Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Работа №45041

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

ценные бумаги

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
843
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования бюджета 6
1.1 Экономическая сущность бюджета 6
1.2 Финансовые инструменты для уменьшения дефицита бюджета 13
1.3 Отечественный и зарубежный опыт выпуска государственных ценных
бумаг 19
2 Анализ бюджета город Набережные Челны за 2015-2017 гг 26
2.1 Общая характеристика доходной базы бюджета города Набережные
Челны за 2015-2017 гг 28
2.2 Общая характеристика расходной базы бюджета города Набережные
Челны за 2015-2017 гг 36
2.2 Анализ возникновения дефицита и источников покрытия бюджета города Набережные Челны за 2015-2017 гг 40
3 Предложение по разработке и внедрению муниципальной ценной бумаги 44
3.1 Обоснование необходимости выпуска муниципальных ценных бумаг 44
3.2 Разработка муниципальной ценной бумаги города Набережные
Челны 50
3.3 Социально-экономический эффект выпуска муниципальной ценной
бумаги для города Набережные Челны 62
Заключение 70
Список использованных источников 75


Рынок финансовых инструментов - это источник ресурсов не только для частных организаций, но и для государства. Наравне с предприятиями государство занимается размещением своих бумаг с целью привлечения необходимого объема средств. Значение государственных ценных бумаг несколько иное: покрытие дефицита бюджета, который возник при превышении расходов над доходами [1, с.14].
Государственные ценные бумаги - один из инструментов фондового рынка, представляющий собой долговые обязательства эмитента по отношению к выгодоприобретателю ценной бумаги. В сущности данный вид ценных бумаг является займом, предоставляемый кредитором эмитенту ценной бумаги.
В сложившейся мировой практике в настоящее время государственные ценные бумаги представлены рынком государственных облигаций. Однако облигации являются не единственными государственными ценными бумагами, к ним так же относятся: ваучеры или приватизационные чеки, золотые сертификаты и казначейские обязательства Российской Федерации[2, с. 103].
Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, был впервые предложен Д. Кейнсом [3, с.22].
Таким образом, государственные (муниципальные) ценные бумаги - это прямые высоколиквидные обязательства государства, которые обеспечивают инвестору сохранность вложенных средств, но в тоже время они имеют самую низкую доходность, а их продажа инвесторам позволяет государству покрывать дефицит бюджета, который возник при превышении расходов над доходами.
Актуальность темы дипломной работы заключается в первоочередной важности государственного и муниципального бюджета для стабильного функционирования государства.
Цель дипломной работы разработка предложений по обеспечению самодостаточности местного бюджета на примере города Набережные Челны. Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить экономическую сущность государственного бюджета;
2. изучить структуру формирования бюджета, статьи дохода и расхода государственного и муниципального бюджета;
3. выделить основные финансовые инструменты покрытия дефицита бюджета
4. изучить зарубежный опыт выпуска государственных ценных бумаг
5. проанализировать местный бюджет города Набережные Челны за 2015-2017 год;
6. разработать муниципальную ценную бумагу для города Набережные Челны
Объектом исследовательской работы является государственные (муниципальные) ценные бумаги Российской Федерации.Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, связанные с формированием доходов муниципального бюджета.
Структура дипломной работы представлена следующими составными частями:
Введение - определение актуальности выбранной темы, выявление объекта исследования, поставка цели и задач дипломной работы.
Теоретическая часть - раскрытие теоретических аспектов формирования государственного бюджета, экономической сущности бюджета, изучение финансовых инструментов способствующих уменьшению дефицита бюджета, изучение отечественного и зарубежного опыт выпуска государственных ценных бумаг.
Практическая часть - направлена на анализ бюджета, определение статей дохода и расхода в бюджете для выявления потребностей.
Заключение - обобщение работы, консолидация проведенного сравнительного анализа и предложений по выпуску муниципальных ценных бумаг.
При исследовании были использованы труды соотечественников: Алехина, Б.И, Ануфриенко М.С, Бородиной Е.А., Мячиной А.А., Зубовой Н.В., Кривова В.Д., Ковалева Т.М. , Малиновской О. В., Скобелева И.П. Бровкина А.В., Мысляевой И.Н. ,Пешковой Х.В. ,Поляка Г.Б., Сабитовой Н.М., Сенчагова В.К., Черкасовой Ю.И. и других.
А так же нормативные документы РФ:Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Для получения статистических данных по формированию государственного бюджета РФ воспользовалась сайтом Министерства финансов РоссийскойФедерации.
В качестве основных инструментов исследования использовались отдельные приемы и методы статистического, экономико-математического, структурного и функционально-целевого анализа, а также сравнения и группировок. Использованы также принципы системного подхода к исследованию особенностей формирования бюджета Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Бюджет - это главное звено в финансовой системе. Бюджет - это общегосударственный фонд денежных средств, направленный для реализации государственных программ развития, с отражением движения денежных ресурсов, утверждаемый органами государственной власти.
Местных финансов преимущественно предназначены для решения задач в интересах населения территории конкретного муниципального образования на основании финансовой политики. Финансовая политика направлена на самостоятельное управление финансами и выбор финансовых инструментов для реализации поставленных целей муниципальными органами, на обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования, а так же на равенство бюджетных прав, и в-третьих организация прозрачности принимаемых решений.
Бюджет основан на доходной и расходной части.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансирование решаемых задач, функций государства и местных органов власти, а так же они отражают направления использования средств централизованного денежного фонда государства.Дефицит возникает при превышении расходов над доходами бюджета, то есть возникает отрицательное бюджетное сальдо. Дефицит в бюджете имеет прямое влияние на размеры совокупного спроса и дохода, тормозит социально-экономическое развитие страны, имеет негативное влияние на размеры платежного баланса.
Одним из наиболее эффективных способов покрытия дефицита бюджета считают государственные ценные бумаги. Наибольшим спросом 70
пользуется облигации федерального займа с постоянным доходом, в структуре государственного внутреннего долга занимает 61,74% доли от общей массы выпущенных ценных бумаг, на втором месте облигации федерального займа с переменным купонным доходом, доля 23,6823%.
Государство, нацеленное на привлечение средств инвесторов, будет, выпускать ценные бумаги с высокой доходностью. На сегодняшний день гособлигации США наиболее стабильны и отличаются высокой ликвидностью, а так же наделены надежным грантом в виде тщательно проработанной законодательной базы.
Крупным инвестором в казначейские облигации США является Китай. В 2015 году власти Китая приняли закон, согласно которого поставили запрет на заимствования средств у коммерческих банков, взамен предложили вариант привлечения средств путем выпуска государственных облигаций.
Нельзя не отметить зарубежный опыт выпуска ценных бумаг с целевым назначением. Подобный опыт выпуска имеется у Германии и США. Отличительная особенность данного вида бумаг, то, что покупатель делает выбор в зависимости от предпочтений и собственной цели. Бенчмаркинг помогает сократить расходы и увеличить эффективность деятельности. В 2015 году Россия уже прибегла подобному заимствованию, тем самым в обращение поступили новый вид ценных бумаг - облигации федерального займа с индексируемым номиналом.
Современный рынок государственных ценных России бумаг характеризуется преобладанием внутреннего долга (7218,852 млрд. руб ) над внешним (51393,2 млн. долл.). Проводятся меры по повышению роли внутреннего государственного долга в качестве основного источника погашения дефицита бюджета. Основную часть внутреннего долга составляют облигации федерального займа с постоянным купонным доходом.Основную долю в структуре государственного внешнего долга РФ занимает задолженность по внешним облигационным займам.
Развитие и укрепление рынка государственных ценных бумаг, как сегмента финансового рынка, позволит достичь цели по созданию мирового финансового центра в РФ путем увеличения ликвидности, расширения перечня используемых на рынке финансовых инструментов, создания комфортных условий для участников и расширения базы инвесторов.
В городе Набережные Челны, в качестве инструмента погашения дефицита бюджет, целевого назначения, муниципальные ценные бумаги не выпускались. Анализ бюджета показал в целом отличную работу исполнительного комитета. За анализируемые периоды, с 2015 по 2017 год, удалось сбалансировать бюджет, при этом так же выполнить большой объем работ по запланированным социально-экономическим программам развития города Нарежные Челны.
Доходы бюджета города Набережные Челны сформированы в большей степени за счет безвозмездных поступлений, в 2015 году 52,50%, в 2016 году 48,2%, в 2017 году 45,10%, но сравнивая годовые итоги, показатель ежегодно снижается в связи суменьшение дотационной суммы при планировании республиканского бюджета, а так же прочих межбюджетных трансфертов в среднем на 1.1%. Налоговые поступления сформировали доходную часть в 2017 году 26,66%. Территория опережающего социально-экономического развития, которая была создана в 2016 году, поспособствовала увеличению сборов по налогу на доходы физических лиц. За анализируемый период сборы по неналоговым доходам увеличились, в 2015 году 10,7%, в 2016 году составили 12,4%, в 2017 году 13,7%, причиной является тщательная работа по претензионно-исковым работам по взысканию задолженности арендной плате показали высокий результат, за счет чего неналоговые доходы увеличились на 1,29%, а так же возврат ранее выданных субсидиймуниципальными учреждениями в бюджет города.По итогам 2017 года можно отметить, то, что, отрицательная динами ежегодно прослеживается по безвозмездным поступлениямна 1.1%., причиной тому снижение дотационной суммы из республиканского бюджета.
Анализ расходов бюджета города указывает на социальную направленность развития города. 67% бюджетных средств была выделена для реализации программ статьи «Образование»: строительство новых школ, капитальный ремонт заданий дошкольного образования, ввод в эксплуатацию нового бассейна. На введение жилищно-коммунального хозяйствования так же выделяется большое внимание. За 2016 и 2017 год большой объем работы был произведен по объектам здравоохранения города, осуществлен капитальный ремонт зданий и помещений больниц, поликлиник.
На сегодняшний день согласно заключению «О бюджете муниципального образования город Набережные Челны на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» был установлен, по состоянию на 01 января 2018 года, верхний предел внутреннего муниципального долга в размере 0,00 тыс. рублей, в том числе верхний предел обязательств по муниципальным гарантиям в размере 0,00 тыс. рублей. В связи с чем, можно судить о сбалансированности местного бюджета в прогнозируемом периоде.
Выпуск муниципальных облигаций - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых обязательств. А так же эмиссия облигаций способствует так же мобилизации незадействованных на финансовом рынке средств физических лиц, небанковских организаций для покрытия местных и региональных бюджетов.
Процесс выпуска облигаций строго регламентирован федеральными законами, а так же требует разработки соответствующей нормативной документации. Эмитентами муниципальных ценных бумаг выступают исполнительные органы муниципального образования, которые от имени публично-правового образования выпускают ценные бумаги и являются гарантами при погашении обязательств перед владельцамиценных бумаг.
Объем выпуска ценных бумаг законодательно ограничен по предельным размерам соответствующего муниципального долга в процентах от объема доходов местного бюджета. Заемные средства, направляемые муниципальным образованием на определенные цели, не должен превышать 15 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации.
Выпуск муниципальных ценных бумаг в городе Набережные Челны реальный способ повышения рейтингов муниципального образования, как эффективный способ покрытия дефицита, в сравнении с кредитование негосударственными финансовыми институтами, а так же реальный способ пополнения бюджет города для реализации дополнительных социально - экономических программ муниципалитета.
Цель стратегии социально - экономического развития муниципального образования города Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года, в разрезе Городской культуры, является формирование культурного менталитета населения, приобщение к активному образу жизни и творческой самореализации. А так же Правительством Российской Федерации было выпущено распоряжение от 02.04.2012 года №434-р, в котором гласит о Концепцииразвития циркового дела и создания условий для его эффективного функционирования в соответствии с современными требованиями и условиямина период до 2020 года.
В связи свыше представленными данными, а так же отсутствие здания стационарного цирка на территории города Набережные Челны и востребованность среди жителей города приезжих цирковых программ, предлагаю как дополнительную программу развития: строительство
стационарного цирка на территории города Набережные Челны, который станет толчковым механизмом взаимодействия властей и жителей города, а так же повлияет на повышение рейтингов Исполнительной власти города Набережные Челны.



1Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум / Б.И. Алехин. - Москва: Юрайт, 2018. - 497 с
2Ануфриенко М.С - Государственный ценные бумагиРоссийской Федерации - Электронный ресурс: Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития, 2015. № 20. С. 102-107
ЗБородина Е.А., Мячина А.А. -Государственный ценные бумаги в современной России - Электронный ресурс: Известия Волгоградского
Государственного Технического Университета с. 22-24
4Галанов В.А. - Ранок ценных бумаг: Учебник. - М: ИНФРА- М. - 2014. - 379 с
5 Дубовик И.В. -Государственные облигации для населения: значение и перспективы // Известия Байкальского Государственного Университета - №1, 2017 г - 59-63с.
6 Жуков Е.Ф. - Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред.Е.Ф.Жукова - 3-е изд. И доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 567 с.
7Зубова Н.В. - Формирование доходов местных бюджетов на примере Владивостокского городского округа - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014, №2 - с. 69-78
8Истомина Н.А. - Формирование бюджета (бюджетное планирование): развитие теоретических подходов - Евразийский Союз Ученых, 2014, № 5 (1). - С. 71-73
9КарчевскийВ.В. Организация исполнения бюджета: Учеб.пособие /. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.
10Кирюшкина А.Н. - Размещение Государственных ценных бумаг на региональном уровне: зарубежный и отечественный опыт //Карельский научный журнал -№2, - 2017 - 76-79с.
11Ковалева Т.М. Резервирование как метод бюджетного планирования. // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014, № 3 (113). - С. 112-117.
12Кривов В.Д., Мамедова Н.А. Государственные и муниципальные финансы: учебно-методический комплекс / - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
13Левин В.С. - Государственные облигации Р.Ф. как источник покрытия дефицита бюджета: История и Современность //
ИзвестияОренбургского Государственного Аграрного Университета -№3, 2015г. - 260-263с.
14Лялин, В.И. Становление и развитие российского рынка облигаций / В.И. Лялин // Проблемы современной экономики. — 2014. №1. — 132 с.
15Малиновская О. В., Скобелева И.П. Бровкина А.В., Государственные и муниципальные финансы: учебник / О.В. Малиновская, И
16Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 393 с.
17Пешкова Х.В. - Обязательственный характер правоотношений осуществления расходов бюджета [Финансовое право, № 11, 2007, 6 с.
18Поляка Г.Б - Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 391 с.
19Рексин А.В., -Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2014- 120 с.
20Сабитова Н.М. - Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Монография/ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 199 с.
21Сенчагов В.К.Бюджет России: развитие и обеспечение
экономической безопасности: Монография / - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.
22Черкасова Ю.И., Суглобов А.Е., Манышин Д.М.Межбюджетные отношения: методический инструментарий управления государственными финансами: Монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 138 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]
23Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. за¬кон от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
24Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс].
25Основные направления Государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг.
https: //www. minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/ (дата обращения
16.05.2018 г.)
26Постановление Правительства Российской Федерации “О создании территории опережающего социально - экономического развития
“Набережные Челны” №44 от 28.01.2016 года.
27Приказ Минфина России от 12 марта 2018 года № 134
(https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/1 ._Prikaz_53003.pd f) (дата обращения 15.05.2018 г.)
28Приказ Минфина России от 15 марта 2017 г. № 38н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа для физических лиц (дата обращения 12.05.2018 г.)
29Проект Бюджетного кодекса Российской Федерации- https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bud_codex/ (дата обращения 12.05.2018 г.)
30Бизнес ONLINE - Деловая электронная газета Татарстана - статья от 13.05.2018 г. «Не думайте, что все только и ждут, как бы Магдееву и его команде денег дать», Влас Мысько, Анастасия Леонтьева. [Электронный ресурс]www.business-gazeta.ru/print/375302(дата обращения 17.05.2018 г.) 77
31Журнал РБК №5/201825 (дата обращения 15.05.2018 г.)
32Сайт города Томска по государственным Облигациям Томской области http://bonds.tomsk.ru/ (дата обращения 10.05.2018 г.)
33 Укрупненные сметные нормативы для объектов капитального
строительства непроизводственного
назначенияhttp://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/c1 e/ntss-81_02_06_2017.- sbornik-_-06.-obekty-kultury.pdf (датаобращения 15.05.2018 г.)
34Информационное агентство
«Интерфакс»http://www.mterfax.ru/busmess/568914 (дата обращения 5.05.2018 г.)
35Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.1998 N 136- ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 06.05.2018 г.)
36«Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г.Набережные Челны до 2021 года и на период до 2030 года» - Приложение к Решению Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 07.04.2016 № 7/6


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ