Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе

Работа №46622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
537
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УЧРЕЖДЕНИЯ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6
§ 1. Понятие и сущность наказания в виде лишения свободы 6
§ 2. История развития учреждений, исполняющих изоляцию от общества 14
ГЛАВА II. МЕСТО СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА В УГОЛОВНО¬
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 19
§ 1. Основания для оставления осужденных в следственном изоляторе ФСИН России 19
§ 2. Следственный изолятор как субъект уголовно-исполнительных правоотношений 28
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В
ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СЛЕДСТВЕННОМ
ИЗОЛЯТОРЕ 33
§ 1. Уголовно-правовая характеристика лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в следственном изоляторе 33
§ 2. Режим и условия отбывания наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе 38
§ 3. Труд осужденных в следственном изоляторе 49
§ 4. Воспитательная работа с осуждёнными в следственном изоляторе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66


Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным, демократическим, федеративным и правовым государством. Последнее предполагает верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в том числе и в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации.
За последнее десятилетие принято большое количество различных нормативных актов (законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации), касающихся реорганизации уголовно-исполнительной системы, условий ее функционирования и обращения с осужденными. В частности, это Концепция развития уголовно¬исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений от 16 декабря 2016 года; Правила внутреннего распорядка следственного изолятора. Написано большое количество научных работ, касающихся развития отечественных исправительных учреждений. Однако вопрос об отмене или изменении исполнения (отбывания) лишения свободы в следственных изоляторах (далее - СИЗО) изучен недостаточно.
В то же время, по мнению многих исследователей обозначенной выше проблемы , существующая система исполнения (отбывания) наказания в следственном изоляторе характеризуется рядом противоречий, негативно влияющих на ее эффективность.
Во-первых, на сегодняшний день нет единых четких, законодательно прописанных, критериев для целенаправленного отбора контингента осужденных для отбывания наказания в следственном изоляторе . Несмотря на то, что часть критериев такого отбора задана Уголовно-исполнительным кодексом РФ, другая может быть определена на месте исходя из потребности учреждения или даже из предпочтения конкретного руководителя.
Во-вторых, в учреждениях закрытого типа (к таковым относится СИЗО) необходимо создать условия отбывания наказания, предусмотренные для учреждения полузакрытого типа (исправительная колония общего режима). Что на практике реализовать достаточно трудно. Вследствие этого осужденные лица, не совершившие особо тяжких преступлений, не являющиеся злостными нарушителями режима содержания, отбывают наказание в учреждении, практически, тюремного типа.
В-третьих, существует целый ряд проблем организационно- правового характера, решение которых приобретает все большую актуальность в связи с вступлением России в Совет Европы. К таковым относится порядок оставления осужденных в следственном изоляторе.
Так, статьи 8 и 84 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года) рекомендуют содержать раздельно осужденных и подследственных. В соответствии с 8 принципом Свода (принцип защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме) надлежит создавать для этих двух категорий, заключенных разные условия содержания . Однако, в рамках одного исправительного учреждения соблюдение этих условий затруднительно.
Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования: исполнение (отбывание) наказания в следственном изоляторе.
Цель исследования: анализ исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Задачи исследования: на основе анализа теоретических источников:
- уточнить понятие «лишение свободы», его сущность и цели в контексте с целями и задачами СИЗО;
- на основе исторического анализа проследить процесс становления и развития формы отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;
- определить место следственного изолятора в системе органов исполнительной власти на сегодняшний день;
- рассмотреть особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при исполнении наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе ФСИН России.
Предмет исследования: нормы уголовного, уголовно¬
исполнительного и уголовно-процессуального права.
Методы исследования: методы конкретно-исторического, формально логического, системного, сравнительно-правового и сопоставительного анализа.
Научная новизна и практическая значимость исследования. В результате проведенного анализа выявлена и теоретически обоснована необходимость более детального исследования правовых аспектов и организационных особенностей исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах, результаты которых могут быть положены в основу совершенствования такой формы исполнения наказания, а в дальнейшем - к полному отказу от нее.
В работе приводятся нормативные акты, регламентирующие порядок исполнения (отбывания) лишения свободы в следственном изоляторе, другие документы, описывающие практику исполнения данного вида наказания, использованы материалы диссертационных исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате предпринятого анализа проблемы исполнения (отбывания) наказания в СИЗО была достигнута цель и решены задачи исследования. На основе анализа теоретических источников уточнено понятие «лишение свободы», его сущность и цели в контексте с целями и задачами СИЗО; на основе исторического анализа прослежен процесс становления и развития формы отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы; определено место следственного изолятора в уголовно-исполнительной системе на сегодняшний день; рассмотрены особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в следственном изоляторе.
Анализ совокупности терминов, используемых в действующем законодательстве для обозначения различных групп учреждений, исполняющих меры пресечения и уголовные наказания, позволил выявить отсутствие жесткой унификации терминологии, используемой в действующем законодательстве (разные термины часто обозначают одно и то же понятие). С позиций настоящего исследования термин «лишение свободы» рассматривается как вид уголовного наказания, которое назначается только судом лицам, виновным в совершении преступления. Различие усматривается в сроках, порядке и условиях исполнения этой меры уголовного наказания.
Исторический подход в исследовании проблемы развития форм исполнения наказания в виде лишения свободы позволил сделать вывод о том, что форма отбывания лишения свободы в следственном изоляторе не была создана специально для обслуживания этих учреждений, а является остаточным явлением довольно долгого периода деятельности Российских пенитенциарных учреждений как учреждений полифункциональных. Важную роль в генезисе данной формы исполнения (отбывания) лишения свободы сыграли глубоко укоренившиеся традиции покрытия расходов на содержание осужденных трудом самих осужденных.
Следственному изолятору, как виду учреждения, не свойственна функция исполнения уголовных наказаний. Это скорее одна из задач, поставленных перед данным учреждением наряду (или вопреки) с основной - содержанием под стражей обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых избрана соответствующая мера пресечения. Однако, исходя из действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики, СИЗО на сегодняшний день может рассматриваться в качестве субъекта уголовно¬исполнительного правоотношения. Это обусловлено потребностью учреждения в услугах осужденных в хозяйственном обслуживании данных учреждений.
Как субъект уголовно-исполнительных правоотношений следственный изолятор имеет определенные особенности, к ним относятся: возникновение уголовно-исполнительного правоотношения между СИЗО и осужденным, оставленным в нем для отбывания лишения свободы, вносит изменение в уже возникшие ранее правоотношения между осужденным и государством, так как СИЗО является учреждением, функционально не предназначенным для исполнения уголовного наказания; в СИЗО акт низшего порядка (приказ начальника СИЗО) игнорирует акт высшего порядка (приговор суда) (изменение правоотношения между осужденным и государством происходит на основании письменного согласия осужденного и решения начальника следственного изолятора, оформленного его приказом (ч.2 ст. 77 УИК РФ). В этом случае приказ начальника следственного изолятора противоречит приговору суда в части определения вида учреждения, исполняющего наказание и режима его отбывания, так как в резолютивной части обвинительного приговора, помимо прочих обязательных элементов, законодательно определяется вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором должен отбыть наказание осужденный к лишению свободы); прекращение уголовно-исполнительного правоотношения в СИЗО по «усмотрению администрации»; в СИЗО содержатся одновременно лица, еще не признанные судом виновными, и осужденные к лишению свободы, что противоречит действующему законодательству; одновременное содержание в подразделениях по хозяйственному обслуживанию СИЗО как мужчин, так и женщин; отличие сообщества осужденных, отбывающих срок наказания в СИЗО, от аналогичного сообщества в исправительной колонии по своей внутренней организации; ориентация основной массы осужденных в СИЗО на сохранение социально полезных связей на свободе и дистанцируется от «тюремных традиций»; повышенная степень репрессивности по сравнению с исправительной колонией и др.
Все выше изложенное обосновывает необходимость более детального исследования правовых аспектов и организационных особенностей исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах, результаты которых могут быть положены в основу совершенствования такой формы исполнения наказания, а в дальнейшем - к полному отказу от нее.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты Первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года). // Комментарии к УИК РФ. / Под общ.ред. О.О.Миронова. М.: Юриспруденция.2003.
3. Европейские пенитенциарные правила (приняты Комитетом Министров Совета Европы 12 февраля 1987 го да).//Комментарий к УЖ РФ./Под общ.ред. О.О.Миронова. М.: Юриспруденция.2003.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12940/
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34481/
7. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года с измен, от 8 декабря 2004 года // Брошюра РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия».
8. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 21 июля 1998 года //Консультант Плюс - справочно-правовая система.
9. Закон Российской Федерации «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания виде лишения свободы» 1993 года с измен.
- от 3 ноября 2010 года //ГАРАНТ - справочно-правовая система.
10. Закон РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в ред. от 23 декабря 2003. // Консультант Плюс - справочно-правовая система.
11. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы).
- URL: http://www.unodc.org/documents/justice-and-prison- reform/SMRbrochures/UN Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners the Nelson Mandela Rules-R.pdf
12. Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (с изменениями на 5 марта 2004 года). - URL:
http://docs.cntd.ru/document/901727447
13. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утверждено Указом Президента Российской Федерации 13 октября 2004 года) //Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 8.
14. Положение о Федеральном государственном учреждении
«Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Татарстан» (утверждено Директором ФСИН 17 марта 2005 года).
15. Положение об отряде осужденных исправительного учреждения (утверждено приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 года).
16. Постановление Народного комиссариата юстиции от 15 декабря 1917 года «О мерах заключения задержанных и об учреждении при тюрьмах следственных комиссий, проверяющих правильность и законность ареста» //СУ. - 1917. -№ 9.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70566010.
18. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» ГАРАНТ.РУ: - URL:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71477278/#ixzz5Gzr1TzwU
19. Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz- miniusta-rf-ot-14102005-n-189/
20. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию и заключению в какой бы то ни было форме (утверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 9 декабря 1988 года)//Комментарий к УРПС РФ./Под общ.ред. О.О. Миронова. - М.: Юристоуденция. -2003.
21. Структурные подразделения ФСИН России: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы http//^cnH.p^/structure/imipector/iao/statistika/KratkaYa%20har-ka%20UIS/
22. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/
23. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ