Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО 8
1.1. Понятие профессиональной компетентности обучающихся СПО 8
1.2. Механизмы формирования профессиональной компетентности
обучающихся СПО 14
1.3. Преимущества и проблемы применения кейс-метода при формировании
профессиональной компетентности у обучающихся СПО 19
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНПОО СПО «ИЖЕВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 27
2.1. Краткая характеристика АНПОО СПО «Ижевский финансово-юридический колледж» 27
2.2. Особенности применения кейс-метода как средства формирования профессиональной компетентности обучающихся АНПОО СПО «Ижевский
финансово-юридический колледж» 30
2.3. Анализ применения кейс-метода как средства формирования
профессиональной компетентности у обучающихся АНПОО СПО «Ижевский
финансово-юридический колледж» 34
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС- МЕТОДА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНПОО СПО «ИЖЕВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 41
3.1. Проблемы применения кейс-метода при формировании профессиональной компетенции у обучающихся АНПОО СПО «Ижевский финансово- юридический колледж» 41
3.2. Предложения по совершенствованию применения кейс-метода как средства
формирования профессиональной компетентности у обучающихся АНПОО СПО «Ижевский финансово-юридический колледж» 44
3.3. Социально-образовательный эффект использования кейс-метода в АНПОО
СПО «Ижевский финансово-юридический колледж» как средство формирования профессиональной компетентности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут студентам среднего профессионального образования достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание занятий.
Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. Поиск решения проблем в подготовке компетентных специалистов привел к созданию интерактивных методов, средств или технологий, которые направлены на применение теоретических знаний на практике путем создания определенных условий, ситуаций в профессиональной деятельности во время учебного процесса. К одним из таких технологий и относится кейс-метод.
Вопрос подготовки компетентных специалистов интересовал многих исследователей, среди которых В.Байденко [4], Г.Белицкая [5], Л.Берестова [6], Л.Выготский [10], Н.Гришанова [15], И.Зимняя [25], И.Зязюн [26], Н.Кузьмина [30], А.Маркова [31], Дж.Равен [47], Н.Хомский [58] и др.
Анализ научной литературы по проблемам исследования профессиональной компетентности показывает, что до сегодняшнего дня у исследователей нет согласованной позиции относительно содержания профессиональной компетентности в целом и профессиональной компетентности будущих экономистов в частности.
Кейс-метод является педагогической технологией, которая обеспечивает самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося и его активности. Такие современные исследователи, как Дубинина Г.А. в своей работе «Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку», Чулова Ю.С. в статье «Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения», Семушина О.А. - «Кейс-метод как интерактивный метод обучения при изучении дисциплины «Управление человеческими ресурсами» занимались изучением кейс-технологии. В. Я. Платов при рассмотрении сущности кейс-технологии утверждал, что игра представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики [42]. Он выделил признаки, которые отличают анализ ситуаций от других методов обучения. Ю. П. Сурмин рассматривал аспекты взаимодействия кейс-метода и проблемного обучения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материала, посвященного использованию кейс-технологии как средства формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования. Разработанные кейсы могут быть использованы на занятиях в колледжах, училищах, школе. Это и составляет практическую значимость работы.
Проблема данной темы - существует ли взаимосвязь между применением кейс-метода и формированием профессиональной компетентности у обучающихся профессиональных образовательных организаций?
Объект исследования - автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация среднего профессионального образования «Ижевский финансово-юридический колледж».
Предмет исследования - процесс формирования профессиональных компетенций у студентов с помощью кейсов в изучении дисциплины «Экономика» в АНПОО СПО «ИФЮК».
Гипотеза - применение кейс-метода на занятиях по экономике в СПО способствует формированию профессиональной компетентности у студентов.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся профессиональных образовательных организаций и предложить меры по совершенствованию его применения.
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
1) рассмотреть понятие профессиональной компетентности обучающихся и средства его формирования;
2) рассмотреть преимущества и проблемы применения кейс-технологии при формировании профессиональной компетентности студентов СПО;
3) рассмотреть кейсовую технологию на занятиях по экономике как метод обучения в АНПОО СПО «Ижевский финансово-юридический колледж»;
4) проанализировать эффективность использования кейс-технологий в АНПОО СПО «Ижевский финансово-юридический колледж».
Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод, анализ использования современных подходов в обучении, беседа, педагогический эксперимент.
Апробация результатов исследования - по теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в следующих журналах:
1. http://novaum.ru/public/p397 (РИНЦ);
2. «Проблемы современного педагогического образования» гуманитарно-педагогической академии «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, стр. 79-85 (ВАК).
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе описываются теоретические основы формирования профессиональных умений и навыков у обучающихся в профессиональных образовательных организациях, а именно понятие профессиональной компетентности у студентов СПО и средства его формирования. Рассматривается история появления кейс-метода, преимущества и проблемы применения кейс-технологии в профессиональных образовательных организациях.
Во второй главе описано применение кейс-технологии как средства формирования профессиональной компетентности обучающихся в СПО на занятиях по экономике и анализ эффективности его применения. Кроме того, изучены особенности применения кейс-метода преподавателями в АНПОО СПО «ИФЮК».
В третьей главе предоставляются проблемы применения кейс-технологии при формировании профессиональной компетентности у обучающихся АНПОО СПО «ИФЮК», даны рекомендации по совершенствованию применения кейс- метода в колледже, описан социально-образовательный эффект использования кейс-метода в СПО.
В заключении подводятся краткие выводы по работе. В конце работы приводится список литературы и приложений.
Сегодня профессиональное образование в России направлено на формирование компетентных специалистов высокого уровня. И одной из самых главных задач системы образования является создание качественного обучения путем внедрения компетентностного подхода. Данный подход ориентирован на личность студента СПО и реализовывается в ходе выполнения студентом определенного комплекса действий.
Компетентность студентов колледжей состоит из мобильности знаний, умения применять полученные знания и критичности мышления. Следовательно, профессиональная компетентность студентов СПО - это полученные в процессе обучения знания и опыт, которые необходимы для эффективной деятельности в дальнейшей профессиональной области студента.
Преподаватели образовательных организаций понимают, что для решения проблемы подготовки компетентных кадров необходимо осваивать новые технологии и методы обучения. Одним из эффективных методов обучения является кейс-метод.
Место метода case-study в российской системе профессионального образования далеко не однозначно. Сформулируем принципы развития метода case-study и внедрения его в программы среднего профессионального образования:
1 .Метод кейсов необходимо как можно быстрее внедрить в программы подготовки специалистов СПО по современным рыночным специальностям, в которых доминирует ситуационное знание и ситуационная деятельность, таким как менеджмент, экономика, социология, маркетинг и т.п.
2. Активизировать использование кейс-метода в системе дополнительного профессионального образования, особенно при реализации программ профессиональной переподготовки.
3. Метод кейс-технологии необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления; чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы.
4. Применение кейс-метода должно быть методически обосновано и обеспечено. Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case-study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на методическом совете и являться целью повышения квалификации преподавателей.
Опыт по реализации кейс-метода показал, что такая форма групповой и коллективной работы студентов имеет достаточно много преимуществ. Самым значимым результатом явилась корреляция использования кейс-метода и повышение креативности мыслительной деятельности студентов и преподавателей.
Первая глава выпускной квалификационной работы рассматривает теоретические основы формирования профессиональной компетентности у обучающихся СПО. Современному социуму нужны выпускники среднего профессионального образования, которые будут способны решать как жизненные, так и профессиональные проблемы. Следовательно, для подготовки компетентных специалистов современной системе образования необходимо создать условия для качественного обучения. Одной из наиболее важных проблем учреждений СПО при формировании профессиональных компетенций является выбор методов и технологий обучения. Средства формирования компетенций у обучающихся СПО на сегодня должны быть направлены на практическую деятельность.
- организация учебной, производственной и преддипломной практики студентов колледжа;
- внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения;
-создание условий для самостоятельно-исследовательской деятельности, проведение научно-практических конференций;
- привлечение студентов к участию в предметных кружках;
- проведение творческих выставок на старших курсах;
- проведение дней открытых дверей в организациях, подходящих по специальности обучающихся;
- участие в конкурсах профессионального мастерства (например, WorldSkills);
- введение новых, интерактивных методов обучения, таких как ситуационные игры, кейс-метод и т.д.
Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися. Одним из эффективных интерактивных методов обучения является кейс-метод.
Кейс-технология имеет следующие преимущества - реализм, минимальное давление на студентов, активное взаимодействие участников занятий с применением кейс-метода. Недостатками данного метода являются появление заблуждений, отсутствие конкретных выводов, самодостаточность кейсов, нехватка времени.
Вторая глава отражает результаты анализа применения кейс-метода как средства формирования профессиональной компетентности у студентов АНПОО СПО «ИФЮК». Для изучения связи между применением кейс-метода и формированием профессиональной компетентности мы провели эксперимент в колледже.
Сначала был проведен контроль остаточных знаний. Студентам был предоставлен разработанный нами тест по обществознанию с 25 вопросами, в каждом из которых было 3-4 варианта ответов.
Затем в группе было проведено 8 занятий. Второй этап заключался в проведении традиционных лекционных уроков в первой половине обучения (первые 4 занятий); а во второй половине, с 5 занятия по 8, студенты знакомились с кейс-технологией.
3 этап - анализ исследования. Было проведено тестирование, в которое входило 35 вопросов по изученным темам. Первые 17 вопросов были сформулированы по темам лекций, а остальные 18 - по занятиям с использованием кейс-технологии.
В результате исследования можно заметить, что показатели уровня знаний у студентов АНПОО СПО «ИФЮК» повысились на 11,1 %.После применения кейс-метода на занятиях повысились не только умственные способности обучающихся, но и активизация самостоятельной деятельности.
В третьей главе можно ознакомиться с рекомендациями по совершенствованию применения кейс-метода как средства формирования профессиональной компетентности у студентов АНПОО СПО «ИФЮК». Мы рассмотрели проблемы применения кейс-метода и предложили их решения.
Основные проблемы применения кейс-метода в АНПОО СПО «ИФЮК»:
1. Поверхностный анализ кейсового задания и принятие решения студентами в условиях неполной информации;
2. Недостаток психологического комфорта у обучающихся колледжа при решении кейсового задания;
3. Плохо сформулированный вопрос кейса преподавателем не позволяет получить студентам необходимую информацию для решения и анализа задания;
4. Из-за торопливости и неразвитости аналитического потенциала обучающегося зачастую истинная проблема, заложенная в ситуации, остается не полностью выявленной на занятиях по экономике.
Для решения первой проблемы мы предлагаем в ходе занятия «лидерам» подгрупп при выступлении рассказать, какие решения проблем выдвигались каждым участником. Возможность высказаться и раскрыть свою точку зрения поможет каждому студенту приобрести такие качества как коммуникабельность и ответственность. Это позволит студентам правильно излагать свои мысли, позволит каждому вникнуть в суть дела и глубже рассмотреть проблемную ситуацию. Отдельно взятый участник интерактивного занятия научиться составлять и планировать ход своего выступления.
Решение второй проблемы на занятиях по экономике в АНПОО СПО «ИФЮК» путем проведения знакомства студентов с кейс-технологией и подбором подходящего стиля общения с группой приведет к повышению мотивации обучающихся к учебному процессу. Благоприятные психологические условия на занятии предоставят возможность студентам получить такие компетенции как ориентация на развитие профессиональных навыков и умение работать в команде.
Решение третьей проблемы - подробное объяснение педагога обучающимся колледжа о целях и задачах кейса. Кроме этого, работа с кейс- методом у обучающихся колледжа легче воспринимается в том случае, когда задания кейсов базируются на местном материале.
Применение в кейсовых заданиях местного материала поможет студентам лучше визуализировать проблемную ситуацию, что будет способствовать лучшему усвоению материала изучаемой темы. Обучающиеся быстрее начнут ориентироваться по кейсу, тем самым сэкономят больше времени на решении задания.
Для решения четвертой проблемы неразвитости аналитического потенциала метод case-study необходимо использовать с другими методами обучения, в том числе традиционными, которые будут закладывать у студентов обязательное нормативное знание и определенные методологические принципы.
Таким образом, мы рассмотрели формирование профессиональной компетентности у студентов, применили кейс-метод на занятиях в АНПОО СПО «ИФЮК», проанализировали эффективность применения кейс- технологии на занятиях по экономике и дали рекомендации по устранению проблем использования данного интерактивного метода.
Следовательно, гипотеза о том, что кейс-метод способствует формированию профессиональной компетентности у студентов СПО, была подтверждена. Использование кейс-метода способствует творческому развитию потенциала личности, учит студента решать поставленные задачи, активизирует мыслительную деятельность и формирует новое мышление.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
2. Абдукадыров, А.А. Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665.
3. Ануфриева, Д. Ю. Личный опыт учителя как составляющая его компетентности / Д. Ю. Ануфриева // Компетентностный подход в интеллектуально-развивающем образовательном пространстве региона: материалы третьей международной научно-методическая конференции [Лозинские чтения]. - Псков: ПГПУ, 2015. - 432 с.
4. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. — 2014. - № 11 - С. 21-28.
5. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белицкая. - М.: Академия, 2016. - 157 с.
6. Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя / Л.И. Берестова. - М., 2011 - 257 с.
7. Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» / П.В. Беспалов // Педагогика. -2013. - №4. - С. 45-50.
8. Борисенко, Е.Н. Теоретико-методологическое обоснование педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента / Е. Н. Борисенко // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 84¬94.
9. Варданян, М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study / М.Р. Варданян. - Тобольск: ТГСПА им.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2008. - 341 с.
11. Вылегжанина, И.В. Организация и апробация дистанционного обучения / И.В. Вылегжанина // Научно-методический журнал. -2007. - № 4. - С.18-27.
12. Гаджиева, П.Д. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения / П.Д. Гаджиева // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 7 (85). - С. 32-39.
13. Гапсаламов, А.Р. Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука / Н.И. Зиганшина, А.Р. Гапсаламов // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. № 2 (март- апрель) - С.50-61.
14. Гаранина, Р.М. Методика проведения занятия методом кейс-анализа в медицинском вузе/ А.А. Гаранин, Р.М. Гаранина // Высшее образование в России. - 2016. - № 2 (198). - С. 131-136.
15. Гришанова, Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / Н.А. Гришанова. -М.: 2012. - 146 с.
16. Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: история разработки и использованияметода в образовании, / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Современныеисследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2013. - № 6 (26). -С. 24-29.
17. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии:
Интегральная и ТОГИС / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 258 с.
18. Гуревич, А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах/ А.М. Гуревич. - СПб., 2008. - 336 с.
19. Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю. В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - №. 2. - С. 1-18.
20. Дзатцеева, Т.С. Кейс технологии на уроках Литературы / Т.С. Дзатцеева. - М.: Просвещение, 2012. -105 с.
21. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология
профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600(Дата
обращения: 23.03.2018).
22. Завгородная, Е.Г. Главные условия использования кейс технологий/ Е.Г Завгородная. - Школа,2013. - с.15.
23. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии / В.С Зайцев. - Челябинск, ЧИПУ, 2012. - 496 с.
24. Зеер, Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования// Высшее образование в России.-2005.-№4.- с.23-30.
25. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. -
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 236 с.
26. Зязюн, И.А. Педагогическое мастерство / И.А.Зязюн,
Л.В.Крамущенко. - М.: Учебник, 2015. - 226 с.
27. Кайзер Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин (основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения) / Ф.Й.
Кайзер, Х. К Камински. - М.: Вита пресс, 2007. - 182 с.
28. Каминская, Л.П. Характеристики кейс метода / Л.П. Каминская. -
М.: Наука, 2011. - 87 с.
29. Кострова, Ю.С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» / Ю.С. Кострова // Молодой ученый. — 2017. — №12. С. 102-104.
30. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина - М., 2016. - 165 с.
31. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 2010 - 346 с.
32. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М., 2008 - 178 с.
33. Назарова, О.Н. Компетентность как фактор эффективного управления и повышения эффективности образования / О.Н. Назарова // Инновационная деятельность образовательных учреждений региона. - Брянск: РИО БГУ, 2016. - С. 124-127
34. Нежельский, А. Н. Реализация компетентностного подхода в высшей военной школе на основе контекстного обучения / А. Н. Нежельский // Инновации в образовании. - 2014. -№ 11. - С. 73-83.
35. Новикова, Е.Б. Подготовка студентов к проектной деятельности. / Е.Б Новикова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №11. -С.9-10.
36. Новолодская, С. Л. Синергетический подход к исследованию педагогических проблем в поликультурном образовании / С. Л Новолодская // Инновации в образовании. - 2012. - № 1. - С. 60-72.
37. Основина, Т.Ю. Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности / Т.Ю. Основина // Вестник Челябинского пед. университета.- 2008. - № 12. - С. 103-112.
38. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании. [Электронный ресурс] — http://www.znanie.org/jornal/n3_08/Pavel3.pdf(Дата обращения: 30.04.2018).
39. Пажитнева, Е.В. Кейс технологии для развития одарённости / Е.В.Пажитнева // Литература в школе. - 2016. - №4. - С.25.
40. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. / А.П. Панфилова // Активное обучение: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - 2012. - № 6. - С. 19-30.
41. Паринов, С. И. Кейс бум / С. И. Паринов. - Новосибирск, ИЭОПП. -
2012. - 378 с.
42. Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение/
В. Я. Платов. - М.: Профиздат. - 2017. - 226 с.
43. Пожитнева, В.В. Кейс-технологии для развития одаренности/ В.В.
Пожитнева// Химия в школе. - 2008. - №4. - С.13-17.
44. Полат, Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской
Федерации / Е. С. Полат // Информатика и образование. - 2005. - № 4. - С.13¬
18.
45. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. - М: Академия, 2008. - 368 с.
46. Пырьева, В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» / В. В. Пырьева // Информатика и образование. - 2009. - № 11, - с.25-28.
47. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. - М., 2002. (англ. 1984).
48. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.
Селевко. - М; Ладога , 2011 - 96 с.
49. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно- методическое пособие / С. Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 - 234 с.
50. Сухомлинский, В. А. - Не только разумом, но и сердцем.... / В. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2005. - 237 с.
51. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.:
Педагогика, 2010, 145 с.
52. Талызина, Н.Ф. Развитие П.Я.Гальпериным деятельностного подхода
в психологии/ Н.Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 2002. - №5. - с.42¬50.
53. Тестов, В. А. - Информационное общество: переход к новой
парадигме образования / В. А. Тестов // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 15¬21.
54. Трапезникова, Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод(метод ситуационного анализа) / Трапезникова, Т.Н // Территория науки. -
2015. - № 5. - С. 52-59.
55. Федянин, Н.К. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. К.
Федянин, В. Д. Давиденко // Обучение за рубежом, - 2010, - №7 - С. 51-59.
56. Фендельштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс
развития современного социума / Д. И. Фендельштейн // Педагогика. - 2012.
- № 1 - С. 19-27.
57. Хасан, Б.И. Развитие субъектов образовательной деятельности
посредством формирования ключевых компетенций / Б.И. Хасан // Педагогика образования. - 2004. - № 4. - С. 31-33
58. Хомский, Н.К. Аспекты теории синтаксиса / Н.К Хомский. - М. - 2005 (англ. 1998)
59. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для
студентов высш. учеб. Заведений / А. В. Хуторской. - М., - 2008. - 256 с.