Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (на примере НАО «Торайгыров университет»)

Работа №88344

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Финансовые ресурсы учреждения высшего профессионального образования как некоммерческой организации 7
1.2 Финансирование системы высшего образования в России, Казахстане и странах Зарубежья 11
1.3 Проблемы развития и финансирования высшего образования в Казахстане 16
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАО
«ТОРАЙГЫРОВ УНИВЕРСИТЕТ» 29
2.1 Краткая характеристика НАО «Торайгыров университет» 29
2.2 Оценка источников финансирования, доходов и расходов НАО «Торайгыров университет» 355
2.3 Пути совершенствования финансирования высшего образования в условиях глобализации 433
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 488
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

На сегодняшний день нельзя недооценивать важность образования как компонента формирования общества и его экономики. С ростом качества образования увеличивается значимость человеческого ресурса. Необходимость существенных реформ в системе образования Казахстана обусловлена общемировыми тенденциями, связанными непосредственно с глобализацией многих важных сфер жизни общества, в частности образования.
В Казахстане выделяется несколько трендов, связанных с трансформацией в образовании: развитие материальной инфраструктуры, внедрение цифровых программ, совершенствование онлайн-обучения, разработка новых систем управления обучением, формирование системы универсальной идентификации учащегося, повышение навыков преподавателей в сфере использования цифровых инструментов.
Вопрос глобализации образования приобрел высокую актуальность в период возникновения пандемии COVID-19, а именно: произошел переход к онлайн- обучению; освоение новых методов и инструментов для обеспечения качественного процесса образования; повышение квалификации преподавателей и их переподготовка.
В связи с этим наиболее актуальным вопросом является формирование эффективной системы финансирования вузов в условиях глобализации, создание специальных инструментов и механизмов для реализации возникающих и задач.
Целью работы является разработка путей совершенствования финансирования высшего профессионального образования в условиях глобализации.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансирования высшего
образования;
- изучить особенности финансирования высшего образования в Казахстане, России и за рубежом;
- рассмотреть влияние глобализации на образовательный процесс;
- провести анализ доходов и расходов организации;
- выявить проблемы и пути совершенствования финансирования, характерные для всей системы высшего образования в условиях глобализации.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования финансовых ресурсов учреждений высшей школы. Объект исследования - НАО «Торайгыров университет»
Теоретической и методологической основой работы являются исследования ведущих отечественных экономистов, посвященные проблемам экономики и финансирования вузов, таких как Струмилин С.Г., Вифлеемский А.Б., Жамин В.А, Левицкий М.Л. и др.
Информационной базой исследования стали законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, данные финансовой отчетности НАО «Торайгыров университет», государственной статистической отчетности, специальная отечественная литература.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты финансирования учреждений высшего образования, изучен казахстанский, российский и зарубежный опыт финансирования. Рассмотрены проблемы и особенности деятельности вузов в условиях глобализации.
Во второй главе проведен анализ доходов и расходов НАО «Торайгыров университет», выявлены проблемы, а также разработаны направления по совершенствованию финансирования высшего образования в условиях глобализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях усиливающейся глобализации человеческий капитал выступает как инструмент повышения конкурентоспособности страны. Для того чтобы успешно конкурировать на мировой арене, странам необходимо готовить высококвалифицированные кадры, способные использовать свои знания и навыки для развития экономики страны. Человеческий капитал рассматривается как ключевой фактор экономического роста, поскольку многие страны отходят от сырьевой ориентации, трудоемкого производства и стимулирования инноваций и развития технологий. Поэтому особое внимание уделяется развитию и повышению качества высшего образования, направленного на формирование кадров, востребованных в соответствии с новой реальностью.
Согласно проведенному исследованию, источники финансирования образовательных учреждений высшего профессионального образования в Республике Казахстан можно разделить на: внутренние и внешние. Высшее образование в Казахстане финансируется за счет бюджетных средств, частных поступлений от обучающихся, иностранных вузов при реализации программ по обмену студентами и пр. С 2010 года в Республике Казахстан применяют кредитную форму обучения, которая не прижилась в России и других наиболее развитых стран.
При сравнении системы финансирования высшего образования Республики Казахстан, России, Дании, новой Зеландии, Европы и США, было установлено, что различия применяемых систем заключается в государственной роли воздействия на образовательную среду. Каждая из стран финансирует развитие образовательной сферы за счет бюджетных средств, однако доля бюджетных средств в каждой стране определяется по различным признакам.
В качестве объекта исследования в выпускной квалификационной работе выступило Некоммерческом акционерном обществе «Торайгыров университет». Организация осуществляет деятельность по оказанию услуг высшего профессионального образования.
Финансирование деятельности осуществляется за счет следующих источников:
1) средств, выделяемых из республиканского бюджета;
2) средств, выделяемых из местного бюджета;
3) средств обучающихся на коммерческой основе;
4) государственных средств в форме субсидий;
5) доходов по видам вознаграждений;
6) прочих доходов.
В процессе были изучены состав, структура и динамика источников финансирования образовательной деятельности НАО «Торайгыров университет». По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1) общий прирост источников финансирования в 2021 г. составил 979,3 млн. тенге или 32,71% по сравнению с 2019 годом. Положительная динамика обусловлена увеличением размера средств выделяемых из республиканского бюджета на 541,1млн.тенге, средств из местного бюджета на 205,7 млн.тенге, а также от предоставления образовательных услуг на коммерческой основе за счет средств обучающихся на 229,8 млн. тенге, а также ростом размера прочих источников финансирования - на 21,3 млн. тенге;
2) общий прирост расходов составил в абсолютном выражении 900,6 млн. тенге, в относительном - 54,07%, что обусловлено увеличением доли расходов по источникам финансирования деятельности НАО «Торайгыров университет» за счет увеличения расходов по оказанию образовательных услуг на 1357,5 млн. тенге или на 64,38%, а также за счет увеличения административных расходов на 29,8 млн. тенге или на 7,95%;
наибольшая доля источников финансирования деятельности приходилась на государственные средства выделяемые из республиканского бюджета, что говорит о достаточном уровне государственной поддержки. Их доля в 2019 г. составила 52,22%, в 2020 г. - 51,34%, в 2021 г. - 52,97%.
3) учебное заведение осуществляет обучение по выделенным грантам. В 2019 г. было выдано грантов на обучение 47 единиц, из которых 44 гранта на обучение, в 2020 г. - 41 единица, в 2021 г. - 58 единиц.
По результатам оценки основных показателей деятельности НАО «Торайгыров университет» были сделаны следующие выводы:
1) выручка от осуществляемой деятельности учреждения за 2019-2021 гг. увеличилась на 973769 тыс. тенге или на 33,56%;
2) себестоимость услуг увеличилась на 947060 тыс. тенге;
3) темпы роста себестоимости в 2020 г. превышали темпы роста выручки, а административные расходы имели тенденцию к росту, в результате чего учреждение получило убыток от операционной деятельности в размере 106746 тыс. тенге. Однако в 2021 г. ситуация изменилась и операционная прибыль составила 404463 тыс. тенге, что больше на 29756 тыс. тенге по сравнению с 2019 г. и на 16587 тыс. тенге меньше по сравнению с 2020 г.;
4) прочие доходы увеличились за 2019-2021 гг. на 3982,6 тыс. тенге, а прочие расходы - снизились на 25183,6 тыс. тенге, что позволило увеличить совокупный финансовый результат на 23685,5 тыс. тенге.
С целью совершенствования системы финансирования НАО «Торайгыров университет» были предложены следующие пути.
С целью совершенствования финансирования высшего образования в НАО Торайгыров университет» необходимо продолжать развивать направление дистанционного обучения. При этом, такая форма обучения должна быть доступна только лицам, уже имеющим среднее специальное образование по направлению обучения. Это не позволит снизить уровень функциональной грамотности, а также увеличит доходы высшего ученого заведения от оказания образовательных услуг за счет их оказания на платной основе. Такое мероприятие позволит повысить размер собственных источников финансирования.
Реализация данного мероприятия эффективна только для лиц уже получивших среднее специальное образование по соответствующему направлению и желающих повысить свою квалификацию. Таким образом, при развитии дистанционных технологий не утеряет нужного объема знаний, а только повысит свою квалификацию.
Расширение факультетов и направлений обучения НАО «Торайгыров университет» также позволит привлечь новых обучающихся не только по форме бесплатного обучения, но и платного. Такое мероприятие позволит не только увеличить объемы финансирования образовательной деятельности за счет собственных средств обучающихся, но и за счет государственных средств, субсидий.
На сегодняшний день, когда против России и ее дружественных стран реализуется пакет санкций, который затрагивает и образовательную деятельность, необходимо уделить большее внимание собственных и бюджетных источникам финансирования высшего образования. Изложенные меры по увеличению объемов финансирования согласно Национальному проекту «Качественное образование «Образованная нация», которые планировалось увеличить за счет увеличения числа филиалов иностранных вузов и привлечения иностранных студентов, может быть неэффективным. В связи с этим, реализация предлагаемых мер будет носить более конструктивный и объективный характер.



1. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ Источники формирования имущества некоммерческой организации.
2. https://online.zakon.kz/document/7doc id=30118747&pos=1646;-53#pos=1646;-53ЗаконаРК от 13.11.15 г. № 398-V (см. стар. ред.) Статья 21. Образовательные программы высшего образования. (дата обращения 18.03.2022)
3. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III.
4. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений (одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии МОН РК от 19 января 2011 года).
5. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152).
6. Правила направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан с изменениями от 04 января 2019 года №1.
7. Правила направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, приказ МОН РК №1 от 04 января 2019 года.
8. Акимов М. Ю., Ларченко И. Н., Майер В. В., Моложавенко В. Л., Силин
А. Н. (под ред. А. Н. Силина). Университетский комплекс: инновационные технологии обеспечения качества профессионального образования. - Тюмень: Изд- во ТюмГНГУ, 2018. - 204 с.
9. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 с.
10. Белоножко М. Л., Силин А. Н., Габышева Л. К. О результатах внедрения требований ФГОС в подготовку управленцев // Вестник университета. - 2018. - № 15 - С.159-162.
11. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Инфра-М, 2019. - 416 с.
12. В Астане открылся новый Университет им. Н. Назарбаева.
Образовательное Сообщество Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.uchi.kz/kazakhstan/v-astane-otkrylsya-novyi-universitet-im-nnazarbaeva.
(дата обращения 20.04.2022)
13. Вайндорф-Сысоева М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович
В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе. - М., 2019.
14. Валинурова Л. С., Казакова О. Б., Исхакова Э. И., Евтушенко Е. В. Инструментарий финансового менеджмента на инновационно-ориентированном предприятии: учебное пособие. - Уфа, 2018.
15. Вифлеемский, А. Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. [Текст] / А. Б. Вифлеемский. - М. : Народное образование, 2003. - 224 с.
16. Екимова, К.В. Финансы организаций (предприятий): Уч. / К.В. Екимова, Т.В. Шубина. - М.: Инфра-М, 2019. - 16 c.
17. Жамин, В. А. Экономика образования (вопросы теории и практики) [Текст] / В. А. Жамин. - М. : Просвещение, 1969. - 335 с.
18. Клишевич, Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ / Н.Б. Клишевич. - М.: КноРус, 2020. - 160 c.
19. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2020. - 352 c.
20. Колчина, Н.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Под ред. Колчиной Н.В.. - М.: Юнити, 2018. - 416 c.
21. Левицкий, М. Л. Образовательное учреждения: источники финансирования, налоги, учет [Текст] / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко. - М. : МЦФР, 2004. - 319 с.
22. Лермонтов, Ю.М. Финансы организаций (предприятий) / Ю.М. Лермонтов. - М.: КноРус, 2019. - 208 c
23. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие /
Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2018. - 496 с.
24. Н. Назарбаев: «Новый Казахстан в новом мире» (текст послания народу)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/
newsA.php?st=1172730120. (дата обращения 05.04.2022)
25. Незамайкин, В.Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - М.: Эксмо, 2018. - 528 c
26. Поляк, Г.Б. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б.. - М.: Юнити, 2018. - 384 c.
27. Рудица Н. Б. Некоторые аспекты инновационных процессов в системе высшего образования // Вестник Инновационного Евразийского университета. - Павлодар, 2020. - № 4.- С. 181-183.
28. Рудица Н. Б., Комаров О. Е. Проблемы управления ресурсами системы высшего образования Казахстана // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2018. - № 2. - С. 88-92.
29. Струмилин, С. Г. Избранные произведения в пяти томах [Текст] / С. Г. Струмилин. - М. : Издательство АН СССР, 1963.
30. Тютюкина, Е.Б. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Е.Б. Тютюкина. - М.: Дашков и К, 2019. - 544 c.
31. Шубина, Т.В. Финансы бюджетных организаций соц.сферы: Монография / Т.В. Шубина, С.П. Есаков, А.В. Фролкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
32. Торайгыров универсистет: официальный сайт // Режим доступа: https://tou.edu.kz/ru/?option=com content&view=article&id=8482.(дата обращения 01.03.2022)
33. Болонский процесс: создание и подключение национальных,
региональных и глобальных пространств высшего образования. Соглашение Третьего Форума политики Болонского процесса. - Бухарест, 27 апреля 2012.
34. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы.
35. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений (от 19 января 2011 года).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ