Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе

Работа №46540

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

русский язык

Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения формирования предметных умений в начальной школе на уроках русского языка 5
1.1. Умение как способ реализации учебных действий 5
1.2 Понятие антонимов, классификация антонимов 8
1.3 Использование антонимов в речи 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Анализ программы и учебников по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.1 Методическое содержание программы по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.2 Сравнительный анализ программы и учебников по русскому языку в тексте изучения антонимов в начальной школе 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 29

Актуальность исследования. Школьный курс русского языка предполагает изучение понятий, которые описывают все уровни языка как системы. Младшего школьника необходимо включить в учебную деятельность, специфика которой заключается во взаимодействии обучающегося с понятиями. Чтобы усвоить понятие, необходима активность собственной мысли ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) сформулированы требования к результатам обучающихся. К этим требованиям относятся личностные, предметные и метапредметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя овладение обучающимися основными понятиями из курса русского языка. Однако для младших школьников усвоение языкового понятия представляет определенную трудность в силу возрастных особенностей, так как все языковые понятия являются абстрактными. В связи с этим также для младших школьников возникает трудность в освоении понятия «антонимы».
Объект исследования: процесс изучения методического содержания программы и учебников по русскому языку, направленность на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Предмет исследования: способы включения изучаемого материала в содержании программы и учебников по русскому языку для 2 класса
Цель исследования: определить специфику направленности методического содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Задачи исследования:
- изучить научно- теоретическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
- обратить особое внимание на умение как фактор реализации учебных действий при изучении антонимов;
- проанализировать содержание публикаций в сфере антонимии в контексте формирования соответствующих предметных умений;
- проанализировать содержание программы по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- проанализировать содержание учебников по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сравнить направленность содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сформулировать выводы по каждой главе, а так же представить заключение по курсовой работе.
Гипотеза: ориентация содержания программы и учебников по русскому языку, видимо окажется, выданное эффективным, если учащиеся овладеют предметными умениями при изучении антонимов
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методической литературы, содержательный анализ УМК, систематизация и обобщение.
Методическую основу работы составили научные труды Е.Н. Беляевой, И.Г. Ковалевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.А. Реформатского и др. В работах Т.Г. Рамзаевой, В.П. Канакиной, Э.В. Кузнецовой и др. раскрыты механизмы пополнения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, а также представлена методика обучения младших школьников лексике. П.Л. Любшина, Т.И. Морозова и др. проанализировали основные приемы и методы обогащения словаря младшего школьника в процессе обучения лексике (антонимам).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в процессе обучения учащихся 2-го класса лексике (антонимам).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) результативность изучения курса русского языка в начальной школе напрямую связывается с освоением младшими школьниками предметных умений.
Антонимия – это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями. Антонимы отражают существенные различия между соотносительными, однородными предметами, явлениями, признаками, процессами. Причем эти различия носят характер контрастный, взаимоисключающий. Работа с антонимами начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения.
В ходе анализа программ по русскому языку для начальной школы были сформулированы следующие выводы:
1. Согласно содержанию УМК «Гармония» изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления. Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
2. УМК «перспективная начальная школа» также включает в себя комплекс упражнения, направленный на формирование у младших школьников понятия «антонимы».
3. . Проанализировав программы и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» по изучению антонимов, мы пришли к выводу, что в программе не предусматривается выделения часов на изучение этого понятия.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Андреева, Л. Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника [Текст] / Л. Н. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 105-107.
2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Москва : Издательский центр «Академия». 2010. – 448 с.
3. Беляева, Е. Н. Работа над усвоением тематических групп лексики [Текст] / Е. Н. Беляева // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 20–24.
4. Бережных, Е. В. Синонимы и антонимы [Текст] / Е. В. Бережных, Н. Л. Гашкова // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 90–94.
5. Жажева, С. А. Активизация синонимов в речи обучающихся при формировании коммуникативных умений на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / С. А. Жажева // Современные технологии в образовании. – 2015. – № 4. – С. 74-76.
6. Зеленина, Л. М. Русский язык. 2 класс : учебник / – В 2-х частях. - 2-е изд. [Текст] / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – Москва : Просвещение, 2012. – 130 с.
7. Измайлов, Р. Г. Обогащение речи младших школьников антонимами [Текст] / Р. Г. Измайлов // Начальная школа До и После. – 2015. – № 10. – С. 11-16.
8. Канакина, В. П. Особенности лексики младших школьников [Текст] / В. П. Канакина // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 80- 83.
9. Карабут, О. Л. Методика обучения антонимам [Текст] / О. Л. Карабут // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 74-78.
10. Ковалева, И. Г. Практические приемы при обучении младших школьников лексическим темам [Текст] / И. Г. Ковалева // Начальная школа. – 2015. – №2. – С. 41-44.
11. Крысин, Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография [Текст] / Л. П. Крысин. – Москва : издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
12. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст] / Э. В. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 2011. – 215 с.
13. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т. А. Ладыженская // Книга для учителя. – Москва : Просвещение, 2011. – 240 с.
14. Лиман, Н. А. Работа с антонимами на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / Н. А. Лиман // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р.Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.
16. Любшина, П. Л. Проблема освоения младшими школьниками лексических тем на уроках русского языка [Текст] / П. Л. Любшина // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 58-61.
17. Морозова, Т. И. Методические аспекты обучения лексике младших школьников [Текст] / Т. И. Морозова // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 36-39.
18. Плотникова, Е. А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Е. А. Плотникова // Начальная школа. – 2014. – № 5. – С.15-20
19. . Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов пед. институтов [Текст] / Т. Г. Рамзаева, М.Р. Львов.– Москва : Просвещение, 2010. – 431 с.
20. Рамзаева, Т. Г. Учебник русского языка для 2 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / Т. Г. Рамзаева. – Москва : Дрофа, 2012. – 202 с.
21. Реформатский, А. А. Введение в языкознание : учебное пособие [Текст] / А. А. Реформатский. – Москва : Аспект-Пресс, 2007. – 536 с.
22. Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 [Текст] / С. В.Иванов [и др.] ; под ред. С. В. Иванова. – 4 – е изд., перераб. – Москва : Вентана – Граф, 2013. – 176 с
23. Русский язык 2 класс. Часть 2 [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 309 с.
24. Русский язык. 2 класс. Учебник в 3 частях. Часть 2 [Текст] / Н. А. Чуракова. – Москва : Академкнига, 2017. – 179 с.
25. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Москва : Ассоциация XXI век. 2013. – 169 с.
26. Самотик, Л. Г. Лексика современного русского языка : учеб. пособие [Текст] / Л. Г. Самотик. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, – 2012. – 510 с.
27. Соколова, Е. К. Методы обогащения словарного запаса младших школьников [Текст] / Е. К. Соколова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 26-31.
28. Усатова, Н. И. Методы обогащения лексического запаса младших школьников [Текст] / Н. И. Усатова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 85-88.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
30. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М. И. Фомина. – Москва : 2001. – 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ