Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возбуждение уголовного дела в уголовном процессе: поводы, основания, субъекты

Работа №46726

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1: Понятие и значение возбуждения уголовного дела как стадии
уголовного процесса 5
1.1. История развития стадии возбуждения уголовного дела 5
1.2. Общая характеристика возбуждения уголовного дела как стадии
процесса 13
1.3. Возбуждение уголовного дела в законодательстве отдельных
стран 18
Глава 2: Поводы и основание возбуждения уголовного дела 24
§ 2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела 24
§ 2.2. Основание возбуждения уголовного дела 40
Глава 3: Субъекты и порядок возбуждения уголовного дела 46
3.1. Субъекты возбуждения уголовного дела 46
3.2. Порядок возбуждения уголовного дела 50
Заключение 59
Список источников 64


Стадии уголовного процесса - это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговым процессуальным решением. Стадии сменяют одна другую в строгой последовательности, при которой в каждой последующей стадии проверяются результаты предыдущей или решаются присущие только этой стадии вопросы.
Возбуждение уголовного дела это первоначальная стадия уголовного процесса, являющаяся своеобразной разграничительной чертой, позволяющей отделить преступление от иных фактов, не являющихся уголовно-наказуемыми.
Данная стадия является ключевой, так как именно от своевременности возбуждения уголовного дела напрямую зависит успешное его расследование. Волокита и ошибки, допущенные в этой стадии уголовного процесса, зачастую влекут невосполнимую в дальнейшем утрату доказательств. Законное и своевременное возбуждение дела обеспечивает защиту интересов общества и государства, а также прав и законных интересов потерпевших от преступления. С другой стороны, законный и обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также является гарантией прав личности, ограждая ее от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Актуальность исследования данной темы обусловлена определенными трудностями, возникающими на практике при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Это вызвано, прежде всего, определенными пробелами в законодательстве. Так, например, четко не определено начало данной стадии, отсутствует понятие «поводы для возбуждения уголовного дела».
Особой сложностью является также принятие самого процессуального решения: возбуждать уголовное дело или же отказать в возбуждении. Ежегодно примерно 20% постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела признаются прокурорами незаконными и необоснованными и соответственно отменяются . Данный факт позволяет сделать вывод, что недолжное исполнение должностными лицами требований закона является препятствием для исполнения уголовно-процессуальных задач.
Возбуждение уголовного дела является началом, своеобразной «отправной» точкой расследования всего уголовного дела. У должностного лица (следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника органа дознания) расширяется круг полномочий, появляется возможность производства следственных действий, применения процессуальных мер, невозможных ранее.
Между тем, должностное лицо не может возбудить уголовное дело по своему желанию. При принятии решения он прежде всего руководствуется уголовно-процессуальным законодательством. И может принять соответствующее решение только при наличии одного из определенных в УПК поводов и основания. А для принятия законного и обоснованного решения в теории уголовного процесса вводится такое понятие, как «доследственная проверка». Это период времени, в течение которого должностное лицо устанавливает обстоятельства произошедшего события путем проведения определенных следственных действий и исходя из результатов принимает решение.
Сущность данной стадии определяется прежде всего задачами, решаемыми в ходе осуществления должностными лицами процессуальной деятельности: прием и рассмотрение первичных материалов для установления обстоятельств, содержащих признаки преступления; установление обстоятельств, исключающих возможность производства уголовного дела; предотвращение и пресечение преступлений.
Целью данной работы является комплексное изучение института возбуждения уголовного дела как стадии уголовного судопроизводства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: анализ становления и развития института возбуждения уголовного дела в российском уголовно-процессуальном праве; исследование поводов и оснований возбуждения уголовного дела; анализ процедуры рассмотрения сообщений о преступлениях; рассмотрение порядка возбуждения уголовного дела публичного, частно-публичного обвинений; исследование процедуры отказа в возбуждении уголовного дела, а также порядка направления сообщения о преступлении;
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся при реализации норм института возбуждения уголовного дела.
Предмет исследования составляют уголовно-процессуальные нормы, образующие институт возбуждения уголовного дела, постановления, Пленума Верховного Суда Российской Федерации, практика применения
соответствующих правовых норм.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами, обозначенными во введении, и состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе семь параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возбуждение уголовного дела первая стадия уголовного процесса, в которой компетентное должностное лицо, получив сообщения о преступлении, проверяет данную информацию на наличие признаков преступления и принимает решение о возбуждение уголовного дела или отказе в нем.
Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии повода и оснований. Уголовно-процессуальный кодекс в качестве поводов закрепляет: 1) заявление о преступлении; 2)явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) Материалы, направленные Центральным банком Российской Федерации, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации. Единственным основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований также как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам его граждан.
Нередко возбуждение и принятие к своему производству уголовного дела при отсутствии к тому оснований влечет и другие более серьезные последствия нарушения законности - необоснованное задержание, привлечение лица в качестве обвиняемого, производство обыска, применение иных мер государственного принуждения (привод, отстранение от должности и т.д.).
В данной стадии решаются такие вопросы как: является ли сообщение о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела; содержатся ли в поводе сведения о признаках преступления; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; по какой статье Уголовного кодекса может быть квалифицировано преступление; какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления; есть ли необходимость проведения предварительной проверки, и какие при этом необходимо произвести действия; вправе ли данный орган или должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела; подлежат ли материалы передаче по подследственности или подсудности.
Законом установлен определенный временной срок для производства действий и разрешения вопросов, предшествующих принятию решения в стадии возбуждения уголовного дела. Основной задачей первоначальной стадии уголовного процесса является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.
При этом для решения о возбуждении уголовного необязательно требовать наличие всех признаков преступления. Достаточно лишь выяснить, является ли содеянное противоправным деянием, то есть установить лишь объект и объективную сторону преступления.
В Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрен порядок возбуждения уголовного дела по делам публичного, частно-публичного и частного обвинения. В первом случае достаточно лишь поступления в правоохранительные органы сообщения о готовящемся или совершенном преступлении из любых источников, а во втором и третьем к этому добавляется волеизъявление лиц, в отношении которых было совершено конкретное преступление. Защиту прав лиц, находящихся в беспомощном или зависимом положении «берут на себя» руководитель следственного органа, следователь или дознаватель и в этом случае наличие волеизъявления не обязательно.
К субъектам, решающим вопрос о возбуждении уголовного дела относятся: орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь. Прокурор лишь осуществляет надзор за их деятельностью, путем принятия решения, является ли постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела законным и обоснованным.
Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ изъял у прокурора право на дачу согласия на возбуждение уголовного дела, что, прежде всего, обусловлено
неэффективностью деятельности органов предварительного расследования по защите прав и законных интересов лиц, в отношении которых было совершено преступное посягательство. Вместо производства следственных действий, направленных на поиск лица, совершившего преступления, выяснение всех обстоятельств произошедшего события уполномоченным лицам необходимо было явиться к прокурору и получить согласие на возбуждение уголовного дела, что влекло за собой потерю времени.
В литературе также существуют такие точки зрения, как отмена данной стадии или принятие определенного решения без предварительной проверки сообщения о преступлении. Но в таком случае возбуждаться должны будут дела по всем поступившим в органы предварительного расследования сообщениям о преступлениях. А в случае выяснения обстоятельств об отсутствии в деяниях лица состава преступления, данные уголовные дела должны будут прекращаться, что, во-первых, является нарушением права лица, в отношении которых будут возбуждаться данные уголовные дела, на защиту от незаконного ведения уголовного преследования. Во-вторых, согласно Уголовно-процессуальному кодексу решение должностных лиц о возбуждении уголовного дела должно быть законным и обоснованным, а в случае отсутствия предварительной проверки сообщения о преступлении у должностного лица не будет возможности выяснения наличия или отсутствия факта совершения преступления. И если данный факт не подтвердится, решение о возбуждении уголовного дела будет признано незаконным, а так как, все дела должны будут возбуждаться без предварительной проверки, количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела будет увеличиваться. В связи с чем в целях защиты прав лиц, в отношении которых совершено противоправное деяние и лиц, вероятно совершивших данное противоправное деяние, эффективнее будет оставить стадию возбуждения уголовного дела в уголовного процессе, а также оставить и предварительную проверки всех сообщений о преступлении в том порядке, который в данный момент установлен законодателем, добавив обязанность возбуждать уголовные дела немедленно, после получения сообщения о преступлении, из которого явно очевиден факт совершения преступления. К данным случаям, например, можно отнести обнаружение трупа с признаками насильственной смерти (огнестрельное или ножевое ранение, множественные телесные повреждения).
При прохождении мною преддипломной практики в первом отделе по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета России по Республике Татарстан было изучено 64 уголовных дела по 142 совершенным преступлениям. Также мною были изучены данные о количестве возбужденных дел за 2017 год. Из 157 зарегистрированных сообщений о преступлении было возбуждено 152 уголовных дела. В среднем в каждый месяц возбуждалось по 12 дел. А за период с 01 января 2018 по 30 апреля 2018 было уже возбуждено 64 уголовных дела, то есть по 16 уголовных дел в месяц. Исходя из этих статистических данных можно сделать вывод о постоянном росте преступлений, при том, что за данный период было вынесено только одно постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Спецификой данного отдела является расследование особо сложных преступлений в сфере преступлений против личности и безопасности, таких как убийства, изнасилование, участие в террористической деятельности, что может означать рост особо тяжких преступлений.
Согласно общероссийским статистическим данным в период времени с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года зарегистрировано 2 058 500 преступлений, что на 4,7% меньше, чем за аналогичный период 2016 года. При этом снижение преступности отмечается в 58 субъектах Россий Федерации. При этом около 93% всех зарегистрированный преступлений выявляется органами внутренних дел, 4,4% из которых на стадии приготовления или покушения. Согласно тем же статистическим данным за 2015 годы было выявлено 2 388 557 преступлений, за 2016 - 2 160 115 преступлений. Из чего можно сделать вывод о сокращении уровня преступлений в Российской Федерации.
Однако указанные выше данные нельзя считать полностью достоверными, так как в науке криминологии существует понятие «латентность преступлений». То есть свойство преступности, выражающееся в неполноте своей официальной регистрации. Скрываемая часть преступлений, как раз имеет значение при изучении института возбуждения уголовного дела. Так как, ставшие известными правоохранительным органам, по данным фактам не были возбуждены уголовные дела по различным причинам. Таковыми, например, могут являться: фактическое не рассмотрение сообщений о преступлениях, неверная оценка деяний как непреступных. Исходя из чего можно сделать вывод, что, несмотря на достаточно детальную регламентацию данной стадии, в действующем законодательстве на практике зачастую возникают проблемы при решений вопроса о наличии состава преступления в произошедшем событии. Причинами их в том числе являются и некомпетентность должностных лиц, фактическая сложность проведения проверки сообщения о преступлении, а также несомненно и развитие технологий, с помощью которых совершаются множество преступлений, выявить которые практически не представляется возможным.
Таким образом, суть первоначальной стадии уголовного процесса состоит в рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении и производстве, в необходимых случаях, процессуальных действий (получение объяснений, истребование необходимых материалов, производство ревизий, документальных проверок и др.), направленных на установление признаков преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.



1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 (ред. от 23.04.2018 N 174-ФЗ )// Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. N 52 (часть I) С. 4921
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.061996 № 63 -ФЗ (ред. От 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. С.2954.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ от 14.08.1995 г. N 33. С.3349
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. № 28. С.2790
5. Федеральный закон от 21.07.2014г. № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. № 30 (часть I). С. 1419
6. Инструкция Генеральной Прокуратуры РФ и МВД России о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан от 27.02.2010 №70 / 122 // Законность. 2010. № 5. С. 69.
7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15.02.2011 № 33 // Законность. 2011. № 5. С. 63.
8. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» от 27.12.2007 № 212 // Законность. 2008. № 3. С. 54.
9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 // Законность. 2008. № 3. С. 47
10. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О проведении проверок (служебных проверок) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» от 18.04.2008 № 70 // Законность. 2008. № 6. С. 54.
11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 02.06.2011 №162 // Законность. 2011. №11. С. 63;
12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 06.09.2007 №137 // Законность. 2007. №11. С. 54.
13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 05.09.2011 № 277 // Законность. № 12. 2011.
14. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» от 27.02.2010 №70/ 122 // Законность. 2010. № 5. С. 65 - 69.
15. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. №48. С. 6724
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения (ред. от 12.07.2012) // Российская газета РФ. 22.06.2012. №141.
17. Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. №1. С. 16
18. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ ( ред. от 07.03.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20.02.1992. N 8. С. 366
19. Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. №1. С. 16
20. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» от 27.12.2007 № 212 // Законность. 2008. № 3. С. 54
21. Разъяснение Прокуратуры Московской области. Законный представитель несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, его права от 08.05.2013// http: //mosoblproc.ru
22. Разъяснение Прокуратуры Вологодской области. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела от 20.07.2011//http://prokvologda.ru
23. СУ РСФСР. 1917. № 10. С. 156.
24. СУ РСФСР.1917. № 12. С. 170
25. СУ РСФСР.1918. № 75. С. 813.
Судебная практика
26. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 01 ноября 2017 г. по делу № 21-1476 «О признании незаконным постановления дознавателя ОНД по Лаишевскому району Балыкина В.А. от 17 июня 2017 года о возбуждении уголовного дела и принятии к своему производству» // Архив Верховного Суда Республики Татарстан.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета.
12.12.2014
28. Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. С. 12.
29. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29
30. Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. С. 222
31. Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. С. 12.
32. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.
Статьи из книги, журнала, газеты
33. Акперов Р.С. Порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного и частного обвинения // Право и государство : теория и практика. 2009. N 3. С. 134-138.
34. Арестова Е.Н. Деятельность органов внутренних дел на этапе возбуждения уголовного дела // Российский следователь № 5. 2003. С. 27.
35. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность № 7, 2002. С.27-29
36. Балакшин В.С. Возбуждение уголовного дела прокурором // Законность. 2008. № 8. С. 22.
37. Бойко А.Д., Карпец И.И. Курс советского уголовного процесса. Общая часть // М.: Юридическая литература, 1989. С. 409.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ