ВВЕДЕНИЕ
3
1. Теоретические аспекты налогообложения нефтяных компаний 7
1.1. Государственное регулирование деятельности нефтяных компаний 7
1.2. Условия налогообложения нефтяных компаний 14
1.3 Зарубежная практика и возможности ее применения в России 29
2. Анализ практики налогообложения нефтяных компаний 45
2.1. Анализ налогов и иных фискальных платежей компаний 45
2.2. Факторы, оказывающие влияние на расчет налогов нефтедобывающих
компаний 55
2.3. Расчет налоговой нагрузки нефтяных компаний 62
3. Совершенствование налогообложения нефтяных компаний В Российской
Федерации 75
3.1. Модель налогообложения нефтяных компаний 75
3.2. Последствия введения налога на дополнительный доход 82
Заключение 89
Список использованных источников 95
Нефтяная отрасль для Российской Федерации является очень важной частью экономики страны и будет оставаться таковой еще долгое время. Поэтому вопросы сырьевой базы государства должны быть определяющими при составлении политики государства как внутри страны, так и на мировой арене.
Уровень добычи нефти растет не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Количество стран с добычей нефти увеличивается с каждым годом и предложение нефти соответственно. Российская экономика тесно связана с мировыми ценами на нефть, а значит изучение проблем, возникающих в этой сфере, представляется особенно важным. Зависимость от курсов валют и мировых цен на нефть и иностранного импорта ведет к серьезным рискам как для нефтяной отрасли, так и для экономики в целом. Избежать их возможно лишь создав системную регуляторную политику, которая бы стимулировала недропользователей к разработке технологий, строительству производств и перерабатывающих мощностей, увеличению глубины переработки, развитию конкуренции на внутреннем рынке, проведению геологоразведочных работ и активной разработки новых месторождений. Уход от зависимости к мировым ценам на нефть в налогообложении станет одним из серьезных шагов на пути к оздоровлению нефтяного сектора России. Основным источником доходов государства от нефтяных компаний является налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины. В данной работе особое внимание уделено анализу данных налогов. Таким образом, необходимо грамотное регулирование нефтяной отрасли экономики со стороны государства в целом, включая налогообложение нефтяных компаний.
Степень разработанности научной проблемы. Вопросы природной ренты в недропользовании глубоко изучались и анализировались и российскими учеными, наиболее весомый вклад внесли: А.В. Латков, В.И.
Смагина, Л.В. Канторович, В.К. Шатков, М.Н. Игнатьева, Д.А. Ворчестер, Л.М. Капица, А.В. Ложникова и другие. Свои труды проблемам рентного налогообложения недропользования в нефтедобычи посвятили А.Г. Конопляник, М.М. Комаров, В.А. Крюков, С.В. Барулин, Ю.П. Белов, Ю.Н. Бобылев, С.Ю. Глазьев, С.С. Ежов, В.Д. Зубарева, Т.В. Кириченко, А.А. Комзолов, А.В. Ефимов, Д.Г. Черник, В.Г. Князев, Д.С. Львов, Л.П. Павлова и др. Недостаточная степень разработанности проблемы в связи с регулярными законодательными изменениями подтверждает актуальность темы и обусловливает цель, задачи и структуру магистерской диссертации.
Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы заключается в исследовании налогообложения нефтедобывающих компаний на современном этапе развития российской экономики и поиск путей совершенствования мероприятий государственного налогового регулирования.
Для достижения указанной цели исследования, в работе были поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, предопределившие логику и структуру исследования:
- сгруппировать проблемы, возникающие в налогообложении нефтяных компаний по видам налогов;
- предложить авторское видение на группировку компаний нефтедобывающего сектора с различным подходом к их налогообложению;
- рассмотреть государственное регулирование нефтедобывающих компаний;
- проанализировать динамику и структуру поступлений по различным видам налогов в Российской Федерации;
- проанализировать налоговую нагрузку нефтяных компаний в Российской Федерации, и иностранных нефтяных компаний;
-определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- построить и проанализировать прогноз по поступлениям от основных налогов, уплачиваемых нефтяными компаниями;
-разработать предложения по совершенствованию системы налогообложения нефтяных компаний.
Объектом исследования выступают особенности налогообложения нефтяных компаний в Российской Федерации.
Предметом исследования взаимосвязь налоговых поступлений в бюджет страны от налогов, уплачиваемых нефтедобывающими компаниями.
Теоретической основой исследования Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и концепции, разработанные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области государственных финансов, планирования и экономической теории по вопросам правовой базы налоговых отношений, применения налогового механизма, нормативной базы налогообложения.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы. Анализ фактического материала представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Министерства финансов РФ, Росстата РФ, Федеральной налоговой службы России, монографии, публикации в международных и общероссийских периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно-правовая база по налогообложению.
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию механизма стимулирования добычи нефти на основе изменения налогообложения с учетом конкретных социально-экономических условий в России.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
- обобщены и сгруппированы проблемы, возникающие в налогообложении нефтедобывающих компаний по видам налогов;
- предложена авторская классификация нефтяных компаний по определенным критериям с учетом налоговых последствий;
- рекомендована усовершенствованная модель уплаты налогов в соответствии с выделенной классификацией нефтяных компаний;
- построен прогноз налогообложения нефтяных компаний в соответствии с представленной моделью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения нефтяных компаний на современном этапе.
Структура исследования Диссертация изложена на страницах машинописного текста. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, охарактеризована степень изученности рассматриваемой проблемы, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты рентного налогообложения и государственного регулирования нефтяных компаний. Предложена авторская классификация нефтяных компаний по определенным критериям. А также сгруппированы проблемы по видам налогов, уплачиваемых в нефтяной отрасли.
Во второй главе проанализирована налоговая нагрузка предприятий нефтяной отрасли и влияние отдельных факторов. А также проведен анализ зависимости налоговых поступлений в бюджеты страны от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин.
В третьей главе построен прогноз налогообложения предприятий нефтяной отрасли в результате введения новой модели и налога на сверхдоходы. В заключении сформулированы основные выводы, полученные в результате проведенного диссертационного исследования.
Анализ поступлений от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин показал: насколько сильна зависимость бюджетных доходов от нефтяного сектора. Российская экономика пострадала в результате скачков курса доллара и снижения цен на нефть на мировом рынке. Таким образом имеется ряд проблем в области государственного регулирования, в частности в налогообложении нефтяного сектора, которые требуют совершенствования.
В результате проведенного исследования нами были предложены и разработаны следующие направления совершенствования в области налогообложения нефтяных компаний:
1. Автором предложена классификация нефтяных компаний по определенным критериям с учетом налоговых последствий. Российское государство одинаково подходит к налогообложению разных категорий участников нефтяного сектора. По мнению автора, необходимо разделить на законодательном уровне нефтяные компании на малые и крупные на основе определенных критериев, что позволит учитывать деятельность той или иной компании в зависимости от масштабов добываемой нефти, количества сотрудников, наличия вертикальной интеграции. Учитываю специфику малого и крупного предприятия необходимо дифференцировать ставки налогов и соответственно решить ряд проблем, возникающих в данной отрасли. По небольшим компаниям государство может установить, какова реальная себестоимость добычи нефти, и, соответственно, сколько должно быть налоговых поступлений с каждой добытой тонны. Для малых нефтяных компаний характерны наивысшие удельные налоговые отчисления.
2. С помощью налогового регулирования деятельности компаний нефтяного сектора представляется возможным стимулировать их к выработке новых месторождений, а также к использованию новых технологий для полной добычи ресурсов из недр. Наиболее полно государственное регулирование нефтяной отрасли отражают рентные отношения. Для определения размеров, принципов изъятия ренты необходимо основываться на классических воззрениях на сущность данной экономической категории. Последние сто лет наибольший интерес у экономистов и ученых вызывал поиск способов изъятия ренты с помощью экономического подхода, минуя привязку к горногеологическим факторам. Было предложено множество методик, как отечественных, так и иностранных, многие из которых используются в настоящее время в некоторых сырьевых державах.
3. Для того чтобы добиться устранения проблем, возникающих в области налогообложения нефтяной отрасли необходимо классифицировать их по видам налогов, уплачиваемых нефтяными компаниями. Автором обобщены и сгруппированы проблемы, возникающие в налогообложении нефтяных компаний по видам налогов.
Проблемы, возникающие в налогообложении нефтяных компаний связанных с налогом на добычу природных ископаемых:
а) зависимость от мировых цен на нефть и курса доллара;
б) нет стимулирований компаний к добыче нефти на малодебитных скважинах;
в) огромное количество льгот для новых месторождений.
Проблемы, связанные с экспортными таможенными пошлинами:
а) отсутствие стимула для реализации нефти на внутреннем рынке;
б) высокая налоговая нагрузка на нефтедобывающие компании, не позволяющие инвестировать свободные средства в разработку новых месторождений;
Проблемы в налогообложении нефтяных компаний, связанные с налогом на добавленный доход: сложность администрирования со стороны государства, а значит занижение реальной прибыли, в результате чего потеря доходов бюджета России.
4. Мировой опыт демонстрирует отказ от экспортных пошлин как инструмента налогообложения нефтяного сектора в развитых странах. В
перспективе в России представляется целесообразным постепенное снижение и полный отказ от экспортных пошлин. Положительный эффект будет достигнут за счет создания адекватных ценовых ориентиров для участников рынка, сокращения субсидирования нефтеперерабатывающего сектора для создания реальных стимулов к его модернизации, роста энергоэффективности и высвобождения дополнительных объемов нефти для экспорта. Применяемая в Великобритании, Норвегии и Казахстане практика налогообложения финансового результата или сверхприбыли нефтяных компаний позволяет учитывать конкретные особенности проектов: геологические условия добычи нефти, степень истощения недр на конкретном участке и т.д. При этом обеспечивается максимальный уровень изъятий на прибыльных
месторождениях и стимулируется реализация проектов ТРИЗ (трудноизвлекаемых запасов), поскольку обычно налог не взимается до окупаемости капитальных затрат или предполагает возможность аплифта (в Норвегии). Однако есть слабые стороны и угрозы: требуется формирование новой системы контроля затрат и администрирования налогов на доходы (финансовый результат); многие проектные, ценовые, валютные риски должно будет взять на себя государство.
5. Проведенный нами анализ данных поступлений в бюджеты различных уровней показал, что структурно наибольший удельный вес в доходах среди поступлений от нефтяной отрасли в бюджет РФ принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых от добычи нефти. Экспортная пошлина занимает последнее место. Для бюджетов субъектов РФ поступления от налога на добычу полезных ископаемых не играют роли, так как норматив отчислений предполагает его зачисление в федеральный бюджет. Также в структуре налоговых доходов наибольший удельный вес принадлежит доходам от налога на добычу полезных ископаемых, что говорит о его значимости и необходимости гибкого подхода к налогообложению нефтяных компаний.
6. Автором рассчитан и проанализирован влияния мировых цен на нефть, выплачиваемые нефтедобывающими предприятиями России показал тесную взаимосвязь налога на добычу полезных ископаемых с мировыми ценами на нефть, которая основана на специальном коэффициенте Кц . Рост налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин объясняется налоговым маневром, который подразумевал поэтапное (в течение трёх лет) снижение экспортной пошлины на нефть и повышение налога на добычу полезных ископаемых.
Обвал цен на нефть на мировом рынке показал, насколько Российская Федерация не готова к подобным кризисам. В результате такого явления и резкого удорожания доллара по отношению к рублю государство недополучило огромную сумму поступлений в бюджет. Такая система налогообложения нефтяного сектора, сложившаяся в российском государстве, требует основательно проработанных мер устранения подобной проблемы и создания модели, которая позволит уйти от зависимости от курса доллара и мировых цен на нефть.
7. Анализ налоговой нагрузки на нефтяные предприятия России показал что, российские нефтяные компании имеют большую налоговую нагрузку. Среди российских нефтяных компаний самая высокая налоговая нагрузка на баррель добычи нефти характерна для небольших компаний - «Башнефть» и «Татнефть» - из-за более низких объемов добычи по сравнению с лидерами отрасли. Именно поэтому необходим различный подход в налогообложении нефтяных компаний различного уровня. Имея одинаковые условия налогообложения для всех компаний нефтяного сектора, мы получаем различную налоговую нагрузку. Однако на примере АО «Роснефть», где динамика совокупной налоговой нагрузки показывает сначала рост, а в 2016 году падение, можно сделать вывод, что реализация стимулирующей функции государства в области налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки.
8. Представлен прогноз поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, проведенный автором, при отмене коэффициента, учитывающего мировые цены на нефть и курс доллара на примере малой нефтяной компании АО «Татойлгаз». А также по данным итоговой конференции 2018 года при участии министерств и ведомств и президента РТ прогноз уплачиваемых налогов малыми нефтяными компаниями. только от компании АО «Татойлгаз» бюджет РФ потеряет в среднем 5 298 107 785,99 и при учете запрета на экспорт нефти данные потери составят около 6 млрд. руб. В свою очередь при ограничении экспорта для малых нефтяных компаний, предложение нефти для внутреннего рынка значительно возрастет, что позволит создать конкуренцию в данном сегменте. А также снизит цены на нефть на внутреннем рынке, что впоследствии скажется на цене на нефтепродукты и иные производные углеводородного сырья. Таким маневром удастся убрать зависимость цен на нефть от курса доллара США. И подобные резкие колебания не скажутся на российской экономике, как это случалось ранее.
9. Автором произведен расчет по экономическому эффекту от принятия налога на финансовый результат в нефтяной промышленности. Результаты расчетов показывают, что введение налога на финансовый результат будет способствовать значительному приросту добычи нефти по всем рассматриваемым месторождениям. оценивая целесообразность перехода на налогообложение финансового результата, следует отметить, что предлагаемые к введению налог на финансовый результат и налог на дополнительный доход выгодны для налогоплательщиков, поскольку являются в целом более гибкими налоговыми инструментами, нежели действующая система налогообложения в виде налога на добычу полезных ископаемых. Если при существующем режиме налогоплательщик фактически никак не заинтересован работать с труднодоступной нефтью, то при переходе на налогообложение финансового результата учет затрат на разработку и добычу трудноизвлекаемых запасов позволяет снизить налоговую нагрузку, вкладывая тем самым сохранившиеся средства в развитие технологий и инфраструктуры, повышая эффективность добычи таких трудноизвлекаемых запасов.
10. Переход на налогообложение финансового результата в перспективе выгоден и бюджету - даже если в моменте доходы бюджета от налогообложения добычи труднодоступной нефти снизятся, в перспективе предпринимаемые меры по повышению эффективности добычи такой нефти должны позволить увеличить объемы добычи, и тем самым доходы бюджета. В то же время очевидно, что в текущей ситуации полный отказ от налога на добычу полезных ископаемых является невозможным в силу фискальных причин, что подтверждается и представителями Минфина России в своих оценках указанных законодательных инициатив. В этой связи наиболее правильным решением был бы некий поэтапный переход к новой системе налогообложения с учетом оценки результатов эффективности ее применения.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ Редакция от 03.08.2018 (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Справочно-правовая система «Консультант». - Последнее обновление - 03.09.2018]
2. Инструкция по применению классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов //Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых).
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: одобрены
Правительством РФ 30.05.2013 - СПС «КонсультантПлюс»
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: одобрены
Правительством РФ 01.07.2014 - СПС «КонсультантПлюс»
Книги, монографии
5. Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная
деятельность С.Ю. Витте. - М., 2007. - 157 с.
6. Бобылев, Ю.Н. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий / Ю.Н. Бобылев, Г.И. Идрисов, С.ГГ Синельников-Мурылев. - М.: Издательство Института Гайдара,
2012.
7. Амбарцумян, А.К. Сравнение стратегий нефтяных компаний и оценка ихэффективности // Экономические науки. 2010. № 7 (56). С. 358-367.
8. Арутюнян, С.А. Рентный подход в сфере налогообложения
природных ресурсов // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 4. С. 25-32.
9. Архипцева, Л.М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему / Л.М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - М., 2007. - № 12. - С. 35-42.
10. Архипцева, Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений /Л.М. Архипцева//Налоги и налогообложение. - М., 2008. - № 7. - С. 39-46.
11. Архипцева, Л.М. Оценка общего налогового потенциала
металлургических предприятий / Л.М. Архипцева, А.В. Трунов // Финансы и кредит. - М., 2009. - № 16. - С. 36-42.
12. Буренина, И.В. Роль нефтяной промышленности в энергетической стратегии России // Нефтегазовое дело. 2011. № 6. С. 174-187.
13. Бобылев, Ю.Н. Налогообложение минерально-сырьевого сектора экономики / Ю.Н. Бобылев, М.Ю. Турунцева. - М.: Ин-т Гайдара, 2010. - 198 с.
14. Бобылева, А.З. Современные инвестиционные и финансовые возможности российских нефтяных компаний // Налоги и налогообложение.
2015. № 3. С. 230-244.
15. Азанова, Е. Проблемный запас прочности // Деловая Россия: промышленность, транспорт, социальная жизнь. 2012. - № 8. - С. 34, 34-39.
16. Бобылев, Ю.Н. Налогообложение природной ренты: международная и российская практика налогообложения нефтяной промышленности. - М.: Издательство Института Гайдара, 2010.
17. Бобылева, А.З Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом / Бобылева А.З, Жаворонкова Е.Н., Львова О.А. // Вестник Московского университета. - 2015 - вып. 5: Отрасевая и региональная экономика. - С. 22-45.
18. Боровикова, Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики / Е.В. Боровикова // Экономический анализ: теория и практика. - М., 2008. - № 18. - С. 25-28.
19. Бочкарева, Е.А. Налоговый потенциал как элемент финансовоправового механизма обеспечения сбалансированности бюджетной системы
Российской Федерации. - Тематический выпуск: Страховые взносы и НДФЛ: сложные вопросы из практики налогового консультирования / Е.А. Бочкарева // Налоги и финансовое право. - Екатеринбург, 2011. - № 9. - СПС «КонсультантПлюс».
20. Бурутин Вячеслав Владимирович Проблемы налогообложения нефтяной отрасли и государственное регулирование ее развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. №3. - 94 - 96 с.
21. Виноградова, О. Нефтяные компании 2014: капитальные расходы // Нефтегазоваявертикаль. 2014. № 9.
22. Воробьев, Ф. Большое будущее для малой нефти?// Информационноаналитический журнал «Нефть России». 07.02.2014.
23. Волков, Д.Б. О способах экономического обоснования мер налогового стимулирования / Д.Б. Волков, Л.М. Архипцева // Управлиння розвитком. - Харьков, 2010. - № 4. - С. 186-188.
24. Выгон, Г. Система «60-66-90-100» и сценарии развития нефтепереработки в России / Г. Выгон, А. Рубцов, С. Ежов, Д. Козлова. - М.: Энергетический центр Московской школы управления Сколково, 2013.
25. Гаврилина, Е.А. Правовое обеспечение становления и развития энергетических рынков в России (нефти, нефтепродуктов и природного газа) / Е.А. Гаврилина, П.Г. // Предпринимательское право. 2009. № 3. С. 46-54.
26. Гельман, М. Налогообложение для инновационной экономики / М. Гельман // Промышленные ведомости. - М., 2008. - №№ 5-6. - С. 12-19.
27. Голодова, Ж.К. Оценка экономического потенциала предприятия / Ж.К. Голодова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - М., 2011. - № 2. - С. 21-28.
28. Голоскоков, А.Н. Подходы к дифференциации налогообложения в газовой отрасли // Научный журнал «Нефтегазовое дело». 2009. № 2. С. 1-12.
29. Гончаренко, Л.И. Налоговый потенциал: факторы формирования и развития / Л.И. Гончаренко, Л.М. Архипцева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2011. - № 6. - С. 21-28.
30. Гончаренко, Л.И. Налоговые риски: теоретический взгляд на понятие и факторы возникновения / Л.И. Гончаренко // Налоги и налогообложение. - М., 2009. - № 1. - С. 7-15.
31. Горский, И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений / И.В. Горский // Финансы. - М.: 1999. - № 6. - С. 45-54.
Диссертации
32. Гроза, Г.А. «Совершенствование оценки и механизмов повышения налогового потенциала нефтедобывающего сектора экономики региона» дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/ Гроза Г алина Андреевна. - Москва, 2009. - 24 с.
33. Миронов, А.А. Методический инструментарий оценки налогового потенциала региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Миронов Алексей Алексеевич [Фин. ун-т при Правительстве РФ]. - М., 2012. - 129 с.
34. Моргунов, Е.В. Институционализация горной ренты (на примере нефтегазового сектора народного хозяйства России): дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. 128 с.
35. Осипова, Е.С. Развитие субфедерального налогового потенциала в Российской Федерации: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.10, 08.00.05 / Осипова Елена Степановна [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М., 2009. - 256 с.
36. Слободчиков, Д.Н. Налоговый потенциал в системе регулирования межбюджетных отношений: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Слободчиков Денис Николаевич [Мар. гос. техн. ун-т]. - Йошкар-Ола, 2010. - 24 с.
Печатная периодика
37. Дадашев, А.З. Уровень налоговой нагрузки организаций в контексте налоговых проверок / А.З. Дадашев, Ю.А. Дадашева // Налоговая политика и практика. - М., 2009. - № 4. - С. 16-24.
38. Джурбина, Е.М. Теоретические аспекты формирования налогового потенциала экономики / Е.М. Джурбина, Д.И. Фатеев // Материалы XIII научнотехнической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Том III, 22-23 апреля 2009 г. Экономика. - Ставрополь, СевКавГТУ,
2009. - 190 с. - С. 225-226.
39. Дзагоева, М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. экон. наук:08.00.10 / Дзагоева Марина Владимировна [Северокавк. гос. ун-т]. - Владикавказ, 2004. - 32 с.
40. Заика, В.С. Методика формирования и оценка эффективности налоговой политики нефтегазовых организаций: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.10 / Заика Вячеслав Степанович [Сург. гос. ун-т ХМАО-Югры]. - Йошка-Ола, 2010. - 28 с.
41. Зимин, В.А. Инвестиционный климат регионов Российской Федерации, его основные показатели // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 296-298.
42. Зимин, В.А. Инвестиционный проект: его финансирование и
эффективность // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 209-211.
43. Зимин, В.А. Методика принятия решения о местонахождении инвестируемого объекта // Российский экономический интернет-журнал. 2013. № 4. С. 13.
44. Зимин, В.А. Политические модернизационные процессы в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-2. С. 74-79.
45. Зимин, В. А., Морозова Г. А. Политическая модернизация в Российской Федерации, ее особенности / В.А. Зимин, Г.А. Морозова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-1 (28). С. 235-238.
46. Каратаев, А.С. Концепция налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков и методология его оценки: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.10/ Каратаев Алексей Сергеевич [Мар. гос. техн. ун-т]. - Йошкар-Ола, 2011. - 210 с.
47. Кашин, В.А. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. - Курс лекций. Учеб.пособие для вузов/В.А. Кашин. - М.: Налоговая политика и практика, 2009. - 257 с.
48. Кимельман, С. А. Проблема горной ренты в современной России // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 30.
49. Коломиец, А.Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала регионов / А.Л. Коломиец // Налоговый вестник. - М., 2000. - № 2. - СПС «КонсультантПлюс»
50. Коломиец, А.Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона / А.Л. Коломиец, А.Д. Мельник // Налоговый вестник. - М., 2000. - № 1. СПС «КонсультантПлюс».
51. Краузе Е. В., Троцкая А. В. Значение малого бизнеса в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 18-22.
52. Кузьменко, В.В. Институциональный подход к исследованию налогового потенциала и налогового бремени / В.В. Кузьменко, Е.А. Ефимец // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - № 1. - С. 23-28.
53. Лавренчук, Е.Н. Налоговое прогнозирование / Е.Н. Лавренчук / Е.Н. Лавренчук // Экономические науки. - М., 2011. - № 1. - С. 257-260.
54. Макаров, А. Прогноз мировой энергетики и последствиядля России / А. Макаров, Т. Митрова, В. Малахов // Проблемы прогнозирования. 2013. № 6. С. 17-28.
55. Майбуров, И.А. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит»/И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с.
56. Малис, Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса//Финансы, 2009, № 8.
57. Малкина М.Ю., Павлинова О.В. Исследование факторов, влияющих на поступление налога на добычу полезных ископаемых от нефтедобычи в регионах Российской Федерации // Финансы и кредит. 2014. №35 (611). - 35 с.
58. Минприроды намерено перераспределить финансирование нефтеразведки // Oil & GasJournal Russia. 2017. №5, с. 15-22
59. Мусина, Д.Р. Влияние налога на добычу полезных ископаемых на эффективность разработки нефтяного месторождения // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6. С. 13-18.
60. Муслимов, Р.Х. Пути совершенствования налогообложения нефтедобычи в России Н Нефть, газ и право, 2004, №3, С. 17-21.
61. Пансков, В.Г. Налоговая реформа в России: еще длинна дорога // Налоговая политика и практика, 2010, № 6.
62. Панчева, В.С. Анализ необходимости введения налога на финансовый результат и дополнительный доход в нефтегазовой отрасли России на примере зарубежного опыта // Вестник ГУУ. 2014. №17. - 190-196 с.
63. Паскачев, А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, В.И. Мишин, Р.А. Саакян и др.; под ред. Ф.К. Садыгова. - М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2004. - 232 с.
64. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2009. - 719 с.
65. Перчик, А.И. Налогообложение нефтегазодобычи: Экономика.
Право: учеб. пособие. М.: Нестор Академик Паблишерз, 2004. - 458 с.
66. Петрунин, В.В. Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. 2005. № 2. С. 17-19.
67. Пудыч, Ю.В. Эффективность правового регулирования взимания НДПИ // Налоговый вестник. 2007. № 2. С. 86-88.
68. Разгильдеев. А. Консолидированная группа налогоплательщиков. Материалы к докладу (слайды).
69. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ М.В. Романовский, О.В. Врублевская; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2008. - 528 с.
70. Сайфиева, С.Н. Налоговая нагрузка на экономику: макроэкономический анализ. - Монография / С.Н. Сайфиева; вступ. С.В. Соловьевой. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 240 с.
71. Сутырин, С.Р. Налоги и налогообложение в мировой экономике: учеб. пособие для вузов / С.Ф. Сутырин, А.И. Погорлецкий. - СПб.: ЭКСМОПРЕСС, 1998. - 345 с.
72. Тендрякова, А.С. Развитие налогообложения прибыли и доходов российских организаций за рубежом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М.: 2009
73. Толпегина, O.A. Анализ прибыли: теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика исследования. 2009. №2 (131). С 35
44.
74. Фадеев, А.М. Рента как финансовый ресурс для возрождения рыбной промышленности Мурманской области // Вестник МГТУ, том 8, № 2, 2005 г. - 316-319 с.
75. Ханафеев, Ф.Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология. - Монография / Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Изд-во «Проспект», 2008. - 232 с.
76. Ханафеев, Ф.Ф. Методология и аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: дис. ... докт. экон. наук: 08.00.10, 08.00.12 / Ханафеев Фарид Файзрахманович [Сарат. гос. соц.-экон. ун-т]. - Саратов, 2008. - 321 с.
77. Харитонов, А.В. Оценка налогового потенциала региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Харитонов Александр Викторович [С.-Петерб. гос. ун- т]. - СПб., 2011. - 179 с.
78. Черник, Д.Г. Налоги: учеб. пособие для вузов / Д.Г. Черник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 234 с.
79. Штейнберг, Р.К. Регулирование налогообложения в инвестиционной деятельности нефтяных компаний. // Материалы 26-ой Всероссийской научной конференции молодых ученых Реформы в России и проблемы управления - 2011 - М.: ГУУ, 2011-0,2 п.л
80. Шпуров, И. Новая классификация запасов углеводородов - средство регулирования инновационного процесса в ТЭК // Нефтегазовая Вертикаль. - 2014. - № 16. - С. 54, 46-56.
81. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ Т.Ф. Юткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 429 с.
82. Ященко, И.Г. Трудноизвлекаемые нефти: физико-химические свойства и экологические последствия их добычи // Экспозиция Нефть Газ. - 2014. - № 1. - С. 30-35
Электронные ресурсы
83. Назарова, Ю. Россия развернет нефть и газ на Восток // РБК - Ежедневная деловая газета [Сайт]. 12.10.2009. URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949978997386
84. Опарина, Н.И. Финансовое моделирование в условиях финансового кризиса [Электронный ресурс] / Н.И. Опарина // Банковское кредитование. - М., 2009. - № 2. - С. 16-25.
85. BP Statistical Review of World Energy. June 2012. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Statistical-
Review2012/statistical_review_of_world_energy_2012_renewables_section.pdf
(17.06.2015).
86. Трансфертное ценообразование и ст. 40 НК РФ Электронный ресурс. / Roche & Duffay. Режим доступа: www.roche-duffay.ru.
87. Exxon Mobil Corporation 4Q13 Earnings Press Release. URL: http://ir.exxonmobil.com/phoenix.zhtml?c=115024&p=irolEventDetails&EventId=50 77911
88. Exxon Mobil Financial Statements and Supplemental Information 2013. URL: http: //cdn.exxonmobil .com/~/media/global/Reports/Other%20Reports/2014/201 3_Ex xonMobil_Financials
89. Royal Dutch Shell plc Annual Report and Form 20-F for the year ended
December 31, 2010. URL:
http://reports.shell.com/annualreport/2010/servicepages/downloads/files/all_shell_20f _10.pdf
90. Royal Dutch Shell plc Annual Report and Form 20-F for the year ended
December 31, 2011. URL:
http://reports.shell.com/annualreport/2011/servicepages/downloads/files/entire_shell_ 20f_11.pdf
91. Royal Dutch Shell plc Annual Report and Form 20-F for the year ended
December 31, 2012. URL:
http: //reports. shell .com/annualreport/2012/servicepages/downloads/files/entire_shell_ ar12.pdf (17.06.2015).
92. Royal Dutch Shell plc Annual Report and Form 20-F for the year ended
December 31, 2013. URL:
http://reports.shell.com/annualreport/2013/servicepages/downloads/files/entire_shell_ ar13.pdf (17.06.2015).
93. Royal Dutch Shell plc Unaudited Financial Statements and Operating
Information 2Q13. URL: http://s01.static-
shell.com/content/dam/shellnew/local/country/nld/downloads/pdf/ir/supplement-q2-
2012. pdf
94. Third Quarter 2014 Summary of Unaudited Results // Royal Dutch Shell plc [Official Site]. URL: http://www.shell.com/global/aboutshell/investor/news- andlibrary/2014/third-quarter-2014-results-announcement.html#textwithimage_0 (17.06.2015).
95. Агентство РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]: -
Официальный сайт АО «РБК», 2018. - Режим доступа: http: //www.rbc.ru/
96. Международный валютный фонд. [Электронный ресурс]: Мировая экономика. - Официальный сайт Международного валютного фонда, 2018. - Режим доступа: http://www.imf.org/.
97. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]: Рост экономики России - Официальный сайт Министерства экономического развития РФ, 2018. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
98. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]:- Официальный сайт Федеральная налоговая служба РФ, 2018. - Режим доступа: www.nalog.ru/
99. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2015. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
100. АО «Башнефть». [Электронный ресурс]: Финансовая отчетность. -
Официальный сайт АО «Башнефть», 2018. - Режим доступа:
http://www.bashneft.ru/.
101. АО «Газпром нефть». [Электронный ресурс]: Финансовая
отчетность. - Официальный сайт АО «Газпром нефть», 2018. - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/.
102. АО «НК «Лукойл». [Электронный ресурс]:Финансовая отчетность. -
Официальный сайт АО «НК «Лукойл», 2018. - Режим доступа:
http://www.lukoil.ru/.
103. АО «Сургутнефтегаз». [Электронный ресурс]: Финансовая
отчетность. - Официальный сайт АО «Сургутнефтегаз», 2015. - Режим доступа: http://www.surgutneftegas.ru/.
104. АО «Татнефть». [Электронный ресурс]: Финансовая отчетность. -
Официальный сайт АО «Татнефть», 2018. - Режим доступа:
http: //www.tatneft.ru/.
105. Распоряжение МПР России от 5 апреля 2007 г. № 23-р «Об утверждении методических рекомендаций по применению классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 г. № 298» // Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации [сайт]. URL: http:// www.mnr.gov.ru/
106. Техническая библиотека // neftegaz.ru [сайт]. URL: http://neftegaz.ru