Введение 4
1. Теоретические основы финансового менеджмента 8
1.1 Понятие и сущность финансового менеджмента 8
1.2 Инструменты финансового менеджмента 13
1.3 Методы оценки эффективности финансового менеджмента 18
2. Анализ системы финансового менеджмента ООО «Современные окна НЧ» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Современные окна НЧ 25
2.2 Анализ деятельности предприятия 29
2.3. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия 51
2.4 Анализ системы финансового менеджмента ООО «Современные окна
НЧ» 61
3. Совершенствование системы финансового менеджмента ООО
«Современные окна НЧ» 67
3.1 Внедрение методов эффективности финансового менеджмента в
ООО «Современные окна НЧ» 67
3.2. Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами
ООО «Современные окна НЧ» 74
Заключение 85
Список использованных источников 87
Приложения 91
Финансовое состояние предприятия оценивается, в первую очередь, с помощью его платежеспособности и финансовой устойчивости. Платежеспособность организации отражает ее способность рассчитываться по своим обязательствам и долгам на текущий момент времени. Считается, что если организация не может расплачиваться по своим обязательствам к конкретному сроку, то оно неплатежеспособно. По результатам анализа определяются потенциальные возможности предприятия, тенденции для восполнения долга и разрабатываются меры по избеганию банкротства.
Финансовый менеджмент является исключительно важным аспектом деятельности любого предприятия, так как с его помощью предприятие не только сможет осуществлять контроль за всеми денежными и материальными потоками предприятия, но и оценивать пути выхода из возможных кризисных ситуаций, что обусловливает актуальность исследуемой темы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в системе управления предприятием, в которой наиболее важным и наиболее сложным звеном является управление финансами, так как именно финансы предприятия выступают важным фактором успешного ведения бизнеса. А уже от финансовой мощи предприятия во многом зависит его конкурентоспособность. Основу управления предприятием составляет умение менеджеров рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами предприятия. Управление не исключает использование системы прогнозирования и планирования в управлении предприятием. Финансовая работа предприятия в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с развитием рыночных отношений. В современных условиях функционирования рыночной экономики для финансовых служб возникают новые важнейшие задачи помимо выполнения обязательств перед своими дебиторами и кредиторами -
поставщиками, покупателями, бюджетом внебюджетными фондами, перед работниками и др. Финансовые службы должны контролировать управление денежными потоками, которые возникают в процессе осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности для достижения главной стратегической цели - получение максимизации прибыли. Так как главным объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот хозяйствующего субъекта, то необходима разработка рациональной финансовой стратегии на основе проведенного анализа финансовой отчетности, различных проведенных прогнозных оценок всех денежных поступлений предприятия.
Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно - правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность исследования организации финансового менеджмента на предприятии, тем самым обосновывая необходимость поддержания на высоком уровне системы финансового менеджмента в условиях социальной, политической и экономической нестабильности.
Степень разработанности проблемы связана с тем, что вопросом организации финансового менеджмента на предприятиях занимается большое количество как российских, так и зарубежных экономистов: С.Л. Улина, Е.С. Стоянова, Е.И. Шохин, И.Я. Лукасевич, А.М. Литовских, А.В. Власов, а среди зарубежных экономистов - Джеймс С. Ванхорн, Джон М. Вахович, Ю.Бригхем.
В работе был проведен анализ системы финансового менеджмента ООО «Современные окна НЧ» с помощью которого были выявлены недостатки в системе финансового менеджмента предприятия и разработаны пути его совершенствования.
Цель исследования - изучение системы финансового менеджмента на предприятии. В соответствии с поставленной целью возникла необходимость в решении ряда задач:
- выявить сущность и основные методы финансового
планирования;
- охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
- произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
- разработать мероприятия по улучшению финансового
менеджмента на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Современные окна НЧ».
Предметом исследования является организация и процесс финансовой деятельности ООО «Современные окна НЧ».
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались такие методы исследования как анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, а также научной абстракции, математической статистики и наблюдение, группировка, детализация и аналитическое сравнение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы ВКР, цель работы, задачи, необходимые для достижения поставленной цели, предмет и объект исследования, а также степень разработанности и научная новизна. Основная часть работы подразделена на три главы.
В первой главе обосновываются теоретические аспекты организации финансового менеджмента, приводится сравнительная характеристика организации службы финансового менеджмента в российских и зарубежных компаниях.
Во второй главе проводится анализ системы финансового менеджмента в ООО «Современные окна НЧ»: приведена краткая
организационно-экономическая характеристика предприятия, проведена оценка финансового менеджмента в организации и анализ организации систем финансового менеджмента в ООО «Современные окна НЧ».
В третьей главе приведены пути совершенствования организации финансового менеджмента в ООО «Современные окна НЧ» в современных условиях.
ООО «Современные окна НЧ» является одним из крупнейших производителей металлопластиковых конструкций в г. Набережные Челны и Республике Татарстан, в частности.
Целью данной организации выступает обеспечение качественной продукции, хорошего сервиса услуг, достижение максимально эффективного сотрудничества, как с внешними заказчиками, так и с внутренними контрагентами, а также устойчивый рост для сохранения лидирующих позиций на рынке.
Компания обладает производственным и трудовым потенциалом, имеет в своем распоряжении новейшее оборудование и технологии. ООО «Современные окна НЧ» стремится создать благоприятные условия для потребителей, расширить свой ассортимент для того, чтобы сделать его доступным для всего населения не за счет снижения качества, а за выбор оптимального варианта для клиента.
Однако следует заметить, что за анализируемый период на предприятии заметна тенденция снижения показателей выручки и чистой прибыли. Это напрямую связано с нестабильностью валют, с повышением издержек на материальные ресурсы, с уменьшением спроса на продукцию по причине конкурентной борьбы.
С целью повышения конкурентоспособности предприятия и ликвидации негативных последствий в своей деятельности рекомендуется осуществление следующих мероприятий:
1) Внедрение отдела маркетинга. Данные мероприятия позволили сделать вывод, что функцию управления риском на предприятии наиболее целесообразно осуществлять с помощью специализированного подразделения в системе управления предприятием. Таким образом, для ООО «Современные окна НЧ», предусматривает для наиболее эффективной реализации данной функции формирование отдела маркетинга. Специалисты
данного отдела занимаются разработкой целевых мероприятий по управлению риском, дающей возможность обеспечить такое управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от внутренних и внешних рисков.
2) Оснащение производственной базы инструментами
противопожарной безопасности. В конечном счете, введение предложенных мероприятий предполагает, что, во-первых, снизятся риски природноестественного характера, а, во-вторых, создастся устойчивость в плане финансовых затрат.
3) Разработка и внедрение новой технологии. Она является
уникальной и поспособствует увеличению прибыли организации.
С целью привлечения новых клиентов и удержания постоянных, повышения узнаваемости предприятия среди клиентов о деятельности ООО «Современные окна НЧ» предлагается:
1) модернизация сайта для ООО «Современные окна НЧ».
Своевременное обновление интернет - ресурса поможет сохранению имиджа предприятия на должном уровне, а активное продвижение сайта приведет к увеличению количества заинтересованных посетителей, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на увеличение прибыли;
2) мероприятия по разработке стимулированию сбыта (проведение акций; участие в выставочных мероприятиях. Участие в этих и других мероприятиях, начиная с 2019 г. позволит ООО «Современные окна НЧ» выйти на новую ступень торгово-экономических отношений.
Произведенные расчеты отражают увеличение среднесписочной численности работников на 6 человек рентабельность инвестиций составит
39,2 %. Таким образом, годовой экономический эффект по предложенным мероприятиям составит 20 609,5 тыс. рублей. Следовательно, предлагаемые мероприятия являются целесообразными и могут быть внедрены в деятельность предприятия.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51 -ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 06.04.2019. N 82-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 02.05.2019 г. N 113-ФЗ
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ с последними изменениями и дополнениями от 02.05.2019. N 122-ФЗ
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об обществах с ограниченной ответственностью" с последними изменениями и дополнениями от 6.04.2019 г. N 82-ФЗ
5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" с последними изменениями и дополнениями от 04.03.2019
6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2019
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с последними изменениями и дополнениями от 01.07.2019
II. Специальная литература:
8. Антонова, З.Г. Экономика фирмы: учебное пособие / Антонова З.Г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. - 264 с.
9. Балабанов И. Т. Риск - менеджмент. / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 192 с.
10. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Риск - менеджмент. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2015. — 285 с.
11. Бове, Кортлэнд Л.; Аренс, Уилльям Ф. Современная реклама. 2014. - 179 с.
12. Бугрова С. М., Гук Н. М. Риск - менеджмент: Учебное пособие/
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово. 2015. - 132 с.
13. Вяткин В. Н., Гамза В. А., Маевский Ф. В. Риск - менеджмент: учебник/ Вяткин В. Н., Гамза В. А., Маевский Ф. В. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с. - Серия: Авторский учебник.
14. Гамза В.А., Екатеринославский Ю.Ю. «Рисковый спектр коммерческих организаций». Москва: Экономика, 2016. - 356 с.
15. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. Горфинкеля В. Я., проф. Швандара В. А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2018. - 670 с.
16. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. Маркетинг. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2019. — 260 с.
17. Иванов А.А., Олейников С.Я., Бочаров С.А. Риск-менеджмент. (Учебно-методический комплекс).- «ЕАОИ». -2017. - 193 с.
18. Качалов И. Семь причин падения эффективности рекламы, или Как рекламироваться в современных условиях. СПб. - 90 с.
19. Колюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс. М.: Омега-Л,
2015. — 476 с.
20. Корнюшин, В.Ю. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учебный курс / В.Ю. Корнюшин. - М.: МИЭМП, 2019. - 180 с.
21. Макарова Н.Н. Риск - менеджмент (методология управления рисками в организации): учебное пособие/Макарова Н.Н. - Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2019. - 88 с.
22. Овчаров А. Постижение неопределенности. Риск - менеджмент в сфере банковской деятельности // РИСК. 2016. №6.
23. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2018. - 298 с.
24. Романов В. С. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков // Деньги и кредит. 2017. № 3
25. Романов В. С. Управление рисками: этапы и методы // Факты и проблемы практики менеджмента: Материалы научно - практической конференции 30 Октября 2010. - Киров: Изд-во Вятского ГЛУ, 2015. - С. 21.
26. Руденко В.И. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам/Сост. Руденко В.И., изд. 4-е. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 192 с.
27. Семенов Н.А. Маркетинг. Учебное пособие. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2019. - 200 с.
28. Смирнов С.В. Организация управления предприятием. СПб. - 2017.
29. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика.
Учебник/Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2019. - 656c.
30. Фаулер Д. Печатная реклама: трамплин для роста продаж.
Практическое руководство. - М., 2018. - 177 с.
31. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб.: Питер,
2015. - 225 с.
32. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. К.
2016. - 317 с.
33. Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. - СПб: Питер, 2019. - 178с.
34. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. Учебник. М.: ФБК-ПРЕСС, 2014. - 408 с.
III. Текущие архивы организации:
35. Бухгалтерский баланс ООО «Современные окна НЧ» за 2016-2018 г.
36. Годовые отчеты ООО «Современные окна НЧ» за 2016-2018 гг.
37. Отчет о финансовых результатах ООО «Современные окна НЧ» за 2016-2018 г.
38. Прайс-лист ООО «Современные окна НЧ» за 2017 г.
39. Руководство по обслуживанию клиентов ООО «Современные окна НЧ»
40. Устав ООО «Современные окна НЧ»
IV. Интернет-ресурсы:
41. Официальный сайт ООО «Современные окна НЧ» [Электронный ресурс]/ режим доступа: http ://www. okna-chelny. com/
42. Акулов В.Б. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Электронный учебник. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://producm.ru/
43. Богоявленский С.Б. "Управление риском в социально-экономических системах". [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.znay.ru/risk/01-
10. shtml
44. Зоткин А.Ю. Абсолютная продажа или базовые мотивы покупки (БМП). [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.aup.ru/books/m54/
45. Л.Г. Паштова д-р экон. наук, проф. кафедры экономики производственных предприятий РЭА им. Г.В. Плеханова. РИСК - МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.profiz.ru/se/5 03/864/
46. КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://life-prog.ru/
47. Методы минимизации рисков: Управление проектом. Основы
управления. Юридическая библиотека. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://bookzie.com/book 655 glava 110 5.24. KHRAhEhTE.html
48. Риск в современном менеджменте. Учебник онлайн. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://uchebnik-online.com/
49. Федотова М.Г КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Электронный учебник. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.aup.ru/books/m865/
50. Фомичев А. Н. «Финансовый менеджмент»: электронный учебник.
[Электронный ресурс]/режим доступа:
http://www.directmedia.ru/RiskmenedzhmentUchebnik/