Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)

Работа №114174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школа №36 (г. Комсомольск-на-Амуре).
Выборка: 28 человека, 18 юношей и 10 девушек учащиеся старших классов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по физическому воспитанию 6
1.1 Секционные занятия как форма физического воспитания в общеобразовательных школах 6
1.2 Особенности секционной работы со школьниками 9
1.3 Организация внеклассной работы 12
Глава 2 Методы и организация исследования 16
2.1 Методы исследования 16
2.2.1 Теоретический анализ специальной научной литературы 16
2.2.2 Анкетирование детей старшего школьного возраста (15-17 лет) 17
2.2.3 Количественно-качественная обработка 17
2.2 Организация исследования 24
Глава 3 Организационная работа секции по баскетболу для старшеклассников 26
3.1 Отношение детей старшего школьного возраста к баскетболу 26
3.2 Организация, планирование и учет работы секции по баскетболу 29
3.3 Организация учебно-тренировочной работы 35
3.4 Планирование и учет учебно-тренировочной работы 40
3.5 Организационно-методические указания 44
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 57

Нынешняя система физического воспитания учащихся требует освоение большим объемом двигательных навыков и умений. Современные результаты свидетельствуют о снижении двигательной активности школьников в среднем и старшем школьном возрасте. Основными причинами такого положения исследователи называют отсутствие мотивации в учебных заведениях, несформированность ценностного отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни. Можно сделать вывод, что изучение мотивации детей среднего и старшего школьного возраста к физическому воспитанию является актуальным и современным.
Баскетбол – одна из самых популярных и зрелищных игр не только во всем мире, но и в нашей стране. Характеризуется разнообразием движений. Баскетбол имеет не только лечебно-гигиеническое, но и воспитательное значение. Занятия баскетболом помогают сформировать упорство, решимость, самостоятельность, честность, твёрдость, уверенность в себе.
Проблема обучению баскетбола на уроках физической культуры, как средство повышения интереса к предмету, в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований методистов различных стран. Серьезный вклад в разработку этой проблемы внес А. Я. Гомельский, заслуженный тренер СССР, под его руководством советская сборная становилась олимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира и семикратным чемпионом Европы. Александром Яковлевичем был разработан ряд методик обучения баскетболу на тренировках, а также на уроках физической культуры.
Выбор данной темы объясняется тем, что современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение развивалось физически здоровым и развитым. Занятия физической культуры открывают возможности для повышения общей физической и спортивной подготовленности учащихся, формирования у них устойчивого интереса к баскетболу на уроках по физической культуре. Эта проблема хорошо изучена в специальной литературе. Представлено следующими авторами: Н. Ф. Добрынин, Л. А. Гордон, М. Ф. Беляев, И. М. Цветков, В. Г. Иванов, Г. И. Щукина и др. Их работы посвящены интересу как очень сложному и значимому для человека процессу обучения.
В попытке понять, что такое интерес, многие ученые выделяли его характерные признаки и отделения интереса от близких и родственных понятий, таких как потребность, установка, мотив, влечение и др. В большом многообразии имеющихся определений интереса наиболее адекватной с точки зрения нашего исследования представляется точка зрения Г. И. Щукиной, которая рассматривает интерес как «избирательную направленность личности, направленную в область знаний, на его предметная сторона и сам процесс приобретения знаний».
Исходя из сказанного, возникает надобность создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях образовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовленности.
В такой ситуации представляется актуальным выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационно-педагогические особенности секционной работы по баскетболу с детьми старшего школьного возраста».
Проблемой исследования является оптимизация и совершенствование организационной работы секции по баскетболу для старшеклассников (15-17 лет).
Цель исследования состоит в том, чтобы создать организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Исходя из цели, были определены задачи настоящей работы:
1. Изучить современное состояние проблемы организации внеурочно работы по физическому воспитанию;
2. Провести эксперимент;
3. Разработать организационную работу секции по баскетболу для старшеклассников.
Объект исследования: образовательный процесс общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования интереса к урокам физической культуры при обучении игре в баскетбол.
Гипотеза: Можно предположить, что средства и методы, о которых пойдет речь в данной статье, являются наиболее подходящими для развития быстроты старшеклассников. Кроме того, развитие скорости с помощью баскетбола в этом возрасте лучше всего развито в силу физиологических и психологических особенностей подростков.
Научная новизна работы заключается в получении новой научной информации относительно запросов детей старшего школьного возраста в отношении требований к секции по баскетболу и собственные разработки по деятельности такой секции.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения разработанных практических рекомендаций в процессе работы секции по баскетболу, что будет способствовать более организованной работе секции.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы организационно-педагогической и медико-биологической направленности; изучение и обобщение педагогического опыта и результатов деятельности преподавателей школ и их воспитанников, наблюдение, тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и трех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, проведенное исследование позволило сформулировать следующие обобщающие выводы.
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся организации работы секции по баскетболу, позволил заключить, что требуется выявление новых форм, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы содержания секционной работы в СШОР, не характеризуя её комплексно.
2. В ходе исследования были получены данные о том, что дети хотят заниматься спортом, но преимущественно это традиционные виды спорта. На основании ответов мы делаем выводы о том, что, дети хотели бы заниматься в секции по баскетболу (44%). Следовательно, необходимо организовывать такие секции на базе МОУ СОШ. Секционные занятия будут способствовать гармоничному развитию ребенка, развитию специальных физических качеств и социально важных полезных качеств, будут способствовать оздоровлению всего организма в целом. На протяжении всего периода занятий необходимо проводить беседы с детьми об истории баскетбола, разбирать различные тактические связки, объяснять и записывать технику основных приемов. С учащимися необходимо проводить беседы в форме лекций о вредных привычках и их отрицательном влиянии на организм подростка. При оценке указанных в анкете требований к организации секции по баскетболу, респонденты выделили ряд наиболее важных. К ним у старшеклассников были отнесены бесплатные занятия (64%), близость к дому (24%), разнообразие инвентаря (4%). Таким образом, при организации секции должны в обязательном порядке войти перечисленные школьниками требования к секции.
3. В ходе исследования были исследованы элементы планирования секции по баскетболу. К ним относятся типовая программа, учебный план, график прохождения учебного материала по месяцам или неделям, рабочий план, план-конспект занятия. Эти документы необходимы при многолетней учебно-тренировочной работе. Основные положения планирования должны быть учтены при поурочном изложении учебного материала. Необходимо учитывать также закономерности формирования двигательных навыков, специфику баскетбола, содержание и методику физической подготовки, обучение технике и тактике, соотношение средств физической, технической и тактической подготовки, периодизацию учебно-тренировочного процесса и т.д. Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного занятия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции. Основная форма занятий с начинающими - групповой урок. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность подготовительной части – 15-25 мин., основной – 90-100 мин., заключительной – 5 мин.
4. Учебно-тренировочная работа секции содержит непрерывность и круглогодичность процесса тренировки, четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года, определение для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства, определение содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся, организации воспитательной работы, организации врачебного и педагогического контроля, определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд, определение уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.



1. Барчуков, И.С. Физическая культура. – М.: Academia, 2021. – 416 с.
2. Баскетбол: учебно-методическое пособие / Под ред. С. Ю. Махова. – Орел: МАБИВ, 2018. – 37 с.
3. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
4. Боричев, Б.И. Программное обеспечение секции по баскетболу в условиях школы // XIII Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых. Материалы межрегиональной научной конференции / Гл. ред. В.Н. Маковеев. – 2019. – С. 363-366.
5. Веселая, З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. – 287 с.
7. Веланская, Е.А. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбола): дис. ... канд. пед. наук. – Москва: Моск. пед. гос. ун-т., 2009. – 227 с.
8. Германов, Г.Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 224 с.
9. Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
10. Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. – М.: ФиС, 2016 – 190 с.
11. Даймацу, Х. Следуйте за мной. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 88 с.
12. Дерябина, Г.И., Шинкин А.А., Лернер В.Л., Мартынов М.А. Организация и содержание секционных занятий по баскетболу в общеобразовательной школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы ХIV Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. – 2018. – С. 310-317.
13. Доронцев, А.В., Ермолина Н.В., Зинчук Н.А. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 1 (167). – С. 98-102.
14. Дудник, О.Е., Сираковская Я.В. Современные подходы к организации секционных занятий по спортивным играм в условиях общеобразовательного учреждения // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / Под ред. А.В. Сысоева, О.Н. Савинковой, И.В. Смольяновой. – 2019. – С. 125-132.
15. Жакеев, К.Т. Формирование и развитие физических качеств школьников средствами спортивных игр // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. – Т. 8. – № 1 (12). – С. 109-113.
16. Захаров, П.С., Луганская М.В. Результативность секционных занятий баскетболом в общеобразовательной школе на основе регулирования вариантов и направленности интегральной нагрузки // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 50-55.
17. Кайвалиев, А.А. Технико-тактическая подготовка школьников, занимающихся в секции по баскетболу // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте. материалы региональной научно-практической конференции. – Астрахань, 2022. – С. 90-92.
18. Кардашенко, В.Н. Гигиена детей и подростков: учебник /В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1989.
19. Конеева, Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника: учебное пособие для среднего профессионального образования / Под общ. ред. Е.В. Конеевой. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 322 с.
20. Коларевой, З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 2018 – 130 с.
21. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования /Е.А. Короткова // Физическая культура. – 2001.
22. Красножон, И.С. Баскетбол и его роль в воспитании и становлении личности // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 343-345.
23. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2008. – 244 с.
24. Леонтьева, Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система. Опорно-двигательный аппарат) / Под.ред. Н.Н. Леонтьевой. М., 1976.
25. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Собр. пед. соч. Т. 1-2. М., 2017.
26. Лескова, Г.П., Ноткина Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: «ФиС». 1983 – 120 с.
27. Лисицин, Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. – М.: Мысль, 2017. – 271 с.
28. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2019 – 175 с.
29. Лубышева, Л.И. Кадровая политика развития инновационных процессов в физкультурном / Л.И. Лубышева, В.П. Косихин // Теор. и паркт. физ. культ. – 1997.
30. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992.
31. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. – 1997.
32. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. – 2001.
33. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. –2000. - № 3.
34. Лысов, П.К., Костриков И. Методологические подходы к дистанционному обучению студентов физкультурного вуза. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК.- М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 187 – 191.
35. Лях, В.И. Физическое воспитание в общеобразовательных школах России и Западной Европы // Физическое воспитание и здоровье молодежи: сб. науч. тр. / Междунар. ассоц. по спорт. моторике [и др.]; под ред. Анатолия Д. Скрипко, Влодзимежа Старосты. - Варшава; Минск, 2002.
36. Лях, В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физ. культуры. - 1991.
37. Лях, В.И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2021. – 80 с.
38. Магун, Т.Я., Чаплыгина Е.В., Баженкова Н.В. Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях спортивной секции // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2022. – № 6. – С. 33-38.
39. Макрушина, Е.А., Сираковская Я.В., Капустин З.Н. Содержание и методика проведения секционных занятий по футболу со школьниками старших классов в условиях общеобразовательной школы // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 56-60.
40. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Спорт, 2021. – 520 с.
41. Мачканова, Е.В., Илясов А.А. Методика повышения эффективности подготовки юных баскетболистов в рамках секционных занятий в общеобразовательной школе // Сборник трудов студентов и молодых ученых РГУФКСМиТ. Материалы научных конференций студентов и молодых ученых. – 2016. – С. 44-47.
42. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 73- 75.
43. Моисеев, А.В., Аннаев Р.И. Исследование развития физических качеств у школьников в процессе тренировочных занятий в школьной секции по баскетболу // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ш.О. Исмаилова. – 2020. – С. 154-157.
44. Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
45. Мовчан, В.П. Проблемы и перспективы организации внеклассной работы школьников по физическому воспитанию // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 1. – С. 97-104.
46. Найдиффер, Р.Л. Психология соревнующегося спортсмена. Пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. – 342 с.
47. Начинская, С. В., Степанова О.Н., Портнов А.В. Методика выявления первопричин, формирующих мнение респондентов: Учебное пособие. – М.: Малаховка, 1999. – 37 с.
48. Начинская, С.В. Основы спортивной статистики. – Киев: Высшая школа, 1987. – 189 с.
49. Никитушкин, В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 232 с.
50. Никулин, И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-оздоровительной деятельности с учащимися общеобразовательной школы.: Автореф. дис… - канд. пед. наук. – Белгород: БГУ, 2000. – 19 с.
51. Нифонтов, Л.Н. Физическая культура как средство здравостроения, профессиональной адаптации и реабилитации трудящихся. – М.: ВНИИФК, 1994. – 201 с.
52. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Астрель, 2003.
53. Осокина, Т.И. Физическая культура в школе. – М.: Просвещение. 1978. – 170 с.
54. Стеблецов, Е.А. Гигиена физической культуры и спорта: учебник для вузов / Е.А. Стеблецов, А.И. Григорьев, О.А. Григорьев. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 308 с.
55. Тарасова, О.А. Специфика внеурочной деятельности в рамках секционной работы в общеобразовательной школе // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2017. – № 1. – С. 84-88.
56. Салтыков, А.В. Педагогические особенности преподавания секции по баскетболу в школе // Технологии 2022: основные проблемы и направления развития. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 180-183.
57. Переверзин, И.И. Школьный спорт в России: Миниэнциклопедия. – М.: РГАФК, Школа спортивного бизнеса, 1994. – 255 с.
58. Пронина, Т.С. Определение уровня оценки физической и специальной подготовки при отборе в секцию по баскетболу // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. – 2017. – С. 432-433.
59. Решетников, Н.В. Физическая культура: учебник. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
60. Роуз, Л. Баскетбол чемпионов: основы: пособие. – М.: Человек, 2014. – 272 с.
61. Сологуб, Е.Б. Физиология спорта. – М.: Терра–спорт, 1999. – 250 с.
62. Теория и методика обучения базовым видам спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина; под ред. Ю.М. Макарова. – 3-е изд.. стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2016. – 234 с.
63. Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие для вузов / Т.А. Завьялова и др.; под ред. С.Е. Шивринской. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 189 с.
64. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 176 с.
65. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 254 с.
66. Фомин, Ю.А. Главное противоречие современного общества и варианты его разрешения // Материалы совместной научно- практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – М.: Издательство РГАФК, 2001. – С. 187 -191.
67. Шпорин, Э.Г., Абрамович Д.В. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 36-37.
68. Холодов, Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования. – 14-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.
69. Яворская, Е.Е., Боева Л.С. Организация работы секции по баскетболу в общеобразовательном учреждении // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: пути развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию факультета физической культуры и спорта БГПУ / Под общ. ред. О.В. Юречко. – 2018. – С. 183-194.
70. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для вузов / Под науч. ред. И.В. Еркомайшвили. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 244 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ