Реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения (Педагогика, психология)
Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Сущность проектного обучения 5
1.2 Виды, методы и технологии проектного обучения 9
1.3 Этапы проектного обучения 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 19
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению
для 3 класса 19
2.2. Методические особенности проектной деятельности учащихся 3 класса на уроках литературного чтения 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Это обусловливает значительные изменения в теории и практике образовательного процесса в средних общеобразовательных школах.
Сегодня очевидно, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования технологии проектного обучения.
Однако в настоящее время в этой области наблюдается ряд проблем. Наиболее серьезными из них являются:
слабая методическая подготовка педагогов к проектному обучению,
мало внимание проектному обучению уделяют в младших классах школы,
в связи с неподготовленностью педагогов и обучающихся проектное обучение в средних и старших класса используется редко.
В связи с этим цель исследования - реализация проектной деятельности младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. описать теоретические основы проектного обучения;
2. проанализировать современные учебники литературного чтения;
3. составить методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников в процессе изучения литературного произведения.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках литературного чтения в младших классах.
Предмет исследования: проектная деятельность младших школьников в процессе изучения художественного произведения на уроке литературного чтения.
Методы: теоретический анализ научных источников, описание, дедукция, сравнение, анализ, обобщение и синтез.
Методологическую основу исследования составляют научные труды А.С. Обухова, С.Н. Поздняк, Л.Л. Розанова, Ю.О. Стекановой, А.В. Хуторского, Н.Ф. Яковлевой и другие. А.С. Обухов, К.Н. Поливанова, Л.Л. Розанов, Н.Ф. Яковлева и др. раскрыли сущность и содержание метода проекта как педагогической технологии. С.Н. Поздняк, Н.Г. Шумова, А.В. Хуторский и др. обосновали необходимость применения метода проекта в условиях компетентностного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проектное обучение представляет собой современную образовательную технологию. Педагогический потенциал проектного обучения как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения. В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
Современная школа невозможна без активности, интереса, положительных эмоций, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Хороший урок -это урок, где царит деловая обстановка, где школьники охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Уроки с применением метода проектов – это уроки сотрудничества, сотворчества учителя и учащихся.
При выборе типа учебного проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся и педагогу верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.
Современные учебники литературного чтения, проанализированных нами в ходе подготовки данной курсовой работы, содержат большое количество творческих заданий, которые могут стать подготовкой к проектной деятельности, основой для творческих и ролевых проектов.
Большое значение имеет правильная методическая организация выполнения проектов на уроках литературного чтения в 3 классе. Основными методическими рекомендациями являются следующие:
1. Предварительный анализ сформированности ключевых компетенций и читательских навыков обучающихся.
2. Тщательное планирование работы над проектом с учетом возрастных особенностей учащихся третьего класса, индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Ориентация на творческие задания, реализация межпредметных связей с другими предметами.
Специфика проектной деятельности в младшей школе заключается в том, что на каждом этапе выполнения проекта любого типа требуется активная работа как обучающихся, так и педагога, который направляет обучающихся, оказывает им педагогическую поддержку.