. Змановская, Г.М. Бреслав, А.А. Тайбакова), концепция картины жизненного пути (А.А. Кроник, Е.И. Головаха).
Выбор методов и методик исследования осуществлялся в соответствии с целями и задачами.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод),
эмпирические (беседа, наблюдение, психодиагностический метод, эксперимент), методы количественной и качественной обработки данных (математико-статистическая обработка (ф-критерий Фишера), (U-критерий Манна-Уитни)), интерпретационные методы (структурный метод).
Психодиагностические методики исследования:
1. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова);
2. Методика «Шкала аттитюдов ко времени» (И. Нюттен и К. Муздыбаев);
3. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев);
4. Методика «Неоконченные предложения» (Д. Сакс, С. Леви);
5. Методика «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова).
В исследовании приняли участие 40 учащихся средних общеобразовательных школ г. Белгорода, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в возрасте 13-15 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 60 наименований, трех приложений. Работа выполнена объемом 63 страницы машинописного текста. Перечень графического материала: 7 таблиц и 5 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нравственные и социально-экономические трудности в развитии современного общества обострили проблему становления и воспитания подростков, оказавшийся наиболее чувствительной к психологическим и социальным переменам. Изучив особенности девиантного поведения, пришли к выводу о том, что несмотря на многообразие подходов и определений девиантного поведения, главным критерием является нарушение норм и правил, принятых в обществе. Подросткам с девиантным поведением свойственны нарушения в различных сферах личности. Так, в аффективной сфере - это неустойчивость эмоциональных состояний; в поведенческой сфере - это реакции избегания и протеста в ответ на возникающие сложности, нестабильность отношений с окружающими; в когнитивной сфере - низкий уровень когнитивных способностей, низкий уровень развития рефлексии; в мотивационно-потребностной сфере - блокирование потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, отсутствие выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру.
Рассмотрели подходы к определению «жизненного пути». Жизненный путь - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения. Несмотря на ряд попыток раскрыть психологическую структуру и природу жизненного пути, данная тема оказалась наименее исследованной областью психологической науки. Определить жизненный путь можно через совокупность разнородных связей между событиями.
Проанализировав картину жизненного пути в подростковом возрасте, пришли к следующему выводу: именно в подростковом возрасте человек осознает течение времени, возрастает степень конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях, определяются представления о прошлом, настоящем и будущем. В этом возрасте формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем, совершается профессиональное и личностное самоопределение, появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации.
По результатам первичного замера, было выявлено, что для подростков, склонных к девиантному поведению, одной из главной потребности является - ощущение собственной свободы. Однако, по ряду причин, данный аспект для большинства испытуемых недоступен. Самым негативным периодом у испытуемых является прошлое, в то время как самую положительную характеристику подростки дали настоящему времени. Будущее у большинства испытуемых неопределенное. Респондентам характерен недостаток жизненных целей в будущем, что влечет за собой отсутствие осмысленности, направленности и временной перспективы.
С целью формирования картины жизненного пути у девиантных подростков нами была составлена психокоррекционная программа.
Полученные в результате повторной диагностики данные позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Ценностно-смысловая сфера стала более определенной. Выявились наиболее значимые ценности в жизни подростка: «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «любовь», которые приобрели статус доступности для большинства подростков.
2. Восприятие прошлого и будущего оценивается в более позитивном аспекте. Кроме этого, прошлое воспринимается не как негативный процесс, а как пережитый опыт, благодаря которому можно избежать ошибок в будущем. Восприятие будущего обрело осмысленность и направленность, стало более определенным.
3. Появилось понимание того, что человек может контролировать свою жизнь самостоятельно, принимая при этом осознанные решения. Кроме этого, появилось восприятие себя как личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы определить свои жизненные ориентиры.
4. Восприятие себя стало более позитивным, появилась уверенность в нахождении дела своей жизни. Отношения со сверстниками противоположного пола определились как благоприятные.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза была подтверждена: картина жизненного пути у девиантных подростков характеризуются несформированностью ценностно-смысловой сферы, негативным восприятием прошлого, неопределенностью будущего, недостаточно позитивным восприятием себя и других людей. Использование психокоррекционной программы способствует формированию более определенной картины жизненного пути. Доказавшая свою эффективность, психокоррекционная программа, была внедрена в инструментарий психологов МБОУ СОШ №21 города Белгорода.



1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 26-29.
3. Ананьев, Б.Г. Структура личности / Б.Г. Ананьев // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. - СПб.: Питер, 2009. - С.48-56.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Ахмеров, Р.А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р.А. Ахмеров // В мире научных открытий. -2013.- №7.- С. 190-220.
6. Белов, В.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинкветного поведения у трудных подростков / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО «Пони», 2015. - 316 с.
7. Блажиевская, В.К. К вопросу о причинах правонарушений несовершеннолетних / В.К. Блажиевская, Р.Н. Гершман // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. -2010. - №1. - С. 51-53.
8. Богданович, В.И. Психокоррекции в повседневной жизни / В.И. Богданович. - СПб.: Речь, 2012. - 432 с.
9. Большая психологическая энциклопедия/под ред. А.Б. Альмухановой. - М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
10. Буровихина, И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков / И.А. Буровихина // Вестник Московского университета. - 2015. - №7 - С. 148-160.
11. Бюлер, Ш. Что такое пубертатный период / Ш. Бюлер // Психология подростка: хрестоматия. - М.: Смысл, 2010. — С. 9-19.
12. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина // Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2011. - 144 с.
13. Волков, Б. С. Психология подростка / Б.С. Волков.-М.: Гаудеамус, 2008. - 61 с.
14. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. - СПб.:Пресс, 2004. - 320 с.
15. Головаха Е.И., Психологическое время личности / Е.И. Головаха,
А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008.- 267 с.
16. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации
личности / Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2011. - 279 с.
17. Гонеев, А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к
коррекционно-педагогической деятельности с подростками: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Д. Гонеев; КГУ. - Курск, 2011. - 486 с.
18. Дворецкая, М.Я. Сложность субъективной картины жизненного пути личности как психологическая переменная / М.Я. Дворецкая, Т.В. Улитенко // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №4. - С. 851-855.
19. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.В. Дивицина. - М.: Владос-пресс,
2011. -325 с.
20. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. -. 176 с.
21. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с
22. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. -М.: Академия,
2012. - 288 с.
23. Змиевская, А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2015. - №2. - 253 с.
24. Канищева, М.А. Условия формирования адаптивных паттернов
поведения у девиантных подростков / М.А. Канищева, М.А. Чуйкова // Сборник материалов Межвузовской научно-практической
конференции: Актуальные проблемы личности в норме и патологии. - Белгород: БелГУ, 2016. - С. 334-338.
25. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка /
O. А. Карабанова. - М.: Эксмо, 2012. - 191 с.
26. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: Юрайт-М, 2001. - 160 с.
27. Ковалев,
В.В. Патология личности и девиантное поведение: руководство по психиатрии / В.В. Ковалев. М.: Медицина, 2010. -462 с.
28. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
29. Коржова, Е.Ю. Интегративная психология жизненного пути / Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова. - СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - 232 с.
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2012. - 940 с.
31. Кроник, А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник,
P. А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2010. - 284 с.
32. Кроник, А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2011. - С. 129-134.
33. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» / К. Левин // Период открытого кризиса. - М.: Академия, 2010. - С. 190-207
34. Леонтьев, Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного
мира / Д.А. Леонтьев // 1-я Всероссийская научно-практическая
конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. - М.: Смысл, 2001.- С. 100-109.
35. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. - СПб.:Медицина, 1985. - 256 с.
36. Локтева, А.В., Особенности субъективной картины жизненного пути у девиантных подростков / А.В. Локтева, М.А. Чуйкова //Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции: Актуальные проблемы личности в норме и патологии.- Белгород: БелГУ, 2016. - С. 409-415.
37. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2010. - 445 с.
38. Ничишина, Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики / Т.В. Ничишина. - Брест: БрГУ, 2014.- 205 с.
39. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2013. - №9. - С.38-50.
40. Новгородцева, А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2013. - №2. - С. 36-54.
41. Нуркова, В.В. Свершенное продолжается / В.В. Нуркова. - М.: УРАО, 2011.- 320 с.
42. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2014. -№8.- С. 195-198.
43. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 352 с.
44. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2010. - 752 с.
45. Ральникова, И.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека в контексте переломных событий: дис. ... д-ра психол. наук / И.А. Ральникова; ТГУ. -Томск, 2012. 96 с.
46. Ральникова, И.А. Психология жизненного пути человека / И.А. Ральникова, О.С. Гурова. - Барнаул:АлтГУ, 2015. - 219 с.
47. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - СПб.:Питер, 2003.- 156 с.
48. Роджерс, К. Личные размышления относительно преподавания и учения / К. Роджерс // Образование. - 2006. - № 7. - С. 24-26
49. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Копторович. - СПб.: Питер, 2012. - 247 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
51. Слободчиков, В.И., Психология человека / В.И. Слободчиков Е.И. Исаев.-М.:Школа-Пресс, 2000.- 289 с.
52. Сохань, Л.В., Жизненная программа личности как способ сознательной организации ее жизнедеятельности / Л.В. Сохань, М.В. Кириллова. - М: Академия, 2011. - 367 с.
53. Трегубенко, И.А. Взаимосвязь структурных характеристик субъективной картины жизненного пути с социальной перцепцией временной характеристики личности / И.А. Трегубенко. -СПб.: 2014. - 154 с.
54. Улитенко, Т.В. Картина жизненного личности как многомерная субъективная реальность / Т.В. Улитенко // Сборник статей аспирантов и студентов. - Хабаровск: ДВГГУ, 2015.- С. 112-115.
55. Улитенко, Т.В. Сложность субъективной картины жизненного пути личности как социально-психологическая характеристика жизненного самоопределения подростоков: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Т.В. Улитенко; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб, 2015. - 21 с.
56. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающей личности /
Д.И. Фельдштейн. - М.:Знание, 2012. - 195 с.
57. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. - М.:Знание, 2012. - 214 с.
58. Хасенгалиев, А Л. Роль социального педагога и психолога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде / А.Л. Хасенгалиев. - Пермь: Меркурий, 2013. - 117 с.
59. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения / А.В. Хомич. - Ростов н/Д.ЮРГИ, 2010. - 234 с.
60. Яничев, П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом возрасте // Наш проблемный подросток. - 2011. № 8. -
С. 50-60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ