Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ

Работа №58160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем 8
1.1. Роль словарей в обеспечении предметных и
метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования 8
1.2. Возможности этимологического словаря в формировании
предметных и метапредметных умений младших школьников 14
Глава 2. Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе 23
2.1. Исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка 23
2.2. Экспериментально-методическая работа по проблеме исследования 30
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 65

С 2011 года российская школа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт, который выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы, в том числе - овладение предметными и метапредметными умениями.
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении, который является методологической основой Федерального государственного образовательного стандартам начального общего образования, предполагает формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений. Дидактическим средством решения этой задачи могут стать лингвистические словари. Методическая эффективность использования словарей, как средства формирования предметных и метапредметных умений определяется наличием словарей и разработанностью методики их использования в учебном процессе.
Анализ современной методической литературы позволяет увидеть основные тенденции развития проблемы использования лингвистических словарей на уроках русского языка в начальной школе, которые определились еще в конце XIX - начале XX века. Высказанная в начале XX века идея создания собственных словариков для младших школьников получила новый аспект. Современные исследователи (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова и др.) предлагают ознакомить младших школьников с существующими словарями и на основе наблюдений над построением словарных статей создать собственные словарики: толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, словарь старинных слов, различные тематические словари. Следует отметить, что в последние годы эта идея была во многом реализована. Создание в последние десятилетия ряда словарей, ориентированных на начальную школу, повлекло за собой появление ряда публикаций, посвященных вопросам использования словарей в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Идея использования словарей на уроках в начальной школе нашла отражение в публикациях А.А. Бондаренко, М.Р. Львова, Н.М. Неусыповой, Н.П. Пикаловой, Т.В. Хачатуровой, Л.И. Абрамовой, М.Л. Кусовой, С.В. Плотниковой, С.И. Рогалевой, Н.М. Лавровой, В.И. Курносенко и др.
Словари - важнейший источник языковой информации для учащихся. Пользование словарями не ограничено во времени, тогда как к учителю школьник может обращаться, как правило, лишь на уроке. В отличие от учебника в словаре можно найти ответы на все возникшие вопросы. Выдающийся французский писатель, философ, мыслитель Вольтер справедливо писал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».
Особое место среди лингвистических словарей занимают словари этимологические, в которых показан путь развития слова, изменение его значения, его фонетического облика и орфографии. Этимологические словари - богатый источник знаний; они являются хранителем словарного богатства, накопленного народом на протяжении многих столетий.
В настоящее время можно говорить о том, что уже накоплен некоторый опыт применения толковых, орфографических, словарей синонимов и антонимов на уроках русского языка в начальной школе. Однако проблема использования в начальной школе этимологических словарей ожидает своего решения. В то же время в практике школьного преподавания учителя зачастую прибегают к этимологическому анализу слов с различными практическими целями: объяснение семантики устаревшего слова, проверка непроверяемого написания. Для этого используются разнообразные методы и приемы, однако роль этимологических словарей явно недооценивается. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования предметных и метапредметных умений младших школьников.
Предмет исследования - содержание работы, направленной на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
Гипотеза исследования: формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем будет проходить эффективно, если:
- работа будет проводиться поэтапно;
- работа будет организована как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
- дать характеристику предметных и метапредметных умений младших школьников;
- определить роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- изучить возможности этимологического словаря в процессе формирования предметных и метапредметных умений младших школьников;
- проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме использования словарей на уроках русского языка в начальной школе;
- разработать задания и упражнения, направленные на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: анкетирование учащихся; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; различные виды педагогического эксперимента; сопоставительный количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Методологическую базу исследования составляют:
- положения, изложенные в работах ученых-лексикографов, в работах по учебной лексикографии: В.В. Дубичинский, В.Д. Черняк, В.А. Козырев, и др.;
- концепция формирования предметных и метапредметных умений учащихся (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин, А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.).
- методические положения о формировании умения пользоваться словарями (М.Р. Львов, Н.П. Пикалова, Т.В. Хачатурова, И.А. Абрамова, М.Л. Кусова, С.В. Плотникова и др.).
Экспериментальной базой исследования является МБОУ Новохуторная СОШ, Красногвардейского района, Белгородской области, 4 класс.
Практическая значимость исследования состоит в разработке заданий и упражнений, подборе дидактического материала, направленного на формирование у младших школьников предметных и метапредметных умений в процессе работы с этимологическим словарем.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка и приложения.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяется объект, задачи. Предмет, цели исследования, методология и методы, формируется рабочая гипотеза.
В первой главе «Теоретические основы формирования предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы со словарями» дается понятие о предметных и метапредметных умений, выявляется роль словарей в обеспечении предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и определяются возможности этимологического словаря в формировании предметных и метапредметных умений младших школьников.
Во второй главе «Содержание работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем в современной начальной школе» проводится исследование проблемы использования словарей на уроках русского языка, описываются этапы содержания экспериментальной работы по формированию предметных и метапредметных умений младших школьников в процессе работы с этимологическим словарем.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В Приложении содержатся материалы, отражающие содержание экспериментальной работы (дидактический материал, планы-конспекты уроков).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Словари играют неоценимую роль в процессе преподавания русского языка, поскольку обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке, способствует более глубокому проникновению в систему языка, расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека. Материал словарей способен стимулировать интерес к предмету «русский язык», а сами словари могут стать надежными помощниками учащихся, дающими возможность самостоятельно и сознательно добывать знания. Формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности является важнейшим компонентом процесса развития языковой личности.
Проблема формирования умения пользоваться словарями нашла свое отражение в работах, посвященных обучению русскому языку учащихся как начальной, так и средней школы и в настоящее время достигнуты определенные успехи в разработке проблемы использования словарей на уроках родного языка. Сейчас в школьную программу введено изучение основ лексики и фразеологии, и одним из требований программы является выработка умения пользоваться различными видами словарей.
В связи с тем, то Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуальность приобрела проблема использования для этой цели различных лингвистических словарей.
Лингвистические словари могут найти самое разнообразное применение в процессе языкового образования, и их использование будет способствовать формированию широкого круга как предметных, так и метапредметных умений учащихся. Объектом нашего внимания стали этимологические словари, которые рекомендуется использовать для уточнения значения слов и повышения орфографической грамотности. Данные умения являются важнейшими для начальной школы, что и подтверждает актуальность проблемы использования в начальной школе этимологических словарей.
Анализ структуры и содержания «Этимологического словарика» О.С. Арямовой и Л.Д. Малии Этимологического словаря В. Волиной показал, что материалы этих лингвистических словарей могут успешно использоваться для формирования целого ряда предметных и метапредметных умений учащихся начальной школы. В процессе экспериментальной работы были разработаны задания и упражнения, подобран дидактически материал, направленный на формирование предметных и метапредметных умений младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы убедились, что использование этимологических словарей способствует успешному проведению словарной работы, направленной как на совершенствование орфографического навыка, так и на обогащение словарного запаса учащихся. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, доказала эффективность предложенной нами системы упражнений с использованием этимологических словарей с целью формирования предметных и метапредметных умений.
В дальнейшем мы планируем разработать систему уроков с использованием различного вида словарей - толковых, иностранных слов, фразеологических и других. Использование словарей должно быть систематическим и целенаправленным в процессе изучения родного языка, так как словари - это, действительно, наши помощники и друзья.



1. Бондаренко А.А. Словари на уроке / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - № 1. - 2000. - С.27-33.
2. Вирченко Ф.И. Использование лингвистических словарей на занятиях по русскому языку в средней школе // Ф.И. Вирченко. - Майкоп: Адыг. Респ. кн. изд-во, 1993. - 230 с.
3. Вознюк Л.В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей / Л.В. Вознюк // Русский язык в школе. - 2003. - № 6. - С. 21-24.
4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие / Т.М. Воителева. - М.: Дрофа, 2016. - 319 с.
5. Волина В.В. Этимологический словарик / В.В. Волина. - М.: Новая школа, 2000. - 125 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1966. - с. 56- 71.
7. Гак В.Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии (учебная и общая лексикография в историческом аспекте) // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Наука, 1988. - С. 11-28.
8. Галлингер И.В. Когда и как «работают» словари на уроках русского языка / И.В. Галлингер // Русский язык в школе. - № 5. - 1990. - С. 5-14.
9. Головина Л.И. Языковое развитие младших школьников в работе с материалами словарей / Л.И. Головина // Педагогика, лингвистика и информационные технологии: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. Н.Н. Алгазиной. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - С. 153-156.
10. Грушников П.А. Орфографический словарик: пособие для учащихся начальных классов / П.А. Грушников. - М., 1996. - 80 с.
11. Дубичинский В.В. Теоретическая и практическая лексикография / В.В. Дубичинский. - Вена-Харьков, 1998. - 160 с.
12. Козырев В.А. Вселенная в алфавитном порядке: очерки о словарях русского языка: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 356 с.
13. Кокарева З.А. Мониторинг общеучебных умений и компетенций в условиях вариативности начального общего образования / З.А.
Кокорева // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 99-103.
14. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии / А.Е. Кохичко // Начальная школа. - 1998. - №
1. - С. 23-27.
15. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии: пособие для учителя 1-4 классов / А.Н. Кохичко. - Мурманск, 1995. - 129 с.
16. Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа / О.Н. Левушкина // Начальная школа - 2001. - № 5. - С. 47-52.
17. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: пособие для учителя / О.Н. Левушкина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 96 с.
18. Лухтай Л.К. Работа со словарями / Л.К. Лухтай // Начальная школа. - 1990. - № 5. - С. 10-14.
19 .Львов М.Р. Правописание в начальных классах: методические указания ко всем темам программ по русскому языку. - Тула, 2001. - 256 с.
20. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов. - М.: Логос, 2001. - С. 248
21. Львова С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку / С.И. Львова // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 41-45.
22. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта; Наука,2003.- 432с.
23. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. - М.:
Издательский цент «Академия», 2012. - 464 с.
24. Морковкин В.В. Об объеме и содержании понятия «теоретическая лексикография» / В.В. Морковкин // Вопросы языкознания. - 1987. - № 6. - С. 33-42.
25. Морковкин В.В. Учебная лексикография как особая лингвометодическая дисциплина / В.В. Морковкин // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М., 1977. - С. 28-38.
26. Мызина В.А. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы со словарями справочниками на уроках русского языка: пособие для учителя / В.А. Мызина. - Таллин, 1980. - 157 с.
27. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик» на уроках русского языка / Н.М. Неусыпова // Начальная школа. - № 6. - 1990. - С. 33-38.
28. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик» на уроках русского языка как способ установления межпредметных связей / Н.М. Неусыпова // Начальная школа. - № 5. - 1992. - С. 13-16.
29. Низова М.Н. Работа со словарем / М.Н. Низова // Начальная школа. -
№ 5. - 1990. - С. 10-14.
30. Никитина Э.К. Достижения метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках / Э.К.
Никитина, О.А. Коваленко. - Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 67
31. НовиковЛ.А. Учебные словари, их специфика и типы / Л.А. Новиков // Русский язык в национальной школе. - 1974. - № 1. - С. 8-11.
32.Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Наука, 2004. - 240 с.
33.Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных результатов / И.В. Осмалова/ Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. - С. 48-50.
34. Пахнова Т.Л. Работа со словарем / Т.Л. Пахнова // Русский язык в
школе. - № 5. - 1986. - С. 14-17.
35. Пахнова Т.Л. Работа со словарями в процессе изучения грамматических тем / Т.Л. Пахнова // Русский язык в школе. - № 5. -
1986. - С. 14-17.
36. Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.П. Пикалова. - СПб.: СГПУ, 2000. - 19 с.
37. Подгаецкая И.М. Активизация познавательной деятельности учащихся при работе со словарями / И.М. Подгаецкая // Русский язык в школе. - 1982. - № 6. - С. 37-39.
38. Потиха З.А. Лингвистические словари и работа с ними в школе: пособие для учителя / З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение,
1987. - 128 с.
39. Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка / Г.Н. Приступа // Начальная школа. - 1999. - № 4. - С. 67-73.
40. Программно-методические материалы. Русский язык: Начальная школа / Составитель Л.А. Вохмянина. - М.: Дрофа, 2017. - 217 с.
41. Протченко И.Ф. Словари русского языка. Краткий очерк: пособие для учителя / И.Ф. Протченко. - М.: Мирос, 1995. - 72 с.
42. Пряхина Р.Г. Компас в мире слов // Начальная школа. - 1989. - № 3. - С. 8-10.
43. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка: учебное пособие для средних школ. Программа развивающего обучения / В.В. Репкин. - М.: Инфолайн, 1998. - 656 с.
44. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Н.Ю. Караулова. - М.: Академия, 1997. - 703 с.
45. Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирований общеучебных умений у младших школьников / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк // Теоретико-методические основы формирований общеучебных умений у младших школьников. - Начальная школа. -
2009. - № 4. - С. 16-21.
46. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей /
К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Мангазея, Детская литература, 2004. - 448
47. Федотова Ю.Г. Методика обогащения лексического состава речи учащихся: пособие к спецкурсу / Ю.Г. Федотова. - М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. - 25 с.
48. Хачатурова Т.В. Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.В. Хачатурова. - М., 2007. - 24 с.
49. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учебное пособие / С.Н. Цейтлин - М.: Флинта, 2000. - 240 с.
50. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - С. 34-41.
51. Яковлева Т.В. Использование «Краткого этимологического словаря русского языка» (авторы Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская) в процессе обучения русскому языку» / Т.В. Яковлева // Современное русское языкознание и лингводидактика: сборник материалов международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 80-летию академика РАО Н.М. Шанского. - М., 2003. - С. 250-254.
52. Яковлева Т.В. Приемы работы со словарями на уроке русского языка / Т.В. Яковлева // Предложение и слово: межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, 2002. - С. 827-833.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ