Реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения (Педагогика, психология)
Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Сущность проектного обучения 5
1.2 Виды, методы и технологии проектного обучения 9
1.3 Этапы проектного обучения 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 19
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению
для 3 класса 19
2.2. Методические особенности проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках литературного чтения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Это обусловливает значительные изменения в теории и практике образовательного процесса в средних общеобразовательных школах.
Сегодня очевидно, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования технологии проектного обучения.
Однако в настоящее время в этой области наблюдается ряд проблем. Наиболее серьезными из них являются:
слабая методическая подготовка педагогов к проектному обучению,
мало внимание проектному обучению уделяют в младших классах школы,
в связи с неподготовленностью педагогов и обучающихся проектное обучение в средних и старших класса используется редко.
В связи с этим цель исследования - реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. описать теоретические основы проектного обучения;
2. проанализировать современные учебники литературного чтения;
3. составить методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников в процессе изучения литературного произведения.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках литературного чтения в младших классах.
Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения.
Методы: теоретический анализ научных источников, описание, дедукция, сравнение, анализ, обобщение и синтез.
Методологическую основу исследования составляют научные труды А.С. Обухова, С.Н. Поздняк, Л.Л. Розанова, Ю.О. Стекановой, А.В. Хуторского, Н.Ф. Яковлевой и другие. А.С. Обухов, К.Н. Поливанова, Л.Л. Розанов, Н.Ф. Яковлева и др. раскрыли сущность и содержание метода проекта как педагогической технологии. С.Н. Поздняк, Н.Г. Шумова, А.В. Хуторский и др. обосновали необходимость применения метода проекта в условиях компетентностного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проектное обучение представляет собой современную образовательную технологию. Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
Современная школа невозможна без активности, интереса, положительных эмоций, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Хороший урок -это урок, где царит деловая обстановка, где школьники охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Уроки с применением метода проектов – это уроки сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся.
При выборе типа учебного проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся и педагогу верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.
Современные учебники литературного чтения, проанализированных нами в ходе подготовки данной курсовой работы, содержат большое количество творческих заданий, которые могут стать подготовкой к проектной деятельности, основой для творческих и ролевых проектов.
Большое значение имеет правильная методическая организация выполнения проектов на уроках литературного чтения в 3 классе. Основными методическими рекомендациями являются следующие:
1. Предварительный анализ сформированности ключевых компетенций и читательских навыков обучающихся.
2. Тщательное планирование работы над проектом с учетом возрастных особенностей учащихся третьего класса, индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Ориентация на творческие задания, реализация межпредметных связей с другими предметами.
Специфика проектной деятельности в младшей школе заключается в том, что на каждом этапе выполнения проекта любого типа требуется активная работа как обучающихся, так и педагога, который направляет обучающихся, оказывает им педагогическую поддержку.
1. Азбукина Е. Ю., Куровский В. Н. Образовательные технологии и качество образования [Текст]/ Е.Ю. Азбукина, В.Н. Куровский // Вестник ТГПУ. 2003. № 2. – С.145-149.
2. Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45
3. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
4. Бердникова А.И., Зотова Т. Н. Метод проектов на уроках литературного чтения/ А. И. Бердникова, Т. Н. Зотова// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики.- 2017. - № 1 (10). - С. 12-13.
5. Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. — 2015. — №14.1. — С. 78-82.
6. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
7. Голд Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]/ Е.А. Голд // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 73-76.
8. Ивкина Ю. М. Реализация метода проектов на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст]/ Ю. М. Ивкина// В сборнике: Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного, начального, среднего и высшего образования сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. - С. 67-71.
9. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
10. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения [Текст] / В.В. Краснова// Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.
11. Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся [Текст]/ И.Г. Лукина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. С.144-148
12. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
13. Панкратова В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы [Текст]/ В. М. Панкратова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.
14. Полат Е. С. Метод проектов [Текст]/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3. 2000.
15. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст] учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., исправ. и допол. – М.: Академия, 2011. – 412 с.
16. Примерная программа по литературному чтению. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://fsosn4.edusite.ru/DswMedia/lit.pdf (Дата обращения 13. 09. 2018)
17. Розанов, Л.Л. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / Л.Л. Розанов // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
18. Скачкова З.В. Использование метода проекта на уроках литературного чтения [Текст]/ З. В. Скачкова// Начальное образование. - 2009. - № 4. - С. 42-44.
19. Татаренкова Л. А. Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся [Электронный ресурс.]. URL: http://xn--45-6kc5a8as3a.xn--p1ai/3125-2/
20. Трубима Л. А. Комплексное внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. [Текст]/ Л.А. Трубима.-Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 15-16 марта 2006 г. СПб: Изд-во СПбГУП, 2006.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). [Электронный ресурс.] – режим доступа: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (Дата обращения 13. 09. 2018)
22. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: [Текст] учеб. пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.