Введение 3
1. Теоретические основы коммерческих банков с государственным
участием 6
1.1. Сущность, принципы, специфика функционирования банков с
государственным участием 6
1.2. Экономическая роль и значимость государственных банков в
развитии реального сектора экономики 15
2. Анализ деятельности банков с государственным участием в России в
современных условиях 25
2.1. Оценка места и роли кредитных организаций с государственным
участием в банковском секторе России 25
2.2. Анализ взаимодействия реального сектора и государственных банков
на современном этапе 37
3. Перспективы развития банков с государственным участием в
Российской Федерации 49
3.1. Проблемы и потенциал развития банков с государственным участием
в отечественном банковском секторе 49
3.2. Прогноз кредитования реального сектора государственными банками
с использованием математического моделирования 57
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения
Являясь страной с высокой степенью влияния государственных банков на экономику, Россия испытывает ряд сложностей в развитии ее реального сектора: в расширении инновационных видов экономической деятельности, в обеспечении высоких темпов роста производства и обновления основных средств, а также в поддержании удовлетворительной рентабельности деятельности. Преодоление этих проблем является важной национальной задачей. Именно в этой ситуации присутствие государства в капитале банков при создании ряда условий может быть использовано на благо национальной экономики.
В практике развитых стран государство активно участвует в реализации программ инновационного развития и структурной перестройки национальной экономики, и, прежде всего, в организации финансирования приоритетных направлений экономической деятельности, в том числе, через банки с государственным участием. Проведение государственных программ через эти кредитные организации дает хороший результат в случае прозрачности и удовлетворительной эффективности деятельности этих банков.
К решению проблем повышения эффективности деятельности банков с государственным участием в реализации программ развития национальной экономики в России проявлен значительный интерес со стороны различных исследователей, государства и профессионального сообщества. Однако при этом пока не выработан системный подход к реализации данных задач. Это свидетельствует об актуальности темы работы, предопределяет необходимость проведения комплексного исследования теоретических, методологических и практических аспектов функционирования банков с государственным участием в капитале, которым в России в сложившихся условиях отведена ведущая роль в решении задач социально-экономического развития России.
Значимости исследования добавляет и тот факт, как будет выстраиваться дальнейшая конкурентная среда в банковском секторе Российской Федерации, куда приведет реализуемая стратегия Банка России по консолидации банковского сектора к 2020 г., каковы будут очертания банков с государственным участием, их функционал, не приведет ли это к дополнительным рискам концентрации в будущем.
Целью настоящего исследования является определение роли банков с государственным участием в капитале в развитии реальной экономики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности и специфику деятельности государственных банков в банковской системе Российской Федерации;
- выявить значимость государственных банков и их влияние для реальной экономики России;
- провести анализ финансового состояния банков с государственным участием в России;
- оценить степень взаимодействия и координации между государственными банками и реальным сектором экономики;
- определить проблемные участки в деятельности государственных банков, с позиции построения их деятельности, нормативного регулирования и социальной значимости;
- спрогнозировать развитие доли рынка государственных банков в рамках кредитования реального сектора с учетом консолидации банковского сектора России.
Объектом исследования выступают банки с государственным участием в капитале как элементы социально-экономической системы. Предметом исследования выступают отношения банков с государственным участием в капитале с субъектами социально-экономической системы и реальным сектором в процессе реализации их целевых функций.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами отечественных и зарубежных авторов по исследуемой и смежным проблемам в области институциональной экономики, финансов и кредита, финансового анализа, корпоративного управления, менеджмента.
В работе использованы статистические методы корреляционного, регрессионного и факторного анализа, методы исследования и прогнозирования динамических рядов, методы финансового анализа деятельности банков, а также табличные и графические приемы визуализации статистических данных.
Информационно-эмпирическая и нормативно-правовая база исследования построена на фактах логического, историко-событийного, научно¬исторического и статистического характера, а также нормативно-правовых документах и данных Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Банка России, ассоциаций российских, региональных банков, коммерческих банков, материалах монографий, научных докладов, диссертаций, отчетов по научно-исследовательским работам, научных и научно-практических конференций и семинаров, периодической печати, сайтов сети Интернет и т.д.
В экономике России роль банков с государственным участием в капитале очень велика: им принадлежит более половины активов и капитала банковского сектора, они доминируют на рынке частных банковских вкладов. Это мощный сегмент отечественного банковского сектора, определяющий, по сути, развитие всей банковской системы, задающий тон в направлении развития финансовых услуг и по характеристикам этих услуг, в том числе по величине процентных ставок. Так, например, изменение процентных ставок по депозитам ПАО «Сбербанк России» неизменно влечет реакцию других банков на стоимость привлечения ресурсов. А снижение ставок по кредитам этим крупнейшим отечественным банком заставляет и другие банки понижать цену размещения ресурсов. В противном случае незамедлительно отреагирует клиентура. Поэтому роль государственных банков в России исключительно велика и в формировании сферы банковских услуг, и в формировании конкурентных отношений, и структуры управления.
Самостоятельная роль государства в рамках такой коммерческой структуры, как банк с государственным участием, не сможет проявиться автоматически, а только посредством сознательных действий самого акционера - государства. Поэтому повышение доли государства в капитале банков стало не столько случайным результатом кризиса или другого стечения обстоятельств, сколько проявилось в рамках общего русла повышения роли государства в отечественной экономике.
В ходе исследования нами были сделаны несколько выводов.
В частности по итогам теоретического исследования было определено, что участие государства в капитале банков может быть во многом двух типов - контрольное участие, когда акции банка принадлежат государству напрямую или косвенным образом больше чем наполовину и такие банки называют как банки, контролируемые государством и когда в капитале банка участие капитала составляет менее 50%. Кроме этого были выделены специфические
функции государственных банков, как социальная, оздоровительная и развивающая.
В рамках исследования было также сформулированы принципы деятельности государственных банков и их отличительные признаки. В частности государственные банки считаются более надежными, чем частные кредитные организации в силу того, что по ним государство является гарантом, кроме того у банков с государственным участием имеются определенные привилегии в отношении стратегических проектов, они первыми получают развитие и кредитование ключевых инфраструктурных проектов в России. При финансовой нестабильности, только государственные банки получают льготные субсидированные ресурсы от банков развития, государства и Банка России.
Государственные банки важны в развитии реального сектора, поскольку не у всех отраслей рентабельность бизнеса одинакова, и банки с государственным участием, как нам видится, должны развивать те отрасли, которые нуждаются в средствах острее всего. Ведь частные банки преследуют, прежде всего, получение прибыли, тогда как банки с государственным участием должны брать во внимание не только наращивание положительного финансового результата, но и быть в некоей степени банками развития, что собственно и вырисовывается из их функционала.
Однако сложившаяся структура взаимодействия банков с государственным участием для экономики России с позиции эффективности пока двойственна. С одной стороны, банки с государственным участием находятся в привилегированном статусе для оказания кредитной поддержки проектам, которые определены стратегически государством, с другой стороны, у данных кредитных организаций колоссальная ответственность за реализацию проекта. Если же проект окажется нерентабельным и непривлекательным и скажется тем самым на стабильности банков с государственным участием, то может пошатнуться весь банковский сектор, поскольку статус государственных банков - доминантна в банковском секторе.
Ведь анализ также показал, что в динамике наблюдается рост количества кредитных организаций с государственным участием. При этом в большей степени государство владеет контрольным пакетом акций - таких кредитных организаций к началу 2018 г. насчитывалось 41 единиц, против 17 кредитных организаций, где государство участвует в капитале банков, но не владеет контрольным пакетом акций. Также было определено, что за 2017 г. государством было национализированы 6 кредитных организаций, чьи акции подконтрольны государству напрямую или косвенным образом, 1 банк был ликвидирован и у 2 банков отозваны лицензии. Роль государственных банков в развитии банковского сектора России очень велика и существенна, поскольку на их долю приходится свыше половины рынка всего банковского сегмента страны, и это доминирование в динамике лишь увеличивается. Более того анализ показал, что государственные банки были более эффективны в 2015 г. и 2016 г., чем другие кредитные организации, поскольку показатели рентабельности активов и капитала у них выше, чем в целом по банкам России, тогда как результаты 2017 г. изменили это представление. Также было определено, что в составе банков, контролируемых государством, на долю ТОП-5 государственных банков приходится свыше 82% операций и услуг. Следовательно, и доминирование в банковском секторе государственных банков проходит исключительно за счет таких банков, как ПАО «Сбербанк России», ВТБ (ПАО), ВТБ 24 (ПАО), АО «Газпромбанк» и АО «Россельхозбанк».
Банки, контролируемые государством, играют важную и ключевую роль в развитии реальной экономики России. На их долю приходится свыше 60% по привлеченным средствам предприятий в структуре банковского сектора, а также свыше 80% объема корпоративной ссудной задолженности в банковском секторе России на начало 2018 г. Более того, наблюдается улучшение эффективности кредитования банками предприятий реального сектора, поскольку наблюдается снижение просроченной задолженности в динамике, что способствовало снижению кредитного риска в 2016-2017 гг., тогда как в целом по банкам России уровень рискованного корпоративного кредитования рос. В отношении структуры депозитного и кредитного портфеля государственных банков было отмечено, что в обоих случаях политика банков, контролируемых государством, нацелена на долгосрочный период, поскольку по двум портфелям срочность данных операций (свыше 3 лет) доминирует в структуре портфеля кредитов и портфеля депозитов.
Посредством построения эконометрической модели мы смогли показать, что в динамике доля государственных банков в кредитовании реального сектора может немного снизиться в текущем году и в дальнейшем будет расти и по итогам реализации стратегии развития банковского сектора до 2020 г., к этому периоду уровень контроля рынка кредитования нефинансовых предприятий со стороны государственных банков будет составлять свыше % рынка или 78%. Оценивать такое явление можно двояко, с одной стороны это негативно скажется на банковской конкуренции, с другой стороны реальный сектор стоит во главе всей экономики России, и как никто государственные банки вместе с предприятиями реального сектора должны развивать экономику России.
На основе анализа деятельности банков с государственным участием были выявлены и систематизированы основные проблемы реализации целевых функций банков с государственным участием и применения механизма корпоративного управления. Ключевыми проблемами деятельности банков с государственным участием в капитале являются: проблемы менеджмента и системы корпоративного управления, разграничение интересов в развитии государственных банков, недостаточная эффективность деятельности кредитных организаций с государственным участием, слабые социальные функции государственных банков, недостаток развития инновационного банкинга в государственных банках и т.п.
Предложены решения с целью повышения качества банковской деятельности, управления кредитными организациями и эффективности банковской системы России, в том числе в рамках обеспечения институциональной основы развития банковского сектора и его взаимодействия с Банком России целесообразно:
- легализовать и активизировать работу на современном этапе развития экономики страны по созданию государственных банков развития под стратегически важные отрасли экономики и внедрить методику оценки социально-экономической эффективности;
- разработать проекты и внести на рассмотрение в Государственную думу Российской Федерации соответствующие законы и нормативные акты;
- разграничить государственные банки федерального, регионального и местного значения с соответствующей иерархией и потребностями стратегического значения;
- совместно с Банком России внедрить систему мониторинга социально-экономической эффективности, которая может быть реализована в специальном рейтинге или аудите таких банков.
Банки с государственным участием могли бы выполнять функции банков развития, инновационных институтов, участвовать в реализации других проектов, кредитование которых для коммерческих банков слишком рискованно.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 23.05.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 31.05.2018.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 7.03.2018 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 31.05.2018.
3. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177- ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 31.05.2018.
4. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.05.2007 г., № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 31.05.2018.
Книги, монографии
5. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. / А.Н. Азрилян. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1472 с.
6. Бажанов С.В., Лапидус М.Х., Львов Ю.И., Тарасевич Л.С. Российские банки. Прошлое и настоящее. / под общ. ред. С.В. Бажанова. - СПб.: КультИнформПресс, 2004. - 624 с.
7. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. / И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
8. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel. / В.Р. Бараз. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». 2010. - 102 с.
9. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. / Г.Н. Белоглазова. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 620 с.
10. Бровкина Н.Е. Закономерности и перспективы развития кредитного рынка в России: монография. / Н.Е. Бровкина. - М.: КНОРУС, 2013. - 241 с.
11. Елисеева И.И. Эконометрика. / И.И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 344 с.
12. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. / Е.Ф. Жуков. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 783 с.
13. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Маркова О.М. Банки и банковские операции. / под общ. ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи «ЮНИТИ», 1997. - 471 с.
14. Кравцова Г.И., Василенко Н.К. Основы деятельности коммерческих банков / под общ. ред. Г.И. Кравцовой. - М.: БГЭУ, 2007. - 478 с.
15. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика / под общ. ред. Кремера Н.Ш.
- М.: КНОРУС. 2010. - 302 с.
16. Ларионова И.В. Эффективность деятельности банков с государственным участием: критерии, оценка и направления повышения. / И.В. Ларионова. - М.: РУСАЙНС, 2015. - 248 с.
17. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. / А.С. Селищев. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.
18. Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. / Я.В. Сергиенко. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 384 с.
19. Харитонова Р.С. Экономико-математическое моделирование в экономике. / Р.С. Харитонова. - Казань: КГФЭИ, 2009. - 216 с.
Диссертации
20. Бабаев С.С. Эффективность деятельности банков с государственным участием (на примере ОАО «Сбербанк России»): дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2011. - 183 с.
21. Конягина М.Н. Банки с государственным участием в банковской системе Российской Федерации: дисс. . док. экон. наук. Санкт-Петербург, 2013. - 501 с.
Печатная периодика
22. Бабаев С.С. Какой банк можно назвать государственным / С.С. Бабаев // Деньги и кредит. - 2011. - № 7. - С. 58-61.
23. Бабичева Ю., Черных С. «Реальный сектор», банки и инфляция / Ю. Бабичева, С. Черных // Вопросы экономики. - 2016. - № 2. - С. 133-140.
24. Балаганский С.П. Реальный сектор экономики как объект экономического анализа / С.П. Балаганский // Вестник СГСЭУ. - 2016. - № 1(40). - С. 9-12.
25. Велиева И.С. Поиск оптимальной стратегии отказа от экстренных мер поддержки российского банковского сектора / И.С. Велиева // Деньги и кредит. - 2015. - № 5. - С. 58-67.
26. Глушкова Е.А. Границы государственного сектора в банковской системе / Е.А. Глушкова // Банковское дело. - 2016. - № 8. - С. 34-37.
27. Кроливецкая В.Э., Тихомирова Е.В. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики / В.Э. Кроливецкая, Е.В. Тихомирова // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С. 22-28.
28. Кругляк Л.И. Управление системой взаимосвязей коммерческих банков с предприятиями / Л.И. Кругляк // Бизнес и банки. - 2016. - № 43. - С. 1¬5.
29. Ларионова И.В. Эффективность деятельности банков с государственным участием в капитале в условиях нестабильной макроэкономической среды / И.В. Ларионова // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 7. - С. 12-21.
30. Новоселова Е.Г. Оценка потребности реального сектора экономики России в банковских продуктах / Е.Г. Новоселова // ЭКО. - 2016. - № 5. - С. 40-55.
31. Переверзева А.А. Банки с государственным участием как инструмент развития реального сектора экономики / А.А. Переверзева // Проблемы достижения современной науки. - 2017. - № 1. - С. 112-115.
32. Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Формы банковского кредитования реального сектора экономики региона / И.Н. Рыкова, Н.В. Фисенко // Финансы и кредит. - 2015. - № 44. - С. 2-10.
33. Сафина Т.Р. Финансовый и реальный сектор экономики: подходы к оценке места и роли в экономике / Т.Р. Сафина // Финансы и кредит. - 2015. - № 46. - С. 17-26.
34. Султанов Г.С., Алиев Б.Х., Магомедова А.М., Джанбулатова С.М. Современное состояние и проблемы развития банковского сектора РФ / Г.С. Султанов, Б.Х. Алиев, А.М. Магомедова, С.М. Джанбулатова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 8 (часть 2). - С. 399-403.
35. Терновская Е.П. Реальный сектор экономики и российские коммерческие банки: проблемы и перспективы взаимодействия / Е.П. Терновская // Финансы и кредит. - 2016. - № 11. - С. 8-14.
36. Цапиева О.К. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики: вопросы теории / О.К. Цапиева // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 1. - С. 18-29.
37. Цыренова Д.С. Проблемы и направления совершенствования регулирования деятельности банков с государственным участием / Д.С. Цыренова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017. - № 58. - С. 193-199.
38. Черковец В.В. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства / В.В. Черковец // РЭЖ. - 2016. - № 11-12. - С. 49-63.
Электронные ресурсы
39. АО «Россельхозбанк». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/bank/rshb/
40. Банк с государственным участием. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.banki .ru/wikibank/bank s gosudarstvennyim uchastiem/
41. Главная проблема кредитных организаций сегодня достаточно ясна. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://viperson.ru/articles/glavnaya-problema-kreditnyh-organizatsiy-segodnya-dostatochno-yasna
42. Государственные банки России, полный список 2018. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www. bankodrom. ru/spisok-gosudarstvennyh-
bankov-rossii/
43. Инфляция на потребительском рынке. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://cbr.ru/statistics/?PrtId=macro sub
44. Национальные счета. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
45. Национальный Клиринговый Центр. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.banki .ru/banks/bank/ncc/
46. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //cbr.ru/publ/?PrtId=nadzor
47. ВТБ 24 (ПАО). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.banki .ru/banks/bank/vtb24/
48. ПАО «Связь-Банк». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.banki .ru/banks/bank/sviaz-bank/
49. Российский национальный коммерческий банк. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.banki .ru/banks/bank/rncb/
50. Статистический бюллетень Банка России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs
51. Управляющая компания ФКБС. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://amfbc.ru/
52. Хандруев A.A. Банки с государственным участием: проблемы и
перспективы. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.bfi .ru/site/rus/develop/sta-te banks. pdf.