Введение 3
1. Теоретические основы деятельности международных финансово¬кредитных организаций 5
1.1. Сущность, принципы создания, объективная необходимость
международных финансово-кредитных организаций и их статус как субъектов международного права 5
1.2. Классификация международных финансово-кредитных организаций 11
1.3. Роль международных финансово-кредитных организаций в
функционировании финансовых рынков 20
2. Деятельность финансово-кредитных институтов в современных и
геополитических условиях 26
2.1. Многостороннее официальное финансирование развития 26
2.2. Анализ взаимодействия России и международных финансово¬кредитных организаций 42
3. Проблемы и перспективы развития международных финансово¬кредитных организаций 58
3.1. Проблемы международного взаимодействия финансово-кредитных
институтов в современных условиях глобального финансового рынка 58
3.2. Перспективы развития взаимодействия России и международных
финансово-кредитных организаций в глобальной архитектуре содействия развитию 69
Заключение 78
Список использованных источников 83
Приложения
В настоящее время наблюдается существенное увеличение масштабов международного экономического сотрудничества. Это влечет за собой с одной стороны, расширяющиеся возможности для кооперирования или разделения труда государств, миграции капитала и трудовых ресурсов, обмена передовыми технологиями; с другой стороны, предъявляет ряд требований и обозначает определенные риски дл всех участников международного экономического пространства. Регулированием многих вопросов межстранового уровня занимаются крупные международные экономические организации, которые по праву могут быть определены как институты в силу не только масштабности своей деятельности, но и функций, возложенных на них при создании.
На сегодняшний день существует широкий спектр институтов, действующих в системе глобальной архитектуры регулирования международных экономических отношений. Изучением вклада международных финансово-кредитных институтов в развитие мировой экономической системы занимаются как отечественные, так и зарубежные аналитики, поскольку исследование данной области экономических отношений является весьма актуальным в условиях все более тесного экономического и политического сотрудничества государств. Более того, деятельность данных институтов, направленная на развитие экономики или же на решение текущих финансовых проблем в отдельно взятых государствах, фактически отображает надежность, перспективы и текущее положение стран на общемировой экономической арене.
Однако с ужесточением отношений ряда стран по отношению к России после событий 2014 г. ведущие мировые державы вынуждают своими действиями и решениями сжать присутствие международных валютно¬кредитных и финансовых организаций в России. Обладая решающими голосами в данных международных финансовых институтах, будь то фонды или банки развития, страны G-7 активно упорствуют вхождению России в данные организации и участии в решении мировых проблем.
Целью бакалаврской работы является изучение деятельности международных финансово-кредитных организаций, вклад которых в общемировые процессы экономического развития является наиболее значимым. В рамках исследования поставлены следующие задачи:
- провести обзор и принципов построения организации международных финансово-кредитных институтов;
- рассмотреть виды современных международных финансовых, кредитных и валютных организаций;
- оценить их значимость в мировой финансовой архитектуре;
- проанализировать развитие данных международных структур по итогам отчетного финансового года;
- выявить взаимосвязь международных финансово-кредитных институтов и Российской Федерации;
- определить проблемы интеграции международных финансово¬кредитных организаций в иерархии мировой экономики;
- оценить перспективы взаимодействия и вклад международных финансово-кредитных организаций в развитие экономики России.
Объектом исследования бакалаврской работы является деятельность международных финансово-кредитных организаций. Предметом исследования выступают взаимоотношения международных финансово-кредитных организаций и их деятельность, направленная на стабилизацию мировой экономики.
Информационной базой исследования являются годовые отчеты ведущих международных финансово-кредитных организаций. В рамках написания бакалаврской работы автором использовались труды различных авторов, статьи и монографии из периодической научной литературы, отчеты международных финансовых институтов, а также ресурсы сети Интернет.
Подведем основные итоги проделанной работы.
Обобщив точки зрения различных авторов на понятие МФКО, в работе был выявлен ряд критериев характеризующих МФКО в роли отельных экономических субъектов. Во-первых, данные институты были созданы в целях мировой экономики путем регулирования валютно-кредитных отношений. Во- вторых, данные организации в обязательном порядке создавались с учетом норм международного публичного права, гарантируя странам-членам организаций соблюдение их интересов и обеспечение равноправия участников. В-третьих, деятельность данных институтов должна находиться в рамках функций, предписанных им при создании и не выходить за пределы их компетенций.
Так, цель деятельности МВФ заключается в осуществлении развития международного валютно-финансового сотрудничества, содействия стабильности валют и преодоления кризисных ситуаций. Соответственно, МВФ сочетает в себе регулирующие - контролирующие и консультативные и финансовые функции. В силу того, что деятельность МБРР сосредоточена на сокращении масштабов бедности в странах со средним уровнем дохода и в кредитоспособных странах с низким уровнем дохода, Банк осуществляет оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов МБРР и содействие частным иностранным инвестициям. Отличительной чертой деятельности ЕБРР является поддержка им частного сектора. ЕБРР стремится помогать в первую очередь мелким и средним предприятиям, которые играют немаловажную роль в развитии экономики. Действуя как коммерческий банк, ЕБРР предоставляет заемные средства на проекты развития материальной и финансовой инфраструктуры в частном секторе.
Отразив хронологию развития современных МФКО, и сопоставив с валютными системами в мире и отдельных регионах, мы пришли к выводу, что на каждом этапе роль и значимость МФКО отличалась. В первый период МФКО создавались с целью налаживания системы расчетов между государствами. На следующем этапе значение МФКО выросло с глобальной точки зрения в разы, поскольку активность проявили отдельные континенты, создано международное публичное право, которое постоянно совершенствовалось особенно в области рисков, надзора за банковскими операциями, урегулированию споров, инвестициями и т.п. В следующий период на базе имеющегося МФКО были созданы дополнительные институты, которые также утвердились на мировом рынке капитала и права. На современном этапе в условиях роста глобализации и геополитизации в особенности, МФКО создавались с теми же целями, что и раньше, однако имеется очертания некоего ухода от долларовых расчетов, чтобы искусственно не укреплять валюту США, который в свое время на фоне и по итогам второй мировой войны смог успешно занять прочную нишу в мировом хозяйстве. Сейчас все попытки развивающихся рынков, в том числе и России - это нахождение партнеров и налаживание совместных усилий по межгосударственным расчетам и инвестированию в развитие инфраструктурных проектов в рамках отдельной группы стран.
Проведенный анализ развития данных МФКО в динамике показал следующие результаты. В отношении финансирования МВФ наблюдается рост финансирования, который не был ежегодным, тогда как по Группе Всемирного банка в 2017 г. объемы кредитования снизились, а по ЕБРР наблюдается ежегодный рост объемов финансово-кредитной помощи. Анализируя специфику сотрудничества МВФ, Всемирного банка и ЕБРР с различными государствами, можно отметить, во-первых, деятельность каждого из данных институтов совершенно точно соответствует специализации и не расширяется за рамки объявленных функций; во-вторых, взаимодействие МВФ со странами, нуждающимися в финансовой поддержке, носит, характер реабилитации, в то время как финансирование проектов ЕБРР и Всемирного банка направлено на ускорение развития отдельных стран и регионов.
Ежегодно МВФ предоставляются кредиты «стэнд-бай» и гибкая кредитная линия, растущая в 2017 г., после снижения в 2016 г. Такие направления финансирования, как линия превентивной поддержки ликвидности (кстати, пользуется спросом только у Марокко, как по итогам 2017 г., так и по итогам 2015 г.), и механизмы расширенного кредитования (более популярный инструмент финансирования в сравнении с линией превентивной поддержки ликвидности), используются МВФ только в благоприятный период и в 2016 г. соответственно не были реализованы.
В составе дочерних структур Группы Всемирного банка нет четкой тенденции развития финансирования, поскольку показатели то растут, то снижаются. В отношении финансирования Траст-фондом Всемирного банка отметим, ежегодную снижающуюся динамику, за исключением 2015 г. по отношению к 2014 г., когда наблюдался рост финансирования на 100 млн. $. (совокупная динамика в анализируемом периоде также показала отрицательную величину, равную 422 млн. $). У остальных структур в отношении динамики 2017 г. наблюдается прогресс кредитования, несмотря на то, что хотя раз в анализируемом периоде наблюдалось снижение финансирования. В 2017 г. снизилась финансовая поддержка со стороны МБРР, в 2014 г. - со стороны МФК, в 2015 г. - со стороны МАГИ, в 2015 г. и в 2017 г. - со стороны МАР. В целом по группе Всемирного банка итоги 2017 г. по отношению к итогам 2016 г. также показал регресс кредитования, который составил 5 186 млн. $.
Наблюдается ежегодный рост объемов инвестирования ЕБРР, темп роста за 2014-2015 гг. составил 106%, абсолютный прирост объем инвестиций составил 532 млн. евро. Ежегодный прирост объемов инвестирования средств ЕБРР наблюдается по таким регионам, как Центральная Европа и государства Балтии, а также по Турции и Греции, тогда как в Россию, наблюдается ежегодное снижение объемов инвестирования, в том числе по причине ввода санкций ряда Западных стран в отношении России, что мешает притоку зарубежных инвестиций в развивающиеся регионы, которым считается Россия. По остальным регионам, кроме Восточной Европы и Кавказа, где наблюдается ежегодное снижение инвестиций, инвестиции либо увеличиваются в 2015 г., а затем снижаются в 2016 г., либо наоборот. Отдельно отметим, что с 2014 г. ЕБРР начал осуществлять инвестиции в Кипр, а с 2015 г. - в Грецию.
Обзор взаимодействия России с МФКО показал, что значение МВФ, Всемирного банка и ЕБРР в экономике России постепенно ослабевает, в связи с геополитической обстановкой. Однако, сами МФКО, прежде всего ЕБРР активно заинтересован во взаимодействии с экономикой России, поскольку по данным проектам высокая норма доходности, и качество кредитного портфеля проектных кредитов российской стороне очень высокое. Однако и само российское государство, развивает другие партнерские отношения с другими МФКО, наблюдается активное взаимодействие с ЕАБР и ЧБТР. При активном участии России был создан НБР, что создает базу для развития межгосударственных отношений стран БРИКС. В пользу России уже были профинансировано два проекта, в ближайшем будущем Россия планирует активизировать отношения по финансированию проектов и с АБИИ.
Ключевая проблема деятельности современных МФКО, как МВФ, Группа Всемирного банка, ЕБРР - это действие МФКО в интересах ключевых его акционеров. В частности, как США, имея внушительное количество голосов в первых двух МФКО, лоббирует свои интересы, как МВФ, так и Всемирному банку, делается это с целью сохранения доминирования в мировом финансовом рынке. Как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка. Основными направлениями такого реформирования, по мнению стран БРИКС, должны стать придание более демократичного характера структурам управления Банка, расширение его финансовых возможностей, дальнейший пересмотр структуры акционерного капитала
С целью определения возможных направлений дальнейшего взаимодействия России с МФКО была предложена модель, в основе которой лежит принцип «деревья-решения», где поэтапно определяются результаты деятельности двух сторон в части взаимодействия. Модель формирования стратегии взаимодействия России и МФКО состоит из четырех этапов и заключается в определении роли МФКО в России и формировании стратегии, в зависимости от двух компонентов: степень влияния финансовых средств на развитие экономики России и участие России в капитале МФКО. В результате образуется матрица двух показателей, где оба показателя могут быть высокими, низкими и комбинированными, на основе которых формируется дальнейшая стратегия России и МФКО по вопросам сотрудничества.
Апробация модели в части взаимодействия России с ЕАБР, ЧБТР и ЕБРР по итогам прошлого года показало, что в отношении взаимодействия России с ЕАБР следует придерживаться стратегии концентрации, в отношении связи с ЧБТР - стратегии интеграции, в отношении взаимосвязи с ЕБРР - стратегии сокращения. Учитывая, что НБР также за свое короткое время существования уже направил финансовые ресурсы на реализацию проектов в России, то с данными МФКО стратегия также будет концентрированного типа.
Но важно понимать, что МФКО - это не только организация - донор финансовых средств для любой экономики страны. Взаимодействие Российской Федерации с МФКО позволяет повысить эффективность участия России в международных кредитно-финансовых отношениях, укрепить российские позиции в сообществе развитых стран, использовать международный опыт в совершенствовании российской финансовой системы и государственного управления.
МФКО необходимы мировой экономике, поскольку в современной сложившийся ситуации, когда страны сталкиваются с геополитикой, катаклизмами, стихийными бедствиями, войнами и террористическими угрозами, финансовая поддержка вышеупомянутых МФКО для нуждающихся в средствах государствах оказывается необходимой.
1. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 3.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 9.05.2018.
2. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.05.2007 г., № 82-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 9.05.2018.
3. Европейская экономическая комиссия ООН, Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции. Третья сессия. Стратегические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития эффективного ГЧП, Женева, 3-5 декабря 2008 г.
Книги, монографии
4. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. М.: Дашков и К, 2013. 401 с.
5. Бризицкая А.В. Международные валютно-кредитные отношения. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 203 с.
6. Губайдуллина Т.Н., Абсалямова С.Г. Мировая экономика: курс лекций. Казань: ГУП РТ «ИИЦ УДП РТ», 2009. 87 с.
7. Евдокимов А.И., Максимец И.А., Рекорд С.И. Международные валютно-кредитные отношения. М.: Юрайт, 2016. 335 с.
8. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. Банки и небанковские кредитные организации и их операции. М.: Юнити-Дана, 2012. 560 с.
9. Зайцев Ю.К., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Швец Е.А. Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию. М.: Изд. Дом Государственного Университета - Высшей школы экономики, 2010. 86 с.
10. Кравцова Г.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: БГЭУ, 2007. 444 с.
11. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 1994. 590 с.
12. Лужкова О.М. Деньги. Кредит. Банки. М.: МГОУ, 2008. 232 с.
13. Мудрак А.В. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. 232 с.
14. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. М.: Юнити-Дана, 2009. 559 с.
15. Прока К. Взаимодействие России с международными финансовыми институтами. М.: Центр статистических разработок, 2017. 40 с.
16. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2012. 647 с.
17. Челноков В.А. Деньги. Кредит. Банки. М.: Юнити-Дана, 2012. 481 с.
18. Щебарова Н.Н. Международные валютно-финансовые отношения. М.: Флинта: МПСИ, 2011. 220 с.
19. Щербанина Ю.А. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2004. 322 с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
20. Хлебникова Д.В. Перспективы реформирования Международного Валютного Фонда в современных условиях: дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2014. 180 с.
Печатная периодика
21. Апокин А. Мировая экономика в долгосрочной перспективе: цели и задачи субъектов // Вопросы экономики. 2016. № 6. С. 89-109.
22. Архипова П.С. Исполнение странами-членами «Группы двадцати» обязательств в сфере содействия развитию, принятых на саммите в Лондоне в 2009 г. // Вестник международных организаций. 2009. № 4. С.13-54.
23. Булатов А. Россия в международном движении капитала: сравнительный анализ // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 66-78.
24. Джагитян Э.П. Институционализация экономического механизма группы БРИКС: преимущества и риски Нового банка развития // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 28-35.
25. Ершов М.В. Мировая экономика: перспективы и препятствия для восстановления // Вопросы экономики. 2017. № 12. С.61-83.
26. Исаченко Т.М. Взаимодействие международных организаций в процессе формирования торговой политики // Вестник МГИМО. 2016. № 6. С. 215-221.
27. Ишханов А.В. Проблемы и пути реформирования международных финансовых институтов // Финансы и кредит. 2014. № 13. С. 14-18.
28. Козлов Л.Е. Государственная поддержка экспорта в России в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 545-547.
29. Кузнецов В.М. Оценка результатов использования средств займов международных финансовых организаций // Финансы и кредит. 2014. № 2. С. 9¬
12.
30. Курбанова А.Р., Юсупова А.Т. Сотрудничество России с МВФ и Всемирным банком // Вопросы структуризации экономики. 2017. № 3. С. 42-44.
Электронные ресурсы
31. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Режим доступа: http: //www.mid.ru/international organizations/-
/asset publisher/km9HkaXMTium/content/id/2517438(дата обращения 9.05.2018).
32. Глава ЕАБР дал интервью. Режим доступа:
http://www.eabr.org/r/press center/publish about bank/index.php?id 4=49289(дата обращения 9.05.2018).
33. Годовой отчет Группы Всемирного Банка за 2017 год. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/27986/211119RU.pdf(дата обращения 9.05.2018).
34. Годовой отчет МВФ за 2017 год. Режим доступа:
http: //www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2017/eng/pdfs/AR 17 -RU S.pdf (дата
обращения 9.05.2018).
35. Годовые отчеты ЕАБР. Режим доступа:
https://eabr.org/investors/information-disclosure/annual-report/(дата обращения
9.05.2018).
36. Годовые отчеты ЕБРР. Режим доступа: http://www.e-
disclosure.ru/portal/files.aspx?id=5519&type=2(дата обращения 9.05.2018).
37. Евразийский банк развития. Режим доступа:
http://forexaw.com/TERMs/Global Institutions/l638 Евразийский банк развитияEurasian Development Bank 3TO(дата обращения 9.05.2018).
38. Европейский банк реконструкции и развития. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160415/1410964671 .html(дата обращения 9.05.2018).
39. Международный банк реконструкции и развития. Режим доступа: http: //megabook.ru/article/Международный%20банк%20реконструкции%20и%20развития%20(МБРР)(дата обращения 9.05.2018).
40. Международный валютный фонд. Режим доступа:
https://ria.ru/spravka/20110520/377316600.html(дата обращения 9.05.2018).
41. Миронова Ю.Н., Сидоров А.В. Алгоритмы создания дерева принятия решений. Режим доступа:http://econf.rae.ru/pdf/2014/03/3245.pdf(дата обращения 9.05.2018).
42. Новый банк развития БРИКС. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый банк развития БРИКС(дата обращения 9.05.2018).
43. Прямые иностранные инвестиции в России в 2016 году. Режим доступа: http://investinrussia.com/data/files/fdi/RUS%20FDI%20announcements%20report%202013-2016.pdf(дата обращения 9.05.2018).
44. Размолвка приблизилась к разводу: Россия будет искать замену ЕБРР.
Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170510/1494037648.html(дата
обращения 9.05.2018).
45. Россия и ЕБРР. Режим доступа:http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149170(дата обращения 9.05.2018).
46. Россия и МВФ. Режим доступа:http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2141859(дата обращения 9.05.2018).
47. Россия предрекает проблемы ЕБРР. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=9731952(дата обращения 9.05.2018).
48. Сотрудничество России с Группой Всемирного банка. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-
/asset publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149294(дата обращения 9.05.2018).
49. Среднегодовые курса доллара и евро. Режим доступа:http://kurs-dollar-euro.ru/srednegodovoj-kurs.html(дата обращения 9.05.2018).
50. Страны БРИКС создали финансовый институт, который теоретически
может бросить вызов гегемонии США. Режим доступа:
http://rb7.ru/business/analitycs/102218(дата обращения 9.05.2018).
51. Черноморский банк торговли и развития. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-
/asset publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149195(дата обращения 9.05.2018).