Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Работа №46485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 5
1.1. Сущность и условия развития импортозамещения 5
1.2. Механизмы и инструменты импортозамещения 12
1.3. Зарубежный опыт проведения политики импортозамещения 19
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Направления политики импортозамещения в Российской Федерации 27
2.2. Современное состояние химической отрасли Российской Федерации 32
2.3. Направления стратегического развития химической отрасли Российской Федерации 40
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» 49
3.1. Современное состояние химической отрасли Республики Татарстан 49
3.2. Анализ конкурентных позиций ПАО «Татнефть» 56
3.3. Возможные направления развития ПАО «Татнефть» в условиях реализации политики импортозамещения 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Необходимым условием рационального использования и развития потенциала национальной экономики страны является участие предприятий производственного комплекса и регионов страны в международном разделении труда.
На сегодняшний день одним из главных направлений деятельности российских предприятий является модернизация существующих мощностей и создание новых для развития экспортных возможностей предприятий. Производство продукции для экспорта и ее реализация могут позволить отечественным производителям выйти на совершенно новый уровень и составить конкуренцию крупным международным предприятиям.
Переходным этапом повышения экспортного потенциала местных производителей является реализация политики импортозамещения. Данное направление стало особенно актуальным для Российской Федерации в 2008 году, во время финансового кризиса. Тогда стало понятно, что из-за высокой доли сырья в общем экспорте страна становится зависимой от цен на нефть и газ и, следовательно, уязвимой. Когда ситуация на рынке стабилизировалась, государство впервые взялось за развитие производства и инноваций. Поскольку нефтегазохимический комплекс Российской Федерации составляет значительную часть в экономике страны, необходимо анализировать текущее состояние и изменения в структуре закупок предприятий топливноэнергетического комплекса. Это позволит грамотно разработать, а затем корректировать программы импортозамещения для развития экономики.
Химическая и, в частности, нефтехимическая отрасль составляет значительную часть экономики Российской Федерации и Республики Татарстан. Очень важную роль в данной отрасли региона играет ПАО «Татнефть», которое является одним из крупнейших добытчиком нефти и газа, а также производителем нефтяной продукции.
На сегодняшний день нет четкого понимания того, какие отрасли отечественной промышленности необходимо развивать в первую очередь, также отсутствуют обширные исследования в области импортозамещения в российской экономике.
Экономическая целесообразность реализации стратегии импортозамещения включает в себя множество различных аспектов, такие как уровень качества производимой продукции, уровень цен и сервиса, защита внутренних производителей от иностранных конкурентов и др.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов стратегии импортозамещения в Российской Федерации и, в частности, в Республике Татарстан, на примере ПАО «Татнефть».
Для достижения основной цели данной работы автором были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов импортозамещения, включая основные понятия, классификации и механизмы;
- исследование направлений реализации стратегии импортозамещения в Российской Федерации и Республики Татарстан;
- изучение деятельности ПАО «Татнефть», основных проблем, стратегических направлений развития и др.;
- разработка собственных рекомендаций по дальнейшему развитию ПАО «Татнефть» в области импортозамещения.
Объектом исследования является химическая и нефтехимическая отрасль Российской Федерации и Республики Татарстан, деятельность ПАО «Татнефть».
Предметом исследования является политика импортозамещения.
Информационную базу исследования составляют данные Росстата, ПАО «Татнефть», информация, содержащаяся в учебно-методическах материалах, статьях и научных журналах, электронных научных изданиях.
Структура данной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении описывается актуальной данной темы в современных условиях развития рынка, ставятся цели и задачи, объясняется практическая значимость данной работы.
В первой главе «Теоретические основы импортозамещения» были систематизированы основные понятия и условия развития импортозамещения, изучены основные инструменты и механизмы, а также описан зарубежный опыт реализации данной стратегии.
Второй раздел представлен в виде описания опыта реализации импортозамещения в Российской Федерации. Также раздел содержит описание химической отрасли страны и направлений ее стратегического развития.
В третьей главе был рассмотрен химический комплекс Республики Татарстан, и в частности одна из крупнейших компаний данной отрасли - ПАО «Татнефть». Были изучены основные характеристики компании, стратегия развития, выявлены проблемы и предложены пути их решения в области импортозамещения.
В заключении подводятся итоги по результатам проведенного исследования, формулируются основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной экономике большую роль играет распределение труда между отдельными странами и регионами и, как следствие, происходит постоянный рост торговых связей между ними. Однако из-за того, что некоторые страны не могут поделить между собой рынки сбыта, происходят маркетинговые и политические столкновения, которые могут привести к введению экономических санкций по отношению к конкурентам. Все это приводит к тому, что подрываются экономические связи между странами, внутри страны сокращается производство, возможен даже экономический кризис. Для того чтобы обезопасить внутреннюю экономику от таких рисков, некоторые страны начинают реализацию стратегии импортозамещения.
Данная стратегия предполагает создание дополнительных производств, которые могут заменить импортную продукцию и сделать экономику независимой от внешних воздействий. Это также позволяет развивать и улучшать структуру национальной экономики. Импортозамещение позволяет обеспечить стабильное производство и сбыт продукции, создает дополнительный спрос на товары, а также позволяет увеличить налоги, поступающие в бюджет государства.
Однако данная политика не означает полный отказ от импортной продукции, закупка которой является объективно выгодной для государства, поскольку стране не может существовать изолированно от внешнего рынка.
Существует большое количество инструментов и механизмов реализации политики импортозамещения. Все они различны по затратности и силе воздействия, однако каждый из них по-своему эффективен и может способствовать поддержке отечественных производителей на внутреннем рынке страны.
В России начали использовать некоторые меры политики импортозамещения еще в 1998 году, но делали это в краткосрочном порядке. В 2014 году по отношению к России активно применяли экономические санкции, в результате которых произошло снижение цен на сырьевые ресурсы и курс российского рубля резко упал по отношению к мировым валютам. Тогда Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение о содействии развитию данной стратегии и начало активно участвовать в ее реализации. Данная программа направлена на развитие определенных отраслей российской экономики. В первые же годы некоторые экономические показатели продемонстрировали эффективность реализованных мер по импортозамещению.
В данной работе была рассмотрена химическая отрасль - одна из самых важных отраслей промышленности Российской Федерации, которая включает производство продукции из углеводородного, минерального и других видов сырья путем его химической переработки.
В России значительно больше предпосылок для развития химической отрасли, чем во многих странах мира, однако российские пиролизные установки пока не демонстрируют высокую эффективность, как некоторые страны (США, Китай, Республика Корея и др.).
Россия является одним из крупнейших мест добычи углеводородов и производит около 10% мирового объема газа и нефти, а предприятия химического комплекса вкладывают примерно 1,2 % в ВВП России.
Химическая отрасль России импортозависима: более 1/3 спроса
удовлетворяется за счет импорта, и более 40% продукции поступает из стран Евросоюза. В настоящее время в России проекты по развитию импортозамещения в основном сводятся к изготовлению продукции на основе импортного сырья либо к созданию собственных производств крупнотоннажной продукции, которая требует дальнейшей переработки для получения готовых изделий. При этом при создании этих производств компании усиливают зависимость от импорта, приобретая иностранное оборудование и технологии.
Данные проблемы не могут быть решены без государственной поддержки. Поэтому государством были разработаны определенные программы развития данной отрасли: «План развития газо-нефтехимии России до 2030 года» и «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
После изучения химической отрасли России автором была исследована данная отрасль в пределах Республики Татарстан. Химическая отрасль является одним из главных секторов промышленности и главным направлением деятельности Татарстана. Данная отрасль формирует более 85% прибыли и более 58% объема реализации в экономике региона. Во внешней торговле сектор обеспечивает около 90% общего объема экспорта республики и тем самым играет большую роль в развитии Татарстана.
Химическая отрасль и отрасли по добыче и переработке нефти и газа в регионе объединяются в нефтегазохимический комплекс Республики Татарстан (НГХК РТ), в который входят такие компании, как ПАО «Татнефть», «Таиф», «Нефис», «Техстрой» и многие другие. По итогам 2018 года, НГХК РТ обеспечивает 32% валового регионального продукта, 92% экспорта и 7 % занятого населения в регионе.
Большую часть комплекса составляет добыча сырой нефти и природного газа (38% за 2018 год), затем идут производство нефтепродуктов (31%) и химических продуктов (24%).
В 2015 году была принята «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Главными приоритетами стратегии являются формирование новой эффективной экономики, развитие инновационной деятельности и высокотехнологичных секторов в регионе. Также Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан утвердило «План мероприятий по развитию импортозамещения в промышленности Республики Татарстан»,
В настоящее время предприятия отрасли конкурентоспособны на ключевых рынках для экспорта - в Европе и Китае. Главной причиной является низкая стоимость сырья и более низкие операционные затраты.
Секторы нефтепереработки и нефтехимии являются ключевым приоритетным направлением развития Республики Татарстан. А это, в свою очередь, выражается в благоприятных инвестиционных условиях для новых проектов. В результате целенаправленной поддержки отрасли, Татарстан стал ведущей площадкой для развития наиболее амбициозных инвестиционных проектов в нефтепереработке и нефтехимии в стране.
Поскольку ПАО «Татнефть» является одним из крупнейших представителей нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, в данной работе была исследована деятельность этой компании, проблемы и пути их решения, также был изучен опыт реализации политики импортозамещения в рамках данной компании.
ПАО «Татнефть» является одной из крупнейших компаний по добыче и переработке углеводородного сырья в республике Татарстан. Она добывает около 5% нефти России и около 80% нефти Татарстана. Центр нефтедобычи ПАО «Татнефть» находится близко к основным регионам переработки нефти и создания нефтепродуктов и их сбыта. Поэтому у данной компании наименьший средневзвешенный тариф по транспортировке нефти и нефтепродуктов до рынков сбыта среди крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний России.
Структура компании позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и производственные мощности, применяя основы процессного и проектного управления бизнесом в рамках единой инвестиционной политики.
В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы компании, одной из главных является зависимость от импортного оборудования, сырья, материалов и др. Поэтому компания начала реализовывать политику импортозамещения по разным направлениям своей деятельности. Реализованные меры по некоторым сферам уже показали свою эффективность.
Также важным направлением расширения компании является развитие газонефтехимии. По данному направлению разработаны перспективные проекты по производству продукции, которая полностью импортируется из других стран.
Таким образом, ПАО «Татнефть» является одной из крупнейших компаний нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан и играет важную роль в развитии региона. Как и во всей отрасли, данная компания зависит от импортного оборудования, сырья, материалов и др. Поэтому руководство ПАО «Татнефть» и Республики Татарстан активно содействуют реализации мер политики импортозамещения путем поиска отечественных производителей оборудования, материалов и технологий, а также создания собственных мощностей. Это позволит сделать компанию независимой от иностранных производителей и повысить эффективность ее деятельности


1. Приказ Минпромторга России N651, Минэнерго России N172 от 08.04.2014 (ред. от 14.01.2016) "Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года". 2014. - 14 с.
2. Приказ Минэнерго России от 01.03.2012 N79 (с изм. от 28.12.2018) "О Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года". 2012. - 25 с.
Внутренние документы ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»
3. Презентация ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». О программе развития
нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан: текущее
состояние и перспективы развития. 2018.
4. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2015-2019 годы
Внутренние документы ПАО «Татнефть»
5. Годовой отчет ПАО «Татнефть» за 2017 год. - 18 с.
6. Стратегия развития Группы «Татнефть» до 2030 года. - 4 с.
Книги, монографии
7. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 189 с.
8. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы / монография / С.Д. Бодрунов. - СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. - 54 с.
9. Валентей С.Д. Реиндустриализация экономики России в условиях новых угроз: Учебное пособие. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 402 с.
10. Итуэлл Дж. Импортозамещающий и экспортоориентированный экономический рост. М.: Инфра-М. 2004. - 121 с.
11. Лозовский Л.Ш. Импортозамещающий и экспортоориентированый экономический рост: Учебник - М.: Инфра-М, 2014. - 122 с.
12. Пичугин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. Монография. - Екатеринбург, 2014. - 33 с.
13. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Академия», 2016. - 104 с.
14. Стародубцева Е.Б. Импортозамещение как экономического процесс: Учебник - М.: Инфра-М, 2016. - 223 с.
15. Фридрих Лист: Национальная система политической экономии. - Европа. 2015. - 87 с.
16. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент: Учебник для студентов вузов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 686 с.
Печатная периодика
17. Бондаренко Е.И. Модель реализации стратегии импортозамещения на промышленных предприятиях России // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. №4. - С. 12-20.
18. Волкодавова Е.В., Егорова А.В. Импортозамещение как фактор устойчивого развития предприятий промышленности строительных материалов. Казанская наука 2015, №10. - С. 10-36.
19. Выжитович А.М., Ершов П.А. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты. Финансы и Кредит 2018, № 5. - С. 52-63.
20. Гончарова О.Ю. Санкции как стимулирующий механизм предпринимательской деятельности // Малый бизнес в России, №11. 2016. - С. 15-28.
21. Жакевич А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права, № 1(18). 2015. - С. 36-51.
22. Краснова Л.Н., Мансурова С.А. Эффективность применения программы импортозамещения зарубежных технологий в ПАО «Татнефть» // Нефтепромысловое дело, № 9. 2016. - С. 64-67.
23. Кудрова Н.А. Стимулирующая политика регионального развития современной России на основе концепта импортозамещения // Social and Economic Phenomena and Processes, т. 10, № 2. 2010. - С. 30-35.
24. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона. Инновационный аспект. На примере Нижегородской области // Инновации, №5. 2011. - С. 12-18.
25. Мансурова С.А. Систематизация походов к понятию «импортозамещение» и его экономическая сущность // International Journal of Humanities and Natural Sciences, №8. 2017. - С. 43-47.
26. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России //Международный научно-исследовательский журнал, № 7-3 (38). 2015. - С. 5-12.
27. Свинухов В.Г., Щербина Г.П. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России // Право и экономика, № 8. 2001. - С. 15-25.
28. Фальцман В.К. Импортозамещение в ТЭК и ОПК. Вопросы экономики. 2015;(1):116-124. - С. 21-29.
29. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №3 (93). - С. 3-12.
30. Черногор И.А. Санкции как фактор воспроизводства экономической системы: пять противоречий институтов импортозамещения // Символ науки, № 6. 2015. - С. 34-37.
31. Щербина Т.А. Политика импортозамещения: финансовоэкономические и управленческие аспекты реализации // Экономика и управление, № 9. 2015. - С. 55-61.
32. Юрьев В.М. Реальные модели и инструменты импортозамещения в экономике России // Управление бизнесом, №6. 2015. - С. 33-38.
Электронные ресурсы
33. Авакян Д. На пути к импортозамещению. KAMA TYRES. [Электронный
ресурс] / Д. Авакян // Электронная газета «События». 2018. - Режим доступа: https://sntat.ru/ekonomika/na-puti-k-importozameshcheniyu-kama-
tyres-nachal-vypusk-ustanovochnoy
34. Масленников А. Импортозамещение: как избежать ошибок [Электронный ресурс] // Forbes. 2018. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/mneniya- column/konkurentsiya/271103-importozameshchenie-kak-izbezhat-oshibok
35. Нефтяное хозяйство. - 2015. http://www.oil-industry.ru
36. Филиппова Л.А. «ТАНЕКО» - концептуальный подход к
импортозамещению [Электронный ресурсы] // КиберЛенинка. 2017. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/taneko-kontseptualnyy-
podhod-k-importozamescheniyu
37. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm
38. BP: прогноз развития мировой энергетики 2035 [Электронный ресурс] // http://www.ngv.ru/upload/iblock/652/6521abdc4a60666c8498210b9efa4512.p df
Иностранные источники
39. Jay Ogilvy, Peter Schwartz, Plotting Your Scenarios. Global Business Network. December, 2011 - 275 с.
40. United Nations Conference on Trade and Development. World Trade Report
2014. Trade and development: recent trends and the role of the WTO

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ