Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС РТ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа №44704

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты развития минерально-сырьевого комплекса региона 8
1.1. Понятие и роль минерально-сырьевого комплекса в развитии региона 8
1.2. Модель управления минерально-сырьевым комплексом 13
1.3. Тенденции и проблемы развития минерально-сырьевого комплекса в РФ и РТ 26
2. Оценка развития минерально-сырьевого комплекса РТ 33
2.1. Характеристика минерально-сырьевой базы РТ 33
2.2. Динамика показателей развития минерально-сырьевого комплекса РТ 42
2.3. Проблемы развития минерально-сырьевого комплекса РТ 57
3. Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса РТ 62
3.1. Направления совершенствования государственной политики управления
минерально-сырьевой базой региона 62
3.2. Перспективы наращивания минерально-сырьевого комплекса РТ и его
влияние на развитие региона 70
Заключение
Список литературы
Приложения

Минерально-сырьевой комплекс в экономике страны занимает лидирующие позиции - с точки зрения недропользования - около 40% от общего объема основных фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости всех инвестиций российской экономики. В то же время горнодобывающая и геологоразведочная отрасль получает в среднем 30% ВВП и около 50% объема экспорта. В связи с экспортом минерального сырья и переработанных продуктов предоставляется около 80% доходов страны в иностранной валюте.
Состояние минерально-сырьевой базы и наличие минеральных ресурсов сегодня является одной из глобальных проблем как в мировой экономике в целом, так и в отдельных странах.
База минеральных ресурсов России вступила в фазу прогрессивного кризиса и неэффективно используется с точки зрения государственных интересов. Оценивая ситуацию, следует отметить, что нефть и газ дают относительно большие доходы в бюджет, но мало в росте ВВП. Доля роста ВВП за счет экспорта нефти и газа составляет около 10%. Поэтому маловероятно, что российская экономика будет продолжать расти тем же темпом с экспортом и ростом цен на сырье.
Для большинства основных полезных ископаемых в будущем России может столкнуться с крупномасштабной проблемой дефицита прибыльных резервов, если в ближайшем будущем не будут предприняты радикальные меры
в области стратегического исследования недр, недропользования и создания эффективных экономических механизмов.
За последние десятилетия объем добычи в России значительно снизился: газ, никель, цинк, железная руда - на 7-17%, нефть, уголь, уран, медь, бокситы, платина, соли калия на 20-35%, хром руда, свинец, олово, молибден, сурьма, ниобий, золото, серебро, апатиты - на 40-60%, вольфрам, титан, фосфориты, плавиковый шпат - в 3 или более раза.
Значимость геолого-экономических исследований для России предопределяется целым рядом особенностей отечественного сырьевого углеводородного потенциала - региональной неравномерностью развития и освоения, зачастую низкой инфраструктурной обустроенностью перспективных бассейнов или отдельных зон в их пределах, приуроченностью существенной части углеводородных ресурсов к шельфовым акваториям (включая зону арктического шельфа). Специфика последних обусловлена особенностями привлекаемых технологических решений в процессе их опоискования и разработки, в логистике реализуемых транспортно-производственных схем и, как следствие, несопоставимо более высоким уровнем капитальных и эксплуатационных затрат в освоение по сравнению с сухопутными проектами.
Важность геолого-экономического анализа определяется и еще одной компонентой - необходимостью оценки налоговой составляющей добычных проектов. Нефтегазовый сектор в России обеспечивает значительную долю доходной части бюджета и львиную часть валютных поступлений. Без корректной оценки невозможно оптимизировать налоговую нагрузку на нефтегазовые проекты, сбалансировать доходы государства (обеспечить наполнение государственной казны) и доходы недропользователей (обеспечить приемлемую инвестиционную привлекательность нефтегазовых объектов, стимулировать стабильное и предсказуемое развитие нефтегазового сектора экономики и ее добычного сегмента, а в конечном итоге, гарантировать экономическую и энергетическую безопасность страны).
- рассмотреть понятие и роль минерально-сырьевого комплекса в развитии региона;
- представить общую модель управления минерально-сырьевым
комплексом региона;
- исследовать тенденции и проблемы развития минерально-сырьевого комплекса в РФ;
- привести характеристику минерально-сырьевой базы РТ;
- проанализировать динамику показателей развития минерально - сырьевого комплекса РТ;
- выявить проблемы развития минерально-сырьевого комплекса РТ;
- определить направления совершенствования государственной
политики управления минерально-сырьевой базой региона;
- обозначить перспективы наращивания минерально-сырьевого
комплекса РТ и его влияние на развитие региона.
Объект исследования - минерально-сырьевой комплекс региона Республики Татарстан.
Предмет исследования - перспективы развития минерально-сырьевого комплекса региона.
Новизна исследования состоит в теоретической постановке и практической реализации исследовательской задачи совместного рассмотрения институциональных новаций и внешнего фактора, определяющих потенциал развития природно-ресурсных отраслей Республики Татарстан, что обеспечивает приращение научного знания в области пространственной экономики.
Исследование базируется на теориях ресурсной экономики, пространственной экономики (включающей региональную экономику), институциональной экономики. Для реализации задачи выявления воздействия институциональных факторов на развитие природно-ресурсных отраслей использован сравнительный статистический анализ изменения показателей развития этих отраслей, что позволяет выявить происходящие в них изменения. На основе системного подхода рассмотрены новые формы и направления в сотрудничестве в природно-ресурсных отраслях в Республике Татарстан, находящиеся под влиянием экономических и институциональных изменений двустороннего взаимодействия.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, принятые в последние 5 лет в сфере регулирования развития экономики; статистическая и аналитическая информация с сайтов федеральных и региональных органов власти, содержащая результаты реализации инструментов регионального развития; аналитические обзоры отечественных и зарубежных отраслевых Интернет- изданий.
Структура работы представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Минерально-сырьевой комплекс РФ является социально значимым сектором экономики. Бюджет России в значительной степени формируется за счет средств, поступающих от экспорта минерального сырья. Развитие высокотехнологичных отраслей российской промышленности и переход на новый технологический уклад невозможны без опоры на минерально-сырьевую базу (МСБ). Геополитические интересы государства также существенно зависят от состояния МСБ. Таким образом, геологоразведка, являясь одной из основных отраслей экономики, на протяжении еще многих десятилетий будет оставаться основой экономической мощи России.
В настоящее время минерально-сырьевой комплекс является основным источником бюджетных доходов. Цели и задачи геологической отрасли на перспективу определены в Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года (Стратегия-2030).
В настоящее время развитие минерально-сырьевого комплекса происходит преимущественно за счет освоения минеральных ресурсов на территориях Севера, Северо-Востока и, особенно, Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), характеризующихся малонаселенностью, слабым развитием энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры, особо уязвимой природной средой.
Республика располагает значительными ресурсами различных полезных ископаемых. На территории Татарстана выявлено около 2 тыс. месторождений почти по 40 видам полезных ископаемых. Установлено 5 видов горючих полезных ископаемых; более 50 видов неметаллических; 10 самоцветов; проявления около 30 видов металлических полезных ископаемых; 4 вида подземных вод; 4 вида негорючих газов. Важнейшими из них являются нефть и сопутствующий газ. Учитывается более 200 нефтяных месторождений. Наиболее крупные — Ромашкинское, Новоелховское, Бавлинское, Первомайское, Бондюжское, Елабужское, Сабанчинское; в них сосредоточено свыше 80% разведанных запасов нефти. На юге и юго-востоке республики имеются запасы природных битумов. К топливно-энергетическим ресурсам Татарстана относятся также бурые, каменные угли и горючие сланцы. С русловыми отложениями крупных рек связаны месторождения песчано¬гравийных материалов, строительных песков. Имеются за пасы глинистого сырья, используемого для производства керамического кирпича и черепицы. Разведаны 2 промышленных месторождения гипса (Камско-Устьинское и Сюкеевское). Республика богата водными ресурсами. Площадь водной поверхности составляет около 4,5 тыс. квадратных километров (это почти 6,5% территории республики). Хорошо развита речная сеть.
Республика Татарстан обладает развитой минерально-сырьевой базой (МСБ) и весомым минерально-сырьевом потенциалом, который слагается из совокупности запасов и прогнозных ресурсов нефти, углей, твердых нерудных полезных ископаемых, пресных и минеральных подземных вод.
Основным полезным ископаемым РТ является нефть. По запасам и ресурсам этого вида сырья (36% от ресурсов Российской Федерации) Татарстан занимает лидирующее место в стране. К месторождениям федерального значения относятся 11 видов полезных ископаемых.
Крупнейшим недропользователем республики является ПАО «Татнефть», на долю которого приходится около 80% общего объема производства. Более того, согласно анализу операционных результатов ключевых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) России, в 2017 году «Татнефть» заняла второе место по росту добычи (2,6%), проиграв «Башнефти».
В настоящее время из-за естественного истощения и долгой жизни крупных крупных нефтяных месторождений сформировалась стабильная тенденция к ухудшению сырьевой базы нефтяной промышленности Российской Федерации. Среди наиболее серьезных проблем - постепенное истощение существующих месторождений. Для разработки и разработки новых месторождений требуются значительные инвестиции, которые невозможны в период дешевой нефти. В то же время более 60% запасов нефти классифицируются как трудноизвлекаемые, что еще более усложняет ситуацию. Также стоит отметить постоянно меняющиеся правила игры с точки зрения налогообложения отрасли.
Значительным резервом для расширения внедрения отраслевых инноваций является создание в Республике Татарстан научной учебной площадки для разработки инновационных технологий высших поколений в этой области. Работы по организации этого полигона проводятся ОАО «Татнефть» совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Проблемы обеспечения топливом, энергетическими и минеральными ресурсами в Татарстане и улучшения социально-экономических условий жизни людей при наличии огромных ресурсов нефти, природного битума и угля могут решаться только в национальном масштабе.



1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // СПС «Гарант»
2. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.09.2017) // СПС «Гарант
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант»
4. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)
5. Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1039- р.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 322 (ред. от 31.03.2017).
7. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской
Федерации до 2030 года
8. Отраслевая стратегия экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса РТ на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года
9. Стратегия развития топливно - энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года [Электронный ресурс] - URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/site_documents_struc/04zakLpdf
10. Отчет об исполнении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов РТ на 2014-2020 годы" за 2015 год
11. Отчет об исполнении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов РТ на 2014-2020 годы" за 2016 год
12. Отчет об исполнении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов РТ на 2014-2020 годы" за 2017 год
13. Об открытом акционерном обществе «Росгеология»: указ Президента Российской Федерации от 15.07.2011 г. № 957.
14. Балацкий Е. и др. Ресурсная зависимость России: угрозы мнимые и реальные / Балацкий Е., Гусев А., Юревич М. // Общество и экономика. - 2015. - № 10. - С. 5-29.
15. Беневольский Б.И. Минерально-сырьевой потенциал - базовый элемент экономического суверенитета и национальной безопасности России // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. - 2015. - N 5. - С.50-59.
16. Валеева Ю.С., Макарова Е.С. Определение приоритетных стратегических направлений по развитию инновационного потенциала региона//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 1. - С. 55-59
17. Винслав Ю., Лисов С. Промышленная политика и недропользование: интеграция науки, образования, производства // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. — 2015. — № 5.
18. Винслав Ю.Б., Лисов С.В. Институциональные аспекты совершенствования управления минерально-сырьевым комплексом // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2017. № 3. С. 24-31.
19. Винслав Ю. Б. и др. К эффективному управлению развитием минерально-сырьевого комплекса России: проблемы недропользования / Винслав Ю. Б., Лисов С. В., Лунькин А. Н. // Российский экономический журнал. - 2017. - № 3. - С.37-60.
20. Гасанов М.А. Минерально-сырьевой комплекс РФ // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. - 2017. - № 04 (апрель).
21. Горшкова А.Т., Урбанова О.Н., Бортникова Н.В., Урбанов Д.А. Картографическая основа оценки водных ресурсов Республики Татарстан // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-3. С. 128-132.
22. Гулиев И., Литвинюк И. Принятие решений по разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений на основе геолого-геофизической информации // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 5. - С. 101-112.
23. Дадыкин В.С. Об актуальных проблемах управления минерально-сырьевым комплексом государства // Экономика 21 века: угрозы возможности и превентивное управление материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. 2017. С. 95-98.
24. Кашубин С. Р., Мильштейн Е. Д., Винокуров И. Ю., Эринчек Ю. М., Сержантов Р. Б., Татаринов В. Ю. Государственная сеть опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин - основа глубинного 3D картографирования территории Российской Федерации и ее континентального шельфа // Региональная геология и металлогения. 2016. № 67. С 43-48
25. Кимельман С.А. Сырьевой сектор экономики России: состояние и возможности развития // Экономика региона. 2010. № 4. С. 173-182. - С. 173.
26. Козловский Е. А. Избранное 2. Минерально-сырьевые ресурсы России (анализ, прогноз, политика). — М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2009.
27. Козловский Е.А. Геологическое обеспечение фронтовых нужд // Российский экономический журнал. — 2015. — № 3.
28. Козловский Е. А. Национальная безопасность в свете минерально-сырьевых проблем // Экономические стратегии. — 2010. — № 12, 2011. — №№ 1—2.
29. Козловский Е.А. Минерально-сырьевые ресурсы в экономике мира и России. М.: ВНИИгеосистем. 2014.
30. Козловский Е.А.Минерально-сырьевые ресурсы и бюджет страны //
Промышленные ведомости.январь, март 2017. URL:
http: //www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2976&nomer=101
31. Козловский Е.А. О проблемах реорганизации системы геологических исследований в свете минерально-сырьевой безопасности страны // Проблемы экономики и управление нефтегазовым комплексом. 2016. № 6.
32. Кондратьев В. Б. Природные ресурсы и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - № 1. - С. 41-52.
33. Козловский Е. Россия: минерально-сырьевая политика и
национальная безопасность. — М.: Изд. МГГУ, 2014. - С. 219.
34. Ларченко Л. Воспроизводство минерально-сырьевой базы как основа национальной безопасности страны (на примере северных регионов) // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2012. — № 1.
35. Лисов В.И. и др. Повышение эффективности деятельности геологоразведочных и горных предприятий в современных условиях. — М.: ВНИИгеосистем, 2014.
36. Лисов С. Минерально-сырьевой комплекс России как объект промышленной политики // Российский экономический журнал. — 2017. — № 2.
37. Лисов С., Винслав Ю. Минерально-сырьевой комплекс: ключевые направления управленческой модернизации // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. — 2016. — № 5.
38. Лисов В., Лунькин А.Н. Минерально-сырьевой комплекс России: экономические особенности, проблемы управления. — М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2015.
39. Лунькин А. Минерально-сырьевой комплекс: основные проблемы, деятельность бизнес-структур // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2014. — № 2.
40. Лунькин А. Солидный вклад в обоснование стратегии инновационного развития важнейшего отраслевого комплекса российской экономики // Российский экономический журнал. — 2017. — № 2.
41. Лыгин А.М., Татаринов В.Ю., Назарова З.М., Борисович В.Т. Управление проектами по государственному геологическому изучению недр // Известия Уральского государственного горного университета. 2018. № 1 (49). С. 106-116.
42. Малышев Ю. Развитие горно-промышленного комплекса в условиях обострения конкуренции на мировых рынках минеральных ресурсов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление — 2013. — № 1.
43. Мелехин Е. Правовое регулирование геологического изучения недр в современных условиях // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2013. — № 1.
44. Рогова Т., Шаклеин С. Риски компаний России, действующих в сфере недропользования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2010. — № 1.
45. Саяпина Т. О воспроизводственных проблемах и путях совершенствования управления минерально-сырьевым комплексом России // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2012. — № 3.
46. Ставский А. Зарубежный опыт организации геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые и возможности его применения в России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2013. — № 1.
47. Терентьев А. Ф., Петлевой В. Наталка похудела вдвое // Ведомости. — 2015. — 25 февраля.
48. Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д., Новосельцева В.Д., Фадеев А.М., Гончарова Л.И. Методические подходы к сценарному планированию в минерально-сырьевом комплексе // Проблемы развития территории. 2017. № 6 (92). С. 53-67.
49. Филимонова Ирина Викторовна Воспроизводство минерально¬
сырьевой базы нефтегазового комплекса России // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvosproizvodstvo-mineralno-
syrievoy-bazy-neftegazovogo-kompleksa-rossii
50. Шафраник Ю., Крюков В. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию // М.: Перо, 2016.
51. Шеломенцев А.Г., Беляев В.Н. Инновационный фактор освоения минерально-сырьевой базы России // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 3. С. 36-46.
52. Якутин Ю. Как нацелить госкорпоративное управление железнодорожным комплексом на рост объема и повышение качества транспортных услуг? // Российский экономический журнал. — 2012. — № 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ