Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №45234

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
632
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы экскурсий как формы обучения и 6 воспитания в организации педагогического процесса в школе
1.1 Анализ понятия «экскурсия» как важной формы учебно- 6 воспитательной работы в школе
1.2 Методические аспекты организации экскурсии в педагогическом 16 процессе школы
2. Педагогические возможности экскурсионной работы по географии в средней школе 27
2.1 Возможности экскурсионной работы в реализации географического образования школьников в средней школе 27
2.2 Формы и методы экскурсионной работы в средней школе, 48 проблемы использования экскурсионных элементов по географии в средней школе
3. Анализ использования экскурсионной работы в средней школе на 56 уроках географии
3.1 Особенности экскурсионной работы в средней школе (на 56 примере педагогической практики)
3.2 Результаты опытно - экспериментальной работы 62
Заключение 71
Список использованных источников 7

Основной задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.
Экскурсионная работа в современных педагогических условиях воспринимается как определенная деятельность учащихся, которая выходит за рамки учебных программ, организуется школьными и внешкольными учреждениями в целях соблюдения педагогически грамотного использования их внеурочного времени. Экскурсионную работу определяют: социальная, познавательно-воспитательная направленность, отношения в детском коллективе, в которые вступают учащиеся [29 с. 12].
В ходе экскурсионной работы ребята знакомятся с событийными моментами такими как (памятники культуры и истории, изучают предметы быта, фольклор, народное творчество). Личностно-духовное богатство народа определенно воздействует на формирование патриотизма, чувства гражданской ответственности, нравственности, гордости за свою историю и культуру. В связи с чем в грамотно организованном походе должны решаться задачи по соблюдению охраны памятников истории и культуры.
Экскурсионная работа также является определенным средством физического развития обучающихся. В условиях современного развития промышленности - экология в городах страдает, обучающиеся большое количество времени проводят в закрытых помещениях при этом экскурсионная работа сегодня в большей степени является важным средством профилактики заболеваний. Время, проведенное на свежем воздухе, вне учебного занятия придает ребятам энергии, дает с хорошим настроением учиться. После педагогически правильно организованной экскурсионной работы подросток в течение нескольких дней ощущает себя отдохнувшим, спокойным.
Формирование познавательного интереса у обучающихся меняет их отношение к окружающей действительности, изучаемым в школе предметам, способствует укреплению междисциплинарности, связи школы с жизнью, стимулирует самостоятельность и активность в развитии внутри коллективных связей.
Экскурсионная работа усиливает восприятие обучающимися учебного материала. Активизация восприятия достигается за счёт зримости, жизненности объектов. Можно вспомнить замечательные слова советской педагогики «Цель школы - дать ребёнку понимание живой действительности. Достигнуть этого можно, лишь вскрыв те связи, которые существуют между явлениями в реальной жизни, осветив надлежащим образом эти связи, показав, как они возникают и развиваются».
Цель исследования: Рассмотреть и выявить проблемы организации экскурсионной работы по географии в средней школе.
Исходя из поставленной цели мы определили ряд задач:
- Рассмотреть теоретические основы экскурсий как формы обучения и воспитания в организации педагогического процесса в школе;
- Выявить педагогические возможности экскурсионной работы по географии в средней школе;
- Анализ проблем использования экскурсионных элементов по географии в средней школе;
- Проанализировать экскурсионную работу в средней школе (на примере педагогической практики).
Объект исследования - экскурсионная работа по географии.
Предмет исследования - проблемы организации экскурсионной работы.
При решении поставленных задач мы использовали различные методы научно - педагогического исследования: изучение психолого
педагогической литературы по проблеме исследования, анализ программ, учебников, учебных пособий, педагогические наблюдения учебно-воспитательного процесса в средней школе, педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, статистические методы для качественной и количественной обработки результатов, методы сравнения, педагогическое наблюдение. Методологической основой являются работы: Пономарицкого
В.Ф. Соколовского Ю.Е., Селевко Г.К., Чернова Б.А [19, с.55].
База исследований: ОШИ IT- лицей КФУ, МБОУ «СОШ № 14» г. Казани, МБОУ «СОШ № 167» г. Казани.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы проанализировали основные виды экскурсионной работы в школе с привязкой к предмету география. Рассмотрели теоретические основы экскурсий как формы обучения и воспитания в организации педагогического процесса в школе. Проанализировав понятие экскурсия мы пришли к общей повестке влияния экскурсионной работы на учебную и воспитательную деятельность в школе разными компонентами (путем формирования патриотизма и любви к природе) у обучающихся средней школы.
Современный этап развития школьного образования характеризует усиление роли экскурсионной работы в рамках образовательной деятельности в средней школе. Большим потенциалом при реализации экскурсионной работы обладает предмет география, так как в курсе географии рассматриваются вопросы касающиеся составления плана местности, ведение дневника погоды, изучение форм рельефа, экономическая инфраструктура и др. В качестве основной формы экскурсионной работы в школе можно отнести такие виды как - географические кружки, слеты, лагеря.
Педагогически возможности экскурсионной работы по географии велики, так как коэффициент полезного педагогического действия учителя зависит, от подхода и организации преподавательской деятельности, от их понимания, умения и опыта в экскурсионной работы. В рамках школьной работы использовать весь воспитательный потенциал экскурсионной работы невозможно, она исходит из приоритетной экскурсионной деятельности, которая формируется и обновляется по потребности общества (патриотизм, здоровье сбережение, социализация личности и др.).
В рамках нашего исследования мы выделили три проблемных блока организации экскурсионной работы по географии в средней школе:
Материальный блок - нехватка финансирования со стороны образовательного учреждения, а также со стороны родителей, устаревание оборудования, его нехватка и зачастую полное его отсутствие, транспорт.
Образовательно-мотивационный блок - нехватка рекомендованные программ экскурсий, слабая вовлеченность педагогов и учащихся, загруженность на работе, слабая методическая база экскурсионной работы, «работа из под палки», зачастую методическая (по экскурсиям) неграмотность учителя.
Правовой блок - не знание регламента оформления документов на выезд, постоянное обновление и формирование новых законодательных актов и методических указаний в сфере школьного туризм.
Все три блока негативно сказываются на использовании экскурсионных элементов по географии.
Делая общий анализ итогов проведенного исследования по анкетированию, можно сказать, что полученные результаты показали имеющиеся проблемы экурссионной работы в школе выраженные блочными проблемами, и возможном их решении применяя новые методики по экскурсионной работе в школе.
В ходе прохождения педагогических практик на 4 и 5 курсах в ОШИ IT - лицей КФУ я регулярно в начале сопровождала учащихся на экскурсиях, а позднее их сама их организовывала. В рамках этой деятельности мы определили для себя определенную методику, каждый этап этой методики мы рассмотрели отдельно и внесли определённые коррективы в связи со спецификой нашего лицея. В работы мы представили фрагмент нашей экскурсии «В небе казанские соколы» которую провели с учащимися 8 класса.
Согласно проведенного теоретического и экспериментального исследования мы пришли к следующим результатам:
1. Экскурсионная работа занимает одно из ведущих мест в процессе обучения, но возрастающая роль отводится методике.
2. Экскурсионную работу используют в целях повышения уровня знаний учащихся и учителя, а также для патриотических целей.
3. При изучении в школе географии экскурсионная работа как форма учебно-воспитательной работы выполняет разные функции.
4. Много вариативность методик по проведению экскурсий, но не обновленных.
5. В рамках экскурсионной работы необходимо совершенствовать методическую базу общеобразовательных учреждений.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/70291362/#friends (дата обращения 18.11.2018г.).
2. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и
музеях Российской Федерации» от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. -
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата
обращения .04.12.2018 г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. -[Электронный ресурс]. - URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/938 - 558 с. (дата обращения 20.01.2019 г.).
Книги, монографии
4. Баранский, Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Н.Н.Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
5. Горбова М. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: «Глобус», 2007. - 216 с.
6. Даль В. Толковый словарь, М.: Сов. Энциклопедия. 2015.- 632с.
7. ДмитренкоН. М. Историческое краеведение: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. - 221 с.
8. Дьякова, Р. А. Основы экскурсоведения / Р.А. Дьякова. - М.: Наука, 1985. - 325 с
9. Егорова Н.Н., Погонина Е.В. Экскурсоведение. Учебное пособие. Кемерово : КузГТУ, 2005. 83 с
10. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб.пособие. -- М: ЦРИБ «Турист», 2014. -148с.
85
11. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. - М., 2013.- 23с.
12. Иванов П.А. Педагогические основы школьного краеведения [Текст] / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Петрозавод. гос. ун-т им. О. В. Куусинена. Кафедра педагогики. - Петрозаводск : [Карел. кн. изд- во], 1966. - 182 с.
13. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. - Кемерово: Изд-во Кемеровского гос.ун-та, 1994. - 367 с.
14. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000. - 360с.
15. Константинов, Ю. С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей / Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТиК, 2001. - 180 с.
16. Кукшанов В.В., Чернякин М.В. Родной край и эстетическое воспитание школьников-туристов. // Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. /Свердл. гос. пед. ин-т. Сб.243. Свердловск, 1974. - 289с.
17. Межкультурная коммуникация. Сборник учебных программ. - М.: Изд-во МРУ, 2012.- 214с.
18. Методика обучения географии: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев, С.В.Васильев. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — с. 320.
19. Методика обучения географии в средней школе. / Под ред. А. Е. Бибик. - М.: Просвещение, 1975. - 384 с.
20. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. -М.: ЦРИБ «Турист», 2010. - 160с.
21. Обзорная экскурсия по населённому пункту. Рекомендации по организации и проведению / сост. А.О. Ковалева, Ю.В. Кислицина. - Хабаровск: КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, 2014. - 20 с. Сичинова, В. А.
Экскурсионная работа (из опыта) / В.А. Сичинова. - М.: Просвещение, 1981. - 94 с.
22. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
23. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебнометодический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. - Томск: Издательство ТГПУ, 2010. - 168 с.
24. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.
25. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В Лехина. - М.: Советская энциклопедия, 2012. -178с.
26. Ушинский к д. Избранные пед. Произведения. М., 1968. — с. 56.
27. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. - М.: Профиздат, 1970. — 256 с.
Диссертации
28. Соловьева, Ю.Н. Профессиональное самоопределение учащихся в процессе профильного туристского обучения: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Соловьева, Юлия Николаевна. - М., 2007. - 140с.
Авторефераты диссертаций
29. Пилат И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (730) / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. - Москва : [б. и.], 1970. - 19 с.
Печатная периодика
30. Авторская программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа, 2012. - 90с.
31. Аникина В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 30. - С. 9-11.
32. Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-5.
33. Дьячкова Т. В. Образовательные экскурсии в контексте решения проблемы профессионализма современного педагога: опыт и перспективы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 951-954.
34. Квасова И.Н. Роль творческих заданий в формировании личностных и метапредметных компетенций обучающихся в старшей школе // Географические и геоэкологические исследования в Украине и сопредельных территориях: сборник научных статей / под общ. ред Б.А. Вахрущева. Симферополь: ДИАЙПИ, — 2013. — Т. 1. — 570 с.
35. Макшакова Т.В. Воспитание экскурсией - реализация положений федерального закона "Об образовании"//В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 34 частях. 2013. С. 94-95.
36. Портнова Т.В. Методы актуализации научной информации в экскурсиях на искусствоведческую тематику (экскурсии и культурное наследие в современном мире)//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.
2015. № 111. С. 1030-1041
37. Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014. - 88с.
Электронные ресурсы
38. «Экскурсоведение [видеозапись лекции Будревич Д.С.] // YouTube. 30 января (https://www.youtube.com/results7search_query).
39. Сидоров Е., Морозова Н., Орлова М. Школьный музей не имеет
права стареть [Электронный ресурс] / Е. Сидоров, Н. Морозова, М. Орлова // Учительская газета. - 2012. - N 41. - Режим доступа:
http://www.ug.ru/archive/48124
40. Казанский вертолетный завод
URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/kvz/about/ (дата обращения 12. 02.2019 г.).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ