ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности содержания отечественных и зарубежных мультипликационных и художественных фильмов 4
1.2 Персонажи современных мультфильмов и художественных фильмов.. ..21
1.3 Воздействие мультипликационных и художественных фильмов на сознание детей 30
Выводы по первой главе 43
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация эмпирического исследования. Методики исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 46
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Детство-это самый чудесный и сокровенный период в жизни каждого человека.Именно в раннем возрасте , у ребенка формируется характер и четкое представление о жизни.Но откуда же они черпают эту информацию? Конечно, большую роль в этом форимрованиии должны дать родители, но к сожалению в бешенном темпе современности , родители доверяют эту миссию телевидению.
Чтобы найти для себя хоть чуточку свободного времени, большинства родители часто усаживают своих малышей перед экранами телевизоров или мониторов. Ребенок, завороженно уставившийся в экран, вызывает чувство умиления и восторга у родителей.На самом ли деле безопасны современные мультипликационные и художественные фильмы? Как они влияют на поведение детей младшего школьного возраста Тема влияния мультипликационных и художественных фильмов актуальна на сегодняшний день, ведь будущее поколение растет на этих «современных» мультфильмах. Эта тема меня затронула , до глубины души, в последнее время я стала все больше замечать младших школьников , у которых казалось бы все хорошо, но ведут они себя агрессивно,грубо и порой даже аморально. Может быть множество причин такого поведения,но не стоит забывать, мультипликационные фильмы очень сильно влияют на несформированную детскую психику.
Одно из самых распространенных занятий детей-это просмотр мультипликационных и художественных фильмов . Но мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую- то поучительную познавательную идею, то сейчас тематика мультфильмов озадачивает. А телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.
Объект исследования : мультипликационные и художественные фильмы
Предмет исследования: влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
Тема исследования: «Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста»
Цель исследования: является изучение влияния мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- Подвергнуть глубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;
- Определить опасности, которые скрывает в себе фантастический мир мультипликации;
- Выявление наиболее предпочитаемых мультфильмов и их героев;
-Организация эмпирического исследования;
-Анализ результатов эмпирического исследования;
Гипотеза: Просмотр современных мультипликационных и художественных фильмов отрицательно влияет на поведение детей младшего школьного возраста. Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени П.Е. Воробьева с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района, РТ.
Практическая значимость: выделены некоторые особенности поведения после просмотра некоторых мультипликационных и художественных фильмов и на этой основе мы разработали мини-памятку для родителей. Это знание поможет им избежать разочарований.
Методологической базой исследования являются:
- Теоретический анализ литературных источников
- Анализ документов и статистики
- Сравнение и сопоставление цифровых данных.
Апробация: результатов исследования осуществилась в международном научном журнале «Молодой ученый» №18 (204)/2018 .По проблеме исследования опубликована статья на тему «Влияние мультипликационных и художественных фильмов на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста».
Структура дипломной работы: состоит из содержания, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Заключение содержит в себе общие выводы и анализ по двум первым главам. Список использованной литературы.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:Современные мультфильмы отрицательно влияют на поведение детей младшего школьного возраста.
К сожалению,младшие школьники больше тяготеют к современным мультипликационным фильмам и в основном с агрессивным, недетским сюжетом. Такие герои, как Чебурашка, крокодил Гена им просто не интересны. Им нравятся герои-одиночки, у которых нет друзей, которым не знакомо чувство любви, нежности, дружбы. И самое главное, что они пытаются им подражать, видят этих героев в своих друзьях, знакомых, то есть проецируют мультяшный мир на реальную жизнь и стараются соответствовать этому миру, подражать его жителям.
Безусловно, современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка.Современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.
Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником для каждого ребенка.
В ходе исследования, проанализировав советские и современные мультфильмы, выявив их влияние на сознание детей младшего школьного возраста, можно с уверенностью сказать, что поставленная нами в начале исследования цель, достигнута.
В ходе исследования поставленные задачи были решены, а цель достигнута. Гипотеза эмпирического исследования была подтверждена в части просмотра мультфильмов, носящих негативный эмоциональный характер.
1. Алексеенко Е., Соколова М. // Мой кроха и я. — 2012. — №4. — С. 128-130
2. Абраменкова В, Богатырева А.//Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. — №1. — С.28 -31
3. Алаева М.А, Медведева И.Я. //Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. — 2007.№ 1. - С. 44 - 51.
4. Аромаштам М. //Дети смотрят мультфильмы: психолого¬
педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. // М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. — 2006. — 32 с.№ 1. - С. 17 - 19.
5. Бабиченко Д. Н. //Искусство мультипликации: М.: Изд-во Искусство//, 1964.№ 1. - С. 47 - 64
6. Башова М.В. //Педагогика и практическая психология: учебное пособие.// — Ростов-наДону.: Феникс, 2000. — № 8. - С. 91 - 94
7. Большой энциклопедический словарь. М.: //науч. издание «Большая Российская энциклопедия»//, 1998. -№ 1. - С. 138 - 140
8. Бурухина А. Ф. //Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2012. — № 10. — С. 60-71
9. Боловина Е.Н.// Возрастная психология: Детство, отрочество:
хрестоматия / - М.: Академия, 2003-№ 1- С.624
10. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. //Воспитание сенсорной культу ры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. -М.: Просвещение, — 1988. № 10 — С. 144
11. Гаврилов А.А. //Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 152 - 155
12. Глушкова Е Г..// Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. — 1989.
— №4. -С. 88-91
13. Гришеева Н.П. //Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. — 2001.— №8. -С.75
14. Грязных, О.М// Мышарик-путешественник: [Смешарики в детском саду или совмест. проект. деятельность педагогов, родителей и детей] -
— 2008. — № 2. — С. 123-140
15. Грязных О.// Обруч: образование, ребенок, ученик.// — 2010. — №4.— С. 39-40
16. Гундарева И.Л. //О последствиях восприятия телевизионной
информации.// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54
17. Горшкова В.В. //Механизмы, методы и стимулы психологического воздействия рекламы // Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития. - СПб: СПбГУП, 2015. - С. 30 - 31
18. Дубровин И.А. //Поведение потребителей: учебное пособие// -2012. - С.-312
19. Дереклеева Н.И. //«Новые родительские собрания» 1-4 классы.// - М.: Ва-ко, 2006.-С.-131
20. Епанешникова И.А. //Формы работы современных СМИ с аудиторией // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 41 - 44
21. Ермизина, Е. В. //Мультфильмы — дети: от контента к пониманию / Е. В. Ермизина // Мир психологии. — 2010. — № 1. — С. 51-58
22. Игошина Ю.В.// Особенности реализации теорий взаимодействия медиа и аудитории в современном медиапространстве // Вестник ВятГГУ. - 2014. - № 9. - С. 41 - 45
23. Ильин А.Н. //Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма //- 2015. - № 5. - С. 106 - 112
24. Каспарова Ю. //Мультфильмы и дети.// Лиза. Мой ребёнок.-2004.№5. С.
106 - 112
25. Казакова Р. Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
— 2012. — № 12. — С. 26-40.
26. Сихаджокова О. Ю., Крылова В. В.// Влияние современных
мультфильмов на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 27-29
27. Козлова С.А. //Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. — М.: Академия, 2004. №1. - С. 216 - 221.
28. Корнеева, Т. В. //Психическое здоровье дошкольника и телевидение /— 2007. — №2. — С. 164-175
29. Козловская, Н. Э. //Детские творческие проекты, созданные на основе просмотра и создания мультипликационных фильмов / Н. Э. Козловская // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
— 2012. — №12. — С. 101-118.
30. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007//(Серия «мастера психологии»).- № 5. - С. 281 - 285.
31. Красный, Ю. Снимать мультфильмы просто и полезно / Ю. Красный // Искусство в школе. — 2007. — № 1. — С. 61-63.
32. Ливанова, Е.// Очень страшное кино: влияние СМИ на воспитание и психику ребенка / Е. Ливанова // Здоровье детей. — 2011. — № 14 -с. 243
33. Лузина Л.Г. Реклама: аспекты и направления исследований // Язык средств массовой информации. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - С. 113 - 122
34. Марочкина С.С., Вегенер Ю.С, //Коммуникативные возможности героев рекламы // Омский научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 263 - 267
35. Матвеева, О. Б. //Мультипликация в детском саду / О. Б. Матвеева // Ребенок в детском саду. — 2006. — № 5. — С. 78-80
36. Мацкевич, Ж.В//Детское изобразительное творчество
и мультипликационное кино / Ж. Мацкевич // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 10. — С. 68-70
37. Немирич, А. А.// Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути их решения / А. А. Немирич // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 9-11
38.Олянич А.В. //Презентационная теория дискурса.// - Волгоград, 2014. - С. 507
39. Смирнова Е.О. // Химия и жизнь — XXI век.// — 2013. — № 1. — С. 32-33
40. Соколова, М. В. //Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / М. В. Соколова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С. 68-74
41. Соколова, М. В. //Психологический анализ мультфильмов для детей дошкольного возраста / М. В. Соколова, М. В. Мазурова // Психолог в детском саду. — 2011. — № 1. — С. 91-99
42. Тимофеева, Л. Л. //Мультфильм своими руками / Тимофеева Л. Л. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 10. — С. 25-28
43. Татаринцева Ю.О. //Культура потребления как социологическая
категория // Вестник Тамбовского университета. - 2016. - № 3. - С. 66 - 70.
44. Тихадзе Д.К., Курилова А.С. //Вещь как объект потребления в обществе потребления // Дети и общество: социальная реальность и новации. - 2014. - №2 - С. 121 - 128
45. Фёдоров А. В. //Права ребёнка и проблема насилия на российском экране.//- Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. № 3. - С. 66 - 70
46. Широкова Г.А.// Справочник дошкольного психолога: издание третье. //-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - С.384
47. Штоляренко A.M.// Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов.// - М.: ЮНИКИ, 2009.-№3 - 463 с. № 3. - С. 103 - 105
48. Шустова, О.А.// Неисчерпаемый потенциал мультипликации: [о психол. и пед. воздействии кино- и телепродукции на психику и процесс формирования личности ребенка]// 2001 — № 4 — С. 35-57
/ О. Шустова // Искусство в школе. — 2004. — № 2. — С. 89-91
49. Щенникова Н.В. //Влияние рекламных текстов на языковое сознание современного подростка: экспериментальное исследование // Вестник РУДН. - 2013. - № 4. - С. 68 - 73
50. Янушкин К.Р. //Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста: учеб. пособие // Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. № 7. - С. 236 - 238