Финансовые аспекты модернизации высшего образования в Российской Федерации
|
Проведен анализ государственного финансирования высшего образования за 2013-2017 годы.
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансирования модернизации высшего образования 5
1.1. Современное состояние системы образования в Российской Федерации 5
1.2. Особенности финансирования образовательных учреждений 9
2. Проблемы в финансировании модернизации образования в РФ 15
2.1. Анализ государственного финансирования высшего образования в Российской Федерации 15
2.2. Проблемы государственного финансирования в сфере образования 20
3. Пути совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации 25
Заключение 31
Список литературы 33
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансирования модернизации высшего образования 5
1.1. Современное состояние системы образования в Российской Федерации 5
1.2. Особенности финансирования образовательных учреждений 9
2. Проблемы в финансировании модернизации образования в РФ 15
2.1. Анализ государственного финансирования высшего образования в Российской Федерации 15
2.2. Проблемы государственного финансирования в сфере образования 20
3. Пути совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации 25
Заключение 31
Список литературы 33
Наиболее важным социально-экономическим правом каждого гражданина Российской Федерации является право на образование. От реализации данного права зависит функционирование и развитие общества и государства. Образованность поколения зависит от качественных реализуемых процессов образования. Основная гарантия государства в области образования состоит в том, что любой гражданин имеет право на получение бесплатного образования. На сферу образования возлагается одна из ведущих ролей государственной деятельности, которые требует значительной финансовой поддержки со стороны государства.
Устойчивое развитие социальной сферы – основа процветания человеческого общества и государства в целом. Расходы на образование – это достаточно крупная статья бюджета любой страны.
Интенсивное обновление социально-политической и экономической жизни российского государства обусловило широкомасштабные изменения в системе высшего образования. В ближайшие десятилетия образование, а также фундаментальная наука и научные технологии будут определять перспективы развития государства и служить базой для гуманизации современного общества. Модернизация образования позволила российской системе высшего образования начать постепенную интеграцию в мировой образовательный процесс, развивающийся на основе инновационных технологий.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских: И. Аватесяна, С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова, В. Гурова, С. Сигова, Х. Воссенштейна, Л. Клячко и др.
Цель исследования – изучить финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть современное состояние системы образования в Российской Федерации;
- исследовать особенности финансирования образовательных учреждений;
- провести анализ государственного финансирования высшего образования в Российской Федерации;
- исследовать проблемы государственного финансирования в сфере образования;
- определить пути совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации.
Объект исследования – государственные образовательные учреждения, потенциал их финансовых ресурсов и экономические факторы, влияющие на развитие сферы высшего образования. Предмет – финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как И. А. Аветисян, В. В. Акашева, В. И. Бареев, О. А. Егупова, В. В. Коокуева и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансирования модернизации образования; во второй главе проведен анализ проблем в финансировании модернизации образования в РФ; третья глава посвящена определению путей совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Устойчивое развитие социальной сферы – основа процветания человеческого общества и государства в целом. Расходы на образование – это достаточно крупная статья бюджета любой страны.
Интенсивное обновление социально-политической и экономической жизни российского государства обусловило широкомасштабные изменения в системе высшего образования. В ближайшие десятилетия образование, а также фундаментальная наука и научные технологии будут определять перспективы развития государства и служить базой для гуманизации современного общества. Модернизация образования позволила российской системе высшего образования начать постепенную интеграцию в мировой образовательный процесс, развивающийся на основе инновационных технологий.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских: И. Аватесяна, С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова, В. Гурова, С. Сигова, Х. Воссенштейна, Л. Клячко и др.
Цель исследования – изучить финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть современное состояние системы образования в Российской Федерации;
- исследовать особенности финансирования образовательных учреждений;
- провести анализ государственного финансирования высшего образования в Российской Федерации;
- исследовать проблемы государственного финансирования в сфере образования;
- определить пути совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации.
Объект исследования – государственные образовательные учреждения, потенциал их финансовых ресурсов и экономические факторы, влияющие на развитие сферы высшего образования. Предмет – финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как И. А. Аветисян, В. В. Акашева, В. И. Бареев, О. А. Егупова, В. В. Коокуева и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансирования модернизации образования; во второй главе проведен анализ проблем в финансировании модернизации образования в РФ; третья глава посвящена определению путей совершенствования финансового механизма образования в Российской Федерации. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Перспективы развития системы высшего образования России зависят от решения внутренних проблем, что в конечном счете, будет способствовать дальнейшему развитию системы высшего образования и повышению ее эффективности. Поэтому сейчас особенно актуальным является вопрос, касающийся разработки стратегии развития высшего образования Российской Федерации, в которой будет сформулировано целостное представление о государственной политике в сфере высшего образования, включая приоритетные направления его развития, прогноз потребности в специалистах разных уровней высшего образования, принципы, технологии обеспечения гарантии качества получаемого образования, предложено решение задачи кадрового обеспечения вузов, а также разработаны объективные критерии эффективности деятельности вузов. И все же недостаточность финансирования системы высшего образования ощущается многими вузами. Усиливается это и объективным трудностями в экономике.
Государство вынужденно ограничивать расходы на поддержание системы высшего образования. Поэтому вузам самим приходится находить источники ресурсов. Для гуманитарных специальностей это могут быть творческие продукты и их коммерческая реализация, а также контракты с компаниями и государственными учреждениями по решению социальных задач.
В нынешних условиях все острее ощущается потребность в создании собственных бизнес инкубаторов и тесном сотрудничестве с работодателями по реализации их заказов, а также продаже собственных идей и технологий конкретным регионам страны. Дополнительными источниками доходов может выступать грантовая деятельность профессорско-преподавательского состава, а также спонсорские средства, реклама, открытие центров переподготовки и дополнительного образования и ряд других.
Важнейшими задачами развития высшего образования в стране являются увеличение финансирования в инновационную деятельность образовательных организаций высшего образования и создание условий для занятий научной деятельностью в вузе как среди преподавателей, так и студентов.
В заключение следует отметить, что увеличение финансирования, как в абсолютных объемах, так и в процентном отношении к величине ВВП страны, структурные реформы, проходящие в высшем образовании, процессы институциональных преобразований в вузах, повышение результативности их деятельности по ряду показателей позволили улучшить материально- техническую базу, создать новые учебные курсы, вступить в конкурентную борьбу за высокие места в международных рейтингах.
Однако финансирование вузов должно соответствовать стратегическим целям развития высшего образования, поскольку оно должно закладывать потенциал развития государства, обеспечивая подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.
Государство вынужденно ограничивать расходы на поддержание системы высшего образования. Поэтому вузам самим приходится находить источники ресурсов. Для гуманитарных специальностей это могут быть творческие продукты и их коммерческая реализация, а также контракты с компаниями и государственными учреждениями по решению социальных задач.
В нынешних условиях все острее ощущается потребность в создании собственных бизнес инкубаторов и тесном сотрудничестве с работодателями по реализации их заказов, а также продаже собственных идей и технологий конкретным регионам страны. Дополнительными источниками доходов может выступать грантовая деятельность профессорско-преподавательского состава, а также спонсорские средства, реклама, открытие центров переподготовки и дополнительного образования и ряд других.
Важнейшими задачами развития высшего образования в стране являются увеличение финансирования в инновационную деятельность образовательных организаций высшего образования и создание условий для занятий научной деятельностью в вузе как среди преподавателей, так и студентов.
В заключение следует отметить, что увеличение финансирования, как в абсолютных объемах, так и в процентном отношении к величине ВВП страны, структурные реформы, проходящие в высшем образовании, процессы институциональных преобразований в вузах, повышение результативности их деятельности по ряду показателей позволили улучшить материально- техническую базу, создать новые учебные курсы, вступить в конкурентную борьбу за высокие места в международных рейтингах.
Однако финансирование вузов должно соответствовать стратегическим целям развития высшего образования, поскольку оно должно закладывать потенциал развития государства, обеспечивая подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.
Подобные работы
- Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации (Самарский национальный исследовательский университет)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Правовое регулирование системы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование отношений в сфере высшего образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление в сфере общего образования в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Реализация государственной политики в сфере высшего образования (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Государственная политика в сфере высшего образования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Реализация государственной политики в сфере высшего образования в Пензенском государственном университете
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



